Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся за ним значений. Культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.
Многообразие ликов современной культуры, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.
Двадцатый век продемонстировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но и во все большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальные проблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие. Раскрыть тему «Культура и актуальные проблемы современности» – цель моей курсовой работы.
Современное образование (русская озвучка)
1. Основные тенденции развития культуры XX века
1.1 Гуманизация культуры
Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, что достигло человечество к концу XX в.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм — достаточно многообразное понятие. Суть современного гуманизма заключается и его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.
Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества — экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами – членами Организации Объединенных Наций.
В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений», «генома человека», все активнее заявляют о себе требования гуманизовать культуру, дополнить научно – техническую революцию моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия.
Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисцентических, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В КИТАЕ? — Большой документальный фильм
1.2 Развитие науки
Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система — наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что паука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX — начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
Техногенное отношение к природе — как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.
Источник: kazedu.com
Тема 2.6. Актуальные проблемы современной культуры
Римский клуб проводил исследования в двух направлениях: изучение пределов и направленности экономического роста и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий.
Дж. Форрестер и Д. Медоуз в 1972 г. подготовили известный доклад «Пределы роста», цель которого — разработать немедленные меры по экономической и экологической стабилизации и достижению глобального равновесия.
Авторы доклада предлагают в связи с природными ограничениями роста человеческой цивилизации пересмотреть структуру потребностей самого человека.
В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович и Э. Пестель обнародовали доклад «Человечество у поворотного пункта», в котором указывали на необходимость качественного роста в развитии культуры. Мир есть не просто взаимообуславливаемое целое, но целое, дифференцированное на части, на отдельные регионы, имеющие свои специфические черты развития. Человечество и его культура — единый организм, все элементы которого обладают особой качественной спецификой.
Отсюда возникает идея переноса акцента деятельности человека с количественных параметров на качественные. Если социально-экономические отношения индустриального общества являются не просто определяющими, но подавляющими факторами исторического движения, то в современной цивилизации и культуре ситуация меняется.
Эта проблема осознается не только философами-гуманистами, но и людьми сугубо практическими. Весьма показательный пример — упомянутый выше итальянский промышленник.
Печчеи, исходя из собственного опыта работы в экономической сфере, пришел к выводу, что триумфальное развитие техногенной цивилизации в действительности представляет собой миф, за которым кроется страшная опасность, подстерегающая человечество — различные глобальные проблемы. Выход из этой ситуации, имеющей общепланетарное измерение, видится не только в усовершенствовании юридической базы, развитии экологического образования и воспитания, в ужесточении законодательств за экологические преступления, в создании эколого- сообразных производств и использовании альтернативных источников сырья и энергии, но прежде всего — в самом человеке, в его собственной «внутренней» трансформации. Проблема именно в человеке, а не вне него. И возможное решение связано с изменением его индивидуальной культуры, обретающей свои силы в «новом гуманизме», который позволяет воссоздать гармонию непрерывно изменяющегося мира. Культурные перемены, связанные с зарождением новых, соответствующих духу
2.6.2. Культура и глобальные проблемы современности
XX в. ценностей и мотиваций — социальных, этических, эстетических, духовных и др. — должны охватить, по мнению Печчеи, не отдельные элитные группы и слои общества, а стать неотъемлемой органической основой мировоззрения самых широких масс населения.
Культурная революция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода. Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым, как с культурным абсолютом пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоит целостная человеческая личность и ее возможности. Альтернативы этому просто- напросто нет. Речь идет прежде всего о «беспрецедентной культурной перестройке» миллиардов населения Земного шара — всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.
Трансформация личности есть, как отметил Печчеи, «человеческая революция» и единственная на данный момент реальная возможность решения современных глобальных проблем человечества. Справедливость такого вывода представляется не менее значимой, чем практическая трудность реализации этой рекомендации. Практика XX в. показывает, что пока человечество не в состоянии кардинально решать глобальные проблемы своего развития.
Для этого надо совладать с самой главной проблемой — преодоление культурных «разломов», раскола культур (столкновения цивилизаций по С. Хантингтону), налаживание диалога культур. Это предполагает интенсивное развитие межкультурных коммуникаций, как многосторонних, так и двусторонних, осуществляемых во всех сферах культуры на основе уважения культурной самобытности каждой из культур и с учетом тенденций усиления культурного влияния одних стран на другие, тенденций универсализации в мировом культурном развитии.
