Актуальность данной статьи заключается в исследовании одной из важных педагогических проблем как управление качеством образования. Данная проблема касается в первую очередь учителей и руководителей школы. Качество – это комплекс свойств объекта, которые могут удовлетворять потребности, которые были установлены изначально.
Качество образования предполагает в первую очередь, знания учеников, которые должны соответствовать федеральным образовательным стандартам (ФГОС), а также успешная деятельность школы и каждого сотрудника образовательной организации. Статья направлена на раскрытие основных проблем формирования качества образования, а также рассмотрены пути преодоления этих проблем.
В основу методологии исследования данной проблемы были заложены такие методы как изучение литературы по теме исследования и анализ, позволившие выявить то, что многие образовательные организации не понимают, что предполагается под качеством образования. Ведь они считают, что это – лишь высокие результаты выпускников на итоговых экзаменах, но на самом деле большое значение имеет и сам образовательный процесс. Предложена теоретическая программа, в котором должны быть прописаны цели и задачи, пути реализации поставленных задач, способы повышения компетентности сотрудников образовательной организации. Особенность данной программы в том, что она будет полезна для руководителей образовательных организаций для повышения уровня качества образования.
Качество образования в ДОО: комплексные решения для организации системы внутренней оценки качества
Аннотация статьи
качество образования
управление качеством
образовательные организации
Ключевые слова
Ахметзянов Даниф Равилевич
Хазиева Эльмира Камилевна
Образование, педагогика
«Актуальные исследования» #23 (26), декабрь ’20
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 23 ( 26 ), декабрь ‘ 20
Одной из актуальных проблем многих образовательных организаций является управление качеством образования. Данная проблема касается в первую очередь учителей и руководителей школы. Изучая проблему управления качеством образования можно выделить следующие понятия: качество образования, управления качеством, проблемы формирования качества образования.
Качество – это комплекс свойств объекта, которые могут удовлетворять потребности, которые были установлены изначально. Качество образования предполагает в первую очередь, знания учеников, которые должны соответствовать федеральным образовательным стандартам (ФГОС), а также успешная деятельность школы и каждого сотрудника образовательной организации.
Причем к успешной деятельности учителя относится не только успех его учеников, но и сам процесс преподавания и условия, в которых происходит образовательный процесс. Статья направлена на раскрытие основных проблем формирования качества образования, а также рассмотрены пути преодоления этих проблем. В основу методологии исследования данной проблемы были заложены такие методы как изучение литературы по теме исследования и анализ, позволившие выявить то, что многие образовательные организации не понимают, что предполагается под качеством образования. Ведь они считают, что это – лишь высокие результаты выпускников на итоговых экзаменах, но на самом деле большое значение имеет и сам образовательный процесс [1, c.49].
Оценка качества образования
Начиная с 90-х годов ХХ века многие педагоги стали обращать внимание на проблему качества образования. Каждый из них дает свое определение этому определению. По мнению В.М. Полонского, качество образования – это конкретная точка знаний, которыми владеют ученики образовательной организации, а также их личностные качества [2, c.14]. М.М.
Поташник пишет о том, что, если выпускник достиг той цели, которая была поставлена в начале его обучение, то его образование можно считать качественным [3, c.10].
В.П. Панасюк утверждает, что качество образования можно определить по тому, какими качествами обладают ученики, в первую очередь, он имеет ввиду воспитанность школьников. Именно таким должен быть выпускник образовательной организации, чтобы потом быть полезным для общества [4, c.8].
С.Б. Шилова считает, что качественное образование – это то образование, которое будет удовлетворять потребности общества. Здесь речь идет о том, что общество требует воспитание личности, которая обладает нравственными, профессиональными и гражданскими качествами [5, c.50].
С предыдущим педагогом мнение А.М. Моисеева не совсем совпадает, ведь он пишет, о том, что образовательные результаты в первую очередь должны совпадать с ожиданиями самих обучающихся, только потом учителей, руководство школы и, наконец, общества [6, c.13].
Исходя из этих определений, можно сделать вывод о том, что мнения педагогов достаточно разные, одни считают, что качественное образование должно удовлетворять потребности обучающихся, сотрудников образовательной организации и общества. По мнению других педагогов качество образования можно измерить определенным количеством компетенций, которые приобрели выпускники школы.
