В процессе анализа производства продукции осуществляется формирование и выполнение производственной программы по стратегическим позициям, даётся оценка эффективности перспектив её реализации, а также определяются экономические последствия управленческих решений по дальнейшему развитию и регулированию объёма производства.
Объем выпускаемой продукции зависит от ряда условий: наличия производственных мощностей, сырья, материалов, трудовых ресурсов, рынков сбыта. Разработка программы деятельности предприятия на предстоящий период начинается с определения номенклатуры и количества конкретных видов продукции, которые должны быть произведены в намеченном периоде.
Объём производства и реализации продукции может выражаться в:
— натуральных измерителях (штуки, метры, тонны), их используют при анализе продукции по отдельным видам и группам однородной продукции;
— условно-натуральных (условные пары обуви, тысячи условных банок), применяется для обобщённой характеристики объёмов производства продукции;
Производственный анализ
— стоимостные, применяются также для обобщённой характеристики объёмов производства и выражают стоимость продукции.
Связь между натуральными и стоимостными измерениями объемов производства осуществляется через систему цен на продукцию.
Основными показателями объёмапроизводства служат:
Товарная продукция — отличается от валовой тем, что в неё не включается остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот.
Валовая продукция — это стоимость всей производственной продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство.
Объём реализации продукции включает стоимость продукции отгруженной и оплаченной заказчиками и покупателями.
Реализация продукции является связующим звеном между производством и потреблением, от того как продаётся продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объём её производства.
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции.
Ассортимент — детализированная номенклатура выпуска изделий.
Номенклатура – перечень продукции одинакового значения,, реализуемой предприятием.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должна учитывать спрос на данные виды продукции и наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и технологических, финансовых ресурсов.
Система формирования ассортимента включает:
1. Определение потребностей и запросов покупателей;
2. Оценку уровня конкурентоспособности продукции;
3. Изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению более совершенных видов продукции;
4. Оценку степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту производится с помощью коэффициента ассортиментности, который оценивается в процентах.
Он определяется: отношением общего фактического выпуска продукции, зачтённого в выполнении плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции.
Анализ деятельности предприятий
Продукция, изготовленная сверх плана, или не предусмотренная планом не зачитывается в выполнении плана по ассортименту.
План по ассортименту не может быть выполнен более, чем на 100 %.
Если план не выполнен хотя бы по одной номенклатурной позиции, план по ассортименту считается не выполненным.
Основными причинами невыполнения плана по ассортименту являются:
· Недостаток производственной мощности;
· Недостаток рабочих необходимого профессионально – квалификационного состава;
· Отсутствие необходимого оборудования или низкий уровень его загрузки;
· Нехватка материальных ресурсов;
· Организационные причины (недостатки в планировании, низкий организационный уровень производства);
В процессе анализа следует провести оценку структурных сдвигов в составе продукции и их влияние на экономические показатели.
Увеличение объёма производства по одним видам и сокращения по другим приводит к изменению её структуры.
Структура продукции – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных её видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции.
Изменение структуры оказывает большое влияние на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, себестоимость, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот.
То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Для расчёта влияния структурных сдвигов используют:
— метод прямого счёта по всем изделиям
— метод средних цен
При методе средних цен прирост объёма продукции (∆ВПстр.) за счёт изменения структуры определяется:
∆ВПстр.= (Цф — Цпл) * Кф
где Цф, Цпл – средние оптовые цены по плану и фактически
Кф – фактическое количество изделий в отчётном периоде
Метод прямого счёта по всем изделиям производится следующим образом:
∆ВПстр = Впф * УДф – ВПф * УДпл
где ВПф – фактический выпуск продукции
УДф, УДпл – соответственно фактическая и плановая структура
2.4. Анализ ритмичности выпуска продукции
Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объёме и ассортименте, предусмотренные планом.
Нельзя путать равномерность и ритмичность. Предприятие может работать равномерно, но не ритмично.
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объём незавершённого производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах; не выполняются поставки по договорам; перерасходуется фонд заработной платы, все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.
Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели:
К прямым относятся:
1. Коэффициент ритмичности — определяется путём суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.
Значение коэффициента должно стремиться к 100%.
2. Коэффициент вариации — определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки к среднесуточному плановому выпуску продукции.
Анализ формирования и выполнения производственной программы
Управленческий анализ проводится для получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит оперативный характер, а его результаты являются коммерческой тайной.
Целью управленческого анализа являются:
· оценка прошлой деятельности;
· положение на момент анализа;
· оценка будущего потенциала.
Особенностями управленческого анализа являются:
− ориентация результатов анализа на свое руководство;
− отсутствие регламентации анализа со стороны;
− более детальный подход – всестороннее изучение деятельности предприятия;
− максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Управленческий анализ в свою очередь подразделяется на анализ объема производства и реализации продукции, использования производственных ресурсов и взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли.
