Вся государственная деятельность делиться на несколько направлений: экономическая, политическая, социальная, культурная, духовная и другие. Для поддержания и развития государства необходимо иметь абсолютно все вышеперечисленные сферы деятельности в развитом и сильном состоянии.
Для реализации установленной политики в данных направлениях используется, в том числе такой инструмент, как национальный проект. Национальный проект – это проект, программа, направленные на достижение национальных целей и их целевых показателей в той или иной сфере жизни государства. Национальные проекты на территории Российской Федерации будут реализовываться в следующих направлениях: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Однако, несмотря на все позитивные аспекты данной деятельности, существует ряд проблем, связанных с их реализацией. В настоящей статье данные проблемные аспекты будут рассмотрены и предложены пути их решения.
Аннотация статьи
национальный проект
развитие Российской Федерации
реализация
Ключевые слова
Трещалин Максим Русланович
Дата публикации
04 января 2023
Семь медицинских целевых программ на 2022 год принято Правительством РА
Государственное и муниципальное управление
«Актуальные исследования» #1 (131), январь ’23
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 1 ( 131 ), январь ‘ 23
В современном мире влияние государства на политической арене оценивается по нескольким факторам, например, таким как, экономика страны, уровень социальной напряженности, уровень достатка населения и удовлетворенность социальными благами, качество образования, развитие науки и другие. Для государства решение данных вопросов является ключевой задачей. В рамках решения сложившихся вопросов в 2018 году президентом Российской Федерации подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно данному указу в период с 2019 года до 2024 года будут реализовываться национальные проекты в следующих направлениях: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» [1]. Финансирование национальных проектов осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.
В рамках национального проекта «Человеческий капитал» будут осуществлены мероприятия в следующих сферах: здравоохранение (1 января 2019 – 31 декабря 2024), образование (1 января 2019 – 31 декабря 2024), демография (1 января 2019 – 31 декабря 2024), культура (1 января 2019 – 31 декабря 2024).
В рамках национального проекта «Комфортная среда для жизни» будут осуществлены следующие мероприятия: «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (3 декабря 2018 – 31 декабря 2024), «Жильё и городская среда» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Экология» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024).
В рамках национального проекта «Экономический рост» будут осуществлены мероприятия в следующих сферах: туризм и индустрия гостеприимства, «Наука» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (15 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Цифровая экономика» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Производительность труда и поддержка занятости» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), «Международная кооперация и экспорт» (1 октября 2018 – 31 декабря 2024), комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (1 октября 2018 – 31 декабря 2024).
Целевые и организационные ориентиры дополнительных общеразвивающих программ
Анализируя запланированные мероприятия по реализации национальных проектов, стоит отметить, что в большинстве они затрагивают социальную и экономическую сферу жизни государства и населения, что благоприятно скажется на комфорте жизни населения, уровне благосостояния граждан и государства в целом.
В рамках каждого национального проекта разрабатывается его паспорт, в котором закрепляются основные положения, цели, целевые и дополнительные показатели национального проекта, структура национального проекта, задачи и результаты национального проекта, финансовое обеспечение реализации национального проекта, перечень методик расчета целевых и дополнительных показателей национального проекта, дополнительная информация [2].
Однако в процессе подготовки каждого национального проекта и его последующей реализации на разных стадиях могут возникать различные сложности. К ним могут относиться: низкий уровень разработанности и вовлеченности в глубину решаемой проблемы, недостаточная проработка бюджета проекта, в связи с чем необходимо было досоставлять сметы, искать дополнительные бюджетные средства, временные потери, связанные с процедурой торгов и тендеров. Все вышеперечисленные факторы могут привести к затянутой реализации проекта или его отмены в целом.
Также анализируя уже реализованные и планируемые национальные проекты, выделил следующие проблемы.
- В рамках планирования национального проекта устанавливаются планируемые показатели, к которым стремятся по итогам реализации проекта. Нередко возникают случаи, когда показатели изначально завышены, в результате чего проект по итогам реализации считается неуспешным или реализованным в убыток. Путем решения данной проблемы считаю возможным разработать индивидуальных подход в каждому проекту, анализ конкретного региона, где будет реализован проект, в рамках которого следует устанавливать реальные показатели успешности проекта, при этом важно учитывать немаловажные второстепенные факторы (пандемия, специальная военная операция и прочее).