Источник: studfile.net
Актуальные проблемы современной культуры России

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам,а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.
Введение
Мир культуры изучают с разных сторон. К этому процессу подключаются история, археология, этнография, антропология, философия, социология, психология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика и другие дисциплины. Памятуя о том, что стороны сложных объектов (компоненты, свойства, связи, отношения, структуры) неисчерпаемы, а сам объект культуры в последнее время стал очень активным в познании, то с некоторой долей фантазии можно вообразить себе, каким количеством определений понятия культуры располагает ее познавательный комплекс.
По определению ЮНЕСКО ныне насчитывается свыше 1000 определений культуры, концепций и описательных моделей.
Многими исследователями культура понимается как «всеобъемлющее единство». Такие определения являются очень широкими, т.к. охватывают все аспекты человеческой жизни, и часто используются в антропологических и этнографических исследованиях.
Эдвард Тейлор определяет культуру в широком этнографическом смысле как «…комплекс всего, что включает знания, верования, искусство, мораль, право, привычки и любые другие навыки и традиции, приобретенные человеком как членом общества». Сходного взгляда придерживается Мелвилл Херсковиц, описывающий культуру как «часть окружающей среды, созданную человеком.
По словам Т.С. Лапиной «Культура составляет ценностное достояние цивилизации, культуру… следует понимать как трудно приобретаемый и противоречивый социально-личностный опыт производства и освоения ценностей людьми. Культуроносный опыт объективируется в качественности общественной жизнедеятельности и ее результатов (согласно как предметным критериям, так и «человеческому измерению»), в созидательных умениях, полезных навыках, высокой духовности и теплой душевности людей как субъектов труда, творчества, познания, общения, быта, досуга.
Цель работы: изучить проблемы современной культуры России.
1. Проблема целостности и аксиологических оснований современной культуры России
После принятия в 2014 году документа «Основы государственной культурной политики», культурная политика России рассматривается как часть стратегии национальной безопасности; в основу ее положены две ключевые идеи: обнаружение традиционных национальных ценностей и объединение на их основе российских этносов в единую нацию. Появившаяся в октябре 2016 года в СМИ информация о разработке Закона о российской нации свидетельствует, что социально-политический фон не становится более благоприятным для объективного исследования социокультурных процессов. Эта ситуация требует от ученого особо тщательного анализа собственных методологических и аксиологических установок, положенных в основание исследования. Однако зачастую, основой исследования оказываются стереотипы/мифы/аксиомы, не отрефлексированные должным образом.
Одной из таких аксиом является представление о целостности русской культуры, причем, это представление закреплено и системой образования, активно транслируется в широкие массы. Основой целостности, тем не менее, могут быть избраны различные факторы: язык, «традиционные ценности», ориентация на Европу, литературоцентричность и др.; в зависимости от избранного «интегрирующего» фактора устанавливаются хронологические границы исследуемого явления, а свойства/качества части явления экстраполируются на целое. Само понятие культуры нередко редуцируется до инструментального «институты культуры», либо до понятия «высокой культуры», т.е. комплекса искусств – литературы, театра/балета, музыки, живописи. Высокая культура, с одной стороны, наделяется статусом носителя/хранителя моральных норм, (эталонная культура, нормативная культура), с другой стороны, не востребована массовым человеком, непонятна/неинтересна ему, остается на периферии интересов среднестатистического россиянина (отчуждение от эталонной культуры), оказываясь сегодня в основном уделом специалистов. Таким образом, элементы традиционной культуры или русского искусства оказываются неспособны выполнить роль социального интегратора ни между поколениями, ни внутри молодежной среды.
Современное разнообразие культурных форм и тотальная доступность информации еще в меньшей степень способствует интеграции общества. Регулярный мониторинг студенческой аудитории позволяет сделать вывод об отсутствии объединяющего художественного контекста у современной молодежи; даже традиционно популярная детская поэзия (Чуковский, Маршак и др.) уступает позиции в пользу разнообразия детского чтения.
