Речевая алалия — симптомы, причины, виды, диагностика и лечение
Речевая алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.
Виды алалии
В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ. Часть 1. Что такое сенсорная алалия?
Выделяют следующие формы алалии:
- Моторная алалия. Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
- Сенсорная алалия. Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
- Сенсомоторная алалия (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.
Пройдите тест и получите бесплатный подарок, комплект документов для работы с детьми с алалией!
Перейти к тесту
Основные симптомы и признаки алалии
Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
- Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
- Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
- Неправильная замена звуков в слове.
- Выпадение предлогов из фраз.
- Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
- Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
- Нарушение внимания, памяти и восприятия.
- Проблемы с координацией.
- Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
- Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
- Повышенная утомляемость.
- Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Алалия. Причины заболевания и симптомы.
- Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
- Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
- Нарушение фонематического слуха.
- Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
- У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
- Активное использование мимики и жестов в общении.
- Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
- Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
- Выраженная задержка интеллектуального развития.
- Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
- Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.
Источник: logopedprofiportal.ru
Алалия
Алалия – это дефект, при котором человек не может разговаривать, но хорошо воспринимает речь. Пациенты не могут разговаривать из-за того, что не в силах нормально построить фразу или из-за ограниченного словарного запаса.
В тяжелых случаях речь отсутствует полностью и требуется помощь профессионального логопеда. Специалист речевого центра в Москве проведет дифференциальный диагноз с врожденным недоразвитием речи и назначит эффективное лечение.
Сложнее всего вылечить алалию в запущенной стадии – чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем благоприятнее прогноз. Если у ребенка наблюдаются проблемы с разговорным обучением, лучше незамедлительно проконсультироваться с логопедом.
Насторожить родителей должны следующие симптомы:
- ребенок не может сформулировать предложение, долго молчит и строит фразы;
- при этом малыш все слышит, понимает и реагирует на замечания;
- ребенок отстает от сверстников в развитии, ему с трудом дается разговорное обучение.
Моторная алалия
Моторная алалия характеризуется наличием очага поражения в головном мозге. При данной форме заболевания присутствуют проблемы с речью, но сохранен интеллект. Поражена часть коры полушарий, которая отвечает за воспроизведение речи. Данная форма патологии обычно развивается в возрасте до 3-х лет, по мере взросления ребенок начинает комплексовать по поводу своего состояния, использует в разговоре мимику и жесты.
Главное отличие моторной алалии – ребенку с трудом дается речь без зрительного восприятия. Если он не видит конкретного образа, он не может его назвать. Только при восприятии формируются нейронные связи между центрами коры полушарий головного мозга. Остаются в зачатом состоянии простые фразовые предложения, например:
- «Я тут»;
- «Иди сюда»;
- «Дай поиграть»;
- «Пошли домой» и т.д.
Родителям не всегда удается обнаружить моторную алалию на первых этапах, из-за чего к специалистам обращаются не сразу. Для полноценного лечения требуется постоянное наблюдение у невролога. Логопед подбирает программу в зависимости от конкретной клинической ситуации. Легкая форма проще поддается коррекции, при своевременном обращении к специалистам прогноз благоприятный.
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия характеризуется расстройством восприятия речи через сенсорные органы. Ее часто путают с глухотой, поскольку внешне симптомы и поведенческие реакции похожи на потерю слуха. На самом деле ребенок не дифференцирует и не понимает звуки, для него любая речь звучит как набор непонятных иностранных слов. При данной патологии речь слышится монотонной и не понятно, где заканчивается одно слово и начинается другое.
Типичные симптомы сенсорной алалии:
- речь присутствует, насыщенная большим количеством непонятных монотонных слов;
- ребенок длительно повторяет одни и те же слова, которые услышит у взрослых;
- присутствуют грубые переделки слов, в них слоги и приставки меняются местами;
- словарный запас небольшой, состоит и простых слов или коротких фраз.
Дети с сенсорной алалией испытывают много трудностей в жизни, им сложно общаться со сверстниками и учиться, они отстают в развитии. Для решения этой проблемы нужно как можно раньше начать заниматься со специалистом и подобрать корректирующую программу. Пациента наблюдают несколько докторов, каждый назначает терапию по своему профилю. Только при совместном и согласованном лечении удается получить оптимальный результат.
Сенсомоторная алалия
Встречается и сочетанная разновидность заболевания – сенсомоторная алалия. При этой форме отмечаются признаки обеих патологий:
- наблюдается поражение речедвигательного анализатора коры головного мозга;
- отмечаются сенсорные расстройства, ребенок не понимает и не дифференцирует речь;
- со временем появляется усталость, вялость и апатия, ребенок не может длительно удержать внимание;
- обычно при сенсомоторной алалии отмечается отставание в развитии, требуется консультация психиатра.
Самые частые причины сенсомоторной алалии – отягощенная беременность или роды, при которой возникают травмы головного мозга. В тяжелых случаях регистрируются и другие органические поражения центральной нервной системы. Точный диагноз выставляется только после инструментального обследования пациента профилированными специалистами.
Занятия с логопедом при сенсомоторной алалии являются обязательной частью восстанавливающей программы. В речевом центре проводятся индивидуальные тренинги и занятия в группах, корректирующая программа подбирается для каждого индивидуально. Необходимо комплексное лечение для устранения органической патологии и восстановления физиологии речи.
Экспрессивная алалия
Экспрессивная алалия – это языковое расстройство, при котором нарушается усвоение речи при обучении. Проще говоря, ребенок не понимает, что ему говорят и в связи с этим не может научиться правильно разговаривать. Отмечается разобщение при построении слов с грамматическими, лексическими и фонематическими ошибками. Точные причины до конца не изучены, наблюдается взаимосвязь между расстройством речи и органическим поражением головного мозга.
Факторы риска по развитию экспрессивной алалии:
- отягощенная наследственность;
- тяжелая беременность;
- осложненные роды;
- черепно-мозговые травмы у детей в раннем возрасте.
При экспрессивной форме патологии детям трудно адаптироваться, поскольку они плохо понимают разговорную речь. Симптомы заболевания похожи на сенсорную алалию, но при экспрессивной форме наблюдаются отдельные нарушения поиска слов, аграмматизм, присутствуют сложности с выбором фонем и их построением, отмечаются нарушения слоговой структуры слов.
При любой форме алалии нужно своевременно обратиться к специалисту – только профессионал сможет точно поставить диагноз и установить причину расстройства. А грамотное обследование дает половину успеха в лечении.
Логопед побеседует с пациентом и определит причину дефекта – иногда дети развиваются чуть медленнее сверстников. В любом случае, лучше не тянуть с визитом к специалисту, это поможет своевременно выявить болезнь и устранить причину до развития стойкого патологического состояния.
Источник: www.arlilia.ru
Алалия
Алалия – это системное недоразвитие речевой функции или ее полное отсутствие. Основными причинами заболевания считаются органические поражения речевых зон головного мозга, которые произошли в первые 2-3 года жизни или внутриутробно. Клинический диагноз «алалия» ставят невропатолог и психиатр. В логопедии патологию речи, вызванную врожденными или приобретенными дефектами головного мозга, называют общим недоразвитием речи (ОНР).
- Причины алалии
- Классификация алалии
- Симптомы алалии
- Диагностика алалии
- Лечение пациентов с алалией
- Группа риска
- Прогноз и профилактика ОНР
- аграмматизмы;
- искажение звуков;
- позднее появление речи;
- нарушение структуры слогов;
- небольшой словарный запас;
- нарушение фонематических процессов.
Пациенту с алалией необходимо пройти глубокое неврологическое, психологическое и логопедическое обследование. Заболевание встречается у 1,5% детей дошкольного возраста и 0,5% школьников.
Комплексное лечение недоразвития речевой функции включает в себя:
- прием медикаментов;
- физиотерапевтические процедуры;
- работу с психологом, неврологом и логопедом.
Причины алалии
Заболевание алалия провоцируют различные аномалии предречевого онтогенеза.
В антенатальном (внутриутробном) периоде речевые патологии могут быть вызваны:
- гипоксией;
- недоношенностью;
- torch-синдромом;
- перинатальной патологией;
- асфиксией новорожденных;
- соматическим заболеванием беременной.
Медики отмечают генетическую предрасположенность к развитию алалии. В анамнезе пациентов с общим недоразвитием речи прослеживается цепочка наследственных факторов, провоцирующих дисфункции речевых зон головного мозга.
Существенное влияние на физиологическое развитие речевого аппарата имеют этиопатогенетические факторы:
- рахит;
- менингиты;
- гипотрофии;
- энцефалиты;
- эндокринопатии;
- черепно-мозговые травмы;
- отсутствие грамотного развития ребенка.
При внутриутробных, врожденных или других органических повреждениях головного мозга в первые годы жизни ребенка происходит торможение развития нервных клеток (нейробластов). Такая патология ведет к инертности нейронов и функциональному истощению клеток головного мозга. При алалии диагностируют множественный билатеральный характер отклонений в развитии речевой функции, в том числе компенсаторные возможности головного мозга.
Классификация алалии
В каждом направлении клинической медицины существует своя узкая классификация алалии, которая базируется на причинах возникновения, имеющихся патологиях психомоторного развития и степени недоразвития речи.
Современная логопедия предлагает взять за основу классификацию алалиипо В.А. Ковшикову:
- Моторная (экспрессивная).
- Сенсорная (импрессивная).
- Смешанная (сенсомоторная).
В большинстве случаев моторная (эксперсивная) алалия вызвана внутриутробными органическими повреждениями коркового отделарече-двигательного анализатора. При этом у новорожденного отсутствует собственная речь, но он прекрасно воспринимает речь окружающих. Следует различать эфферентную и афферентную экспрессивную алалию.
Эфферентную моторную алалию диагностируют при аномалиях премоторной коры (задней части нижней лобной извилины, центра Брока). Патология проявляется в кинестетической артикуляторной апраксии (искажении звучания согласных и гласных). При физиологическом развитии премоторная кора у ребенка отвечает за координацию и последовательность движений, что очень важно для формирования речи. Детям с эфферентной алалией сложно повторять серии движений, они с трудом воспроизводят правильную артикуляцию. Именно с этой проблемой и связан феномен персервации: невозможности воспроизвести слоги в требуемом порядке.
Афферентная моторная алалия развивается в результате поражений постцентральной зоны (теменных отделов левого полушария). У здоровых детей постцентральная зона отвечает за анализощущений в момент разговора, тут же происходит синтез двигательной программы: открыть рот, опустить челюсть, вдохнуть воздух, поднять язык. При афферентной алалии ребенок не способен самостоятельно выполнить цепочку движений для произношения звуков, поэтому происходит смазывание, переставление местами или глотание звуков. Проще говоря, малыш не имеет представления о последовательности действий артикуляционного аппарата при разговоре, и ему сложно воспроизводить движения даже повторяя за родителями. При моторной алалии с сопутствующими патологиями развития ребенку присваивают инвалидность.
Основная причина сенсорной алалии — поражения речеслухового анализатора в корковом отделе (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). Пациенты с таким заболеванием обладают хорошим слухом и способностями к развитию. Основная проблема коррекции патологии заключается в плохой памяти на произношение и разрыве понимания между звучанием и значением слов. Следствием такого диссонанса являются отсутствие контакта с окружающими, искажение зрительного восприятия и задержка общего развития психики ребенка.
Симптомы алалии
Симптоматика моторной алалии
При экспрессивной алалии у ребенка диагностируют психологические и неврологические аномалии. Симптоматика нервных отклонений может проявляться в расстройстве двигательных навыков: плохая моторика, неловкость, отсутствие координации движений. Такие дети сложно справляются с шнурованием обуви, застегиванием пуговиц, самообслуживанием, складыванием пазлов.
Характерные черты психологического развития пациентов с моторной алалией:
- речевой негативизм;
- отсутствие внимания;
- малый лексический запас;
- низкая работоспособность;
- плохое усвоение материала;
- нарушение звукопроизношения;
- отклонения эмоционально-волевой сферы;
- гиперактивность или, наоборот, малоподвижность.
Следует отметить сильно выраженную диссоциацию между экспрессивной и импрессивной речью при диагнозе «моторная алалия». Первые речевые навыки (лепет, гугление, звуки, фразы) появляются с опозданием и характерным редуцированием. Отсутствие динамического развития речевого стереотипа может стать следствием заиканий.
У таких детей отмечается преобладание в словарном запасе существительных в именительном падеже и трудности в образовании грамматических словоформ. Речь при моторном виде заболевания состоит из простых коротких предложений, иногда бессвязных. Ребенок не в состоянии последовательно рассказать о вещах, передать события и объяснить суть явлений. Интеллектуальное развитие при моторной алалии может быть полностью восстановлено после коррекции нарушений речи.
Симптоматика сенсорной алалии
Характерными симптомами сенсорной алалии являются:
- нарушения восприятия;
- отсутствие способности понимать смысл чужой речи.
У пациентов с сенсорной алалией наблюдается гиперакузия: повышенная чувствительность к скрипам, шорохам, хрусту снега, шуму дождя, шуршанию бумаги. Дети обостренно воспринимают такие побочные звуки и могут испытывать при этом дискомфорт в ушах, голове.
Нарушение фонематического слуха при сенсорной форме заболевания мешает пациентам соотносить слышимые слова с предметами или явлениями. На логопедических занятиях у детей с сенсорной алалией появляется логоррея — бессвязное воспроизведение всех знакомых словосочетаний и звуков, речь при этом сопровождается жестами и живой мимикой.
При грубой форме сенсорной алалии у пациента диагностируют полное отсутствие речи и понимания окружающих. Специалисты практикуют обучение «чтения с губ», что значительно упрощает осмысление речи для ребенка. Детям с сенсорной алалией часто ставят ошибочные диагнозы: аутизм, тугоухость, олигофрения, дизартрия.
Отдельно сенсорное недоразвитие речевой функции встречается достаточно редко. В большинстве случаев диагностируют сенсомоторную алалию. Такая двойная патология свидетельствует о неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.
Источник: k-medica.ru
Алалия что это за программа
Родители всегда с нетерпением ждут, когда же их малыш скажет первое слово. Бывает, что даже близнецы начинают говорить в разное время. Сравнивая своего ребенка с другими детьми, папа и мама начинают переживать, если вместо связной речи у малыша получается невнятный лепет. До 2.5-3 лет, как правило, можно относиться к этому спокойно.
Но если ребенок молчит и дальше, «глотает» слова, не способен связать их в предложение, это говорит о задержке речевого развития или даже о наличии алалии – серьезного заболевания. Для коррекции такого состояния требуется помощь логопеда и психолога.
Что такое алалия
Алалией называется нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает звуки, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии.
Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.
Причиной заболевания являются:
- нарушения, возникающие в период внутриутробного развития плода, такие как гипоксия (кислородное голодание), заражение плода инфекцией через кровь матери;
- состояние, при котором у будущей матери возникает угроза выкидыша, недостаточное поступления в организм плода питательных элементов или интоксикация вредными веществами;
- наличие у женщины при беременности позднего токсикоза;
- травмы живота у беременной (при этом возможно возникновение у ребенка повреждений мозга);
- наличие у будущей мамы гипертонии или сердечной недостаточности;
- осложненное протекание родов (недоношенность, травматизация, асфиксия, использование акушерских инструментов).