- Реализация национального проекта вызывает повышенный интерес контрольно-надзорных органов, которые в процессе реализации проекта своим «повышенным вниманием» останавливают работу исполнителей (исполнительные органы власти, подрядчики и прочие). «Повышенное внимание» проявляется в проведении проверок, остановка работ в связи с контроль-надзорными мероприятиями, требовании предоставить ту или иную информацию в письменном виде в сжатые сроки. По моему мнению, путем решения сложившейся проблемы может стать разработка и утверждение единого стандарта пакета документов, который будет размещаться в открытой информационной системе, в рамках которой контрольно-надзорные органы смогут знакомиться со всеми интересующими их документами. В рамках данной стандарта будет запрещено запрашивать документы, с которыми можно будет ознакомиться в открытой информационной системе. В случае, если будет необходимо ознакомиться с какими-либо документами, не представленными в данной системе, то срок на их предоставление будет установлен в размере, позволяющем не останавливать текущие работы.
- Коррупционная составляющая исполнителей национальных проектов замедляет и останавливает процесс их реализации. В данном случае необходимо более детально и внимательно подходить к процедуре выбора поставщиков и подрядчиков до стадии начала реализации проекта. Необходимо более углубленно проработать действующее уголовное и административное законодательство на предмет ответственности исполнителей национальных проектов. При реализации национальных проектов сотрудниками Министерства внутренних дел и органов прокуратуры было выявлено более 7 тысяч правонарушений, связанных с денежными средствами, выделенных для реализации национальных проектов [3].
Подводя итог можно сказать, что национальный проект – это очень важный механизм государства, который имеет высокие перспективы для развития разных сфер общества и государства. Реализация национальных проектов сложный процесс, который требует повышенного внимания и внесения изменений в уже существующую процедуру.
Источник: apni.ru
Проблемы реализации государственных программ и пути их решения
Бурдуковская, А. П. Проблемы реализации государственных программ и пути их решения / А. П. Бурдуковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 177-178. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49245/ (дата обращения: 11.07.2023).
В настоящей статье рассмотрены основные проблемы реализации государственных программ в Новосибирской области. На основании цифровых значений проведен анализ эффективности и результативности программ. В ходе анализа предложены пути решения проблем и рекомендации по повышению эффективности их реализации.
Ключевые слова:государственная программа, эффективность, анализ, методика, контроль, бюджет.
В современных условиях очень важно для государства выстроить стойкую конкурентоспособную экономическую модель. В настоящее время, разработка эффективной и действительно работающей модели осуществима при условии, если все сферы деятельности будут открыты и прозрачны. Данному направлению способствуют государственные программы, которые разрабатываются и реализуются во всех субъектах РФ. Актуальность исследования данного направления связано с наличием проблем в их реализации, а также для поиска оптимальных решений, с целью повышения эффективности и снижения рисков.
Анализ проблем в сфере эффективности и результативности государственных программ Новосибирской области указывает отклонение от системы выделенных индикаторов реализации программ. Это указывает на низкую эффективность в достижениях указанных целей и ожидаемых результатов в исполнении государственной программы и не дает адекватно и четко оценить эффективность реализации программы по ее завершению.
В разделе оценки эффективности государственных программ содержатся критерии оценки общего характера. Таким способом оценить реальный экономический эффект от реализации программ достаточно сложно. Отметим, что при исполнении обязательств по финансовому обеспечению программных мероприятий существуют факты неполного финансирования программ в текущем году, что приводит к планированию увеличения финансирования государственных программ в последующий период.
В механизме формирования и реализации целевых программ особое место занимает оценка эффективности и результативности программ, она представляет собой отдельную совокупность методов оценки в функциональной подсистеме (научно-практическом инструментарии) механизма в блоке методов и в то же время в обеспечивающей подсистеме механизма она присутствует в блоке информационно-аналитического обеспечения. [5]
Для оценки эффективности государственных программ и мероприятий существует Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010г. «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ в Российской Федерации», а также «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации». В данных документах отражены требования к порядку оценки, за которые отвечает ответственный исполнитель программы.
