В последнее время наблюдается усиление роли раздела “Алгоритмизации и программирование” в школьном курсе информатики. Этому способствует, например, повышение сложности алгоритмических задач в ОГЭ-2017-18г.
Чаще всего в курах информатики используется исполнитель Робот, имеющий достаточно развитую систему команд, в том числе и команды обратной связи. Другие исполнители, например Водолей (для решения классических задач на переливания), применяются значительно реже, и поэтому нельзя считать, что их возможности до конца скрыты.
Цель — c оздание сборника практических работ в среде КуМир, исполнитель “Чертёжник”.
- Определение темы, цели, актуальности проекта.
- Подбор литературы.
- Выбор программы.
- Подбор заданий для практических работ.
- Компоновка сборника.
- Проведение опроса
- Обработка результатов
- Выступление в классе
1. Подготовительный этап
На данном этапе мы определили цель, задачи, актуальность работы. Провели предварительный опрос с целью подтверждения актуальности. (приложение 1,2)
Цикл N раз для исполнителя Чертёжник (КуМир)
2. Основной этап;
На основном этапе мы подобрали литературу, выбрали программу для работы, отобрали задания и составили сборник. (приложение 3, 4)
3. Оформление продукта
Составлен и оформлен сборник практических работ (приложение 5)
4. Представление продукта.
Знакомство с Исполнителем Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником
Картинками
Урок 29, 6 класс
Учитель: Брух Т.В.
Тема урока: «Знакомство с Исполнителем Чертёжник. Пример алгоритма управления Чертёжником»
Планируемые образовательные результаты:
· предметные – умения разработки алгоритмов для управления исполнителем;
· метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных
для них алгоритмов;
Решаемые учебные задачи:
1) развить представления учащихся об исполнителях;
2) дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;
3) познакомить с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
· круг решаемых исполнителем задач;
· система команд исполнителя;
· система отказов исполнителя;
· режимы работы исполнителя (непосредственный, программный);
Чертежник Вспомогательные алгоритмы
Особенности изложения содержания темы урока.
· Что такое алгоритм?
· Какие алгоритмы называют линейными?
· Какая форма организации действий называется ветвлением?
· Какие алгоритмы называются циклическими?
· Что вы знаете об исполнителях?
· Чем характеризуется формальный исполнитель?
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изложение нового материала.
Знакомимся с Чертёжником.
Исполнитель Чертёжник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости.
При задании точек этой координатной плоскости, в отличие от того, как это принято в математике, координаты х и у разделяются запятой. Например, координаты точки, отмеченной на координатной плоскости Чертёжника будут записаны так: (1, 1). СЛАЙД 3
Чертёжник имеет перо, которое можно поднимать, опускать, перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения пера до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в токе (0, 0). СЛАЙД 4.
По команде поднять перо Чертежник поднимает перо. Если перо уже было поднято, Чертежник будет игнорировать эту команду: он не меняет положение пера и не сообщает об отказе. Иначе, каким бы не было положение пера до команды поднять перо, после нее перо будет поднято. Точно также, независимо от положения «до», после выполнения команды опустить перо оно окажется опущенным, т. е., Чертежник готов к рисованию.
Рисунки Чертежник выполняет с помощью команд сместиться в точку и сместиться на вектор.
По команде сместиться в точку ( a , b ) Чертежник сдвигается в точку с координатами ( a , b ) . Команду сместиться в точку называют командой абсолютного смещения. Обучающиеся записывают определение, выполняют задание на слайде 6.
Пусть перо Чертежника находится в точке с координатами (х, у). По команде сместиться на вектор ( a , b ) Чертежник отсчитывает а единиц вправо вдоль горизонтальной оси (оси абсцисс), b единиц вверх вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами ( x + a ; y + b ) . Таким образом, координаты, указанные в команде, отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положения пера Чертежника. Поэтому команду сместиться на вектор называют командой относительного смещения. Обучающиеся записывают определение, выполняют задание на слайде 7.
В математике направленные отрезки называют векторами, отсюда и происходит название команды.
Чертежник может исполнять только правильно записанные команды. Например, если вместо команды сместиться на вектор написать сдвинь на вектор, то Чертежник эту запись не поймет и сразу же сообщит об ошибке. Ошибки в записи команды называются синтаксическими.
Алгоритм может содержать логические ошибки. Например, все команды могут быть записаны правильно, но в результате логической ошибки последовательность их выполнения не будет приводить к поставленной цели или выполнение некоторых команд приведет к отказу.
![]() |
Источник: znanio.ru
Урок 31
Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник
Работа в среде исполнителя Чертёжник
При составлении алгоритмов довольно часто встречаются случаи, когда некоторую последовательность команд нужно выполнять несколько раз подряд. Для упрощения записи алгоритма в таких случаях можно использовать специальную конструкцию повторения.
Например, программу рисования ряда из пяти ромбов (рис. 71) с помощью конструкции повторения можно записать так:
использовать Чертежник
алг ряд ромбов
нач
сместиться в точку (1,2)
нц 5 раз
опустить перо
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (1, -2)
сместиться на вектор (-1, -2)
сместиться на вектор (-1, 2)
поднять перо
сместиться на вектор (3, 0)
кц
кон
Рисование ромба можно оформить в виде вспомогательного алгоритма:
алг ромб
нач
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (1, -2)
сместиться на вектор (-1, -2)
сместиться на вектор (-1, 2)
кон
Тогда основной алгоритм будет выглядеть так:
использовать Чертежник
алг ряд ромбов_1
нач
сместиться в точку (1,2)
нц 5 раз
опустить перо
ромб
поднять перо
сместиться на вектор (3, 0)
кц
кон
В общем виде конструкция повторения записывается так:
нц раз
кц
Служебные слова нц и кц пишутся одно под другим. Чуть правее между ними записывается повторяющаяся последовательность команд (тело цикла). Число повторений — произвольное целое число. Именно столько раз при выполнении алгоритма будут повторены команды, образующие тело цикла.
Предложите вариант решения задачи о почтовом индексе Красноярска с использованием конструкции повторения.
Можно ли обойтись без вспомогательного алгоритма в следующих ситуациях (рис. 72)?
Следующая страница Вопросы и задания
Cкачать материалы урока
Источник: xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai