24 мая глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил о намерении России выйти из Болонского процесса. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что в РФ разрабатывают новое видение и параметры системы образования. В последнее время в крупных городах России стали популярны школы с альтернативными методиками.
Родители хотят, чтобы их дети получали не только научные знания, но развивали творческие навыки, уделяли время нравственной и духовной сфере жизни. Какие виды учреждений с альтернативным образованием существуют? И как поступить в вуз после нетрадиционных школ?
Православные школы
Русская православная школа делает упор не на развитие индивидуалистической персонифицированной личности с навыками лидера, а на воспитание человека, готового помогать ближнему. Принципы школы основаны на глубокой любви к ребенку, следовании законам Божьим как главным нравственным законам восхождения к духовности, на поощрении сострадания к другому и помощи ему.
Ученикам прививают заботу и милосердие. В таком учреждении на первом месте стоит воспитание добродетели и смирение, а не заучивание дисциплин. Здесь развивают коллективизм и искреннюю доброту, продвигают православную и народную педагогику. Весь уклад школы соответствует национальным и религиозным особенностям русского человека.
Программа «ПУСК»: альтернативные сценарии, ч. 1
Вальдорфские школы
Вальдорфская школа имеет более 20 филиалов по всей России, у большинства из них есть государственная лицензия и аккредитация на начальное, основное и среднее образование. По окончании обучения в учреждении ребята сдают ОГЭ и ЕГЭ, а также проходят обязательную аттестацию в 4-м, 9-м и 11-м классах.
В школе делается упор на интересы ребенка, а не на режим и дисциплину. Дети могут учиться в своем ритме. Читать и писать они начинают позднее, но сразу на двух языках. Тьюторы не ставят оценки в дневник, а просто дают свои рекомендации по лучшему усвоению материала. Школьная форма также не предусмотрена.
Творческим занятиям, таким как музыка, танцы, лепка, рисование и театр, посвящено много времени.
Расписание, соответственно, тоже нестандартное – есть главные уроки, они длиннее остальных по времени. Некоторые дисциплины могут проходить в устной или игровой форме. Летом детей учат готовить, ухаживать за животными и работать в саду.
Монтессори-школы
Многие школы Монтессори также имеют государственную лицензию и аккредитацию. Время обучения длится обычно около 11 лет. Главной целью учреждения является создание среды, в которой дети могут сами выбирать, чему учиться. Педагог просто наблюдает, не навязывая решение или ответ. Кроме того, учителя поощряют ошибки, считая, что таким образом ученики познают что-то новое.
Учебный день делится на часы свободной работы, работы в группе и творческих занятий. В школе делают акцент на развитии интеллекта и рационального мышления. В дневниках учащиеся фиксируют свои достижения, оценки им не ставят. Нет традиционных парт и расписания – дети сами решают, сколько им хочется заниматься и где.
БесогонТВ «Сколько будет 2+2?»
Семейное образование
В рамках семейного обучения учащиеся осваивают программу без посещения школы. Дети чаще всего учатся дома, а за качество образования отвечают родители.
Такая форма альтернативного образования дает возможность взрослым самим выбирать программу, учебный план, пособия и ресурсы, что позволяет акцентировать внимание ребенка на более близких ему и интересных темах, осваивать дисциплину ускоренными темпами и углубляться в определенные части программы.
Каждый родитель имеет право перевести ребенка на семейное образование, однако это не значит, что папа или мама должны заменить учителей. Можно нанять репетиторов или записаться в онлайн-школу.
Как поступить в вуз после получения альтернативного образования
По закону РФ (статья 43 Конституции) каждый гражданин обязан иметь основное общее образование, однако неважно, в какой форме оно будет получено. При этом необходимо, чтобы качество знаний соответствовало федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Для поступления в вуз нужен аттестат об окончании школы или диплом о профессиональном образовании и результаты ЕГЭ. Важно, чтобы школа, предоставляющая альтернативное образование, имела государственную аккредитацию и лицензию, тогда все необходимые документы для вуза там можно будет получить, однако в каждом отдельном случае такие моменты стоит заранее уточнять перед зачислением в школу.
Форма обучения в аттестате не указывается. Кроме того, ни один университет не ограничивает поступление в связи с формой обучения. Каждый учащийся сдает ЕГЭ наравне с остальными детьми и, соответственно, получает такие же документы, как и ребята с очной формой обучения. Все вузы обязаны принимать по результатам ЕГЭ, некоторые из них проводят дополнительные испытания.
