Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» (Сборник рабочих программ «Школы России». 1-4 классы. ФГОС. Авторы сборника: С.В.Анащенкова, М. А. Бантова, Г.В.
Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2011.).
На изучение курса «Технология» отводится 1 час в неделю – 33 часа (33 учебные недели).
Возможность предмета «Технология» позволяет гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования систем специальных технологических и универсальных учебных действий.
Изучение курса «Технология» направлено на достижение следующих целей:
— приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
Программа Школа России (изд. Просвещение). Рабочие тетради 1 класс
— приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями , технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
— формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
— теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности – понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
— духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
— формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
— формирование целостной картины мира на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
— развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
Технология в начальной школе. Модули примерной рабочей программы и их реализация в УМК «Перспектива»
— формирование на основе овладения культурой проектной деятельности;
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника – «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». Особое внимание в программе отводится практическим работам.
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение), «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Математика и информатика».
Источник: compedu.ru
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н. И., Анащенковой С. В. «Технология»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», 2011 г., II ч., с. 20).
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
«Земля и человек» – 21 ч
«Человек и вода» – 3 часа
«Человек и воздух» – 3 часов
«Человек и информация» — 6 часов
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник 4 кл, Просвещение 2014
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь 4 кл, Просвещение 2014
Формы организации учебного процесса
- Индивидуальная, групповая, в парах, тройках, четвёрках
- работа с интерактивными ресурсами
- проект исследования, коллективная работа
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- Конструирование и моделирование.
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
- Практика работы на компьютере.
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию,выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Содержание учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств.
Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Формы и средства контроля
- работы учащихся;
- деятельность учащихся;
- статистические данные.
- наблюдение;
- оценивание процесса выполнения;
- портфолио.
- поощрение всех видов речевой деятельностей, осуществляемой в разнообразных целях.
- Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2011
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., ФрейтагИ.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2014
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс (128 с.), Просвещение 2014
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2014
Тематическое планирование
Элементы содержания.
Источник: publekc.ru
Презентация на тему Реализация ФГОС НОО в УМК «Технология. 1-4 классы» авторов Н. И. Роговцевой и
Слайд 2 Состав завершённой предметной линии «Технология» УМК «Перспектива»
Учебник
Рабочая тетрадь
пособие с
поурочными
разработками
Слайд 3Что такое технология?
последовательность приёмов и операций по преобразованию сырья
(материалов), энергии и информации в конечный продукт (изделие),
имеющий личную или общественную значимость
совокупность процессов, правил, приёмов, методов обработки
материалов, применяемых при изготовлении какого-либо вида
продукции в сфере производственной деятельности
любая преобразующая, творческая, продуктивная деятельность
человека, направленная на создание культуры как второй природы, а не
только связанная с материальным производством
Слайд 4Особенности курса «Технология» авт. Роговцевой Н.И. и др.
познание природы, общества,
мира во всём их многообразии и
единстве, осмысление деятельности
человека в разных сферах
обитания: на Земле, на Воде, в Воздухе и информационном
пространстве
освоение содержания предмета на основе продуктивной проектной
деятельности
формирование конструкторско-технологических знаний и умений в
процессе работы с технологической картой
освоение способов действий – технологий (способы обработки материалов)
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к
труду и людям труда
Слайд 5Основные задачи реализации содержания курса «Технология»
Выявление проблем, выбор оптимального варианта
их решения, анализ, планирование, контроль результатов, сравнение с поставленными задачами
Межпредметные
связи, реализация содержания за счет интегрированных занятий
Применение различных методов, способов создания изделий, формирование учебной деятельности
Создание чего-то нового происходит на основе переработки прошлого опыта
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление
поисково-аналитической деятельности для практического решения
прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности
Слайд 6 Межпредметные связи курса «Технология» с учебными предметами
Слайд 7Предметные результаты
получение первоначальных представлений о созидательном и
нравственном значении труда в
жизни человека и общества;
о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно
преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды
и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно
конструкторских задач.