Кроме того, причинами возникновения алалии у детей могут быть заболевания (менингит, энцефалит, краснуха) или травмы головного мозга, возникшие в возрасте до 3 лет. Важную роль играет наследственность и условия, в которых растет и развивается ребенок.
Нарушение активности речевых центров головного мозга может быть последствием перенесенного в раннем возрасте рахита. Такое осложнение может возникнуть при частом заболевании малыша ОРВИ или после продолжительной пневмонии. Способствовать развитию алалии может воздействие наркоза при проведении каких-либо операций.
Конечно же, одну из главных ролей в возникновении у ребенка подобного нарушения развития является неспокойная психологическая обстановка, в которой пребывает беременная женщина. Крайне вредным фактором является курение будущей матери, употребление алкоголя и наркотиков.
Малыш при таком заболевании не является умственно отсталым, но алалия может стать причиной задержки развития интеллекта, а также значительно затрудняет социальную адаптацию, становится причиной неврозов.
Примечание: Алалию иногда путают с афазией. Отличие состоит в том, что алалия – это изначальная неспособность ребенка научиться говорить, а афазия – это состояние, при котором он перестает разговаривать уже после того, как говорил нормально.
Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.
Симптомы алалии различных видов
Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов. Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.
При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.
Различают следующие виды: моторную и сенсорную. Их проявления связаны с возникновением патологий в совершенно разных речевых центрах мозга. Иногда встречается смешанная форма заболевания.
Моторная алалия
Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).
При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:
- Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
- Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
- Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
- Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.
При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.
Степени развития
Различают 3 степени развития моторной алалии.
1 степень. Ребенок говорит так, что его понимают только самые близкие люди. При этом они знают, о чем он хочет сказать, понимают его жесты и мимику. Например, 5-летний малыш говорит: «Маина тютю». Это означает «машина поехала».
Зачастую он не может выразить словами свои желания, раздражается, если его не понимают.
2 степень. Малыш говорит неотчетливо, но выражает свои мысли так, что окружающие могут его понять. Например, дошкольник показывает на игрушки и говорит: «Кися, мися дась боба?» (кошку и мишку дашь Вове?).
3 степень. Ребенок может говорить предложения, но строит их неправильно. Ему неведомо, как употреблять предлоги, частицы, приставки, но он хорошо понимает, когда его просят показать какой-то предмет или животное на картинке. Такую разновидность алалии не всегда можно распознать на ранней стадии.
Родители уверены, что если ребенок их понимает, значит все в порядке, просто он ленится или по-детски «ломает язык». Однако надеяться, что это пройдет с возрастом, не стоит. Нервно-психическое нарушение требует специальной очень кропотливой коррекции.
Как диагностируют алалию такого вида
В случае сомнений в наличии алалии выполняется электроэнцефалография (исследование электрических импульсов, исходящих из различных участков головного мозга), проверяется уровень познаний и навыков маленького человека.
Дополнение: Прежде всего, необходимо убедиться в том, что малыш нормально слышит, что он не страдает тугоухостью.
Сенсорная алалия
Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.
Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии у ребенка ему ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.
При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:
- Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
- Существование больших проблем с запоминанием слов.
- Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
- Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра вследствие особенностей работы мозга.
- В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.
- Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.
Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.
Как отличают моторную алалию от сенсорной
Общим симптомом, по которому родители могут заподозрить у своих детей наличие алалии, является отсутствие заметного прогресса в развитии речи и освоении навыков речевого общения после достижения им 3.5-4 лет.
