Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы.
При помощи решения алгоритмов дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.
Раннее обучение детей началам программирования способствует развитию важнейших когнитивных навыков, таких как, умение планировать и организовывать свою деятельность, развитию математических способностей и абстрактного мышления, развитию особого типа мышления, называемого алгоритмическим. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. В широком смысле, алгоритмическое мышление является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, являются метапредметными и необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и направленности.
Программирование — ожидание VS реальность
Программа «Алгоритмика для дошколят» разработана в соответствии с международными документами и нормативными актами федерального и регионального уровней:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- «Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2018 — 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018);
- Образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Нефтеюганска «Детский сад № 1 «Рябинка».
Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов: детей в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом, родителей в получении качественных образовательных услуг.
АЛГОРИТМЫ в ПРОГРАММИРОВАНИИ для новичков | Левенштейн, Фибоначчи, Факториал и т.д.
Образование детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, необходимые для организации образовательной деятельности, относятся к средствам обучения и воспитания (ст. 2 п. 26).
Данная программа позволит детей овладеть основами программирования, будет способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Создавая программы, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.
Таким образом, при гармоничном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные игры для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет.
Продолжительность реализации программы: 1 год.
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование и дополнительное образование (курсы, вебинары) по направлению «Алгоритика» без предъявления требований к стажу.
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Алгоритмика для дошколят» имеет практическое, познавательное, техническое направления.
Программа призвана помочь детям овладеть начальными навыками планирования деятельности, выстраивания простейших умозаключений по результатам деятельности, умения ориентироваться в пространстве, составлять целое из предложенных частей; находить закономерности в изображаемых предметах, формирование азов программирования, умение составлять план будущей деятельности, обеспечить развитие логического мышления, общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.
Программа кружка «Алгоритмика для дошколят» позволяет – воспитать и развить качества личности, отвечающие требованиям современного общества. Главным моментом организации занятий становится деятельность самих детей, когда они выстраивают определенную последовательность действий, которая приводит к достижению того или иного результата, составляют алгоритм, детально прописывают каждое действие исполнителя, которое в дальнейшем приведет его к решению поставленной задачи, делают умозаключения, выясняют закономерности.
Формирование алгоритмических умений у старших дошкольников помогает многим детям выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; определять исходные данные и конечный результат; разбивать сложные действия на элементарные составляющие; представлять эти действия в виде строгой последовательности; планировать свои действия; строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата; рефлексии, контролю своих действий; коррекции; выражать свои действия адекватными языковыми средствами .
Алгоритмика — это не только наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует:
упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия;
совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий; освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие логического мышления детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Алгоритмика для дошколят» разработана на основе методических указаний по проведению цикла занятий «Алгоритмика» в группах дошкольных образовательных учреждений с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина.
Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточек со знаками и схемами), лего-конструктора для составления примеров алгоритмов, планшетов.
Отличительными особенностями программы являются следующие:
- поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса предоставляет возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
- методика предполагает осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку путем подбора заданий разного уровня сложности;
- в ходе образовательного процесса педагогом создаются “ситуации успеха” для каждого ребенка;
- подбор заданий осуществляется педагогом на основе анализа практической деятельности каждого ребенка на занятии.
- построение курса обучения осуществляется на основе проблемно — деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, активное включение детей в образовательный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
- значительное место в организации образовательного процесса занимают игровые технологии, стимулирующие исследовательскую деятельность детей;
- значительное место в программе занимает практическая деятельность детей, организованная в форме дружеских встреч;
- широкое применение ИКТ — технологий.
Формирование основ алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение компьютерных технологий
- Способствовать формированию у детей элементарных навыков программирования, умение задавать роботу план действий и разрабатывать для него различные задания.
- Обучать способам составления элементарных алгоритмов.
- Способствовать овладению начальными навыками планирования деятельности и использованию компьютерной техники (планшета) как инструмента деятельности.
- Учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
- Развивать навыки планирования своей деятельности и оценки ее эффективности.
- Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речь.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию готовности к сотрудничеству в команде, умению выражать свою точку зрения и совместно достигать результат.