Слайд 8Метапредметные результаты
познавательные
регулятивные
коммуникативные
Поиск и выделение необходимой информации
Знаково-символическое моделирование
Постановка и решение проблемы
Логические
универсальные действия анализ, синтез, сравнение, классификация
Использование моделей, знаков
и символов,
Развитие умения строить речевое высказывание
Учебное с сотрудничество с учителем, одноклассниками
Слайд 9Особенности содержания учебников
Слайд 10Структура учебников
«Давай познакомимся»
«Человек и земля»
«Человек и воздух»
информация»
Слайд 11Структура учебников «Давайте познакомимся» 1 класс
Слайд 12Структура учебников «Давайте познакомимся» 4 класс
Слайд 13Система навигации
Слайд 14Особенности содержания по классам. 1 класс. «Путешествие по сферам деятельности»
формирование представлений
о материалах, инструментах, используемых человеком;
освоение правил работы с
различными инструментами и материалами;
знакомство с основными сферами деятельности человека, земным, водным, воздушным и информационным пространствами;
обучение работе по плану, изложенному в «Вопросах юного технолога»;
знакомство с различными способами получения информации.
Слайд 15Формирование представлений о материалах, инструментах, используемых человеком
Слайд 16Освоение правил работы с различными инструментами и материалами
Слайд 17Освоение правил работы с различными инструментами и материалами
Слайд 18Знакомство с основными сферами деятельности человека
Слайд 19Знакомство с различными способами получения информации
Слайд 20«Вопросы юного технолога» — план работы над изделием
Слайд 21План работы над изделием
Слайд 22Проектная деятельность
Слайд 23Проектная деятельность
Слайд 24Работа на компьютере
Слайд 25Особенности содержания по классам. 2 класс. «Путешествие в прошлое»
знакомство со старинными
традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями прошлых
знакомство с профессиями и ремеслам
обучение замене материалов при заданном способе действий
освоение элементов проектной деятельности
знакомство со знаково-символической системой как способом получения и передачи информации
Слайд 26Знакомство со старинными традиционными для России промыслами и ремеслами
Слайд 27Изготовление изделий
Слайд 28Изготовление изделий
Слайд 29Изготовление изделий
Слайд 30Знакомство с профессиями и ремеслами
Слайд 31Изготовление изделий
Слайд 32Проектная деятельность
Слайд 33Проектная деятельность
Слайд 34Формирование ИКТ- компетенций
Слайд 35Особенности содержания по классам. 3 класс. «Путешествие по современному городу»
Знакомство с
городской инфраструктурой
знакомство с технологиями, материалами, инструментами, профессиями на примере культурно-исторической
среды в инфраструктуре современного города
знакомство с технологической картой как средством реализации проекта
выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму под руководством учителя
знакомство с основами выполнения чертежа, техническим моделированием и конструированием
освоение простейших навыков работы с компьютером
Слайд 36Знакомство с технологиями, материалами, инструментами, профессиями
Слайд 37Знакомство с технологиями, материалами, инструментами, профессиями
Слайд 38Знакомство с технологической картой как средством реализации проекта
Слайд 39Знакомство с технологической картой как средством реализации проекта
Слайд 40Знакомство с основами выполнения чертежа, техническим моделированием и конструированием
Слайд 41Знакомство с основами выполнения чертежа, техническим моделированием и конструированием
Слайд 42Знакомство с основами выполнения чертежа, техническим моделированием и конструированием
Слайд 43 Знакомство с основами выполнения чертежа, техническим моделированием и конструированием
Слайд 44Знакомство с основами выполнения чертежа, техническим моделированием и конструированием
Слайд 45Осваивают простейшие навыки работы с компьютером (работа с информацией)
Слайд 46Осваивают простейшие навыки работы с компьютером (работа с информацией)
Слайд 47 4 класс. «Путешествие по промышленным предприятиям России»
знакомство с производственными циклами
отдельных отраслей промышленности в РФ
частичное воссоздание производственного цикла в процессе
выполнения изделий и проектов
сравнение производственного процесса с работой в проекте над изготовлением изделия
знакомство с профессиональной деятельностью людей на производстве
работа над проектом под руководством учителя, самостоятельное заполнение технологической карты в рамках конкретного проекта с учетом особенностей выполняемого изделия
освоение навыков работы на компьютере
Источник: theslide.ru