Психокоррекция (термин «коррекция» буквально означает «исправление») — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека [4, с. 613].
Психокоррекционная работа осуществляется путем реализации психокоррекционных программ.
Подходы и требования к составлению программ психологической коррекции стали целью рассмотрения данной работы.
Введение 3
I. Понятие психологической коррекции 4
II. Составление программ психологической коррекции 7
1. Принципы составления психокоррекционных программ 7
2. Цели и задачи коррекционной программы 12
3. Виды коррекционных программ 13
4. Этапы составления психокоррекционной программы 15
5. Требования к оформлению коррекционных программ 16
6. Оценка эффективности коррекционного воздействия 18
Заключение 19
Список литературы 20
При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Практическое руководство по созданию психологических программ
- Принцип программированного обучения.
Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
- Учет эмоциональной сложности материала.
Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязател ьно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова
Цели и задачи коррекционной программы
Цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач 3-х уровней [2, с. 35]:
1. Коррекционный уровень – направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
2. Профилактический уровень – предупреждение отклонений и трудностей в развитии.
3. Развивающий уровень – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами [5,с. 14]:
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
Виды коррекционных программ
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы [3].
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Источник: www.myunivercity.ru
Алгоритм составления психокоррекционных программ.
методическая разработка на тему
Представлены рекомендации для студентов по составлению психокоррекционных программ.
Скачать:
![]() |
17.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм составления психокоррекционных программ
• На основе данных психологического анамнеза установить психологический диагноз.
• Исходя из психологического диагноза определить прогноз.
• Определить цели и задачи психокоррекции.
• Выбрать методологическое направление, в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа.
• Определить формы психокоррекционной работы.
• Определить частоту и длительность встреч.
• Разделить процесс на этапы, на каждом из которых проводить обязательные психодиагностические срезы для отслеживания результатов и внесения необходимых корректировок в последующее психологическое воздействие (психодиагностический материал при этом должен оставаться неизменным па входе, срезах, выходе).
Оценка результативности психокоррекционных мероприятий.
Планирование психопрофилактических мер с учетом индивидуальных особенностей и специфики социальной ситуации клиента.
Критерии оценки результативности проведенных психокоррекционных мероприятий
Оценка результативности психокоррекционного воздействия
может осуществляться со следующих позиций:
• достижение целей и задач, определенных специалистом на основе психологического анамнеза;
• оценивание результативности лицами, включенными в данный процесс:
специалист; клиент; окружение клиента.
Достижение поставленных специалистом целей и задач психокоррекции отслеживается при помощи объективных показателей) определяемых при помощи методов психодиагностики. При этом важно, чтобы на стадии сбора психологического анамнеза и стадии оценки результатов применялись одни и те же психодиагностические методы.
Оценивание результативности включенными в процесс лицами относится к субъективному уровню.
Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинаций данных позиции при оценивании успешности, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворенность результатом всех трех сторон.
К признакам результативности , объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции Р.С. Немова (Немов Р. С. Психологическое консультирование. — М.,1999. — С. 25-29), можно отнести следующие:
1) субъективное совместное чувство удовлетворения;
2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
3) наличием положительных изменений, которые и были целые психологического воздействия;
4) влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).
Таким образом, на успешность процесса психокоррекции влияют субъективные и объективные факторы.
• кто оценивает (специалист, клиент, вовлеченные лица);
• позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);
• наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;
•присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
•ощущение клиентом безопасности в процессе психокоррекции.
Безопасность клиента в процессе психологического воздействия гарантируется правилом анонимности.
«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация не подлежит разглашению. ^ Исключение составляют конкретные ситуации, о которых клиент предупреждается заранее.
К таким ситуациям относятся:
• клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью;
• клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других
• информация о противоправных действиях клиента в прошлом.
Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, весь полученный материал в научной и исследовательской деятельности.
• профессионализм специалиста (образование, опыт, психологическое здоровье);
• следование специалиста профессиональным правилам.
Основные правила осуществления
Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации.
Это важно: только обладая полной информацией о проблеме. Консультант может дать правильные рекомендации для ее разрешения, Данное правило обусловлено тем, что рекомендации должны быть не просто алгоритмом, способствующим разрешению проблемы, но алгоритмом индивидуальным, учитывающим не только личностные особенности клиента, но и специфику ситуации, в которой находится данная личность.
Перед тем как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждении, социальные условия его жизни.
Специалист должен помнить: никогда в процессе психологического воздействия перед ним не стоит задача «расколоть» и «переиграть» клиента. Специалисты, в компетенцию которых входит психологическое воздействие, относятся к представителям помогающих профессий и, соответственно, их основная цель — помощь.
Специалист должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.
Поясним данную мысль. Объективной истины не существует.
Весь мир — это, своего рода, гипотеза: Эвклидова геометрия включает в себя три пространства; Эйнштейн добавил четвертое время как измерение; в современней теории суперсимметрии уже восемь, одиннадцать, двадцать одно измерений (струн и супер-струн); дискретные множества расходятся в бесконечность, и в результате возникающей картины мы можем наблюдать, как человеческая мысль, встречаясь с бесконечностью, настойчиво стремиться ограничить ее, приспособив для понимания человеческим разумом, — извечное противоречие между субъективизмом, называемом объективностью, и реально существующей Вселенной, ничего не знающей об этих «постулатах» и не желающей знать. Поэтому, цель консультанта не в «подгонке» под некий стандарт, усредненное понятие нормы мира клиента, а постижение данного мира во всем его многообразии. Проблема определяется как проблема самого человека и, следовательно, существует как таковая только в его мире. Постигнув мир клиента, специалист может дать разумные рекомендации по ее разрешению. Если этого не произойдет, то консультант будет решать не проблемы клиента, а свои.