Источник: ren.tv
Альтернативное программное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»
Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Вичугова Анна Александровна, Вичугов Владимир Николаевич
Одной из самых актуальных современных проблем в сфере информационных технологий, наиболее остро стоящих перед многими российскими предприятиями и учебными заведениями, является задача лицензирования программного обеспечения (ПО). Достаточно высокая стоимость лицензии на использование программных продуктов вынуждает обратиться к поиску альтернативного софта, или так называемого свободного ПО.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Вичугова Анна Александровна, Вичугов Владимир Николаевич
Использование свободного и бесплатного программного обеспечения для организации подготовки учителей информатики в педагогическом вузе: нормативные требования
Свободное программное обеспечение как системообразующий фактор информационной среды науки и общества: состояние и перспективы
История возникновения и вопросы распространения свободного программного обеспечения
Анализ рисков лицензирования программного обеспечения и систем управления промышленным предприятием
Исследование юридических аспектов использования программных библиотек в составе коммерческого продукта
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Альтернативное программное обеспечение»
А.А. Вичугова, В.Н. Вичугов
Альтернативное программное обеспечение
Одной из самых актуальных современных проблем в сфере информационных технологий, наиболее остро стоящих перед многими российскими предприятиями и учебными заведениями, является задача лицензирования программного обеспечения (ПО). Достаточно высокая стоимость лицензии на использование программных продуктов вынуждает обратиться к поиску альтернативного софта, или так называемого свободного ПО.
В настоящее время перед многими российскими предприятиями и учебными заведениями остро стоит проблема лицензирования программного обеспечения (ПО). Из-за достаточно высокой стоимости лицензии на использование программных продуктов они вынуждены осуществлять поиск альтернативного софта, или так называемого свободного ПО.
В России это становится все более популярным, поскольку часто под свободным ПО понимают бесплатное ПО (английское «free» можно перевести как «свободное» и «бесплатное»). Однако бесплатное ПО подразумевает только доступность программ для всеобщего использования, критики и улучшения, но никак не оговаривает связанные с распространением программ денежные отношения, в том числе и бесплатность.
Согласно законодательству большинства стран программный продукт и его исходный код по умолчанию охраняются авторским правом, которое дает автору или другому правообладателю полную власть над распространением и изменением программы, даже в случае общедоступности исходного кода. Свободной является такая программная система, в отношении которой пользователь обладает четырьмя свободами: запускать, изучать, распространять и улучшать программу. Чтобы ПО стало свободным, его правообладатели должны дать пользователю все четыре свободы действий. Это достигается путем выпуска исходного кода ПО под одной из лицензий, назы-18
ваемых свободными. При этом автор программы сохраняет свои авторские права, и ни один пользователь не имеет права, модифицировав свободную программу, распространять ее без соблюдения всех принципов свободного ПО. Таким образом, нельзя модификацию свободной программы сделать несвободной.
Наиболее распространенной лицензией на свободное ПО является GNU GPL (General Public License (Универсальная общедоступная лицензия) GNU) или Открытое лицензионное соглашение GNU. GNU — это рекурсивная аббревиатура для «GNU’s Not UNIX» («GNU — не UNIX»). Главной спонсирующей организацией проекта GNU является фонд свободного ПО (Free Software Foundation — FSF). FSF был основан в 80-х годах XX века сотрудником лаборатории искусственного интеллекта Массачусетсского технологического института Ричардом Столлманом, который продолжал развивать Lisp-машины даже после их коммерциализации. Основная цель FSF — развитие ПО, процесс разработки которого всегда будет гарантированно открытым, а исходные тексты — всегда доступными.
В настоящее время, помимо GPL, существуют другие лицензии, под которыми может распространяться свободное ПО. Самая известная из них — BSD. Она отличается от GPL тем, что на основании свободного ПО, распространяемого под этой лицензией, можно производить несвободные модификации. BSD и другие лицензии будут
оставаться лицензиями на свободное ПО до тех пор, пока они соответствуют принципам свободного ПО и условиям FSF.
Говоря о свободном ПО, нельзя не упомянуть про открытые системы. Эти две категории программных продуктов очень похожи между собой, однако между ними существуют определенные различия.
