Данная методическая подборка рассчитана на педагогов дополнительного образования, а также полезна и методистам, работающим с педагогами дополнительного образования.
В эту методическую подборку вошла основная часть понятий необходимых для подготовки учебно-методического комплекса к образовательной программе педагога дополнительного образования, а также рекомендации по ее оформлению. Представленный информационно-методический материал носит рекомендательный характер.
Главная цель сборника : оказание помощи педагогу дополнительного образования в создании системы эффективной работы, которая наилучшим образом раскроет профессионализм, компетентность и результативность его деятельности.
1. Структура дополнительной общеразвивающей программы …………………4
- Рекомендации по оформлению учебного проекта ……………………………4
2.1. Этапы работы над проектом…………………………………………………4
2.2. Паспорт проектной работы…………………………………………………5
2.3. Оформление проектной папки………………………………………………6
Программы дополнительного образования Московской школы практической психологии
- Конспект занятия ………………………………………………………………..7
3.1. Примерная структура тематического учебного занятия…………………..7
3.3. Образец плана-конспекта открытого занятия………………………………9
3.4. Примерная схема самоанализа занятий……………………………………10
- План по самообразованию …………………………………………………….11
- Структура дополнительной общеразвивающей программы
Титульный лист.
На титульном листе дополнительной общеразвивающей программы (далее – программа) указывается:
- наименование образовательной организации;
- кем и когда утверждена программа;
- название программы;
- возраст детей, на который рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность программы;
- год разработки дополнительной общеразвивающей программы.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
- направленность программы;
- актуальность, новизну, отличительные особенности, педагогическую целесообразность;
- адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого актуально обучение по данной программе);
- объем программы (общее количество учебных часов);
- формы обучения и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы и др.);
- срок освоения программы;
- режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).
1.2. Цель и задачи дополнительной программы :
Цель – стратегия, фиксирующая желаемый конечный результат. Должна быть ясной, точной, конкретной, значимой, достижимой.
Задачи – шаги к достижению цели ( обучающие, развивающие, воспитательные ).
1.3. Содержание программы:
1.4. Планируемые результаты – совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися по завершении освоения программы и формулируются с учетом цели, задач и содержания программы (должны знать, уметь).
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график – определяет количество недель и количество учебных дней. Является обязательным приложением к программе.
2.2. Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы и др.
2.3. Формы аттестации (контроля) – зачет, защита учебно-исследовательской работы (проекта); выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции, открытые занятия и т.д.
2.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Система диагностики результативности программы ( оформляется в таблице ).
2.5. Методическое обеспечение – обеспечение программы методическими видами продукции – указание тематики и форм методических материалов по программе; перечень используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения ( оформляется в таблице ).
2.6. Список литературы (Список рекомендуемой литературы отдельно для педагогов и отдельно для детей и родителей в алфавитном порядке).
Образец оформления:
Учебно – тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | |||||
2 | |||||
ВСЕГО |
Содержание программы
Календарно-тематический план
№ занятия | № темы | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | |||
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | |||||||
Количество часов | Форма работы | Количество часов | Форма работы |
- Рекомендации по оформлению учебного проекта
2.1. Этапы работы над проектом.
1 этап. Стратегия проекта
- Выбор педагогом темы проекта.
- Формулировка ведущей проблемы и дидактической цели.
- ………………………………………………………..
2 этап. Планирование проекта.
- Ознакомление кружковцев с общей темой и ведущей проблемой.
- Выбор воспитанниками темы индивидуальных (групповых) проектов.
- Обдумывание путей решения проблемы.
4.Формирование групп для проведения исследования.
6.Определение критериев оценивания проектной деятельности участников.
3 этап. Реализация проекта.
- Составление детьми плана работы над проектом.
- ……………………………………………………………….
- Распределение обязанностей по поисковой деятельности между участниками проекта.
4.Самостоятельная поисковая работа.
- Анализ и обработка информации
- Изготовление образовательного продукта.
4 этап. Итог проекта
- Оформление результатов исследования.
- Подготовка к презентации
- Защита проектов
- …………………………………….
- Анализ успехов и неудач. Выводы.
2.2. Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы состоит (не более 2 страниц) из следующих пунктов:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Консультант(ы) проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Фамилия, Имя учащихся, возраст).
- Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,
творческий, практико-ориентированный, ролевой).
- Организационно-подготовительный этап:
– обоснование темы выбранного проекта;
– анализ предстоящей деятельности;
– выбор варианта выполнения проекта.
- Основной этап – непосредственное выполнение работы.
- Заключительный этап – презентация работ, участие в конкурсах, соревнованиях, подведение итогов, перспективные задачи.
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы учащихся | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | |||
Основной этап | |||
Заключительный |
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
2.3. Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
1) паспорт проекта;
2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
Для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы. Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, – ежедневные.
В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа.
3) промежуточные отчеты группы;
4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
5) результаты исследований и анализа;
6) записи всех идей, гипотез и решений;
7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
9) эскизы, чертежи, наброски продукта;
10) материалы к презентации (сценарий);
11) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
3.1 Примерная структура тематического учебного занятия
Примерная структура тематического учебного занятия:
2этап – теоретическая часть;
3этап – практическая часть;
4этап – окончание занятий.
Организация занятия. (Орг. момент)
Первые 3-5 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
– подготовку их к занятию;
– подготовку рабочих мест воспитанников.
Теоретическая часть занятия.
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
– изложение исторических данных по теме занятия;
– устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
– объяснение специальных терминов по теме занятия;
– описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технология выполнения);
– правила техники безопасности.
Практическая часть занятия (15-20 мин.)
Педагог должен разделять практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
– доведение каждой начатой работы до конца;
– обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
– поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 3-5 мин.)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей. Завершение занятия включает в себя:
– подведение итогов практической работы;
– закрепление учебного материала;
-объяснение домашнего задания;
-организацию дежурства (при необходимости).
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
– необязательность его наличия и выполнения;
– для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
3.2. План учебного занятия
Название объединения
Ф.И.О. руководителя объединения
Дата проведения учебного занятия:
Количество присутствующих
Тема учебного занятия (согласно календарному плану объединения):
Методы организации учебного занятия:
-словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);
-наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: картинами, рисунками, плакатами, фотографиями, таблицами, чертежами, графиками, моделями, приборами, видеоматериалами и т.д.);
-практический (упражнения, тренинги, тренировки, репетиции, выполнение письменных работ, проведение опытов, самостоятельное изучение части учебного материала, создание моделей и конструкций, создание творческих работ, литературных произведений, разработка сценариев спектаклей, праздников, проведение игр и т.д.).
Оборудование:
-материалы и инструменты
Методическое сопровождение учебного занятия ( образовательная программа объединения, литература по профилю кружка, методические разработки и т.д.)
Ход занятий
Проверка присутствующих на занятии. Объявление темы, цели и задач занятия. Техника безопасности.
- Основная часть занятий.
Включает в себя как изучение нового учебного материала, так и закрепление изученного материала, обобщение и систематизацию полученных знаний и умений, продолжение и завершение начатой работы в зависимости от типа занятий.
- Заключительная часть занятий.
Подведение итогов занятия. Анализ и оценка проделанной работы.
3.3. Образец плана-конспекта открытого занятия
Педагога дополнительного образования_______________________
Творческое объединение_____________________________________
Учебная группа__________________ , год обучения______________
Время и место проведения:__________________________________
Участники:________________________________________________
Методы обучения:__________________________________________
Форма проведения:_________________________________________
Оборудование занятия:
- Дидактический материал для педагога:
- Дидактический материал для воспитанников:
- Материально техническое оснащение занятия:
План занятия:
Ход занятия
(слова, действия педагога и учащихся)
I этап. Организационный момент – 2 мин
II этап. Введение в тему занятия – 3 мин.
III этап. Объяснение темы занятия – 8 мин.
IV этап. Практическая работа – 15 мин.
V этап. Физ. Минутка – 3 мин.
VI этап. Практическая работа – 12 мин.
VII этап. Подведение итогов – 2 мин.