- Развитие у старших дошкольников элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных и т.д.) посредством работы с мини-роботом.
- Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач; воспитание творческих способностей ребенка; воспитание в детях уверенности в себе, своих силах.
- Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
- Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности , последовательности и системности изложения программного материала. Предполагает учет возрастных особенностей детей.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов :
- принцип психологической комфортности — создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей комфорт и ситуацию успеха каждому ребенку во время образовательного процесса;
- принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ;
- принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип наглядности и интерактивности — наличие наглядного материала (ковриков и интерактивных игрушек — роботов) позволяет повысить у детей активность, концентрацию их внимания, улучшить понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Применение программируемых игрушек – роботов позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
- принцип систематичности — обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у дет ей устойчивого интереса к программированию (составлению алгоритмов), появление умений выстраивать последовательность действий, шагов по ее выполнению; достигать требуемый результат путем выполнения установленной последовательности действий; развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение и внимание, оно становится произвольным.
Условия реализации программы
- Условия набора обучающихся в группы: Набор воспитанников в группы осуществляется по желанию ребёнка и заявлению родителей (законных представителей) на основе принципа добровольности, без ограничений и конкурсного отбора.
- Условия формирования групп: Группы формируются из воспитанников подготовительных групп.
- Состав группы: не более 16 человек.
- Форма обучения : очная.
- Формы работы с детьми на занятии : сообщения педагога, просмотр презентаций, специально подобранные дидактические игры, ИКТ — игры и задания, игры в парах, самостоятельная деятельность детей.
Сроки реализации программы –1 год.
Режим занятий — занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия в старшей группе — не более 30 минут.
Форма организации обучения : групповая
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения:
- Проявляет интерес к начальному программированию.
- Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме.
- Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
- Работает со схемой и таблицей, ориентируется в пространстве игрового поля (тематического коврика).
- Проявляет творческую активность и самостоятельность.
- Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения работы.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.
Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:
-знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),
— умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
Высокий уровень . Ребенок выполняет не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы. Сформированы первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов. Ребенок знает и может работать в программе Пиктомира. Можем самостоятельно выполнять задания педагога.
Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Соблюдает правила игры. Решает самостоятельно шахматные задачи. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.
Средний уровень . Ребенок выполняет задания с небольшой помощью педагога.
Низкий уровень . Ребенок не знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков. Самостоятельно не выполняет задания педагога.
Методами оценки результатов реализации дополнительной образовательной программы являются решение информационных задач, выполнение практических работ.
Источник: nsportal.ru
История возникновения проекта «Алгоритмика»
Программирование — это навык 21-го века. Несмотря на то, что во многих школах преподаются информационные и коммуникационные технологии, многие студенты все еще имеют минимальные элементарные навыки программирования.
Причины для изучения программирования детям:
1. По математике: программирование помогает детям визуализировать абстрактные понятия, позволяет применять математику к реальным ситуациям.
2. По письму: дети, которые разбираются в причинно-следственных связях и могут планировать последовательность действий в программировании, легче справляются с написанием сочинений.
3. По творчеству: дети начинают экспериментировать, так как инструменты программирования позволят им создать практически все, что они придумают.
4. Самоорганизацию: когда дети пишут сложный код, они лучше развивают свою самоорганизацию, усидчивость и учатся подолгу фокусировать внимание на одной задаче.
5. Настойчивость: дети не только пишут код, но и учатся его отлаживать. И нет лучшего способа выработать настойчивость, чем шаг за шагом исправлять ошибки в коде.
6. Коммуникацию: изучение программирования аналогично изучению любого нового иностранного языка. Дети также учатся логической коммуникации, укрепляют как устные, так и письменные навыки.
7. Расширяет возможности: многие дети используют программирование для выражения своих мыслей. Например, они могут создавать сайты и приложения, чтобы рассказать о том, что их волнует и что интересно им.
8. Расширяет кругозор: программирование — это базовая грамотность в эпоху цифровых технологий. Важно, чтобы дети понимали, что могут внедрять инновации и технологии вокруг себя.