Формирование системы качественного образования является одной из ключевой образовательной проблемой. Ведь многим образовательным организациям кажется, что уровень качества образования – это высокие показатели выпускников школы на выпускных экзаменах, в то время, как показателем качества образования является сам процесс образования. Образовательный процесс включает в себя внешние и внутренние факторы. Под внутренними факторами понимается уровень профессионализма сотрудников образования и материально-информационная составляющая, а внешние факторы – это то, что касается не только образовательной организации, но и всей страны, т.е. разные обстоятельства, от которых зависит в том числе и качество образования, а также возможности страны, чтобы обеспечить качественное образование. Для того, чтобы управлять качеством образования прежде всего нужно создать программу, которая будет направлена, чтобы повысить качество образования [7, c.185].
Программа для повышения качества образования поможет руководителям образовательных организаций определить основную цель школы, задачи, пути достижения целей и реализации задач. Программа должна быть динамичной, т.е. меняться в соответствии с новыми появившимися образовательными тенденциями.
Первый раздел программы может включать в себя основные цели, задачи, ожидаемые результаты, требования к педагогам, материально-техническую и информационную базу, условия, в которых будет реализоваться образовательный процесс. Второй раздел должен содержать данные об учебной программе, которая прописывается в соответствии с ФГОС, однако, надо понимать, что это только минимум качества образования, и естественно, к этому минимуму должны прийти все образовательные учреждения. Именно поэтому школы, которые хотят повысить качество образования, ставят себе более высокую цель.
В третьем разделе могут быть описаны пути проверки результативности программы, а также каким образом применять новые образовательные тенденции, которые очень часто меняются и исходя из анализа вносить корректировки.
В заключительном разделе можно прописать пути повышения компетентности педагогов. Ведь в первую очередь они должны быть на шаг впереди для того, чтобы обеспечить высокое качество образовательного процесса [8, c.12].
Исходя из этого, можно понять, что управлять качеством – это значит, постоянно следить за новыми тенденциями образования, периодически анализировать уровень преподавания и не бояться перемен и смело вносить что-то новое в процесс образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что качество образования – это сложное определение, что мнение педагогов достаточно отличаются друг от друга. Одни считают, что качественное образование должно удовлетворять потребности обучающихся, сотрудников образовательной организации и общества.
По мнению других педагогов качество образования можно измерить определенным количеством компетенций, которые приобрели выпускники школы. Именно поэтому на сегодняшний день существует множество подходов повышения уровня качества образования. Об эффективности можно судить только исходя из конечного результата, который покажут обучающиеся образовательной организации. Тем не менее не только это показатель качества образования, также исходя из образовательного процесса можно говорить о качестве образования. Для повышения качества образования у руководителя должна быть определенная программа, в котором должны быть прописаны цели и задачи, пути реализации поставленных задач, способы повышения компетентности сотрудников образовательной организации.
Источник: apni.ru
Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике
Руднева, С. В. Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике / С. В. Руднева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27773/ (дата обращения: 10.07.2023).
В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельности для повышения интереса к познавательной активности учащихся: web-квест, интернет-олимпиада, турнир, дистанционное обучение.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, web-квест, интернет-олимпиада, турнир, дистанционное обучение, электронная кафедра.
Образование в нашей жизни играет большую роль. Оно способствует развитию самосознания, нравственности, гражданской позиции личности. Образование позволяет человеку достичь поставленные цели и добиться успеха в жизни. В современном обществе востребованы высококвалифицированные кадры, получившие хорошие знания, навыки, компетенции, умения творчески подходить к решению различных задач. Поэтому меняются требования к качеству образования Одна из главных актуальных задач российского образования — это повышение качества образования.
«Качество образования — степень соответствия образовательных результатов и условий их получения существующим в обществе потребностям и ожиданиям» [1, с. 16].
«Управление — любая педагогическая деятельность, связанная с принятием решений относительно группы людей» [7, с. 130].
Из определений следует, что управление качеством образования — это педагогическая деятельность, связанная с принятием решений относительно учащихся, по проблеме качества образования.