Источник: xn—-7sbabamch1evalo5aeg.xn--p1ai
Педагогический опыт Рекомендации к составлению программы дополнительного образования
направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной и др.);
современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.
Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.6. Список литературы.
1. Титульный лист включает:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. Пояснительная записка раскрывает:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
— форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.
Технология разработки образовательной программы
дополнительного образования детей
вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения);
название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
ФИО ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения;
дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы);
возраст детей, на который рассчитана программа;
срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана);
автор программы (ФИО, занимаемая должность);
год создания программы.
Здесь необходимо раскрыть цели образовательной деятельности, обосновать отбор содержания и последовательность изложения материала, охарактеризовать формы работы с детьми и условия реализации программы.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
связь программы с уже существующими по данному направлению;
вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа: всестороннее развитие личности, создание возможностей для творческого развития детей, удовлетворение образовательных потребностей и т.п. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой из них.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии);
Формулирование задач также не должно быть абстрактным; задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа;
ключевые понятия, которыми оперирует автор;
этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
возраст детей и их психологические особенности;
вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
количество обучающихся по годам обучения (обосновать).
5. Режим занятий:
общее количество часов в год;
количество часов и занятий в неделю;
6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки. В этой части пояснительной записки необходимо:
сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
перечислить качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей по данной программе: способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; в качестве таковых могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятий. Продолжительность обучения по программе определяет педагог самостоятельно. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. Обычно время распределяется таким образом:
Продолжительность занятия Периодичность в неделю Кол-во час. в неделю Кол-во часов в год
1 час 2 раза 2 часа 72 часа
2 часа 2 раза 4 часа 144 часа
2 часа 3 раза 6 часов 216 часов
3 часа 2 раза 6 часов 216 часов
3 часа 3 раза 9 часов 324 часа
Оформить учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:
№ Наименование разделов и тем Общее количество часов В том числе: теоретических, практических
I. Название раздела
1.1. Название темы 1
1.2. Название темы 2 и т.д.
II. Название раздела 2.
2.1. Название темы 1.
2.2. Название темы 2.и т.д.
указать название темы;
перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).
Содержание следует излагать в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже.
Обычно первая тема – введение в программу.
Методическое обеспечение программы
В этом разделе программы следует дать:
Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий.
Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
Перечень дидактических материалов.
Краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических). Говоря о кадрах, целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора. Характеризуя материально-технические условия, можно дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Должно быть приведено два списка:
литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Вот такое я нашла — где не помню. может быть на сайте нашего НИРО)))
- Блог Александрааа
- Комментировать
- Сообщить о нарушении
- Страница для печати
Источник: stranamasterov.ru
Образовательная программа дополнительного образования детей. Рекомендации по составлению программы дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей составляется на основании определенных требований, предъявляемых к подобным документам. В случае несоответствия придуманных программ федеральным государственным программам второго поколения они не будут разрешены к использованию.
Нормативно-правовая база
В Законе РФ «Об образовании» говорится о том, что в своей деятельности педагог руководствуется образовательными программами, которые должны в полной мере соответствовать требованиям, предъявляемым новыми образовательными стандартами. Общее образование связано с решением задач, касающихся формирования у подрастающего поколения культуры. Образовательная программа дополнительного образования детей должна способствовать осознанному выбору ими будущей профессиональной деятельности. Внеурочная деятельность должна способствовать адаптации ребенка к условиям современного общества.
Что такое доп. образование?
Образовательная программа учреждения дополнительного образования детей может иметь разную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо специализированных учреждений — музыкальных и спортивных школ, хореографических и художественных студий, существуют универсальные центры дополнительного образования. В них ребятам предлагают разнообразные кружки и секции, для каждого учителем создается своя индивидуальная программа.
Структура программ
Для нее предлагается примерная структура, в которой должны быть выделены основные разделы:
- обоснование значимости (пояснительная записка);
- указание отличия ее от существующих аналогов (уникальность);
- учебно-тематическое планирование;
- описание основных разделов программы;
- описание требований, предъявляемых к школьникам;
- методический комплект (для педагога, для ребят);
- библиографический список с указанием тех источников, которые использовались при разработке программы.
