Актуальные проблемы современного литературоведения. Введение.
Литературоведение – это наука о художественной литературе. Однако литературоведение, в отличие от других наук, имеет свою специфику принципиальную, т.к. предметом научного изучения становится художественное творчество, искусство и литературоведение как наука, стремясь к накоплению, систематизации, осмыслению научных фактов, сохраняет субъективность и вариативность.
В этом смысле литературоведение является разновидностью искусства, а научная сторона оказывается вспомогательной. Литературоведческие факты воспринимаются не только интеллектуально (учебник), но и опытно (художественный текст), потому что кроме объективных фактов, информации, существует эмоционально-интуитивная сторона литературоведческого знания, связанная с непосредственным восприятием текста.
Субъективная сторона научного знания и составляет комплекс полемических проблем, которые развиваются в форме дискуссий. Исторически литературоведение развивалось в определенных рамках объединений, критических или научных: в 19в. это были литературно-критические журналы. Журнальная полемика была связана с развитием определенной системы ценностей, знаний. Выборная концепция, точка зрения приводила к определенным специфическим результатам.
Литературоведение. Часть 1
Напр. западники (общеевропе6йскую систему ценностей в произведений ценили) и славянофилы (национальная событность в литературе, русскость).
Либерально-демократический лагерь в критике (идеи обновления общества, республиканские идеи: Добролюбов) и консервативно-охранительная (Погодин, Скобичевский)
2)В научном литературоведении 19в развивались различные научные школы, которые разрабатывали свой
научный аппарат, терминологию, свои способы восприятия, анализа и оценки
произведений, вырабатывали критерии
ных до ученых, часто вырабатывают легкомысленный, поверхностный взгляд на литературу, становятся в позицию судьи. Возникает иллюзия, что художественная литература существует для специалистов, хотя писатель работает для читателя, его живой реакции. Литературоведческое знание исторично, оно меняется вместе с общественной жизнью, культурой, мировоззрением и этот историзм литературоведения является одной из актуальных проблем.
Литературоведение делится на 3 основные дисциплины:
1)история литературы;
2)литературная критика;
3)теория литературы
а) поэтика
История литературы рассматривает литературный процесс во времени. Хронологический аспект для истории является основным.
Литературная критика осмысляет современный литературный процесс при этом, в отличии от истории, стремящейся к объективности, универсальности, научности, то критика не претендует на окончательность своих решений, принципиально субъективна, и литературно-критическая статья является эссе (свободное рассуждение), в котором критик делится своими размышлениями. Главной задачей критика является сотворчество.
Теория литературы занимается разработкой терминологии и научных методов, т.е. способа восприятия, анализа и оценки художественного текста. Теория литературы обеспечивает научность литературоведению и вырабатывает тот общий язык, понятия, которые обеспечивают преемственность научного знания. Этот процесс также исторический и восходит к трудам Аристотеля и Платона. В теории литературы также существуют свои актуальные проблемы, связанные с обновлением и уточнением научной терминологии.
Постмодерн за 10 минут
литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.
Источник: proza.ru
Актуальные проблемы теории литературы
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.06.01 ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 903)
составлена на основании учебного плана:
45.06.01 Языкознание и литературоведение
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.