По содержанию процесса управления выделяют: перспективный анализ, оперативный, текущий анализ, по итогам деятельности за тот или иной период, сравнительный, факторный и функционально-стоимостной.
Основными методами и приемами управленческого анализа являются:
а) горизонтальный (динамический), на начало года, конец года;
б) вертикальный, структурный (удельный вес каждой категории работников в общей численности промышленно–производственного персонала, структура затрат);
в) трендовый – математический прогноз, перспективный;
г) расчет коэффициентов (износа основных средств, оборота рабочей силы, оборачиваемости капитала);
д) анализ по абсолютным данным и разные количественные методы и приемы (статистические; экономико-математические; экономически-регрессионные связи).
Основные этапы анализа:
1) определение подхода к анализу – сравнительный (с нормативами), сравнение в динамике (с прошлым периодом) данного предприятия с аналогичными или конкурентами;
2) оценка качества информации (как сказывается учетная политика предприятия);
Объектом анализа выступают различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта.
Субъектами анализа могут быть различные организационные структуры внутрихозяйственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы. Проводится управленческий анализ по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции, отставание в конкурентной борьбе и т.д.
Информационной базой анализа служат данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, акты ревизий и инвентаризаций, аналитические расчеты, а также сведения, добытые у конкурентов в результате промышленного шпионажа.
Потребителями данной информации являются менеджеры предприятия, совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, бригадиры, мастера и др.
Анализ формирования и выполнения производственной программы.
Анализ формирования и выполнения производственной программы включает в себя: 1) анализ объема продукции;
2) анализ ассортимента продукции;
3) анализ структуры продукции.
При анализе динамики объема производства продукции могут применяться натуральные, условно-натуральные, стоимостные показатели объемов производства продукции. Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид.
Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот. Она
выражается в сопоставимых действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки
незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям (метод начисления: РП1=ОГПн + ТП — ОГПк (остатки готовой продукции), или по оплате – выручке (кассовый метод: РП2=ОТотгруж н + ОП — ОТ отгруж к). Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют натуральные показатели объемов производства и реализации. Условно-натуральные показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо выполнение плана не только по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем Общероссийском классификаторе продукции (ОКП).
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .
Источник: studopedia.org
Анализ производственной программы:
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям продаж. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом. Главной задачей анализа производственной программы, динамики изменения объема продукции является систематическое нлюдение и контроль за выполнением организацией ченных ею планов и договорных обязательств.
Состояние и движение основных производственных фондов
Фактически за предыдущий год
Фактически за отчетный год
Начисление ОПФ на начало года
Вход в действие ОПФ
Наличием ОПФ На конец года
Продолжение таблицы 2.2.7
Изменение ОПФ, сумма
Коэффициент обновления ОПФ
Коэффициент выбытия ОПФ
Коэффициент интенсивности обновления ОПФ
Повышение эффективности использования основных средств имеет важное значение, как источник расширения производства, так как фондоотдача показывает, сколько рублей товарной продукции приходится на один рубль основных средств. Основными показателями функционирования предприятия являются фондоемкость, фондоотдача и рентабельность. Для расчета этих показателей необходимо знать основные фонды и товароборот.
где N-объем выпуска товарной продукции, S- среднегодовая стоимость основных производственных фондов
Фондоотдача и фондоемкость за период 2011 и 2012 гг. (млн. рублей)
Показатели ,тыс. руб.
1. Объем выпуска товарной продукции
2. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
Среднегодовая стоимость основных фондов снизилась на 485, а фондоотдача увеличилась на 0,1 из-за роста товарооборота. Фондоемкость снизилась на 0, 02 из-за снижения среднегодовой стоимости основных фондов.
Коэффициент фондовооружённости (ФВ) определяется следующим образом:
где О — стоимость основных фондов, млн. руб; Ч — среднесписочная численность работающих предприятия.
Коэффициент фондовооружённости (млн. рублей)
Среднесписочная численность работающих
Общая стоимость оборудования
По сравнению с предыдущим годом фондовооружённость предприятия в отчётном году возросла на 0.7%, что говорит о повышении производственного потенциала предприятия, общая стоимость оборудования снизилась, среднесписочная численность работающих увеличилась, но не значительно.
Рентабельность основной деятельности за предыдущий год показывает, что на рубль затрат организации приходится лишь 89 рублей прибыли. В отчетном году значение снизилось на 82 рубля. На уменьшение показателя рентабельности повлиял опережающий рост себестоимости по сравнению с темпами роста прибыли от продаж.
Показатели рентабельности наиболее полно характеризуют эффективность финансовой деятельности предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т. д. они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Источник: studfile.net