Подробнее остановимся на каждом разделе. При обосновании актуальности материала, выбранного в качестве основы для дополнительного образования, необходимо указывать те отличительные моменты, которые помогают развивать личность ребенка.
При проведении сравнений между новой методикой и теми программами, которые прошли успешную адаптацию, желательно отметить уникальность, индивидуальность новой разработки.
В связи с введением новых федеральных образовательных стандартов в современную систему образования, разработаны определенные правила к оформлению и содержанию учебного планирования не только для классических предметов, но и для внеурочной деятельности. Помимо наименования темы занятия, педагог должен выделять основные элементы, о которых пойдет речь в ходе занятия. Также педагог выделяет основные научные понятия, вводимые на каждом отдельном занятии.
Содержательный аспект
- создание благоприятных условий для саморазвития личности ребенка, его самосовершенствования;
- формирование у ученика полноценного представления о современном мире;
- воспитание гражданина и человека, который нацелен на совершенствование общества;
- развитие и воспроизводство кадрового состава общества.
Образовательная программа дополнительного образования детей осуществляется в соответствии с планом и графиком учебного процесса.
Цели и задачи дополнительного образования
Они предполагают обеспечение воспитания, обучения, гармоничного развития детей дошкольного и школьного возраста. Именно поэтому образовательная программа учреждения дополнительного образования детей должна соответствовать:
- культурным российским и зарубежным традициям, национальной специфике региона;
- уровню начального, дошкольного, школьного образования;
- современным образовательным технологиям.
Образовательная программа дополнительного образования детей в школе имеет научно-техническую, физкультурно-спортивную, естественнонаучную, художественную, военно-патриотическую направленность.
Интересным примером дополнительного образования является кружок по изготовлению глиняной игрушки. Помимо практической деятельности, связанной с созданием своими руками из глины различны сувениров, школьники получают сведения об основных характеристиках данного материала. Подобные навыки могут стать для них началом осознанного выбора будущей профессиональной деятельности.
Современные технологии в дополнительном образовании
Образовательная программа дополнительного образования детей в школе не возможна без применения инновационных методик и технологий. Проектная и исследовательская технологии незаменимы при осуществлении занятий по химии, экологии, биологии, химии. Игровая методика применяется на занятиях в хореографических студиях. Кружки художественной направленности предполагают индивидуальный подход. Благодаря дистанционному образованию стала возможна реализация образовательных программ дополнительного образования детей, находящихся на удаленных от крупных городов местностях.
Предназначение дополнительного образования
После внедрения в современную образовательную систему федеральных государственных стандартов второго поколения, возросло внимание к внеурочной деятельности. Общая образовательная программа дополнительного образования детей направлена на:
- здание оптимальных условий для формирования личности ребенка;
- достижение благоприятного эмоционального настроя для подрастающего поколения;
- знакомство ребят с общечеловеческими ценностями;
- осуществление профилактики асоциального поведения;
- повышение мотивации к творчеству и познанию окружающего мира.
Образовательная программа педагога дополнительного образования детей, должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей. Учитель работает в тесном сотрудничестве с семьей, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития своих воспитанников.
Особенности содержания элементов программы
Основная образовательная программа дополнительного образования детей начинается с титульного листа. На нем указывают полное наименование учреждения дополнительного (общего) образования. Далее прописывается информация о том, когда, кем, где была утверждена образовательная программа организации дополнительного образования детей. Затем указывается ее название, а также возраст детей, для которых создана программа, срок ее реализации, год создания.
В учебно-тематическом плане предполагается перечисление тем, разделов, количества часов. Требования к образовательной программе дополнительного образования детей, предъявляемые ФГОС, включают и указание формы подведения итогов по проведенной деятельности в виде соревнования, фестиваля, выставки, учебно-исследовательской конференции.
Образец программы дополнительного образования
Вашему вниманию предлагается примерная образовательная программа дополнительного образования детей, которая имеет яркой выраженную исследовательскую направленность.
