Язык программирования Pascal был разработан в 1968-71 гг. Никлаусом Виртом в Цюрихском Институте информатики (Швейцария). Первоначально цель разработки языка диктовалась необходимостью инструмента для обучения программированию как систематической дисциплине.
Однако очень скоро обнаружилась чрезвычайная эффективность языка Pascal в самых разнообразных приложениях, от решения небольших задач численного характера до разработки сложных программных систем — компиляторов, баз данных, операционных систем и т.д. К настоящему времени Pascal принадлежит к группе наиболее распространенных и популярных в мире языков программирования. Существуют многочисленные реализации языка практически для всех машинных архитектур.
Характеристики и особенности языка
Существует ряд объективных причин, обусловивших выдающийся успех языка Pascal. Среди них в первую очередь необходимо указать следующие:
- Язык в естественной и элегантной форме отразил важнейшие современные концепции технологии разработки программ: развитая система типов, ориентация на принципы структурного программирования, поддержка процесса пошаговой разработки.
- Благодаря своей компактности, концептуальной целостности и ортогональности понятий, а также удачному первоначальному описанию, предложенному автором языка, Pascal оказался весьма легок для изучения и освоения.
- Несмотря на относительную простоту языка, он оказался пригоден для весьма широкого спектра приложений.
- Язык Pascal стандартизован во многих странах мира.
Рассмотрим основные особенности языка Pascal.
Как я учу японский c нуля | учебники, сайты, приложения и подкасты
- Pascal является традиционным алгоритмическим языком программирования, продолжающим линию Алгол-60. Это означает, что программа на языке Pascal представляет собой специально организованную последовательность шагов по преобразованию данных, приводящую к решению некоторой задачи.
- Язык Pascal содержит удобные средства для представления данных. Развитая система типов позволяет адекватно описывать данные, подлежащие обработке, и конструировать структуры данных произвольной сложности. Pascal является типизированным языком, что означает фиксацию типов переменных при их описании, а также строгий контроль преобразования типов и контроль доступа к данным в соответствии с их типом ( как на этапе компиляции, так и при исполнении программы ).
- Набор операторов языка Pascal отражает принципы структурного программирования и позволяет записывать достаточно сложные алгоритмы в компактной и элегантной форме.
- Синтаксис языка достаточно несложен. Программы записываются в свободном формате, что позволяет сделать их наглядными и удобными для изучения.
1. TURBO-PASCAL
Настоящий курс лекций посвящен широко известной реализации языка Pascal фирмы Borland International для персональных IBM-совместимых ЭВМ — языку TurboPascal. Язык TurboPascal — мощное расширение американского стандарта ( ANSI Pascal ), учитывающее архитектурные особенности операционной системы MS-DOS и снабженное внушительными по объему и разнообразию пакетами стандартных процедур.
Корейский Алфавит | УРОК 1 | Произношение, корейские буквы, гласные, согласные и дифтонги | Хангыль
Система TurboPascal является интегрированной средой, включающей ряд компонент, в совокупности поддерживающих все виды работ по созданию программ. Система содержит универсальный текстовый редактор, компилятор входного языка, редактор связей и встроенный символьный отладчик. Многооконный интерфейс с развитой системой меню обеспечивает высокую производительность труда программиста.
Замечание. Каждое синтаксическое понятие сначала будет вводиться неформально, завершаться так называемой синтаксической диаграммой, которая наглядно представляет структуру вводимого понятия. Диаграмма составляется с помощью базовых символов языка и ссылок на другие диаграммы, соединенных стрелками. Любой путь, пройденный по диаграмме в направлении стрелок, приводит к синтаксически правильной конструкции.
Для чтения синтаксической диаграммы следуйте по стрелкам. Часто встречаются альтернативные пути; путь, начинающийся слева и заканчивающийся стрелкой справа, является допустимым. Путь пересекает рамки, содержащие имена элементов, используемых для построения этой части синтаксиса.
Имена в прямоугольных рамках должны быть заменены действительными конструкциями. Круглые рамки содержат зарезервированные слова, знаки операций и знаки пунктуации, то есть действительные термы, используемые в программе.
Текст программы. Алфавит языка
Текст Pascal-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит языка. Строки программы завершаются специальными управляющими символами, не входящими в алфавит ( CR, LF ). Максимальная длина строки составляет 126 символов.
Алфавит языка состоит из следующих символов:
— букв английского алфавита от A до Z и от a до z и знак «_».
Буквы используются для формирования идентификаторов и служебных слов.
— арабских цифр от 0 до 9.
Цифры используются для записи чисел и идентификаторов.
— 22 специальных символов:
операций, выражений, комментариев, а также как синтаксические разделители.
Следующие пары символов также представляют собой специальные символы:
Лексическая структура языка. Комментарии и пробелы
Символы из алфавита языка используются для построения базовых элементов Pascal-программ — лексем.
Лексема — минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл. В TurboPascal имеются следующие классы лексем:
1. Служебные (зарезервированные) слова. Это ограниченная группа слов, построенная из букв. Каждое служебное слово представляет собой неделимое образование, смысл которого фиксирован в языке. Служебные слова НЕЛЬЗЯ использовать в качестве имен, вводимых программистом.
Следующие слова являются зарезервированными в Турбо-Паскале:
Источник: studfile.net
Алфавит и структура программы
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока по Информатике «Алфавит и структура языка «Паскаль»» 10 класс
План-конспект занятия по информатике.
Учитель: Константинова Елена Ивановна
Тема учебного занятия : « Алфавит и структура языка «Паскаль». Структура программы на языке «Паскаль». Типы переменных. Арифметические выражения. Стандартные функции».
Продолжительность учебного занятия: 2 урока по 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный (объяснение нового материала +практическая работа)
Цель урока: создание условий для рассмотрения таких понятий, как алфавит и структура языка «Паскаль», структура программы на языке «Паскаль», типы переменных, арифметические выражения, стандартные функции.
В конце урока учащиеся должны
знать :
• краткую историю возникновения и предназначения языка программирования Паскаль;
• из каких частей состоит структура программы на языке Паскаль;
• формат написания основных операторов;
• основные правила записи арифметических выражений на языке Паскаль;
• основы синтаксиса, пунктуации языка Паскаль;
уметь :
• составлять простые программы на языке программирования Паскаль на основе линейных вычислительных алгоритмов.
- Сформировать основные приемы работы со средой программирования TURBO Pascal .
- Изучить основные типы переменных и научиться записывать выражения с использованием встроенных функций и арифметических операторов в среде TURBO PASCAL .
- Научиться писать программы линейного алгоритма.
- Развивать у учащихся познавательный интерес к курсу «Программирование».
- Развивать алгоритмическое мышление, память, умение работать в среде TURBO PASCAL.
- Развитие практических навыков.
- Способствовать воспитанию у учащихся внимательности.
- Воспитывать аккуратность ведения записей, как в тетради, так и в среде TURBO PASCAL при наборе программы (структурность записей).
- Привитие навыка самостоятельности в работе.
- Воспитание трудолюбия и чувства уважения к науке.
- Словесные (объяснение)
- Наглядные (презентация)
- Практические (упражнения)
- Организация начала урока (3 мин)
- Повторение пройденного материала (теория) (12 мин)
- Подготовка учащихся к усвоению(5 мин)
- Изучение нового материала (25 мин).
- Первичная проверка и закрепление знаний (выполнение лабораторной работы) (35 мин)(в перерыве –физкультминутка)
- Подведение итогов урока. (5 мин)
- Информация о домашнем задании (5 мин)
Этап
Как будет построен наш урок? Сначала мы повторим материал предыдущего урока, который нам понадобится для изучения новой темы. И так. На прошлом уроке мы познакомились с понятием алгоритма и основами программирования. Напомните, что же такое алгоритм, какими свойствами он обладает, какими формами и способами записывается.
2. Какие исполнители алгоритмов, работающие в школе, зашифрованы в ребусах? Ответы: а) Учитель (у — ч — и — т — ель); б) ученик (кузнечик); в) директор (д — игрек — рот); г) завуч (зав — у — ч);
3. Найдите алгоритмические структуры. Какие алгоритмические конструкции зашифрованы в ребусах? Ответы: а) Развилка (раз — в — и — булка); б) цикл (цинк — л); в) ветвление (в — е — т — в — л — е — н — и — е); г) повторение (повар — сани). 4. Обозначения, каких блоков блок — схемной нотации зашифрованы в ребусах? Какие из них обязательны в любой блок-схеме? Ответы:
а) Условие (весло — и — е); б) начало (на — ча — ло); в) вывод (в — ы — в — о — д); г) конец (конь — ц); д) соединитель (с — о —единица — ель); е) комментарий (комета — торий).
Молодцы! С вопросами вы справились замечательно.
А теперь зарядка для ума. Попробуйте разгадать пословицы и поговорки, которые изображены в форме блок-схемы.
Прошёл огонь, воду и медные трубы Молодцы
Следующая пословица
Правильно ребята.
Ответ: с глаз долой – из сердца вон
Семь раз отмерь – один раз отрежь
Хорошо.

Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя
Компания Borland создала среды разработки для диалектов языка Pascal — сначала Turbo Pascal, а затем Borland Pascal, Free Pascal.
Любая программа — это обычный текст, написанный по особым правилам. Команда – это описание действий, которые должен выполнять компьютер.
Заполните опорный конспект.
Заполните опорный конспект.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Program Имя_программы ; Uses раздел подключаемых модулей; Label раздел описания меток; Const раздел описания констант; Type раздел описания собственных типов данных; Var раздел описания переменных; Begin Основное тело программы; End.
Заполните опорный конспект.
. Как мы уже сказали, что программа на Pascal — это набор некоторых команд. Начинается программа с ключевого слова PROGRAM, после которого следует имя программы. Затем, между словами BEGIN и END. располагается собственно код программы.
Турбо Паскаль позволяет вводить в программу объекты похожие на переменные, но значения которых, в отличие от переменных, не изменяется в ходе работы программы. Подобные объекты называются константами . Значения констант задаются в разделе описания констант. Этот раздел начинается со слова const, входящего в число зарезервированных. В разделе Var перечисляются типы всех ПЕРЕМЕННЫХ — величин, которые могут изменять значениия при выполнении программы. Рассмотрим 2 типа переменных: 1) integer — целые числа из интервала [-32768, 32767]; 2) real — дробные числа из интервала [-2.9*10 -39 , 1.7*10 38 ].
Команда присваивания используется для изменения значений переменных. В языке Паскаль эта команда обозначается так:
:=
При этом значение выражения из правой части команды присваивания заменяет текущее значение переменной из левой части. Тип значение выражения должен совпадать с типом переменной.
Пример:
а:=2; b:=8;
S:=а+b;
После выполненных последовательно данных трех команд переменная S принимает значение равное 10.
Заполните опорный конспект.
Сложите два целых числа. Для этого составьте простейшую программу, где программа будет иметь имя, свой тип переменных.
Одна из распространенных команд является команда ввода текста ( Read ( a , b )). Запись значений переменных в программу происходит через запятую, а данные вводятся через пробел или Enter , о чем свидетельствует информация изображенная на слайде.
Одна из самых распространённых команд — команда вывода текста на экран. Она имеет две модификации: Write и WriteLn. Различаются эти модификации тем, что после выполнения первой (Write) из них курсор остаётся в той же строке, а после выполнения второй (WriteLn) — переходит на новую строку. После команды Write (WriteLn) в круглых скобках следует список вывода, в котором через запятую перечисляются выводимые данные. Текст
при этом необходимо заключить в апострофы.
Посмотрите на слайд, где показано полное составление программы с использованием операторов Write и WriteLn.
В этой программе мы сложили два числа и получили результат.
Заполните опорный конспект
Арифметические выражения строятся из имен переменных, констант, знаков операций и круглых скобок так, как это принято в математике.
При вычислении их значений операции выполняются в порядке приоритета: *, /, +, -. Операции одинакового старшинства выполняются слева направо.
Результат арифметической операции над целыми операндами есть величина целого типа. Результат выполнения операции деления целых величин есть целая часть частного. Результат выполнения операции получения остатка от деления — остаток от деления целых. Например:
17 div 2 = 8, 3 div 5 = 0. 17 mod 2 = 1, 3 mod 5 = 3.
Заполните опорные конспекты
Наряду с переменными и константами в арифметические выражения можно включать функции. При определении значения выражения, прежде всего, вычисляются значения входящих в него функций. В Паскале имеются следующие стандартные функции
Аргумент функции обязательно заключается в скобки.
Выражение на Паскале, как впрочем, и на других языках программирования, записывается в одну строчку, а для сохранения порядка действий используются скобки.
Пример. Цифрами сверху указан порядок выполнения операций:
Данное арифметическое выражение соответствует следующей математической формуле:
В Паскале нет операции или стандартной функции возведения числа в произвольную степень. Для вычисления xy рекомендуется поступать следующим образом: • если у — целое значение, то степень вычисляется через умножение; например, х3 → х ∙ х ∙ х; большие степени следует вычислять умножением в цикле; • если у — вещественное значение, то используется следующая математическая формула: хy = eyln(x). На Паскале это будет выглядеть так:
Очевидно, что при вещественном у не допускается нулевое или отрицательное значение х. Для целого у такого ограничения нет. Например,
На Паскале это будет так:
Выражение имеет целый тип, если в результате его вычисления получается величина целого типа. Выражение имеет вещественный тип, если результатом его вычисления является вещественная величина.
Заполняют опорный конспект.
Заполняют опорный конспект Просмотр Слайда
Заполняют опорный конспект
Заполняют опорный конспект
Учащиеся заполняют опорные конспекты.
Один учащийся работает у интерактивной доски.
5. Если в программе при компиляции обнаружены ошибки, исправить их и осуществить повторную компиляцию. При последующих ошибках процесс повторить до получения сообщения об успешной компиляции.
6. Запустить программу на выполнение. Чтобы увидеть результат: нажать Alt + F 5 (переход в пользовательский экран Debug → User Screen) Чтобы всегда видеть результат: выполнить Debug → Output; выполнить Window → Tile.
7. Записать программу в виде файла на диск. Сохранение: F2 или File → Save as Написать имя файла summa . pas нажать ОК. (Программа сохранится на диске С в папке tp 70)
Задание 2. Имея блок-схему вычисления площади треугольника, написать линейную программу его вычисления.(формула Герона)
. S=
(p = (a+b+c)/2), где a,b,c — стороны треугольника. Решение Program pltreug;
Var a, b, c, p, S: real;
begin writeln (‘ Вычисление площади треугольника по формуле Герона ‘);
write (‘ Введите значения сторон треугольника ‘);
Readln (a, b, c);
P: = (a+b+c)/2;
Writeln (‘p=’, p);
S: = sqrt (p*(p-a)*(p-b)*(p-c));
writeln (‘ площадь треугольника =’,S); e nd.
Задание 3 Ребята, вы на листе имеете формулы, которые сначала запишите на языке программирования Паскаль, используя графический планшет, затем найдете значения этих формул, составив программу, где все переменные действительные числа.
Для тех, кто выполнит 3 задания, могут приступить к выполнению 4 задания (для получении дополнительной оценки).
Используя интерактивную доску и графический планшет AirLiner , учащиеся записывают формулы на языке программирования Паскаль (раздаточный материал).
Учащиеся набирают программу на компьютере и получают результат.
.
.
Выводит на экран домашнее задание.
Записывают домашнее задание в тетрадь.
Источник: doc4web.ru
Презентация, доклад по программированию Структура программы. Алфавит
Структура программы2. Uses ; В разделе uses к программе подключаются библиотеки подпрограмм, которые находятся в отдельных программных единицах, называемых модулями. Эти подпрограммы из модулей при компиляции подключаются к программе. Имена модулей в списке отделяются друг от
- Главная
- Разное
- Презентация по программированию Структура программы. Алфавит
Слайд 1Структура программы. Алфавит языка. Основные понятия.