Сегодня человек формирует собственную уникальную траекторию получения эстетического опыта, его художественные предпочтения значительно индивидуализированы. Только предельная унификация эстетического опыта, доступная, в первую очередь, средствами тоталитарного государства, активно использующего цензуру, способна сделать из русского искусства инструмент интеграции общества.
Столь же несостоятельными в качестве социальных интеграторов оказываются, в силу ряда причин, православные ценности. Устарели, отстали от жизненных реалий, различие интерпретаций и толкований, текстовая и ритуальная безграмотность – неофиты не читали текста Библии и не приобщены к формам ритуальной жизни православной общины, т.о. сама суть религиозных представлений предельно субъективна, на поверку оказывается синтетическим мировоззрением, зачастую вступающем в прямое противоречие с православной догматикой. Кроме того, мы наблюдаем уменьшение доли православных в молодежной среде, рост популярности нетрадиционных религиозных течений. Не в последнюю очередь это связано с тем, насколько скомпрометирована РПЦ сотрудничеством с государственными структурами, имущественными скандалами. Уместно вспомнить и о разнообразии традиционных религий в России – факторе, также не способствующем социальной интеграции.
Ключевым интегрирующим фактором является язык. Остается только сожалеть о том, с каким количеством мифов и комплексов связано представление современного россиянина о русском языке. Это и представление о деградации современного русского языка, и страх собственной неграмотности, страх говорить. Характерной чертой современной речевой культуры в России оказывается дефицит обращений в публичной/повседневной сферах культуры; контакт даже формальный, на уровне формул приветствия, затруднен.
Интегрирующим фактором оказывается и уровень доходов среднестатистического россиянина, определяющий характер его запросов, стратегии поведения, в т.ч. в повседневной/бытовой сферах (общественное пространство, сфера услуг – магазин, медицина, образование, транспорт, досуг).
Таким образом, проблемы целостности российской культуры и ее аксиологических оснований как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах, остаются открытыми; также экспертным сообществом не разработана пока убедительная концепция современного социального устройства России.
2. Проблема возникновения и существования массовой культуры в современном российском обществе
Проблема возникновения и существования массовой культуры в современном российском обществе является довольно актуальной.
К концу XX века массовая культура стала не только важнейшим фактором развития современного социума, но и пространством теоретизирования в самых различных областях социогуманитарного знания. В категории «массовая культура» синтезируются два понятия: «масса» и «культура», имеющие неоднозначное толкование в научной литературе. Поэтому, чтобы дать точное определение явлению, которое обозначено термином «массовая культура», необходимо рассмотреть его составляющие.
В научной литературе и повседневной жизни можно встретить различную трактовку понятия культура. Новейший философский словарь дает следующее определение: «Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях».
В данном случае мы имеем дело с расширенным определением понятия «культура», авторы которого стремятся придать культуре всеобъемлющий характер. Словарь Вебстера близок к подобной трактовке: «Культура а) проявляющаяся в мысли, речи, действиях, реальных вещах общая схема результатов человеческой деятельности, зависящей от способности человека выучить и передавать знания последующим поколениям с помощью инструментов, языка и системы абстрактного мышления; б) набор принятых взглядов, общественных форм и материальных благ, составляющих отличительную черту комплекса традиций расовой, религиозной или социальной группы; в) комплекс типичных видов поведения или стандартных социальных характеристик, свойственных какой-нибудь конкретной группе, роду деятельности, профессии, полу, возрасту, классу».
Исходя из этого, можно предположить, что культура принадлежит к числу наиболее сложных, многоаспектных явлений, о чем свидетельствует огромное количество ее определений и толкований различающихся, по словам А. Моля, не только по форме, но и по содержанию, «…в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества», что дало основание П.Г. Щедровицкому сделать категорический вывод о том, что «в современной философской традиции и в комплексе социальных наук понятия культуры на сегодняшний день нет».
Рассматривая современный феномен культуры, можно сказать, что для адекватного выражения сущностной характеристики дефиниции следует помнить, что человек – глобальная проблема культуры
Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы
50% реферата недоступно для прочтения
Закажи написание реферата по выбранной теме всего за пару кликов. Персональная работа в кратчайшее время!
Источник: author24referat.ru