9. Готовит к карьере: с каждым годом увеличивается спрос на специалистов технологической отрасли. Изучение программирования в молодом возрасте позволяет преуспеть детям в любой области, которую они выберут.
Благодаря программированию дети способны развить в себе целый комплекс полезных навыков, которые сформируют потенциал для будущей успешной жизни.
«Алгоритмика» сочетает в себе офлайн и онлайн-обучение на занятиях по программированию для детей от 5 до 17 лет. Команда состоит из профессионалов, которые любят детей и хотят сделать программирование простым, увлекательным и веселым для них.
В «Алгоритмике» помогают детям сделать свои первые шаги в STEM. Студенты создают видеоигры, мультфильмы и IT-проекты. Они приобретают навыки критического мышления и логического мышления, презентации и планирования проектов, командной работы и многое другое. Независимо от того, кем они вырастут, эти дети будут пользоваться тем, что они узнают в этой шоле.
«Алгоритмика» — международная школа математики и программирования для детей от 5 до 17 лет, которая находится в 25 странах и более чем в 200 городах. 150 000 учеников обучаются в «Алгоритмике» по всему миру.
Почему Алгоритмика успешна? Заслуживающий доверия материал, созданный экспертами. На занятиях детей не только учатся кодированию, но и развивают интерес к другим областям STEM-математике, физике, химии и многим другим. Проектное обучение чередуется с теорией обучения и работой над творческими проектами. Классы имеют сюжетную линию, дружеское соревнование, призовые баллы и различные уровни сложности.
О проекте «Алгоритмика»
История возникновения проекта «Алгоритмика»
Бывший консультант McKinsey Андрей Лобанов ходил между рядами сидящих за компьютерами школьников в культурном центре «ЗИЛ», вглядываясь, у кого из учеников (их называют «астрокадеты», это ребята 8-12 лет) на экране ошибки, а у кого робот переходит на следующий уровень. «Только 15% людей, задействованных в ИТ-отрасли, — программисты, но остальные тоже должны понимать, как устроен код, как машина «думает», — говорит Лобанов. Его стартап «Алгоритмика» посвящен обучению детей программированию. Но в отличие от других подобных школ они разработали для курсов собственную онлайн — платформу.
Как-то в интернете Лобанову попалась на глаза программа, созданная энтузиастами MIT, под названием Scratch. Scratch — это язык и визуальная среда программирования, где нужно не писать код с нуля, а собирать его из блоков-команд в drag-and-drop-интерфейсе. Внося в программу изменения, можно создавать объекты (в Scratch они называются «спрайтами», это может быть животное, буква, герой сказки и т. д.) и управлять ими.
Вскоре появилась Hopscotch — версия Scratch для устройств Apple, а в 2013 году группа разработчиков из Кэмбриджа запустила ScratchJr, упрощенный вариант для детей 5-7 лет. Он получил на KickStarter более $77 000. А лаборатория MIT, придумавшая Scratch, продолжает распространять его бесплатно для музеев, школ, библиотек и домашнего использования, среди спонсоров проекта, например, Google, LEGO, Intel.
Вслед за Scratch появились новые программы, сайты и мобильные приложения для объяснения основ логики и программирования детям. В игре Tynker, например, тоже нужно решать головоломки с помощью инструментов визуального программирования. Еще множество приложений предлагают простые логические игры.
Лобанов решил, что программирование должно стать массово доступным, а первоначальные представления о нем нужны каждому ребенку. Чем раньше человек познакомится со скриптом, тем легче развить у него технологическое мышление. Лобанов решил, что для России нужен новый продукт, созданный изначально для российской аудитории (с учетом российской системы дошкольного и школьного образования, с героями, близкими именно российскому ребенку), который можно будет настроить для детей с разными уровнями знаний.
Андрей приступил к разработке своей идеи в начале 2016 года. Несколько месяцев ушло на сбор команды. Для этого предприниматель использовал свои контакты в области образования и программирования. «На тот момент у меня их было не так много. Но любой хороший контакт приводит ещё к пяти контактам.
С мая по июль я провёл огромное количество встреч и перелопатил гору материалов, пытаясь понять, кто нам нужен. В итоге удалось собрать хорошую команду», — вспоминает Андрей.
В составе «Алгоритмики» — 15 человек, не считая преподавателей. Отдел разработки составляют методологи и программисты, которые развивают платформу. Команда маркетинга занимается привлечением потенциальных клиентов. Отдел продаж работает с потоком входящих заявок и текущими клиентами.
Предприниматель и его партнеры вложили более 3 млн в онлайн-платформу «Алгоритмика», основанную на Scratch и других программах. Уровни в ней адаптированы под определенное число занятий с учителем — это позволяет ученикам получать и последовательно улучшать конкретные навыки. В России есть продвинутые преподаватели, они работают с талантливыми детьми, но для аудитории обычных школьников ИТ-продуктов нет, говорит Лобанов. «Например, в детских клубах есть те, кто пытался использовать игры с основами программирования, но все заканчивалось через два-три занятия, потому что нет четкого понимания, как выстроить комплексный образовательный процесс», — поясняет Лобанов.
В скором времени произошло Глобальное внедрение в Азербайджан. «Алгоритмика» с самого начала планировала размещаться в обычных школах. Это удалось сделать после переговоров с министром образования Азербайджана. Совсем скоро зимой 2017 года к этой программе подключилось ровно 45 школ. Опробовав систему, она удовлетворила властей и в итоге был подписан трехлетний контракт на создание программы развития цифровых навыков детей с 1 по 11 класс.
Одной из причин быстрого внедрения программы в Азербайджан была слабая IT-сфера. Спрос был, но предложения совсем нет. Азербайджан «Алгоритмики», по их заявлениям, в итоге принесло до 40% от общей выручки.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Алгоритмика для школьников: от новичка до призера олимпиад
Публикуем статью Павла Дубова, студента ФИВТ МФТИ, преподавателя курса Алгоритмы. Олимпиадное программирование в 1С: Клубе программистов и тренера нашей олимпиадной сборной.
Рано или поздно перед любым школьником, планирующим поступать в приличный вуз на IT-специальность, встаёт вопрос: как и к чему готовиться? Безусловно, самый банальный ответ — готовиться к ЕГЭ, доводя самоконтроль до исступлённого автоматизма, чтобы избегать ошибок в ответственные моменты. Но есть и другой путь, позволяющий не только дать себе дополнительные шансы, но и приобрести навыки, необходимые для устройства на работу в хорошие компании.
Это путь изучения алгоритмического программирования. Помимо всего вышеперечисленного, это очень увлекательно и забавно.
На данный момент существует несколько уровней олимпиад по информатике. На самом «высоком» уровне находится Всероссийская олимпиада школьников. Получение диплома на этой олимпиаде гарантирует участнику поступление в любой вуз по соответствующему профилю без экзаменов.
Олимпиады других уровней в зависимости от вуза могут давать либо поступление без экзаменов, либо 100 баллов на ЕГЭ по информатике. Для таких льгот требуется набрать минимальный балл на самом ЕГЭ — обычно 65 баллов, что, в общем, при условии получения диплома труда не составляет. Распределение олимпиад по уровням каждый год публикует Минобрнауки в интернете. Так как олимпиад несколько, можно попытать успеха несколько раз и таким образом упростить себе задачу.
Так что же нужно для того, чтобы начать подготовку?
В самом плохом случае — море терпения, ибо многие вещи в подобных дисциплинах передаются «из уст в уста», и храбрец, отважно решивший штурмовать гранитную крепость в одиночку, рискует очень сильно буксовать на пути изучения. Некоторые приёмы, идеи и техники, сокращающие количество кода и потенциальных ошибок, просто-напросто не задокументированы. Важен и порядок изучения: гораздо проще разобраться, например, в алгоритмах обхода графов, понимая, что такое рекурсия.
Не меньшую роль в обучении играет окружение. Во-первых, среди единомышленников учиться интереснее, друзья могут и подбодрить, и подсказать. Во-вторых, можно собрать команду и отправиться на командные соревнования, которые льгот не дают, но они, тем не менее, очень весёлые и полезные. А в студенчестве можно поучаствовать уже в командных олимпиадах ACM-ICPC, победителям которых многие известные компании сразу предлагают контракты.