Для того чтобы педагог правильно принимал решения необходимо:
– открыто высказываться перед учениками, вести диалог, «уметь слушать и слышать окружающих»;
– понимать, что все учащиеся — разные люди, уважать в них индивидуальность;
– уметь «объективно оценить действительность и свои силы»;
– быть способным к самообразованию.
Перечисленные компетентности помогают педагогу понять, что нужно сделать для повышения качества образования. Д. Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Обучение должно быть продуктивным. Учащиеся должны развиваться согласно своим индивидуальным способностям. Оценивать ученика можно, сравнивая его предшествующие и текущие успехи. Преподаватель должен быть наставником для своих учеников. Самое главное для повышения качества — это то, что педагог должен научить учеников думать и самостоятельно принимать решения.
Учащиеся не должны механически выполнять задания. Они должны понимать и объяснять, каким способом решается та или иная задача. Уметь находить общие способы решения задач. Не сводить свои способности только лишь к запоминанию и шаблонному принципу мышления.
В своей деятельности преподаватель должен использовать инновационные технологии. В школы введены информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), с помощью которых можно сократить время традиционного преподавания предметов и улучшить качество образования. ИКТ требуют от педагогов разработки новых методов, приемов и форм, которые могли бы использоваться на уроках.
В создании таких новых методик проявляется мастерство учителя. Хочется привести пример из книги Е. А. Ямбурга «Школа и ее окрестности» [9, с. 468]. На уроке литературы изучали рассказ Л. Н. Толстого «Косточка». На экране был представлен этот рассказ. С помощью компьютера, убирая и добавляя предложения из рассказа, учитель обсуждал смысл прочитанного.
В результате «развернулся настоящий текстологический анализ в начальной школе, ставший возможным благодаря новым информационным технологиям».
На уроках учителя и ученики готовят различные презентации. Разработка презентаций с использованием всевозможных картинок, фотографий, анимационных эффектов, графиков, схем, диаграмм способствует развитию у учащихся интереса к учебе. Это увлекательная, творческая работа, но на этом, к сожалению, заканчивается вся деятельность по использованию компьютерного и информационного обеспечения.
Рассмотрим пять причин неэффективного использования ИКТ [1, с. 58]:
– необходим комплексный подход в построении электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) школы (ЭИОС включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, технологические средства, образовательные программы);
– недостаточная мощность Интернета в школах;
– наличие классно-урочной системы — основной «тормоз» введения современных ИКТ;
– низкий уровень информационно-коммуникационной компетентности самих педагогов;
– быстрое устаревание приобретенной техники и отсутствие возможности самим школам оперативно закупать подобную технику.
Что можно сделать, чтобы выйти из сложившейся ситуации [1, с. 58]:
– создать модульные ЭИОС с возможностью добавления новых и корректировки старых модулей системы;
– разработать интерактивные учебники;
– осуществлять обучение и переподготовку учителей для работы в ЭИОС;
– отказаться от бумажной отчетности, перейти на электронный документооборот.
Огромные возможности познавательной деятельности предоставляют нам ИКТ. С их помощью можно посетить любой сайт в Интернете, где может храниться полезная и интересная информация. Важно педагогу организовать увлекательную поисковую задачу для учащегося, чтобы он ею заинтересовался.
Для этого используют web-квест — «это задание, в основу которого положена проблема с элементами ролевой игры, для выполнения которого используется информация из Интернета» [2]. Задания в web-квестах могут быть разными как по учебным предметам, так и общего плана, например, по профориентации учеников.
Учащиеся ищут, собирают, обрабатывают информацию по заданной проблеме, выбирают наилучший с их точки зрения вариант решения задачи с помощью современных ИКТ. Представляют наглядно свою информацию с помощью презентаций, видеороликов, кинофильмов. При этом они учатся выступать, защищать свою позицию, обсуждать, отвечать на задаваемые им вопросы. Web-квест создает условия для поиска информации не стандартным способом, показывает возможность связей между учебными предметами, позволяет работать учащимся в команде, развивает творческие способности.
«Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она будет следовать природным расположением учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет представлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, т. е., другими словами, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития…» П. Ф. Каптерев. [3, c.147–148]
Изучая «необъятную сферу наук. как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены»» ученик на своем поисковом пути, занимаясь самообразованием, пытается «расширить границы освещенных мест или приумножить на поле источники света»» [6].
Для повышения качества образования и интереса к обучению используют турниры, олимпиады. В С.-Петербургском Университете ИТМО разрабатывается система управления обучением. Один из модулей этой системы «включает в себя почту, чаты, доски объявлений, анкетирования, новости и голосования. Именно в этом модуле студентам доступны турниры» [4].
Суть турниров — соревнование двух студентов в проверке теста третьего студента, причем соперники знают друг о друге, а того третьего студента, кто является автором проверяемого ими теста, не знают. Проверяя множество работ подобным способом, студенты повышают свой рейтинг. Турниры содержат игровые моменты и поэтому привлекают студентов. Частое повторение пройденных учебных тем способствует запоминанию необходимых знаний студентами.
Проведение интернет-олимпиад может охватить большое количество учащихся школ или вузов страны, а также образовательных учреждений других стран. Олимпиада позволяет сравнить качество знаний и навыков учащихся. Режим телеконференции, который может использоваться при проведении олимпиады, позволяет общаться на удаленном расстоянии с талантливыми людьми, делиться опытом, повышать интерес к познавательной деятельности. Например, олимпиада по английскому языку проведенная между двумя медицинскими вузами г. Екатеринбурга и г. Красноярска, показала, что подобные мероприятия необходимо проводить между студентами. Подготовка и участие в олимпиаде стимулировала студентов к изучению английского языка, который в наше время необходим для использования в профессиональной подготовке [5].
Для улучшения качества образования должны использоваться разные формы обучения: дистанционное, очно-заочное, семейное образование, экстернат.
В нашей стране уделяется большое внимание дистанционному обучению. Дистанционное обучение — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных ИКТ.
Возможности компьютеров, телекоммуникационных средств, программного обеспечения позволяют внедрять дистанционное обучение в систему образования.
В настоящее время развиваются и уже функционируют в некоторых вузах, таких как МВТУ, МЭИ, МИРЭА, МЭСИ, МГИУ и др., виртуальные кафедры [8, с. 64–67]. Виртуальные кафедры внедряются в институт параллельно традиционным учебным кафедрам. Лекции, консультации, зачеты и экзамены проводят в сетевых классах, с помощью теле, видео конференций.
Предоставляют для студентов возможности для самостоятельного обучения по разработанным электронным образовательным ресурсам (ЭОР). Контроль обучения проводится по тестам, на тренажерах, с помощью специальных компьютерных программ. Устраивают консультации групповые или индивидуальные с помощью ЧАТ, электронной почты. Виртуальная кафедра может участвовать в научно-исследовательских проектах, так как имеется выход на многие организации как в Москве, так и в регионах и за рубежом. Учащиеся могут иметь доступ к виртуальным кафедрам других институтов для возможности прослушивания лекций выдающихся преподавателей в режиме теле или видео конференций.
В Великобритании в Открытом университете ежегодно обучаются 200 тысяч слушателей, используя «широкий спектр методов для телекоммуникационного обучения: письменные работы, видео- и аудиоматериалы, internet-конференции с поддержкой тьютора и систематическими выездными школами» [8, с. 46]. «Сейчас уже в Великобритании существует более 50 % образовательных программ для получения степени магистра в области управления путем электронного телекоммуникационного обучения. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Открытого университета Великобритании» [8, с. 46].
В заключении хочется отметить, что проблема качества образования волнует все страны мира. Существуют различные направления в развитии систем образования [3, с. 114–115] за рубежом:
– переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех;
– создание условий для образования человека независимо от места его проживания и образовательного уровня;
– увеличение в образовании гуманитарной составляющей (психология, политология, социология, экология, культурология, экономика, эргономика);
– распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций.
Россия, подписав Болонское соглашение, развивает систему образования по перечисленным направлениям и стремиться достичь того, чтобы все ее граждане повышали уровень своего образования «на протяжении всей своей жизни». Как сказал английский ученый Ф. Джессан: «Если временный перерыв в образовании естественен, то его окончательное прекращение равносильно ампутации мышления».
Литература:
- Воронцов А. Б. Качество и стандарты образования как основной проект российской школы / Воронцов А. Б. — М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. — 88 с. ISBN 978–5-9904722–9-7
- Казакова В. В., Жесткова Е. А. Веб-квесты в профессиональной ориентации выпускников современных школ // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 6. — с. 70–72
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата / Г. М. Каджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 719 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Копылов Д. С., Лямин А. В., Федореева М. К. Турниры как один из подходов к повышению качества обучения и мотивации студентов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 1. — с. 21–30
- Митрофанова К. А., Гаврилюк О. А., Чемезов С. А. Межвузовская Интернет-олимпиада по английскому языку среди студентов-медиков: опыт организации и проведения // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 1. — с. 100–106
- Можейко М. А. «Новейший философский словарь» Библиотека гумер — философия [электронный ресурс] http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/New_Dict/224.php
- Руднев Е. А. Управление качеством образования в школе: ресурсы руководителя. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2013. — 176 с.
- Трайнев В. А. Электронно-образовательные ресурсы в развитии информационного общества (обобщение и практика): Монография / В. А. Трайнев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 256 с. ISBN 978–5-394–02464–1 [Электронный ресурс]. URL: http://rucont.ru/UserInfo/MyLibrary (Дата обращения 02.03.2016).
- Ямбург Е. А. Школа и ее окрестности / Е. А. Ямбург — М.: ООО «Центр книги Рудомино», 2011. — 576 с., илл.
Основные термины (генерируются автоматически): качества образования, повышения качества образования, качеством образования, систему образования, проблеме качества образования, современных ИКТ, повышение качества образования, качества образования должны, задач российского образования, управление качеством образования, педагогическая деятельность, проблема качества образования, английскому языку, познавательной деятельности, принятием решений, помощью современных ИКТ, Управление качеством образования, «Качество образования, образования «на протяжении, качеству образования.
Ключевые слова
качество образования, управление качеством образования, web-квест, интернет-олимпиада, турнир, дистанционное обучение, электронная кафедра.
Источник: moluch.ru
Качество образования и актуальность этого понятия в современных условиях образования
- соответствие стандартам качества образования;
- уровень эффективности занятий и знаний;
- качественная преподавательская деятельность;
- правильное отношение учащихся к учебе;
- соответствие теоретических знаний практическому применению;
- правильность полученных знаний;
- продуктивная организация
- образовательного процесса.
- социальную престижность,
- социальную доступность,
- социальное равенство,
- социальную востребованность образования.
способность образования обеспечивать социальную адаптацию и социальный рост гражданина, служить реальным социальным лифтом.
возможность для каждого гражданина получить качественное образование любого уровня по той специальности, которая соответствует его способностям, интересам и склонностям.
примерное единство качества образования во всех географических и социально-экономических регионах страны, причем независимо от уровня доходов обучающихся.
возможность людям, получившим соответствующее образование, найти работу по своей специальности.
В Федеральных Государственных
Образовательных Стандартах качество
образования определяется как комплексная
характеристика, отражающая диапазон и
уровень образовательных услуг,
предоставляемых населению (различного
возраста, пола, физического и психического
состояния) системой начального, общего,
профессионального и дополнительного
образования в соответствии с интересами
личности, общества и государства.
Условия, необходимые для получения качественного образования:
1) Квалифицированный педагогический состав
2) Наличие современного учебного
оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий
3) Существование благоприятных условий для обучения (школьная столовая, библиотека, спортивный зал и т.д.)
4) Благоприятная среда общения со
сверстниками
Параметры, по которым определяется качество результатов образования:
1) Гарантированность образования
2) Мотивация и ценностные ориентации учащихся
3) Сформированность учебной деятельности
4) Качество предметных знаний учащихся
5) Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся
6) Развитие творческих способностей учащихся
7) Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся
PISA — пожалуй, самый весомый и уважаемый
мониторинг оценки качества образования в
школе, проводимый Организацией
Экономического Сотрудничества и Развития
Цель мониторинга качества образования в
школе PISA — оценка способности применять
в реальной жизни знания, полученные в
Действия, которые должен предпринять учитель, чтобы повысить качество знаний учащихся:
1)Качественно готовиться к уроку
3)Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
3)Главная ценность качества образования — его индивидуализация
Источник: kopilkaurokov.ru