В открытом ПО главным является именно доступность исходных кодов для пользователя, при этом в отличие от свободных лицензий конечный пользователь может не иметь прав на распространение и модификацию программы. Лицензия открытых программ называется OpenSource — это торговая марка организации Open Source Initiative. Для вынесения решения, может ли лицензия называться OpenSource, специальный комитет использует 10 положений, основанных на директивах Debian для свободного ПО. Большинство этих директив написаны одним из лидеров проекта Debian Брюсом Перенсом.
Исходники открытых программ выпускаются как общественное достояние или под свободными лицензиями — такими, как GNU GPL или BSD. Свободная лицензия позволяет использовать исходный код программы для своих нужд с минимальными ограничениями, не противоречащими определению OpenSource. Таким ограничением может быть требование ссылаться на предыдущих создателей или сохранять доступность исходных кодов при дальнейшем распространении того же самого или модифицированного открытого продукта. Поэтому большинство открытых программ являются одновременно свободными, и наоборот, поскольку определения этих групп программных продуктов близки, а большая часть лицензий соответствует обоим направлениям. Однако основным условием существования свободного и открытого ПО является не лицензия, а люди, которые готовы бесплатно делиться исходниками своих программ и совершенствовать чужие. Кроме того, некоторые солидные корпорации (например, Intel или IBM) поддерживают проекты по разработке свободного ПО и оплачивают
труд людей, которые работают в рамках § этих проектов.
Патентованные программы часто называют проприетарными (от английского «pro- ^ prietary») или собственническими, а также § коммерческими. Последнее является не со- Ё, всем верным, поскольку получать выгоду от ¿§ программы можно различными способами, ^ что подтверждается многими успешными ^ свободными продуктами. Согласно определению коммерческого ПО таким считается софт, созданный коммерческой организацией с целью получения прибыли. Поэтому свободные программы вполне могут быть коммерческими, и наоборот.
Принципиальное отличие пользователя свободной программы от пользователей проприетарных программ заключается в том, что у него всегда есть возможность заглянуть в исходные тексты. Лицензии собственнического ПО не предоставляют таких прав (например, они запрещают восстановление исходного кода, так называемое «дизас-семблирование»). Пользователь свободно распространяемой программы не получает вместе с ней никаких гарантий, так как автор не берет на себя каких-либо обязательств. В этом отношении пользователь патентованной программы находится в лучшем положении, поскольку при оплате за нее он получает от производителя некоторые гарантии и услуги службы поддержки.
Производитель патентованной программы создает и оплачивает работу отдела контроля качества, который занимается поиском ошибок. Однако некоторые ошибки все же проходят, и пользователь, столкнувшись с ними, не может выявить их причину, поскольку ему недоступны ни исходные тексты программы, ни даже отладочная информация. Он может только сообщить об ошибке производителю программы путем обращения в службу поддержки и ожидать, что в следующей версии программы ошибка будет исправлена.
Как правило, у свободно распространяемой программы нет отдела контроля качества, что увеличивает вероятность столкновения
пользователя с ошибками. Поэтому для пользователя актуальна возможность сообщить об ошибке разработчикам программы. Чем больше у свободной программы активных пользователей, готовых вносить исправления и дополнения и делиться ими, тем надежнее работает и быстрее развивается программа.
Но не все свободные программы в равной степени доступны пользователям для внесения изменений, поскольку для этого необходимы определенные знания и опыт. Кроме того, если программа достаточно объемна, то даже квалифицированному пользователю потребуется много времени, чтобы разобраться в ней.
Не все замечания и предложения пользователей могут быть отработаны, поскольку разработчики не несут никаких обязательств по качеству программы. Заметим, что в большинстве случаев и проприетарное ПО поставляется «как есть» и без гарантий. Однако в любом случае модель отслеживания и исправления ошибок свободной программы,у которой тысячи активных пользователей, может оказаться более эффективной, чем патентованной программы. Поэтому популярная свободная программа может быть гораздо надежнее патентованных аналогов.
В целом можно сказать, что сектор свободных и открытых систем на сегодняшнем рынке ПО очень значителен, поскольку они используются повсеместно, прямо или опосредованно. Стоимость лицензии на ис-щ пользование свободных программных про-| дуктов гораздо ниже, чем патентованных | аналогов, или она вообще отсутствует. ^ Бесплатное ПО распространяется без взимания платы за использование, но неко-| торые программы недоступны для измене-| ния, так как не опубликованы их исходные ¡5 тексты. Такое бесплатное ПО не является ^ свободным. Вопреки сложившемуся мне-§ нию «дешевле — значит, хуже», бесплатное £ ПО даст фору многим коммерческим проек-^ там, поскольку, как правило, изначально ¡2 оно разрабатывалось программистом для личного пользования. Некоторые производители ПО предоставляют бесплатные вер-
сии своих программных продуктов для использования в некоммерческих целях. Такие разработки могут иметь некоторую функциональную ограниченность, но, как правило, отсутствие каких-либо специфических функций в программе не влияет на возможность использования ее на домашнем компьютере или в учебном процессе для решения академических задач.