Возражения клиента на понимание специалистом сути его проблемы, способы ее разрешения не всегда являются сигналом неверного толкования. Они могут быть проявлением защитной реакции в том случае, если специалист прав, или попыткой проверки сомнений клиента по поводу истинности мнения консультанта (сомнения как завуалированная просьба, обращенная к специалисту, доказать его правоту).
Разделение личных и профессиональных отношении. Одно время в зарубежной практической психологии дискутировался, и весьма активно, вопрос о возможности вступления специалиста и клиента в личные отношения и влиянии данных отношений на процесс психологического воздействия. Общий вывод дискуссии представляет собой редкий образец единодушия: данного события необходимо избегать, а если это произошло, процесс терапии прервать, перенаправив клиента к другому специалисту,
Психопрофилактика рецидива данной проблемы
Психопрофилактические меры рецидива выбираются в зависимости от специфики проблемы клиента, его индивидуальных особенностей, социальной ситуации, количества вовлеченных лиц к данную проблему и степени их близости с клиентом.
Наиболее уместны, контрольные визиты к специалисту, переписка со специалистом, домашние задания (ведение дневников, посещение спортивных секций или иные виды неформальной социально одобряемой деятельности).
Источник: nsportal.ru
Лекция 2. Особенности составления психокоррекционных программ
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Структура психокоррекционных программ
Психокоррекционная программа включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции. Выявляются индивидуальные особенности того или иного процесса и сравниваются с существующими возрастными нормами.
Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
Алгоритм составления психокоррекционной программы
— четко формулировать цели коррекционной работы;
— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
— определение методологии и содержания программы
— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
— отобрать методики и техники коррекционной работы;
— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);
— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
— реализовать коррекционную программу (необходимо
предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
— подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Средства коррекции психических процессов
Коррекция наглядно-образного мышления.
1. Работа с конструктором по словесному описанию
2. Придумывание и изменение сюжета игр
Коррекция внимания.
Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.
Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональная окраска для ребенка.
1. Обнаружение ошибок в тексте (аналогично Корректура – быстрое исправление ошибок в тексте)
2. Словарный диктант с комментариями: учитель читает каждое слово только один раз, учащиеся берут ручки только после прослушивания комментариев, выделения отдельных частей слова и объяснения их правописания разными учениками.
3. Корректурные задания: «Кто быстрее» (зачёркивание букв, значков на скорость)
4. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца
5. Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку предлагаются 5—9 различных предметов или изображений предметов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, которых не было, и ребенок должен исключить лишние. Задание можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторасположение предметов).
6. Наблюдательность (описать подробно школьный двор, путь от дома до школы и т.п.).
Коррекция логической памяти
1. Назвать 10-15 слов, которые можно разбить по логическому признаку (одежда, посуда и т.д.), ребёнок должен назвать слова.
2. Запоминание рассказа с чётко выраженными смысловыми блоками.
3. «Смысловые единицы» — ребёнок должен выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и найти путь анализа текста (Ответить на вопрос о ком или о чём говорится в начале текста и что об этом говорится. Затем ответ на эти вопросы по следующему содержанию текста и так до конца. Далее составляется план текста. Текст читается ещё раз с поиском ответов на пункты плана. После чего текст пересказывается).
Коррекция воображения.
Развитию воображения способствует расширение жизненного опыта и накопление впечатлений.
1. Незаконченные фигуры.
2. Составление рассказа с использованием определённых слов
3. Волшебные кляксы (что изображено?)
4. Завершение рассказа.
Развитие активной речи.
1. Пересказ и рассказ басен, сказок, кино и мультфильмов
2. Скороговорки (способствуют правильной артикуляции, плавности и темпу речи, развивают внимание и память)
3. Дополни слово (ведущий называет пол слова и кидает мяч ребёнку — поймать мяч и дополнить слово)
4. Составить из предлагаемого набора слов как можно больше слов.
5. Кто больше сочинит? (сочинить рифмы к словам или нарисованным предметам)
6. Перевёрнутые слова (восстановить нормальный порядок слов в предложении)
7. Из слогов – слова (составить из предложенных слогов определённое или наибольшее количество слов)
8. Соединить половинки слов.
9. Составить слова по конструкции (о_ _нь, м_с_)
10. За 3 минуты придумать как можно больше слов, состоящих из 3 букв.
11. Предлагается слово-корень. Добавлением приставки, суффиксов, окончаний придумать как можно больше слов.
12. Составление палиндромов: слов или предложений, одинаково читающихся справа налево и слева направо.
Коррекция восприятия.
Возможные виды психокоррекционных заданий:
1. графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;
2. нарисовать на отдельном листе деталь предмета, например одну лапу или один нос;
3. нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;
4. нарисовать точки в разных комбинациях;
5. нарисовать для ребенка точками контур рисунка и попросить его обвести;
6. «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги,
ребенок рядом воспроизводит такую же;
7. нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;
8. слепить различные формы из пластилина.
ЛЕКЦИЯ 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Источник: infopedia.su