Основные отличия между различными видами заболевания
Отличительные факторы
Моторная алалия
Сенсорная алалия
Восприятие речи окружающих
Возрастное понимание смысла слов
Нарушено, может немного улучшаться, если с больным говорят медленно, он следит за артикуляцией и мимикой говорящего
Эхолалия (однообразное повторение услышанных слов)
Способность к запоминанию и повторению новых слов
Трудности отсутствуют, однако смысла слов больной не понимает
Потребность к общению и выражению своих пожеланий
Отсутствует либо очень затруднена
Лечение и коррекция речевой функции
Прогноз заболевания зависит от того, насколько тяжела форма нарушения мозговой деятельности у ребенка. В обследовании и лечении участвуют педиатр, логопед и невропатолог. Систематические занятия с ребенком врачей и родителей должны быть направлены на расширение словарного запаса и освоение грамматического построением фраз.
Как проводят коррекцию при моторной алалии
Коррекция направлено на развитие моторики и артикуляции, а также расширение запаса слов.
Для этого используются игровые приемы, а также специальные упражнения для улучшения подвижности языка и губ. С ребенком необходимо много разговаривать, причем он должен видеть лицо говорящего и повторять его мимические движения. Необходимо всячески расширять его познания об окружающем мире. Специалисты даже рекомендуют учить 5-летнего малыша читать, так как зрительное восприятие у него лучше, чем слуховое.
Чем раньше диагностируются симптомы патологии, раньше начинается коррекция, тем больше шансов на то, что речь восстановится или хотя бы улучшится.
Принцип лечения сенсорной алалии
Исправить такое нарушение речи очень трудно. Нужна кропотливая работа с больным логопеда и психолога, внимательное и деликатное отношение окружающих. Чем в более легкой форме проявляется недуг, чем раньше начинается грамотное лечение, тем прогноз лучше. Можно научить ребенка употреблять простейшие выражения, необходимые ему в повседневной жизни. При этом он сможет на бытовом уровне общаться с людьми, будет лучше понимать, что происходит вокруг.
В ходе лечения алалии различных видов применяется лазеротерапия и водолечение. Кроме логопедического массажа и занятий с логопедом, используется рефлексотерапия, во время которой производится воздействие слабых электрических импульсов на речевые центры мозга.
Источник: www.defectologiya.pro
Алалия
Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.
Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.
Виды алалии
Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:
- Экспрессивная (моторная) алалия – диагностируется, когда есть поражение органического характера в отделе речедвигательного анализатора. Характерна задержка развития речевой функции или ее остановка на каком-либо этапе, при этом понимание слов окружающих не страдает. При данном виде алалии у ребенка есть трудности в экспрессивной речи, грамматике, скудный словарный запас. В зависимости от того, какая именно зона была поражена, выделяют подвиды:
- афферентная – появляется, если поражены нижние теменные отделы головного мозга, способ проявления – неправильная или затрудненная артикуляция;
- эфферентная – характерна при поражении премоторной коры, приводит к тому, что нарушается слоговая структура слов.
- Импрессивная (сенсорная) алалия – появляется после поражений речеслухового анализатора. Характерны нарушения в восприятии звука при здоровом слуховом анализаторе (ребенку не понятен смысл обращенных к нему слов). Это выглядит как разрыв между смыслом и звуком слов.
- Смешанная (сенсомоторная) алалия – возникает при комбинации органических нарушений слухового и двигательного направлений. Выраженность дефекта в этих областях может быть различной, то есть моторные дефекты могут иметь тяжелую форму, а сенсорные – легкую, или наоборот. Именно из-за множественности вариантов и комбинированных симптомов данный вид алалии считается наиболее тяжелым речевым дефектом как с позиции диагностики, так и коррекции.
Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.
Симптомы
Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).
Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.
Для моторной алалии характерно:
- полное отсутствие речи, когда слова заменяются жестами и мимикой или используются наиболее ранние звуковые формы (лепет, несвязанные звуки и пр.);
- неправильное звукопроизношение;
- обедненность активного словарного запаса;
- аграмматичность;
- смешение звуков, слогов, замена сложных звуков;
- разговор строится из простых предложений с малым количеством слов;
- слабое развитие как мелкой, так и крупной моторики;
- проблемы с координацией;
- снижение памяти и рассеянность внимания;
- трудности самообслуживания (завязать шнурки, почистить зубы и пр.).