Пояснительная записка к программе
Перед современным учителем поставлена достаточно сложная задача – формирование в современных условиях гармонично развитой личности. Благодаря тому, что существуют строгие требования к проведению школьных и научных исследований, а также к правилам оформления проведенного эксперимента, учитель должен уделять серьезное внимание проведению экспериментальной деятельности на базе образовательного учреждения. Подобная работа предполагает поиск оптимальных возможностей для формирования в воспитанниках желания к самообразованию, развитию.
Для увеличения эффективности учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника. В связи с ограниченностью экспериментальной деятельности во время традиционных уроков, уделять внимание практической деятельности удается далеко не всегда. В связи с этим педагоги разрабатывают свои собственные программы по проектной и исследовательской работе, чтобы делать процесс получения новых знаний для школьников более интересным и комфортным.
Продолжительность программы зависит от специфики изучаемой дисциплины, сложности научной теории, применяемой в ходе исследования. Для старшеклассников курс предполагает связь между разными учебными дисциплинами. Те ребята, которые в полной мере увлекаются исследованиями и проектами, получают шанс для последующего развития. Основным отличием программы от аналогов является ее адаптированность под любой возраст школьников. Такая универсальность гарантирует развитие познавательного интереса у подрастающего поколения независимо от начального интеллектуального уровня школьников.
Основная цель курса по исследовательской и проектной деятельности заключается в привитии школьникам любви к научной деятельности. Основными инструментами для реализации задуманных планов являются: методические программы, инновационные педагогические технологии. Несмотря на многообразие приемов, разработанных для работы со школьниками в послеурочное время, лидирующие позиции принадлежат дифференцированному обучению, игровой технологии, а также методу проектов.
На вводном занятии школьники получают понятие о значении исследований, их разновидностях, направленности, специфике использования результатов, получаемых при работе в школьной лаборатории. Педагог объясняет своим воспитанникам правила выдвижения гипотезы, постановки цели, выделения задач исследования. Кроме того, особое внимание уделяется правилам проведения эксперимента.
Например, учитель объясняет школьникам значимость проведения серии опытов (не менее трех) для того, чтобы вести речь о достоверности получаемого результата. Именно в рамках дополнительного образования подрастающее поколение приобщается и к математической обработке результатов, поиску погрешности измерений.
Исследования, проводимые во внеурочное время, не ограничиваются только практическими занятиями. Дети, которые занимаются в таких клубах или кружках, учатся презентовать результаты собственных экспериментов, то есть получают навыки публичной защиты.
Статистика свидетельствует о том, что те ученики, которые во время обучения в образовательной школе, уделяли внимание проектной и исследовательской деятельности, становятся более успешными, им проще учиться в высших учебных заведениях, они легко адаптируются к жизни в современном обществе. Помимо работы в лаборатории, проекты и исследования можно проводить и на базе гуманитарных дисциплин. Разнообразные социологические исследования, связанные с изучением личностных качеств подростков, особенно актуальны и интересны для современных школьников. К подобным экспериментам также предъявляются определенные требования, с которыми ребята знакомятся в рамках современных программ дополнительного образования.
Заключение
Без развитой системы внеурочного образования невозможно формирование полноценной личности. Именно поэтому в последнее время стали уделять такое серьезное внимание развитию центров дополнительного образования.
Одним из ключевых моментов, касающихся современного стандарта педагога, обсуждение которого происходит в настоящее время, является реализация программ дополнительного образования, то есть работа с ребятами помимо обычных уроков. Самыми распространенными направлениями дополнительного образования в настоящее время считают туристическо-краеведческую деятельность.
Педагоги стараются прививать у подрастающего поколения любовь к родному краю, развивать внутренний туризм. Особую значимость в современном обществе имеет проблема духовно-нравственного воспитания. Появляются разнообразные военно-патриотические студии и объединения, для которых такие слова, как долг, честь, совесть, являются ключевыми. Туристические и экологические клубы и студии в основном функционируют на базе центров туризма, спортивных школ. Постепенно модернизируется система дополнительно образования в обычных образовательных школах, направленное на развитие личности ребенка.
Источник: fb.ru