В функции ответственного исполнителя входит оценка эффективности программы, а также создание методики для своего субъекта с целью улучшения показателей эффективности данных программ. Эксперты отмечают, что в типовой методике, изложенной в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Российской Федерация» существует комплекс недоработок. Во-первых, она основана на план-фактном анализе, то есть характеризует только исполнительскую дисциплину. Во-вторых, анализирует показатели, которые заложены самими ответственными исполнителями при подготовке государственной программы. [1] Исполнители, отвечающие за реализацию программ, могут занижать либо завышать необходимые показатели для уверенности в их достижении.
При этом отбор программ осуществляется на конкурсной основе по формализованным критериям с учетом приоритетности программной области, степени общественной значимости планируемых результатов и ожидаемой эффективности реализации программы. [6]
В Новосибирской области оценка эффективности реализации государственных программ в 2017 году осуществлялась в соответствии с методикой оценки эффективности, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Новосибирской области от 9 ноября 2012 г. № 110 «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области». В соответствии с вышеуказанной методикой реализация государственной программы, подпрограммы или мероприятий, направленных на реализацию программы считается результативной, если рассчитанное значение показателя интегральной оценки R >= 0,8, недостаточно эффективной- 0,5 государственная программа, эффективность, анализ, методика, контроль, бюджет
Похожие статьи
Проблемы оценкиэффективностицелевых программна стадии.
По нашему мнению, проблема оценкиэффективностипрограммтесно связана с разработкой методики оценкиэффективностии результативностиоказания бюджетных услуг в целом.
Проблемы реализациигосударственныхпрограмми пути их решения.
Оценкаэффективностиреализациицелевой программы.
В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценкаэффективностиреализацииМуниципальной целевой программы«Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции.
Государственныепрограммы: формирование и реализация
Государственныепрограммы: формирование и реализация. Авторы: Петраков Михаил Андреевич, Шестерик Елена Александровна.
Государственнаяпрограммапредставляет собой основной инструмент повышения эффективностибюджетных расходов, который.
Целевые программыкак эффективная форма государственной.
Целевая программа«Развитие субъектов МСП в Новосибирскойобластина 2012–2016 годы».
Программасодержит механизм мониторинга на основе специально разработанной системы индикаторов оценкирезультативностии эффективностибюджетных расходов.
Предпосылки и причины формирования государственных.
Ключевые слова: государственныепрограммы, бюджетная реформа, бюджетное планирование, ориентированное на результат, мировой опыт, оценкарезультативностии эффективностиреализациигосударственныхпрограмм, проектный подход.
Анализ основных причин необходимости корректировки.
Были утверждены порядок разработки, реализациии оценкиэффективностигосударственныхпрограмм, перечень государственныхпрограмм, методические указания по разработке и реализациигосударственныхпрограмм.
Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской.
1) Отсутствие четких правил составления целевой комплексной программы, что затрудняет её реализацию. 2) Низкая результативность. В настоящее время отсутствует методика оценкиэффективностипрограмм.
Реализациягосударственныхи муниципальных программ.
Опыт реализациигосударственныхпрограммОренбургская областьначала нарабатывать, когда были разработаны и запущены в работу программы«Развитие сельского хозяйства и
— утверждение единой методики оценкиэффективностипрограмм(подпрограмм)
О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале.
Государственнаяпрограмма— это новый инструмент государственногопрограммно-целевого планирования и управления.
— введение требования о регулярной оценкирезультативностии эффективностиреализациигосударственныхпрограмм.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Актуальность применения программно-целевого подхода в планировании и управлении экономикой
В течение последних 50 лет широкое распространение во всем мире получил программно-целевой подход в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целереализующих действий.
Программно-целевой метод применяется в управлении экономическими объектами, процессами, отношениями на межгосударственном, государственном, региональном, отраслевом уровнях. В значительной степени он представлен и в управлении на уровне хозяйствующих субъектов: предприятий и организаций. Существует несколько предпосылок, способствующих расширению использования программно-целевого метода в управлении объектами социально-экономической природы.