Симптомы сенсорной алалии:
- непонимание обращенной речи;
- понимание смысла обращенной речи исключительно в одном контексте и утеря понимания при его смене;
- повышенная собственная речевая активность при низкой осмысленности (произнесение звуков, отдельных слогов);
- частое использование мимики и звуков для передачи информации;
- повторение звуков и слогов;
- звуковые замены или пропуски слогов;
- повышенная утомляемость и отвлекаемость.
Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:
- проблемы в поведении;
- двигательную расторможенность;
- нарушение коммуникативной функции и способности построения отношений;
- избирательность в еде;
- неустойчивость внимания и познавательной активности;
- эмоциональную нестабильность.
Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.
РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях. Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга.
Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции.
Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.
Причины алалии
Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:
- гипоксия плода;
- токсикоз;
- травматизация плода вследствие падений или ушибов матери;
- внутриутробные инфекции и воспаления;
- угрозы выкидыша;
- обменные нарушения при внутриутробном развитии;
- заболевания матери, имеющие хроническую природу (сердечная и легочная недостаточности, гипертензии и пр.).
В перинатальном периоде:
- сложные или патологические роды;
- асфиксия, гипоксия новорожденного и внутричерепная родовая травма;
- использование акушерских приборов.
В первые годы жизни:
- травмы головного мозга;
- воспалительные процессы головного мозга;
- заболевания, вызывающие истощение нервной системы;
- частые или продолжительные соматические заболевания.
Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.
Диагностика и коррекция алалии
Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:
- нейропсихолог (выявление уровня и локализации мозговой дисфункции);
- логопед (диагностика речи);
- психиатр (исключение психических заболеваний);
- отоларинголог (проверка слуха; при алалии обычно физиологический слух сохранен);
- невролог (выявление органических нарушений).
В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.
Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:
- медикаментозное лечение (назначает невролог);
- нейрокоррекция (в нашем Центре используется метод нейросенсорной слуховой стимуляции Томатис);
- занятия с дефектологом;
- занятия с логопедом (мы дополнительно используем специальные наушники Forbrain, которые повышают эффективность занятий);
- занятия с детским или медицинским психологом;
- физиотерапия;
- эрготерапия;
- логопедический массаж.
Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.
Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.
Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:
- запуска речи;
- понимания обращенной речи;
- снижения проявлений расстройств аутистического спектра;
- улучшения коммуникационных и эмоциональных проявлений;
- стабилизации поведения.
Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.
3 Комментариев
Аниса, 08.08.2019 г.
09.08.2019 at 11:59 / Ответить
Ясмине 2 года и 8 месяцев. Мы приехали в центр Ember на летний интенсивный курс на запуск речи из Риги. Мы приехали, чтобы наш ребенок начал говорить или хотя издавать какие-то дополнительные звуки. До приезда в центр дочка не говорила, издавала только «ба», «ма».
Проходили до этого в Риге курс АВА, который ничего нам не дал, потому что Ясмина не аутист, нам исключили эту болезнь, хотя было подозрение, когда мы ехали сюда.
Выбрали Ember, потому что здесь был именно летний курс, мы могли оставить все дела и приехать, как в отпуск.
Когда мы приехали, нам провели комплексную консультацию, где нам впервые озвучили наш диагноз: алалия. Самая тяжкая, сенсомоторная. Благодаря этому центру мы уже знаем точку отсчета и с чем мы должны работать с нашим ребенком. Нам было назначено: курс Томатиса 14 дней по 40 минут и занятия с логопедом и дефектологом.
Мы прошли этот курс.
