Тема урока: Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.
Класс: 6 класс.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2013.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: изучение способа записи алгоритма для исполнителя при помощи
Скачать:
![]() |
72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Управление исполнителем Чертежник. Пример алгоритма управления чертежником. Работа в среде исполнителя Чертежник.
УМК: Босова Л. Л. Информатика 6 МОСКВА, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2013.
Тип урока : открытие нового знания.
Цель урока : изучение способа записи алгоритма для исполнителя при помощи
предметные – умения разработки алгоритмов для управления исполнителем;
Алгоритм. Исполнитель. Чертежник.
метапредметные – умения самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; опыт принятия решений и управления исполнителями с помощью составленных для них алгоритмов;
Решаемые учебные задачи:
развить представления учащихся об исполнителях;
дать представление об алгоритме как модели деятельности исполнителя;
познакомить с исполнителем Чертёжник (среда, круг решаемых задач, СКИ, режимы работы, отказы).
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
круг решаемых исполнителем задач;
система команд исполнителя;
система отказов исполнителя;
режимы работы исполнителя (непосредственный, программный);
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Управление исполнителем Чертёжник»;
Свободное программное обеспечение: исполнитель Чертёжник в системе КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/)
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь на печатной основе, учебник, письменные принадлежности и дневник.
Итак, начнем сегодняшний урок.
Проверяют свою готовность к уроку.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
На протяжении нескольких уроков мы изучаем одну большую тему. Какое понятие на наших уроках упоминается чаще всего?
Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы
Что такое алгоритм? Приведите примеры.
Давайте посмотрим небольшой фрагмент мультфильма (СЛАЙД 2)
Как можно назвать «Двух из ларца, одинаковых с лица»?
Кто или что может выполнить алгоритм?
Как называют таких исполнителей?
Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково, неформальный может выполнить команду по-разному.
Ученики отвечают на вопрос учителя
Ученики дают определение алгоритма. (Алгоритм – это описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату).
Ученики высказывают свое мнение. Исполнитель (человек, животное, техническое устройство)
Ученики отвечают на вопрос учителя: (Формальные исполнители).
Умение выражать мысли (К).
Построение логической цепи (П).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Постановка цели урока
Вы знаете различные формы записи алгоритма, перечислите их, приведите примеры.
С какой формой записи алгоритма мы еще не работали?
Программы можно записывать только для формальных исполнителей и сегодня мы будем знакомиться с формальным исполнителем Чертежник.
Попробуйте сформулировать тему урока…
Давайте посмотрим на ключевые слова все ли мы их знаем? (СЛАЙД 4)
Ученики отвечают на вопрос учителя:
словесный, блок-схема, графический и при помощи программы.
Запись алгоритма при помощи программ.
Тема урока «Управление исполнителем Чертежник».
Учащиеся формулируют цель: научиться записывать алгоритм для управления Чертежником.
Умение выражать мысли (К).
Планирование, целеполагание (Р).
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися способа управления Чертежником
Чтобы управлять исполнителем Чертежник, необходимо знать среду и систему команд.
Учебник § 18 (стр. 118) Описывается среда и система команд исполнителя Чертежник:
— чертежник имеет перо, которое может поднимать, опускать и перемещать;
— при перемещении опущенного пера за ним остается след ( опустить перо и поднять перо );
— по команде сместиться в точку (а,b) , Чертежник сдвигается в точку с координатами (а,b), эту команду называют командой абсолютного смещения ;
— по команде сместиться на вектор (а,b) , Чертежник отсчитывает a единиц по горизонтальной оси (оси абсцисс), и b единиц вверх по вдоль вертикальной оси (оси ординат) и сдвигает перо в точку с координатами (x+a; y+b), эту команду называют командой относительного смещения .
Ученики отвечают на вопрос учителя:
Среда – те условия где «живет» исполнитель.
Система команд – это совокупность всех команд, которые могут быть выполнены исполнителем.
Рефлексия способов и условий действия (П)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
Давайте мы с вами выступим в роли формального исполнителя Чертежник.
Выполним программы. ( СЛАЙД 10 , 11)
Программа — это алгоритм, записанный на языке понятном исполнителю.
Выполним задание № 207 (стр.180) РТ
Правильный результат на экране. Если вы сделали правильно, поставьте себе + рядом с заданием.
Выполним задание № 210 (стр.181) РТ
Правильный результат на экране. Если вы сделали правильно, поставьте себе + рядом с заданием.
Фиксируют в тетрадь результат выполнения алгоритма.
Учащиеся проверяют и корректируют свою работу
применение нового материала при решении задач (Л)
Оценивание усваемого содержания (Л)
V. Практическое применение новых знаний
Цель этапа: применение нового знания на практике; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию
Переходим к управлению Чертежником, составим программы для вычерчивания им цифр (как в индексе). Работа в среде исполнителя Чертежник.
В программе Кумир несколько исполнителей, нужно показать с каким мы собираемся работать (использовать Чертежник).
Необходимые служебные слова уже есть (АЛГ, НАЧ, КОН). Между НАЧ и КОН пишутся все команды исполнителя. Чертежник может исполнять только правильно написанные команды, иначе он их не поймет (это синтаксические ошибки). Алгоритм может содержать логические ошибки, в результате выполнения алгоритма не будет достигаться требуемый результат или выполнение некоторых приведет к отказу.
Составьте программу для Чертежника рисования цифры стр.123 (возьмите дату рождения, любую цифру) (СЛАЙД 14)
Учащиеся слушают, при необходимости задают вопросы, обсуждаем их.
умение слушать и слышать (К)
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Источник: nsportal.ru
Презентация на тему Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы
сместиться в точку (а, b) Чертежник переходит в точку с координатами (a,b). Если перо опущено, то остается след – отрезок от предыдущего положения пера до точки с координатами (a,b).
- Главная
- Информатика
- Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Исполнитель Чертежник. Вспомогательные алгоритмы
Слайд 2сместиться в точку (а, b)
Чертежник переходит
в точку с координатами (a,b). Если перо
опущено, то остается след – отрезок от предыдущего положения пера до точки с координатами (a,b).
Выполнить алгоритм:
опустить перо
сместиться в точку (3,2)
сместиться в точку (0,3)
сместиться в точку (4,4)
Команда абсолютного смещения
Слайд 3сместиться на вектор (а, b)
Чертежник из
текущего положения смещается на a единиц по
горизонтали и на b единиц по вертикали)
Выполнить алгоритм:
опустить перо
сместиться на вектор (3,2)
сместиться на вектор (0,3)
сместиться на вектор (-2,0)
Команда относительного смещения
Слайд 4Сравните действия двух команд
СМЕСТИТЬСЯ В ТОЧКУ (2,
3)
Чертежник находился в точке (4, 1)
СМЕСТИТЬСЯ
Слайд 5перейти в точку (2; 4)
смиститься на вектор
(1, 7)
сместиться в точку (2, 4)
Ошибки
Чертежник выполняет
только правильно записанные команды.
Найди синтаксические ошибки:
сместиться на вектор (1, 7)
Слайд 6Выполнить алгоритм
использовать Чертежник
алг буква_М
нач
опустить перо
сместиться на вектор
(0,4)
сместиться на вектор (1, -2)
сместиться на вектор
(1, 2)
сместиться на вектор (0, -4)
поднять перо
кон
Слайд 7Выполнить алгоритм
использовать Чертежник
алг буква_А
нач
опустить перо
сместиться на вектор
(2, 4)
сместиться на вектор (0, -4)
сместиться на
вектор (0, 2)
сместиться на вектор (-1, 0)
поднять перо
сместиться на вектор (1, -2)
поднять перо
кон
Слайд 8Составить алгоритм рисования слова «МАМА»
использовать Чертежник
алг МАМА
нач
опустить
перо
сместиться на вектор (0,4)
сместиться на вектор (1,
-2)
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (0, -4)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
опустить перо
сместиться на вектор (2, 4)
сместиться на вектор (0, -4)
сместиться на вектор (0, 2)
сместиться на вектор (-1, 0)
поднять перо
сместиться на вектор (1, -2)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
опустить перо
сместиться на вектор (0,4)
сместиться на вектор (1, -2)
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (0, -4)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
опустить перо
сместиться на вектор (2, 4)
сместиться на вектор (0, -4)
сместиться на вектор (0, 2)
сместиться на вектор (-1, 0)
поднять перо
сместиться на вектор (1, -2)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
кон
Слайд 9Другой способ
Научить Чертежника рисовать букву М и
букву А. Оформить эти алгоритмы как процедуры
(вспомогательные алгоритмы).
использовать Чертежник
алг буква_М
нач
опустить перо
сместиться на вектор (0,4)
сместиться на вектор (1, -2)
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (0, -4)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
кон
использовать Чертежник
алг буква_А
нач
опустить перо
сместиться на вектор (2, 4)
сместиться на вектор (0, -4)
сместиться на вектор (0, 2)
сместиться на вектор (-1, 0)
поднять перо
сместиться на вектор (1, -2)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
кон
Слайд 10Вспомогательные алгоритмы
Алгоритм рисования слова «МАМА» с использованием вспомогательных
алгоритмов
использовать Чертежник
алг
нач
буква_М
буква_А
буква_М
буква_А
кон
алг буква_М
нач
опустить перо
сместиться на вектор
(0,4)
сместиться на вектор (1, -2)
сместиться на вектор (1, 2)
сместиться на вектор (0, -4)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
кон
алг буква_А
нач
опустить перо
сместиться на вектор (2, 4)
сместиться на вектор (0, -4)
сместиться на вектор (0, 2)
сместиться на вектор (-1, 0)
поднять перо
сместиться на вектор (1, -2)
поднять перо
сместиться на вектор (1, 0)
кон
Источник: thepresentation.ru
Алгоритм для программы чертежник
Задания ЕГЭ по номерам:
- 1 Системы счисления
- 2 Таблицы истинности
- 3 Поиск кратчайшего пути
- 4 Базы данных
Файловая система - 5 Кодирование информации
- 6 Анализ алгоритмов
- 7 Электронные таблицы
- 8 Программирование: циклы
- 9 Объем информации
Передача информации - 10 Комбинаторика
- 11 Рекурсивные алгоритмы
- 12 Сети, адресация
- 13 Количество информации
- 14 Алгоритмы с исполнителем
- 15 Поиск путей в графе
- 16 Системы счисления
- 17 Запросы для поисковых систем
- 18 Логические выражения
Отрезки, множества, функции - 19 Программирование: массивы
- 20 Программирование: циклы
- 21 Программирование: подпрограммы
- 22 Перебор вариантов
- 23 Системы логических уравнений
- 24 Программирование: поиск ошибки в программе
- 25 Программирование: обработка массивов
- 26 Теория игр
- 27 Программирование: разработка программы
Задание 2. Тип заданий 14: алгоритмы с исполнителем.
Поделиться:
Комментарии ( 0 )
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник: infbu.ru