Алгоритм построения воспитательной программы школы

8 октября 2021 года состоялся семинар «Воспитательная деятельность педагога. Алгоритм построения программы воспитания. Конструктор воспитательной программы школы на основе УМК по внеурочной деятельности». В ходе семинара рассмотрены вопросы по составлению и реализации программы воспитания. Ведущим семинара, Шадриной Эллой Анатольевной, методистом информационно-методического отдела издательства «Русское слово», автором методических пособий представлен комплексный учебно-методический проект «Современные практики воспитания и социализации детей и подростков».

Источник: ipk74.ru

Этапы разработки программы воспитательной работы

ШАГ 1. На самом первом этапе осуществляется формулирование общей идеи, общего замысла будущей деятельности. Определяются на основе комплексного анализа главные «болевые точки» той проблемы, которую предстоит решать, намечается контур «потребного будущего». В менеджменте для обозначения общего замысла будущей деятельности употребляют термин «миссия». В нашем аспекте миссия — это определенные базовые ценности и руководящие принципы деятельности лагеря (или подросткового клуба).

Алгоритм построения учебных занятий в рамках цифрового обучения детей при реализации дополнительны

ШАГ 2. На следующем шаге концептуализации определяются основные направления действий, которые надо совершить для того чтобы «преобразовать существующее положение дел в ожидаемом и желаемом направлении» (В. И. Слободчиков). На этом этапе намечают общие способы и необходимые условия (имеющиеся и требуемые) достижения основных целей проекта. Это могут быть:

— экономические основы проекта;

— идеи возможных форм и направлений сотрудничества;

— эскизные модели инновационных (или традиционных) вариантов решения, стоящей перед организаторами проблемы и т. д.

ШАГ 3. Самый ответственный шаг в концептуальной разработке, предполагающий обоснованное прогнозирование социокультурных психолого-педагогических и т. п. последствий реализуемого проекта. Чем серьезнее организаторы профильной смены подойдут к прогнозированию, определят возможные позитивные и негативные последствия проекта, тем эффективней будет предстоящая социально-педагогическая деятельность.

Деятельная разработка всех шагов позволит получить первый важный документ-концепцию. Концепция не имеет, жестких рамок в своем оформлении и представлении. Поэтому в одном случае концепция – это миссия плюс несколько строчек о предполагаемом результате и необходимых ресурсах. В другом – это серьезный, хорошо продуманный документ, позволяющий говорить о профессиональном отношении к делу. В-третьих, концепция – это лишь мысли и идеи авторов, не воплощенные в конкретную текстовую форму.

Читайте также:
Что делает программа linux

Этот этап, по мнению М. Б. Коваль, может стать периодом разработки стратегической карты программы. Она складывается из:

Алгоритм перехода на федеральные основные общеобразовательные программы

§ анализа социальной ситуации, нормативных документов и материалов, адресованных организаторам летнего отдыха с целью конкретизации социального заказа на деятельность лагеря;

§ анализа путей подбора кадров и изучения потенциала педагогического персонала;

§ анализа ожиданий и опасений детей – предполагаемых участников смены;

§ анализа существующего опыта реализации подобных смен;

§ анализа ресурсов для проведения профильной смены.

На основании данных подготовительного этапа появляется возможность определить цель, задачи, основные направления, условия работы и ожидаемый результат. На подготовительном этапе формируются главные положения философии смены. Затем оформляется программа профильной смены.

Этап II – Программирование

Воспитательная работа в современных детских лагерях (подростковых клубах) – это, прежде всего, работа по специально разработанным программам. Профильная смена – это реализация профильной программы. Поэтому для успешной подготовки и проведения специализированной социально-педагогической смены надо разработать хорошую профильную программу, в основе которой должна лежать концепция.

Под программированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности лагеря (или объединения, клуба), выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла.

Используя предложенное выше понятие «миссия», можно заключить, что миссия данного этапа проектирования (т. е. программирования) состоит в дальнейшей разработке модели смены и доведении ее до уровня практического использования.

К профильной программе предъявляют специальные требования, несоблюдение которых может печально отразиться на ее эффективности:

Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т. п.).

Читайте также:
Структура несовместима с текущей версией программы

Целостность – это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности; целостность программы – это, прежде всего, ее логичность.

Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребуемо), но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к социально-педагогической деятельности лагеря (клуба).

Реальность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т. п.) конкретного ДОЛ, клуба, конкретного детского и взрослого коллективов.

Оригинальность – качество программы, направленное на то, чтобы отражать специфику лагеря (клуба), его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Этап III – Планирование

В самом общем виде планирование – это пошаговая фиксация действий по выполнению проекта. При более скрупулезном рассмотрении под планированием профильной смены следует понимать процесс совместной деятельности педагогов и детей по определению целей, содержания и способов организации социально-педагогического процесса и жизнедеятельности в лагерном сообществе, организаторов и участников предполагаемых на смене акций, сроков их проведения.

План смены — это не что иное, как модель будущего состояния социально-педагогического процесса, осуществляемого на смене. План работы является обязательным дополнением программы смены.

Соотношение механизма реализации программы и плана работы на смену:

1. Механизм реализации продумывается в основных деталях на весь период действия программы, т.е. должен предусматривать определенную работу в подготовительный и постлагерный периоды. План работы на смену, в свою очередь, ориентирован только на срок проведения смены в лагере. Он является более конкретным, более детализированным.

2. Программа создается взрослыми. Дети в ней принимают участие опосредованно. Их мнение, позицию выражает в основном диагностико-аналитический материал (анкеты, тесты, дневники настроений и т.д.). План же работы создается при непосредственном участии детей, приехавших на смену. Поэтому необходимо педагогическое сопровождение планирования смены, предполагающее условия для творчества участников смены в рамках, заложенных программой.

Читайте также:
Установка программы driverpack solution

Форма плана может быть различной: от «плана-сетки» до таблицы с графами «Срок», «Содержание», «Форма работы», «Исполнители-ответственные» и т. д.

Этап IV – Формотворчество

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

8.2. Этапы проектирования программы воспитания и социализации школьников образовательного учреждения

Обобщая многолетний опыт педагогического проектирования с различными типами образователь­ных учреждений, можно определить логику разработки общешкольной программы воспитания и социализации, а затем тематических и профильных программ и планов. Данная программа может составляться на несколько лет, но уточняется и корректируется ежегодно.

1 этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программ, которая включает следующие действия:

-создание проблемной группы (совета дела) по разработке идей модели и программы воспитания и социализации школьников;

-осмысление организаторами процесса проектирования, составление пла­на действий, распределение обязанностей;

-изучение следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования;

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru