Актуальные проблемы литературоведения программа

Актуальные проблемы современного литературоведения. Введение.
Литературоведение – это наука о художественной литературе. Однако литературоведение, в отличие от других наук, имеет свою специфику принципиальную, т.к. предметом научного изучения становится художественное творчество, искусство и литературоведение как наука, стремясь к накоплению, систематизации, осмыслению научных фактов, сохраняет субъективность и вариативность.

В этом смысле литературоведение является разновидностью искусства, а научная сторона оказывается вспомогательной. Литературоведческие факты воспринимаются не только интеллектуально (учебник), но и опытно (художественный текст), потому что кроме объективных фактов, информации, существует эмоционально-интуитивная сторона литературоведческого знания, связанная с непосредственным восприятием текста.

Субъективная сторона научного знания и составляет комплекс полемических проблем, которые развиваются в форме дискуссий. Исторически литературоведение развивалось в определенных рамках объединений, критических или научных: в 19в. это были литературно-критические журналы. Журнальная полемика была связана с развитием определенной системы ценностей, знаний. Выборная концепция, точка зрения приводила к определенным специфическим результатам.

Литературоведение. Часть 1


Напр. западники (общеевропе6йскую систему ценностей в произведений ценили) и славянофилы (национальная событность в литературе, русскость).
Либерально-демократический лагерь в критике (идеи обновления общества, республиканские идеи: Добролюбов) и консервативно-охранительная (Погодин, Скобичевский)
2)В научном литературоведении 19в развивались различные научные школы, которые разрабатывали свой
научный аппарат, терминологию, свои способы восприятия, анализа и оценки
произведений, вырабатывали критерии

ных до ученых, часто вырабатывают легкомысленный, поверхностный взгляд на литературу, становятся в позицию судьи. Возникает иллюзия, что художественная литература существует для специалистов, хотя писатель работает для читателя, его живой реакции. Литературоведческое знание исторично, оно меняется вместе с общественной жизнью, культурой, мировоззрением и этот историзм литературоведения является одной из актуальных проблем.
Литературоведение делится на 3 основные дисциплины:
1)история литературы;
2)литературная критика;
3)теория литературы
а) поэтика
История литературы рассматривает литературный процесс во времени. Хронологический аспект для истории является основным.
Литературная критика осмысляет современный литературный процесс при этом, в отличии от истории, стремящейся к объективности, универсальности, научности, то критика не претендует на окончательность своих решений, принципиально субъективна, и литературно-критическая статья является эссе (свободное рассуждение), в котором критик делится своими размышлениями. Главной задачей критика является сотворчество.
Теория литературы занимается разработкой терминологии и научных методов, т.е. способа восприятия, анализа и оценки художественного текста. Теория литературы обеспечивает научность литературоведению и вырабатывает тот общий язык, понятия, которые обеспечивают преемственность научного знания. Этот процесс также исторический и восходит к трудам Аристотеля и Платона. В теории литературы также существуют свои актуальные проблемы, связанные с обновлением и уточнением научной терминологии.

Читайте также:
Когда началась программа умники и умницы

Постмодерн за 10 минут

литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.

Источник: proza.ru

Актуальные проблемы теории литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 903)

составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Ознакомить аспирантов с проблемами современного литературоведения, наметить основные теоретические и методологические парадигмы актуальных литературоведческих исследований. Помочь аспиранту вписать собственное научное исследование в актуальный литературоведческий контекст.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. 3.1.1. 3.2. 3.2.1. 3.3. 3.3.1.
ПК-3: владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;методические приемы преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе
Уметь:
характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
владеть основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; методическим приемами и навыками преподавания литератороведческих дисциплин в высшей школе
Читайте также:
Программа для того чтобы сделать из компьютера точку доступа
Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический модуль
1.1. Современное литературоведение в поисках методологии Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1
1.2. Дискуссия о методологическом кризисе в современных гуманитарных науках Лекции 2 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Наследие структурализма и постструктурализма в современном литературоведении Сам. работа 2 2 ПК-3 Л1.4
1.4. Ю.М. Лотман и современное гуманитарное знание Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.4, Л2.1
1.5. Междисциплинарный подход в литературоведении Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.4, Л1.2
1.6. Междисциплинарные исследования в западной славистике Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.4, Л2.1, Л1.1
1.7. Литературоведение и семиотика культуры Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.4
1.8. Семиотика повседневности как возможный междисциплинарный вектор литературоведения Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л1.3
1.9. Литературоведение и геокультурология Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.4
1.10. Исследования «локальных текстов» отечественной литературы в современном литературоведении Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.4, Л1.3
Раздел 2. Практикум
2.1. Современное литературоведение в кругу гуманитарных и социальных наук Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.2
2.2. Структуралистские методы в современном литературоведческом исследовании Сам. работа 2 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
2.3. Междисциплинарность в исследовании литературного текста: возможности и ограничения Сам. работа 2 4 ПК-3 Л1.2
2.4. Семиотический анализ литературного текста Практические 2 2 ПК-3 Л2.1, Л1.3
2.5. Литературный текст и рецепция пространства в культуре Практические 2 2 ПК-3 Л1.3
2.6. Подготовка чернового варианта введения к собственному диссертационному исследования с обоснованием актуальности и новизны работы Сам. работа 2 49 ПК-3 Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук: монография СПб.: A-cad, 1994
Л1.2 Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. : М., , 2004 http://biblioclub.ru/index.php?page=bookid=219832
Л1.4 Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 https://e.lanbook.com/book/91622
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Куляпин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Читайте также:
Самые интересные программы для детей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Историко-научный компонент включает избранные труды Р. Барта, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, В. Н. Топорова, Б. М. Успенского, Т. В. Цивьян, С. Зенкина, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, У. Эко и др., ряда современных ученых, в том числе А. К. Жолковского, М. Золотоносова, Е. А. Добренко, Х. Гюнтера, К. Кларк, А. Эткинда, М. Липовецкого и др., а также исследователей, работающих в образовательной организации, осуществляющей подготовку аспирантов (АлтГУ). Предусмотрена работа аспирантов над учебными изданиями, подготовленными в АлтГУ (и изданными в Москве и Барнауле).

Содержание практического компонента предусматривает подготовку аспирантом чернового варианта части введения к собственному диссертационному исследованию, включающей обоснование актуальности и новизны оригинальной работы аспиранта, подбор методологических ориентиров с учетом материала, изученного в рамках курса

Источник: www.asu.ru

Проблемы литературоведения

Кроме того, ряд ученых выделят фольклористику как одно из направлений литературоведения. Некоторый литературные школы не выделяют литературную критику как отдельный раздел литературоведения, например, в англоязычных странах литературоведение и литературная критика обозначают один и тот же концепт.

Литературоведение имеет ряд вспомогательных дисциплин:

  • библиография
  • текстология
  • палеография

Кроме того, в литературоведении выделяются и нетрадиционные направления: психоаналитическое и психиатрическое.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Впервые термин «литературоведение» появился в XIX веке в работах немецких ученых. В русской науке этот термин появился позже, примерно в 20-х годах XX-ого столетия.

Предметом научного изучения ученых литературоведов является художественное творчество, искусство. Литературоведение накапливает, систематизирует, осмысливает научные факты, но при этом сохраняет субъективность и вариативность.

Две стороны литературоведения

Литературоведение имеет две стороны, с одной стороны оно является проявлением искусства, с другой эта дисциплина имеет и научную сторону, которая чаще всего является вспомогательной. Факты литературоведения воспринимаются не только интеллектуально (информация из учебников), но и опытным путем (путем прочтения художественного произведения). Литературоведческое знание обладает объективной информационной стороной и эмоционально-интуитивной стороной. Субъективная составляющая и формирует ряд проблем литературоведения, которые полежат обсуждению.

Смена научных парадигм в литературоведении

«Проблемы литературоведения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В настоящее время в отечественном литературоведении происходит смена научных парадигм.

Замечание 1

В данном случае под парадигмой понимается совокупность теоретических и методологических положений, принципов, определяющих структуру научного знания на конкретном этапе развития науки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru