Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и играет важную роль.
Источник: solncesvet.ru
Дополнительное образование (актуальность и новизна)
методическая разработка на тему
Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности.
День открытых дверей программ Дополнительного образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность и новизна
Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.
Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно, по самой своей сути, является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающегося оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только ограниченное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.
Основу современного дополнительного образования составляет образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения.
Образовательный процесс в детском доме должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как индивидуальность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Программы дополнительного образования Московской школы практической психологии
Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного доступа (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности, сокращается пространство девиантного поведения, решая проблему занятости обучающихся.
Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.
Ценность дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Школьное дополнительное образование в коррекционном детском доме оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников и педагогов. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.
Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди всех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтение ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.
Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:
- целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
- в свободе выбора направлений деятельности;
- в возможности менять виды деятельности, коллектив;
- в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных программ;
- в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
- в возможности получать допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции. К ним относятся:
- образовательная — обучение ребенка дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной
среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- креативная — создание гибкой системы реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных сферах творческой деятельности;
- рекреационная — организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
- профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. Школа способствует осознанию и дифференциации различных интересов ребенка;
- интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
- функции социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- функции самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любо образовательной системы.
То есть дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:
- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
- способствовать выбору индивидуального образовательного пути;
- обеспечить каждому обучающему «ситуацию успеха»;
- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Одним из традиционных направлений в работе педагогического коллектива нашей школы является разностороннее развитие и воспитание обучающихся через систему дополнительного образования. Эффективно действующая система дополнительного образования помогает детям найти свое признание, расширяет их кругозор, формирует трудовые навыки и умения, способствует физическому развитию. Особенностью дополнительного образования в школе является:
Воспитательная функция дополнительного образования содействует развитию толерантности: взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.
Источник: nsportal.ru
Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования
Дополнительное образование детей — это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется ФГОС ДО, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.
Публикация «Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Дополнительное образование в ДОУ – одна из приоритетных сфер системы нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач: внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения, создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей.
Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.
На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительное образование даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:
• интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;
• необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
• понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
• необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
• нормы нагрузки на ребенка.
Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.
Дети занимаются 2 или 1 раз в неделю во вторую половину дня.
Формой дополнительного образования в ДОУ является кружок.
Кружок-это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством взрослого (педагога).
-образовательную — каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;
-социально – адаптивную — занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха».
-коррекционно – развивающую воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
• Образовательной программой ДОУ;
• Положением о кружке;
• Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);
• Планом работы кружка на год;
• Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг.
В 2018-2019 уч. году в нашем д. с. была организована работы 4 кружков различной направленности:
1. Кружок социально-педагогической направленности «Школа дорожных знаков»
2. И кружок «Мы юные пожарные»
3. Художественно-эстетической направленности «Веселый балаганчик»
4. Социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»
Расскажу поподробнее о работе каждого кружка.
В рамках кружка «Школы дорожных знаков» все мероприятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа кружковой деятельности разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать эти правила, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, и на практике применять свои знания. Программа «Школа дорожных знаков» – это работа на перспективу.
Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. В ходе обучения детей ПДД применялись различные методические приемы: игровые, словесные, взаимодействие с игровыми персонажами, наглядные, художественное слово, практические действия с предметами, разбор проблемных ситуаций. Полученные знания закреплялись в различных игровых ситуациях, в рисунках. Большую воспитательную ценность имели организованные целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т. д. Большая работа была проведена и с родителями: это и консультации и анкетирование и разработка памяток для родителей. В рамках областной акции «Внимание, дети!» с участием инспектора ГИБДД Смирновой О. С, воспитанники нашего д. с. приняли участие в мероприятии «Засветись».
Кружок принес детям много интересного, полезного и поучительного.
С целью обучения детей правилам пожарной безопасности была организована работа кружка «Юные пожарные». Цель кружка – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание кружка включало совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.
В этом учебном году наши педагоги, изучив нормативно-правовую базу, потребности ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах, разработали программы, учебные планы и списки детей по 4 направлениям.
1. Естественно-научное – кружок «Ментальная арифметика»
2. Социально-педагогическое – кружок «Школа будущего первоклассника
3. Художественно-эстетическое – кружок «Арт-дизайн»
4. Физкультурно-оздоровительной – кружок «Волшебные ступеньки»
Сейчас вам расскажу про каждое направление.
Кружок «Ментальная арифметика»
«Ментальная арифметика» — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах – соробан, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий. Естественнонаучной направленности.
Курс программы строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции.
На занятиях по ментальной арифметике, одновременно задействуют оба полушария головного мозга – ребенок представляет соробан – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.
Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане.
Планируемые результаты
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,
Кружок «Школа будущего первоклассника»
Занятия в «Школе будущего первоклассника» направлены на развитие познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы.
Все занятия проходят в игровой форме. Дети посещают Лесную школу, где вместе с учениками этой школы, лесными зверятами, их учит учитель ЕЖ.
Первая часть занятия — это погружение детей в различные сказки о школьной жизни, которые учат детей быть организованными, правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность, формируют умение — самому справляться с возникающими трудностями и позволяют примерить на себя роль будущего ученика. Сказкотерапия, используемая на занятиях, помогает детям избавится от негативных переживаний о будущем посещении школы, где их ждет учитель, а не воспитатель, новые дети, уроки, новые правила и т. д. Также дети вместе с лесными учениками учатся решать конфликты, находить выход из ситуаций, которые могут возникнуть в их школьной жизни при общении с новыми детьми. Это – обиды, ссоры, ябедничество, неумение уступать, дружить и т. д. Занятия заканчиваются упражнениями на релаксацию, что немаловажно для укрепления здоровья детей.
Результатом данных занятий является успешная адаптация и освоение общеобразовательной программы в школе.
Кружок по художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Арт-дизайн»
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.
Актуальность определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность
Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. «Детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Цель программы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю 25-30 минут. Занятия проходят во второй половине дня.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных нетрадиционных здоровьесберегающих средств физической культуры.
Поэтому целью программы: сохранение и укрепление здоровья детей; содействие физическому развитию, физической подготовленности личности дошкольника средствами аэробики с использованием степа.
Такие занятия обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее позитивное настроение. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Программа дополнительного образования «Волшебные ступеньки» направлена на всестороннее, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на год обучения для детей от 6 до 7 лет.
Вывод.
Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования — компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.
Источник: www.maam.ru