Для тех, кто хочет совмещать структурированность материала и хорошую компанию, для них и существует 1C: Клуб программистов (http://club.1c.ru): последовательность курсов, среди которых человек с любым уровнем знаний может найти себе подходящий. Кроме алгоритмических курсов на языке Java существуют также курсы по «промышленной» Java, системному администрированию и управлению разработкой проектов.
Изучение алгоритмов у нас начинается со Стартового модуля Алгоритмов (каждый модуль длится полгода, занятия раз в неделю по два часа с перерывом), который рассчитан на тех, кто до этого вообще не имел дела с программированием. В нём подробно изучаются основы: арифметические операции, условные операторы, операторы цикла и функции, как сдавать решения задач в тестирующую систему.
Затем следуют Первый и Второй модули, в которых происходит закрепление приобретённых навыков, разбираются простые структуры данных и алгоритмы: НОД/НОК, массивы и сортировки, строки, стек и очередь, графы и обходы, метод динамического программирования.
в 3-4 модулях идёт нацеленная подготовка инструментов, часто используемых на серьёзных олимпиадах: комбинаторная генерация, наибольшая возрастающая/общая подпоследовательность, алгоритмы на графах, суммы игр, бинарный поиск, вычислительная геометрия, выпуклая оболочка, двоичная куча, деревья отрезков, хеширование.
Разумеется, не обязательно приходить именно на Стартовый модуль: если владеешь основным конструкциями языка — можно начинать сразу с Первого. Если Первый или Второй кажутся скучными и понятными — можно пропустить и их.
Для тех, кому основных занятий мало, существуют специальные сборы по 4 часа: на них идёт подготовка к конкретным соревнованиям, оттачивание техники и умения распознавать методы решения задач, нестандартное применение идей и алгоритмов.
Я занимаюсь с группами 3-4 модуля и веду сборы.
Обычно, занятия 3-4 модуля проходят так: сначала мы разбираем необходимую теорию, а затем ребята решают задачи и сдают их в тестирующую систему. Задач чаще всего около 10 — от самых простых (для развития нужного навыка) до уровня олимпиад. При этом я смотрю код как во время написания, чтобы убедиться, что процесс идёт в нужном направлении, так и после сдачи, чтобы дать советы, ускоряющие или упрощающие разработку решений в дальнейшем.
На сборах мы моделируем ситуацию на реальных олимпиадах: дано время, в течение которого нужно почти беспрерывно решать задачи. Естественно, по ходу я даю какие-то подсказки, но они в основном имеют идейный характер, или помогают правильнее вести себя на туре. По истечению времени мы подводим итоги, и каждую задачу кто-нибудь из решивших рассказывает, а затем я рассказываю нерешённые. Иногда мы посвящаем занятия важным, но не освещённым в модулях темах, например, стресс-тестированию или использованию стандартных библиотек.
У ребят на сборах нет единой задачи: скажем, в этом году двое готовились к заключительному этапу Всероссийской олимпиады, а основная масса готовилась к Московской олимпиаде, которая проводится в версиях для 7-9 и 10-11 классов. В итоге, на каждом соревновании нам удалось добиться призёрств.
Во внеучебное время Клуб тоже живёт своей жизнью: устраиваются походы в кино и на экскурсии. А я обычно гуляю с ребятами из последней у меня в этот день группы.
Бывает, что и меня учат чему-нибудь: например, как избавиться от ±1 при написании дерева отрезков, где вкуснее всего хот-доги или в каком году родилась Мария-Антуанетта. Так что скучно не бывает.
Не знаю уж, в чём тут секрет, но Клуб очень домашний. Можно найти друзей, команду по Counter-Strike, компанию для настольных игр, или устроить парочку хакатонов и с одногруппниками сделать своего Mario.
Да и голодным никто не остаётся. Наверное, это одна из причин такой атмосферы: одно дело — скоротать время, листая ленту социальной сети, а другое — отложив смартфон, кушать бутерброд и пить чай с печеньками. Тут уж обязательно с кем-нибудь познакомишься!
- школьное образование
- школьники
- 1c
- клуб программистов
- java
- алгоритмы
- олимпиады по программированию
Источник: habr.com