Для сокращения расходов на стоимость лицензий программных продуктов следует найти альтернативы дорогим системам, которые будут не уступать им по качеству, но использование которых не требует «крекинга» и ни в коей мере не нарушает чьи-либо авторские права, а является абсолютно лицензионным и правомочным. Практически для всех видов платного ПО — от операционных систем до различных специальных прикладных программ, включая офисные, графические, математические и CAD-пакеты, а также инструменты администрирования, просмотра и обработки мультимедийной информации и т. д. — существуют лицензионные бесплатные аналоги.
Проанализировав основные запросы на функциональность ПО для домашнего и учебного использования, авторы осуществили поиск альтернатив платному ПО для операционных систем (ОС) семейства Windows (см. табл. 1). В результате были найдены, апробированы и внедрены в учебный процесс многие программные продукты, а также создан сайт http://soft.mod-site.net, посвященный данному направлению. На сайте представлены не только описания и скриншоты программ, но и дистрибутивы для скачивания и советы по установке и настройке. При создании этого сайта были использованы только лицензионные, свободные и бесплатные программные продукты: все рисунки выполнены в свободном растровом графическом редакторе Gimp, написание java-скриптов и верстка html-кода произведены в удобном текстовом редакторе с поддержкой почти всех языков программирования PsPAD, отладка и проверка осуществлялись с помощью мощного свободного кросс-платформенного широко
* Программа бесплатна для домашнего и учебного использования.
Бесплатные аналоги наиболее популярных приложений ^
(для ОС семейства Windows)
Назначение Платные программы Бесплатные аналоги
Удаленное администрирование Radmin UltraVNC
Чистка реестра PowerTools (RegCleaner) CCleaner
Антивирусы Nod32, Kaspersky Anti-virus, Norton Anti-virus ClamWin Free Antivirus, RemovelT
Архиваторы WinRar 7-Zip, IZArc
СУБД MS SQL MySQL+MySQL-Front/HeidiSQL/ SQLyog/Aqua Data Studio
MS Access OpenOffice.org Base
Растровая графика Adobe Photoshop Gimp
Векторная графика Corel Draw Inkscape
Трехмерная графика и анимация 3D Studio Max Blender
Офисные программы MS Office OpenOffice.org
Распознавание текста ABBY FineReader OCR CuneiForm
Переводчики ABBY Lingvo JaLingo, Dicto
Проектирование печатных плат P-CAD DipTrace*
Моделирование систем Matlab Octave, VisSim*
Просмотр графики ACDSee FastStone MaxView
Мультимедиа-проигрыватели NVIDIA, Winamp VideoLAN — VLCMediaPlayer
Среды разработки Turbo Pascal Free Pascal, Pascal ABC
Borland Developer Studio Borland Turbo Explorer C++, Borland Turbo Explorer Delphi
Idea NetBeans, Eclipse
Turbo Prolog SWI Prolog
Текстовый редактор Aditor PsPAD, Notepad++
Файловый менеджер Total Comander Far
Запись CD-DVD Nero Small CD-Writer
Эмулятор CD-DVD Alcohol DAEMON Tools
известного браузера Mozilla Firefox и его весьма полезного инструмента «Инспектор DOM».
В настоящее время существует много альтернативных бесплатных ОС с удобным и интуитивно понятным графическим интерфейсом, ориентированным на пользователя, который привык работать с продуктами семейства Windows. Среди них наиболее популярными являются различные UNIX-подобные дистрибутивы Linux: KUbuntu, ASP, Zenwalk, SimplyMEPIS, Fedora, Mandriva, Mint, Gentoo. Как правило, эти дистрибутивы содержат не только саму ОС, но и базовый набор офисных программ — текстовые, таб-
личные и графические редакторы, архиваторы, файловые менеджеры, калькуляторы, утилиты для работы с периферийными устройствами и различные драйвера.