Заведующий кафедрой
д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2022-2023 учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д. филол. н. проф. Т.В. Чернышова
1. Цели освоения дисциплины
Ознакомить аспирантов с проблемами современного литературоведения, наметить основные теоретические и методологические парадигмы актуальных литературоведческих исследований. Помочь аспиранту вписать собственное научное исследование в актуальный литературоведческий контекст. |
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ПК-3: владение теориями, методами, технологиями и культурой научного исследования в области филологических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, с целью обеспечения планируемых целей и задач НИР | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
современную научную парадигму в области литературоведения; место филологии и роль литературоведения в выработке научного мировоззрения; систему методологических принципов и методических приемов литературоведческого исследования; имеет углубленные знания в области литературоведения;методические приемы преподавания литературоведческих дисциплин в высшей школе | |
Уметь: | |
характеризовать основные современные методы исследования литературоведения; применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; | |
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
владеть основами методологии научного познания при изучении литературных текстов; способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; методическим приемами и навыками преподавания литератороведческих дисциплин в высшей школе |
Раздел 1. Теоретический модуль | ||||||
1.1. | Современное литературоведение в поисках методологии | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1 |
1.2. | Дискуссия о методологическом кризисе в современных гуманитарных науках | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Наследие структурализма и постструктурализма в современном литературоведении | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.4 |
1.4. | Ю.М. Лотман и современное гуманитарное знание | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л2.1 |
1.5. | Междисциплинарный подход в литературоведении | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л1.2 |
1.6. | Междисциплинарные исследования в западной славистике | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Литературоведение и семиотика культуры | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.4 |
1.8. | Семиотика повседневности как возможный междисциплинарный вектор литературоведения | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
1.9. | Литературоведение и геокультурология | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.4 |
1.10. | Исследования «локальных текстов» отечественной литературы в современном литературоведении | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.4, Л1.3 |
Раздел 2. Практикум | ||||||
2.1. | Современное литературоведение в кругу гуманитарных и социальных наук | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.2 |
2.2. | Структуралистские методы в современном литературоведческом исследовании | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Междисциплинарность в исследовании литературного текста: возможности и ограничения | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-3 | Л1.2 |
2.4. | Семиотический анализ литературного текста | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л1.3 |
2.5. | Литературный текст и рецепция пространства в культуре | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.3 |
2.6. | Подготовка чернового варианта введения к собственному диссертационному исследования с обоснованием актуальности и новизны работы | Сам. работа | 2 | 49 | ПК-3 | Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л1.3 |
5. Фонд оценочных средств
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фуко М. | Слова и вещи: археология гуманитарных наук: монография | СПб.: A-cad, 1994 | |
Л1.2 | Дубин Б.В. | Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. : | М., , 2004 | http://biblioclub.ru/index.php?page=bookid=219832 |
Л1.4 | Есин А.Б. | Литературоведение. Культурология: Учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2012., 2017 | https://e.lanbook.com/book/91622 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Куляпин А.И., Скубач О.А. | Мифы железного века: семиотика советсткой культуры 1920-1950-х гг.: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Историко-научный компонент включает избранные труды Р. Барта, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, В. Н. Топорова, Б. М. Успенского, Т. В. Цивьян, С. Зенкина, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, У. Эко и др., ряда современных ученых, в том числе А. К. Жолковского, М. Золотоносова, Е. А. Добренко, Х. Гюнтера, К. Кларк, А. Эткинда, М. Липовецкого и др., а также исследователей, работающих в образовательной организации, осуществляющей подготовку аспирантов (АлтГУ). Предусмотрена работа аспирантов над учебными изданиями, подготовленными в АлтГУ (и изданными в Москве и Барнауле).
Содержание практического компонента предусматривает подготовку аспирантом чернового варианта части введения к собственному диссертационному исследованию, включающей обоснование актуальности и новизны оригинальной работы аспиранта, подбор методологических ориентиров с учетом материала, изученного в рамках курса
Источник: www.asu.ru
Проблемы литературоведения
Кроме того, ряд ученых выделят фольклористику как одно из направлений литературоведения. Некоторый литературные школы не выделяют литературную критику как отдельный раздел литературоведения, например, в англоязычных странах литературоведение и литературная критика обозначают один и тот же концепт.
Литературоведение имеет ряд вспомогательных дисциплин:
- библиография
- текстология
- палеография
Кроме того, в литературоведении выделяются и нетрадиционные направления: психоаналитическое и психиатрическое.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Впервые термин «литературоведение» появился в XIX веке в работах немецких ученых. В русской науке этот термин появился позже, примерно в 20-х годах XX-ого столетия.
Предметом научного изучения ученых литературоведов является художественное творчество, искусство. Литературоведение накапливает, систематизирует, осмысливает научные факты, но при этом сохраняет субъективность и вариативность.
Две стороны литературоведения
Литературоведение имеет две стороны, с одной стороны оно является проявлением искусства, с другой эта дисциплина имеет и научную сторону, которая чаще всего является вспомогательной. Факты литературоведения воспринимаются не только интеллектуально (информация из учебников), но и опытным путем (путем прочтения художественного произведения). Литературоведческое знание обладает объективной информационной стороной и эмоционально-интуитивной стороной. Субъективная составляющая и формирует ряд проблем литературоведения, которые полежат обсуждению.
Смена научных парадигм в литературоведении
«Проблемы литературоведения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В настоящее время в отечественном литературоведении происходит смена научных парадигм.
Замечание 1
В данном случае под парадигмой понимается совокупность теоретических и методологических положений, принципов, определяющих структуру научного знания на конкретном этапе развития науки.