Слайд 2Структура программы
2. Uses ;
В разделе uses к программе подключаются
библиотеки подпрограмм, которые находятся в отдельных программных единицах, называемых модулями. Эти подпрограммы из модулей при компиляции подключаются к программе. Имена модулей в списке отделяются друг от друга запятой;
1. Program ;
Идентификатор имени программы задает программист, но обычно при этом имя должно отражать назначение программы (например: program lab1);
Слайд 3Структура программы
3. Label ;
Метка-идентификатор языка паскаль, который помещает некоторые
операторы в разделе действий программы. Метки позволяют обращаться к помеченным ими операторам. Имена меток в списке отделяются друг от друга запятыми;
Константа-объект программное значение которого не может быть изменено в программе. Константы отделяются точкой с запятой (;). Тип константы определяется записью этой константы в программе;
Слайд 46. Var :;
…
: ;
В разделе Var, все переменные используемые в программе, связаны с определенным типом. Этот тип может быть либо стандартным, то есть описанным в языке паскаль, либо пользовательским, то есть объявленным пользователем. Данный раздел присутствует в любой программе на языке программирования. При объявлении, однотипные переменные могут группироваться в список и отделяться друг от друга в этом списке запятыми.
5. Type Имя типа = (Значение1, Значение2, … ЗначениеN);
В разделе типов задаются нестандартные или так называемые пользовательские типы данных;
Слайд 57. ;
;
В разделах процедуры и функции
объявляются и описываются отдельные программные единицы, называемые подпрограммами.
8. Begin ; //Раздел действий.
End. //Завершение программы.
Слайд 6Алфавит языка
Алфавитом языка программирования называют набор символов с помощью которого могут
быть образованы величины, выражения и операторы данного языка.
Алфавит языка Object Pascal включает следующие символы:
Символы, используемые для составления идентификаторов:
— 53 буквы – прописные и строчные буквы латинского языка и знак подчеркивания.
— 10 цифр (0-9).
Символы-разделители (пробельные символы):
— пробел, основное назначение которого разделение ключевых слов и имен.
Слайд 7Специальные символы, выполняющие определенные функции при построении различных конструкций языка:
—
Слайд 8Набор слов, используемый в Pascal, можно разделить на три группы: зарезервированные
слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.
1. Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл. Они не могут изменяться программистом. Зарезервированные слова версии языка Pascal для персональных ЭВМ приведены ниже.
2. Стандартные идентификаторы
Для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций служат стандартные идентификаторы, например: integer, Sin, Cos, Ln, Sqr, Sqrt, Read, Readln, Write, Writeln. Любой из стандартных идентификаторов, в отличие от зарезервированных слов, можно переопределить, но это чаще всего приводит к ошибкам. Поэтому на практике стандартные идентификаторы лучше использовать без каких-либо изменений.
Слайд 93. Пользовательские идентификаторы
Для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций,
определенных самим программистом, применяются пользовательские идентификаторы. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными, т. е. в каждом блоке программы один идентификатор не может использоваться для обозначения более чем одной переменной или постоянной величины, и т. д.
При написании программ следует соблюдать общие правила написания идентификаторов.
1. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться также и с цифры).
2. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знаков подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы недопустимы).
3. Между двумя идентификаторами должен быть по крайней мере один пробел.
4. Максимальная длина идентификатора составляет 127 символов, но значимыми являются только первые 63 символа.
Слайд 10Основные понятия
Константы представляют собой данные, значения которых установлены в разделе объявления
констант и не изменяются в процессе выполнения программы.
Переменные объявляются в разделе объявления переменных, однако в отличие от констант, свои значения получают в процессе выполнения программы.
Литерал не имеет имени и представляется в тексте программы непосредственно значением.
Тип определяет множество значений которые могут принимать элементы программы.
Выражение представляет собой конструкцию определяющую состав данных, операции и порядок выполнения операций над ними.
Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными. Операторы разделяются на две группы:
Простые
Структурированные
Операторы обязательно должны разделяться точкой с запятой. Точка с запятой может не ставиться после слова begin и перед словом end.
Источник: shareslide.ru