Источник: cyberleninka.ru
Подмена понятий
Чуть более года прошло с того момента, как в июне 2020‑го указом Президента Российской Федерации в Закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения в части усиления его воспитательной составляющей. Воспитание вновь возвращается в образовательную повестку, и этот факт, безусловно, можно только приветствовать. Однако большая работа, проделанная в этой сфере многими педагогами за прошедшие два с небольшим года, может оказаться бессмысленной. Впрочем, обо всем по порядку.
В 2019 году в рамках государственного задания Институтом стратегии развития образования РАО была разработана Примерная программа воспитания для общеобразовательных организаций. Апробация прошла в 730 школах 83 регионов, в ней участвовали 57 экспертов – ведущих специалистов страны в области теории и практики воспитания. В июне 2020 года Примерная программа воспитания была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию и включена в реестр образовательных программ, представленных на сайте Министерства просвещения РФ.
Коллективом разработчиков программы был подготовлен целый пакет методических материалов, сопровождающих процесс написания и реализации рабочих программ воспитания в школе (к примеру, методическое пособие «Воспитание в современной школе: от программы к действиям»). Это существенно облегчило работу с программой и педагогам, и методистам институтов развития образования. 2019 и 2020 годы стали этапом повышения квалификации педагогов в сфере воспитания. Курсы, семинары, мастер-классы прошли во всех субъектах РФ. В итоге многие педагоги поняли, как организовать эффективную воспитательную деятельность в школе, как разработать собственную программу воспитания, и главное – как запустить в школе работу по ее реализации.
Разработчики Примерной программы воспитания (сотрудники лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО) в своих статьях и выступлениях подчеркивали, что программа – лишь документ, а он, естественно, воспитывать не может. Воспитывает совместная деятельность педагога со школьниками, та ценностно-ориентированная коммуникация, которая эту деятельность сопровождает, те отношения, которые возникают в процессе этой деятельности. Программа лишь показывает варианты, как этого можно добиться наилучшими способами.
Что отличает Примерную программу воспитания от тех документов, которые существовали ранее в сфере воспитания? Во-первых, ее основа – деятельностный подход к воспитанию, декларирующий приоритет совместной деятельности педагогов и школьников, во-вторых, отказ от дробления целостной, по сути, воспитательной работы педагогов на так называемые направления (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и т. п.), в-третьих, модульный принцип построения программы.
Модули программы отражают основные виды совместной деятельности педагогов и школьников, в ходе которой осуществляется воспитание. Они появились не случайно и стали результатом долговременного тщательного изучения массовой практики, анализа предыдущих программ воспитания, опыта собственной работы в школе разработчиков программы. Все это позволило включить в примерную программу инвариантные модули, деятельность в рамках которых встречается в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять сама. Таким образом, модульный характер программы предполагает самостоятельность образовательных организаций в построении собственной, только их, рабочей программы воспитания.
Отказ от традиционных направлений воспитания, ставший еще одной особенностью программы, основан на давно утвердившейся в педагогике мысли о том, что каждый вид деятельности чаще всего сочетает в себе признаки нескольких направлений. Так, традиционный школьный поход по местам боевой славы, к примеру, может не только воспитывать ценностное отношение к Родине и гражданственность, но и формировать бережное отношение к природе (экологическое воспитание), привычку к здоровому образу жизни (физическое воспитание) и т. п. Такой подход облегчает работу педагогов, так как освобождает их от необходимости вписывать осуществляемую ими деятельность в прокрустово ложе зачастую неуместных направлений воспитания.
Есть еще одно немаловажное отличие программы воспитания – она написана не канцелярским, а понятным педагогам грамотным литературным языком. При этом в ее основе лежат ясные методологические основания. Программа инструментальна, в ней внятно изложено то, что может делать педагог, ставящий перед собой цель личностного развития ребенка.
Фокус ее – в отношениях, которые складываются в результате совместной деятельности педагогов, школьников и родителей, то есть всех участников воспитательного процесса.
Примерная программа воспитания стала ориентиром для школ России, на ее основе в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» школы создавали свои рабочие программы, которые начали реализовывать с 1 сентября 2021 года.
Далее случились удивительные вещи. В августе этого года специалистами Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (без привлечения разработчиков уже принятой и апробированной программы) был подготовлен еще один вариант программы, позиционируемый как «улучшенная ее версия». Ее авторы захотели остаться неизвестными. Размещенный на сайте Института изучения детства, семьи и воспитания документ позиционируется как «программа воспитания», на семинарах института говорится, что скоро она будет утверждена, а значит, педагоги по щелчку перепишут свои программы и изменят свою работу.
Стоит заметить, что при кажущейся внешней похожести так называемая программа базируется на совсем иных принципах, нежели Примерная программа воспитания. Этот документ совершенно про другое. Фактически авторы альтернативной программы предлагают вернуться к уже давно отвергнутому педагогической наукой и практикой «портретному подходу», в рамках которого для каждого возраста формируются «портреты», характеризующие те качества, формы поведения и черты личности, которые должны быть сформированы у учащихся к тому или иному возрасту. Как инструмент достижения этого предлагаются мероприятия, а также позитивный контент – фильмы, литературные произведения и т. п. Не умаляя достоинств тех или иных художественных произведений, стоит признать, что надеяться на то, что они обеспечат формирование личности сами по себе, по меньшей мере наивно. Такая ставка в серьезном документе вызывает недоумение и сомнения в компетентности разработчиков.
Альтернативная программа – это попытка механистически соединить научно обоснованные и проверенные практикой положения существующей Примерной программы воспитания с идеями спорными, иногда устаревшими, а порой и имеющими далекое отношение к воспитанию. Как результат – внутренняя противоречивость документа, являющаяся серьезным препятствием для его понимания прежде всего педагогами и тем более для реализации на практике. Сам текст документа при этом увеличился в два раза, что не сделало его понятнее и доступнее.
Предлагаемый текст представляет собой набор отдельных информационных фрагментов. Он не имеет целостности, системности и обоснованности ни с точки зрения теории воспитания, ни с точки зрения методических основ создания подобных документов. Налицо смысловая разорванность текста, нарушение логики понимания воспитательного процесса.
Программа перегружена запутанной и малопонятной педагогу псевдонаучной терминологией. В тексте альтернативной программы появилось перечисление набора подходов к воспитанию, причем без всякого пояснения, почему перечисляются именно они. Складывается впечатление, что это формальная и очень неудачная попытка онаучить текст, который на самом деле игнорирует достижения педагогической науки. В перспективе это может вызвать отторжение программы практиками или просто имитацию ими воспитательной работы по такой программе.
Попытки жестко соотнести планируемые результаты воспитания с возрастом, к сожалению, неудачны: в отличие от развития когнитивных качеств нравственные качества развиваются в ребенке неравномерно, не поступательно и неодинаково с другими детьми того же возраста. Это создает риск возникновения психотравмирующих ребенка ситуаций, когда требуемые такой программой к определенному возрасту результаты будут формироваться авторитарно, без учета индивидуального темпа развития ребенка.
Новый документ демонстрирует непонимание его авторами процессов коллективообразования. В нем предложены довольно примитивные способы создания детского коллектива. Реально на предлагаемых основаниях создать детский коллектив не получится. Это скорее приведет к примитивизации работы педагогов с детьми и забвению того богатого опыта коллективообразования, который есть в отечественной педагогике в лице Антона Макаренко, Василия Сухомлинского, Игоря Иванова, Людмилы Новиковой. Они, как известно, мероприятий не проводили и направлений в воспитании не использовали.
Но главное, на наш взгляд, – это то, что появившийся текст демонстрирует простое неуважение к педагогу. Ему как бы говорят: «Не важно, как и что вы делаете сейчас, скоро вы будете делать по-другому, не задумываясь о том, насколько это соответствует вашим представлениям о воспитании». Похожая ситуация уже произошла, когда на заседании Общественной палаты РФ разработанная этим же институтом примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций была раскритикована, и профессионалы, авторитетные в мире образования, рекомендовали ее отозвать.
Поэтому вызывает серьезное опасение дальнейшее продвижение этого документа, что как минимум окончательно запутает педагогов, которые только начали знакомиться и осваивать основные формы и методы результативного воспитания школьников. Это потребует и существенных затрат для организации повышения квалификации педагогов (фактически убеждения их в том, что они все делали не так, как теперь надо), поставит под угрозу те позитивные начинания, которые возникли в школах благодаря усилению воспитательной составляющей Закона «Об образовании в РФ».
Владимир КРУГЛОВ, Павел СТЕПАНОВ, Наталья СЕЛИВАНОВА и коллектив авторов и экспертов Примерной программы воспитания Института стратегии развития образования РАО
Источник: ug.ru