Современный мир характеризуется развитием общественного производства, рынков и рыночных процессов, увеличением многообразных и настоятельных потребностей государства, населения, социальных групп, семей наряду с ограниченностью и уязвимостью природных ресурсов, возрастанием политической напряженности. Все это приводит к росту количества и повышению значения непрерывно возникающих социально-экономических проблем, требующих своего решения. Так как программно-целевой метод как раз и призван быть инструментом решения таких проблем, то соответственно расширяется и поле его практического применения.
Использованию программно-целевого метода управления в современной экономике в значительной степени способствует его приложимость, применимость, действенность в условиях практически любой экономической системы. Программно-целевой метод управления использовался в централизованно управляемой советской экономике в той же мере, что и в рыночной экономике капиталистических стран в силу его относительной инвариантности применительно к типу, природе социально-экономических систем. Проблемы возникают в странах с любыми формами политических, экономических систем. Вне зависимости от вида такой системы проблемы могут быть решены и реально решаются на программной основе, с использованием ПЦП.
По мере возникновения и обострения политических, национальных, социально-экономических, морально-этических, религиозных, экологических проблем, требующих для своего решения проведение комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, использования самых разных ресурсных источников, роль программно-целевых методов, целевых программ в управлении будет неуклонно возрастать. Процессы мировой экономической интеграции, глобализации, вовлекающие в свою орбиту разные страны, регионы, социальные группы, могут быть скоординированы, упорядочены только на основе применения программной методологии.
В отличие от ряда других инструментов управления экономикой программно-целевой метод, целевые программы применяются как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя условия и характер их пользования заметно различается.
В странах с централизованно управляемой экономикойотмечается тяготение к директивным, распорядительным формам государственного программно-целевого управления. При таких формах установление проблем программной природы и формулирование программных целей является прерогативой органов исполнительной власти общегосударственного, отраслевого, регионального, муниципального уровней.
Те же органы в директивном порядке назначают разработчиков целевых программ или других программных комплексов, утверждают состав программных мероприятий и их исполнителей, централизованно выделяют и распределяют ресурсы, необходимые для выполнения программных мероприятий. Программные задания доводятся до исполнителей в директивно-распорядительной форме. Управление разработкой и реализацией программно-целевого комплекса поручается структурам, назначенным органами исполнительной власти или другими органами государственного, муниципального управления. Финансирование программных мероприятий осуществляется на бюджетной основе.
В странах со смешанной, переходной экономикойза центральными органами власти сохраняются полномочия установления круга программных проблем, определения целевых установок программного комплекса, утверждения принятых к исполнению целевых программ. Часть программных мероприятий реализуется на основе государственных заказов, финансируемых из бюджетов разных уровней, другая часть ─ из внебюджетных фондов и средств участников реализуемого программного комплекса. На уровне крупных корпораций, акционерных обществ реализуются негосударственные программно-целевые комплексы. Некоторые из них пользуются государственной поддержкой, если государство заинтересовано в достижении программных целей.
В странах с развитой рыночной экономикойразрабатываются и реализуются программно-целевые комплексы на государственной и негосударственной основе. Государственные ЦП инициируются государственными органами, финансируются частично из средств государственного бюджета, но основную роль в них играют финансовые средства предприятий-исполнителей программных мероприятий и привлеченные ими средства, прежде всего кредитные ресурсы.
Реализуются государственные целевые программы на основе государственных заказов и контрактов организациями разных форм собственности. Аналогичным образом разрабатываются и осуществляются региональные и муниципальные программы. В итоге верхний уровень представлен государственными федеральными, государственно-региональными, муниципальными социально-экономическими, Н-Т, экологич. программами. В то же время транснациональные и нац. корпорации, компании, фирмы разрабатывают и реализуют производственные, технико-технологические, маркетинговые программы с целью повышения технич. уровня и качества, конкурентоспособности продукции, проникновения на новые рынки, расширения сбыта, преодоления кризисных ситуаций.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru