При разработке системы мониторинга необходимо ответить на несколько вопросов, в первую очередь — что оценивать? То есть поставить цель, выбрать объект мониторинга, определив критерии, которые обеспечивают адекватность и полноту информации. Далее осуществляется поиск ответа на вопрос — как оценивать? — выбор и обоснование диагностического инструментария.
Затем отвечаем на вопросы — кто оценивает? когда оценивать? где фиксировать результаты? Но самое главное, на что должны ответить разработчики системы мониторинга, это — ЗАЧЕМ оценивать? ДЛЯ ЧЕГО? Мониторинг не является самоцелью: мониторинговые процедуры нужны для оптимального построения образовательной работы с дошкольниками. По результатам оценки уровня развития дошкольников педагог планирует воспитательно-образовательную работу с детьми и родителями.
Исходя из этого, алгоритм разработки и реализации системы мониторинга можно представить следующим образом:
1. Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой, приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения.
Вебинар с наставником траектории «Исследования и разработки»
2. Отбор критериев планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (портрет выпускника — интегративные качества).
3. Определение объекта и форм мониторинга. По поводу объекта мониторинга в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы до-школьного образования» даются разъяснения: раздел 3.6. «В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.»
4. Подбор диагностического инструментария. Важно определить наиболее эффективные, менее затратные по времени и объективные по содержанию формы мониторинга, в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении. «Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».
5. Определение периодичности и ответственных исполнителей. «Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса».
6. Проведение диагностических исследований, в соответствии с этическими нормами и правилами диагностической работы.
7. Количественный и качественный анализ данных с последующей рефлексией полученных результатов, сравнение с индикативными показателями, формулировка выводов. Сопоставление полученных данных с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько эффективна педагогическая деятельность, поможет наметить план по устранению выявленных недостатков. Обработка данных служит дальнейшему хранению и использованию информации в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
Методы социологических исследований
8. Разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.
9. Корректировка планов воспитательно-образовательной работы с детьми.
10. Повторная диагностика с целью выявления динамики психического развития воспитанников и оценки эффективности педагогической деятельности.
Формы мониторинга
В ФГОС ДО прописаны основные формы мониторинга: критериально-ориентированные методики нетестового типа (наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки) и критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Метод наблюдения, по мнению специалистов, является одним на самых распространенных видов диагностики особенностей поведения и психического развития детей. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, дает много живых интересных фактов и позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Однако использование этого, иногда единственно возможного при взаимодействии с детьми (особенно раннего возраста) метода требует определенных знаний и навыков.
1. Прежде всего необходимо определить, ЧТО именно будет предметом наблюдения (освоение навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, особенности взаимодействия с детьми или со взрослыми и т.д.).
2. Составить реалистичную схему наблюдений.
3. Наблюдать в различных обстоятельствах.
4. Записывать сразу результаты наблюдений.
5. Отмечать дату и время наблюдения.
6. Записи должны быть краткими, точными, конкретными и объективными.
7. Соблюдать конфиденциальность.
1. Отразило ли наблюдение основное действие.
3. Дает ли описание представление о главных действующих лицах.
4. Содержит ли описание сведения о времени, месте действия.
5. Содержит ли конкретные реакции всех участников.
6. Соблюдена ли последовательность событий.
Правила проведения обратной связи
1. Придерживайтесь своих наблюдений — не обобщайте.
2. Представляйте свои наблюдения как описание — старайтесь не обвинять.
3. Будьте предусмотрительны: ваше мнение лишь одно из многих.
4. Сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит.
Обратная связь будет полезной для родителей, если:
1) родители смогут понять информацию;
2) родители смогут принять информацию;
3) родители смогут что-то сделать на базе информации.
Мониторинг организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении
Определение качества реализации образовательного процесса по физическому развитию в МДОУ предполагает учет всех основных его компонентов, особенно медико-социальных условий пребывания воспитанников в учреждении, состояния физкультурно-оздоровительной работы. На постоянном контроле руководителя МДОУ находиться вопросы соблюдения «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», организации питания воспитанников (наличие согласованного с учреждением Роспотребнадзора меню, сбалансированность, диетическое и дополнительное питание, выполнение натуральных норм, витаминизация); организации медицинского обслуживания (соблюдение инструкции по охране жизни и укреплению здоровья детей, сбалансированность в режиме учебных, коррекционных, дополнительных занятий, игровой деятельности, соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки); организации физкультурно-оздоровительной работы (система мероприятий, мониторинг физического развития и состояния здоровья воспитанников, соответствующая документация). Основанием для проведения анализа работы по охране жизни и здоровья детей являются отчетная медицинская документация, акты приема МДОУ к новому учебному году, акты обследования физкультурных снарядов и некоторые другие документы.
В дошкольном детстве закладываются и формируются основы физического, психического здоровья ребенка. В ФГОС ДО предусматривается комплексный подход в реализации задачи укрепления физического и психического здоровья детей.
Критерии эффективного функционирования здоровьесберегающей системы в условиях дошкольного учреждения и ее соответствия целевому назначению выражаются в уровне психофизического развития детей, темпах изменения физических качеств, функциональном состоянии организма, приобретении устойчивых культурно-гигиенических навыков и привычек здорового образа жизни и на этом фоне — значительное снижение заболеваемости.
Одним из объектов системы мониторинга является физическое развитие дошкольников. Анализ теории и педагогической практики дает основания утверждать, что здоровье и физическое развитие ребенка должны стать точкой приложения усилий по медико-психолого-педагогическому сопровождению ребенка, в том числе и в условиях дошкольного учреждения, не только медиков, но и педагогов и психологов. Повышение качества деятельности МДОУ по здоровьесбережению требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования, их непременным условием обоснованности выступает достоверная информация: об уровне здоровья детей, сформированности физических качеств и т.п. Основная задача руководителей в организации здоровьесберегающей системы в дошкольном учреждении — обеспечение ее управляемости, которая должна строиться на основе системного подхода, комплексно решающего как социальные, медицинские, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста. Цель психолого-педагогического мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей: своевременная коррекция оздоровительной и образовательной деятельности, условий среды дошкольного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на физическое развитие детей.
Анализ заболеваемости дошкольников является традиционным для работников детских садов. Как показывает практика, анализ этот зачастую проводится неправильно, потому и не принимаются соответствующие решения, позволяющие реально влиять на уровень заболеваемости детей в учреждении. Общеизвестно, что заболеваемость детей имеет различные причины и далеко не всегда эти причины связаны с деятельностью детского сада, вместе с тем не следует пренебрегать и немалыми возможностями детского сада в профилактике заболеваемости и охране здоровья дошкольников. Изучение уровня заболеваемости проводится по двум показателям: «число случаев заболеваемости на 1000 детей» и «количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком в среднем». Известно, что уровень заболеваемости детей нормированию не подлежит, однако есть средние значения показателей заболеваемости, на которые следует ориентироваться: во-первых, для сравнения средними значениями являются показатели заболеваемости детей за прошлые годы в том же самом учреждении, во-вторых, значения средних показателей заболеваемости по району, городу, области за анализируемый период.
Затем оценивается уровень заболеваемости по группам заболеваний: детские инфекционные, желудочно-кишечные и т.д. Делаются выводы, по каким группам заболеваний произошел рост, а по каким — снижение значений показателей. Важно для последующей коррекционной работы с детьми учитывать также количество воспитанников, имеющих отклонения в развитии опорнодвигательного аппарата, связанные с нарушением осанки, сколиоз, понижение остроты зрения (в сравнении с прошлыми временными периодами) и т.п.
Портрет выпускника
Источник: infopedia.su
Примерный алгоритм разработки программы исследования
2. ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проблема исследования — нечто неизвестное в
науке, что предстоит открыть, доказать.
Тема — отражает проблему в ее характерных
чертах.
Объект исследования — это область, в рамках
которой содержится то, что будет изучаться.
Предмет исследования — более конкретен, из
него вытекают его цель и задачи исследования.
3. ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования. Формулируется кратко и
предельно точно.
Задачи исследования. В них выстраивается комплекс
проблем, которые необходимо решать в ходе
эксперимента.
Гипотеза исследования — развернутое
предположение, за счет которого ожидается
достижение цели исследования.
Методика — это совокупность способов
исследования, порядок их применения и
интерпретации полученных результатов.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ
Стандарт бумаги А4 (210х297 мм)
Текст располагается на каждом листе только с
одной стороны
Межстрочный интервал 1,5, размер кегля – 14
Заголовки – в середине строки, без точки в
конце, прописными буквами, без
подчеркивания, без переносов
Поля: верхнее и нижнее -20 мм, правое— 10
мм, левое — 30 мм
Нумерация страниц арабскими цифрами,
сквозная, начинается с «Введения»- стр. 3
5. СТРУКТУРА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Конкурсная работа обычно состоит из следующих
структурных элементов, каждый из которых начинается
с новой страницы.
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть
Выводы (заключение)
Список литературы
Приложения
6. СТРУКТУРА КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Обзор литературы
Методика проведения исследования
Организация исследования
Результаты
Обсуждение результатов
7. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
логическая последовательность изложения
однозначность, точность
сжатость при насыщенности содержания
конкретность, объективность высказывания
8. ПОДГОТОВКА ДОКЛАДА, ВЫСТУПЛЕНИЯ
Подготовьте конспект, краткие записи по
каждому разделу
Подготовьте электронную презентацию, либо
наглядные иллюстрации, плакаты, объекты
Подготовьтесь к вопросам
Отрепетируйте доклад дома, старайтесь
уложиться в 10-15 минут
Источник: ppt-online.org
Алгоритм разработки программы исследования. Методическая копилка.
В данном алгоритме представлена программа исседования. Логика каждого исследования специфична.Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он раполагает, уровня онащенности исследования и своих возможностей.
Корзун Валентина Николаевна
Содержимое разработки
Методическая копилка учителя начальных классов
Алгоритм разработки программы исследования.
ГБОУНСО «СКК», Корзун В.Н.
Это необычные материалы. Они для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. Для этого надо овладеть техникой исследовательского поиска.
- Как выбрать тему исследования
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
- Гипотеза исследования –это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, т.е. технологию того нововведения , в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько –какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
-82%
Источник: videouroki.net