Что сейчас улучшилось. Ребенок начал лучше понимать речь, которую к нему обращают. Конечно, сложные предложения она пока не понимает, нельзя сказать «Иди в комнату и принеси игрушку», и она это сделает. Но можно сказать «принеси игрушку» — и она сделает. Или «идем в комнату» — и она пойдет.
То есть односложные предложения она начала понимать. Плюс к этому в речи наметились изменения: она не односложные слоги стала выдавать, а многосложные: «бамапа», «памаба», то есть уже появились какие-то подобия слов. Также появились дополнительные буквы, такие, как «Ч», «Г», «К», которые я не слышала в ее речи раньше.
Также очень сильно увеличилась (я не знаю, это так Томатис повлиял или занятия с дефектологом) большая моторика. То есть для ребенка, который начал бегать только три месяца назад, она сейчас уже залезает на стенку, которая вертикальная, она делает перевороты (она никогда этого не делала), она висит на руках. То есть за неделю ребенок, который был физически не сформировавшийся, стал делать всё. То есть это повлиял Томатис, наверное, на большую моторику, мы никак не влияли. Никаких занятий не было дополнительно физкультурой, это просто само пришло.
Из положительного для меня (не знаю, насколько меня другие мамы поймут) – она начала надевать шапки без завязочек. То есть носить шапки. У нас надевание шапок – это была проблема. Только на завязках она надевала (снимала). Сейчас она носит спокойно, не снимает.
Плюс к этому у нее увеличился указательный жест-расстояние. То есть если раньше это было 50 см максимально, то сейчас это до 2 метров и больше. Сейчас она уже может показать с одного конца комнаты на какую-то вещь, и эта вещь будет находиться очень далеко. Это очень много для нас.
Также она больше стала есть. У нее порция увеличилась, как у взрослого человека порцию она начала есть. Из психических факторов она стала показывать руки и ноги – то есть тело свое. То есть уже знает, где руки, где ноги. Также она показывает нос, зубы, открывает рот.
Открыть рот – это раньше была проблема для нас. Сейчас по команде «покажи зубы» — показывает зубы, «открой рот» — открывает рот. И с ней уже можно ходить по парку. Раньше я боялась выходить. Раньше я если выходила с ней, я должна была все время держать ее за руку, чтобы она не убежала. Она могла просто взять и убежать, все.
Ее надо было догонять. Сейчас уже можно спокойно ходить по парку без руки, она идет по тропинке, можно ее отпускать на 2-3 метра. Следить, конечно, надо, она может куда-то свернуть. Но факт тот, что с ребенком уже легче куда-то выйти. В магазине тоже, раньше на кассе были истерики, надо было выходить.
Сейчас уже она дает что-то купить, если скажешь «подожди», она это уже выполняет. То есть у нас очень много положительной динамики идет, но в речи пока только на своем языке стала говорить.
09.08.2019 at 12:16 / Ответить
Добрый день, Аниса! Спасибо, что оставили отзыв о нашем центре у нас на сайте! Это поможет другим семьям, у кого есть ребенок с алалией, найти нас в интернете.
Мы рады, что смогли поставить точный диагноз вашей дочке (сенсомоторная алалия) и исключить аутизм, а также дать хороший старт для запуска речи.
Несмотря на то, что сенсомоторная алалия действительно является одной из самых сложных форм алалий, с данным нарушением можно и нужно работать, при правильном подходе и регулярных занятиях алалия поддается коррекции.
Здоровья и счастья вашей дочке и всей вашей семье!
Грошева Диана
23.01.2021 at 18:08 / Ответить
По рассказам, мой отец не говорил вообще до 3-х лет. А потом это повторилось у его внучки, моей племянницы. Этот случай я уже наблюдала сама. Она тоже до 3-х лет вообще не говорила, хотя все понимала. А потом однажды заговорила практически в один день, это случилось при мне. Что это было?
Врачам этих детей не показывали.
Источник: emberint.ru