Актуальность программы дополнительного образования это

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребёнка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей, Развитие творческой активности каждого ребёнка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом.Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и играет важную роль.

Источник: solncesvet.ru

Дополнительное образование (актуальность и новизна)
методическая разработка на тему

Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности.

День открытых дверей программ Дополнительного образования

Скачать:

Предварительный просмотр:

Актуальность и новизна

Современная педагогика характеризует термином «дополнительное образование» всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Реализуя задачи дополнительного образования, в детском доме создаются условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Именно дополнительное образование наиболее полно отвечает этим критериям. Оно, по самой своей сути, является личностно ориентированным, в отличие от базового образования, продолжающегося оставаться предметно ориентированным, направленным на освоение школьного стандарта. Только ограниченное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию, как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Основу современного дополнительного образования составляет образовательный блок, компенсирующий удовлетворение коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения.

Образовательный процесс в детском доме должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как индивидуальность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

Программы дополнительного образования Московской школы практической психологии

Дополнительное образование органически сочетает разнообразные виды организации содержательного доступа (отдых, развлечение, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности, сокращается пространство девиантного поведения, решая проблему занятости обучающихся.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи.

Ценность дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Школьное дополнительное образование в коррекционном детском доме оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся. Оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников и педагогов. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля обучающихся, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди всех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтение ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях.

Читайте также:
Как установить программу на несколько компьютеров

Своеобразие дополнительного образования в школе проявляется:

  • целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
  • в свободе выбора направлений деятельности;
  • в возможности менять виды деятельности, коллектив;
  • в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе образовательных программ;
  • в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);
  • в возможности получать допрофессиональную подготовку.

Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, можно выделить его функции. К ним относятся:

  1. образовательная — обучение ребенка дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  2. воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной

среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

  1. креативная — создание гибкой системы реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  2. компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных сферах творческой деятельности;
  3. рекреационная — организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;
  4. профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. Школа способствует осознанию и дифференциации различных интересов ребенка;
  5. интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
  6. функции социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
  7. функции самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Приведенный перечень функций показывает, что дополнительное образование детей должно быть неотъемлемой частью любо образовательной системы.

То есть дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому обучающему «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Одним из традиционных направлений в работе педагогического коллектива нашей школы является разностороннее развитие и воспитание обучающихся через систему дополнительного образования. Эффективно действующая система дополнительного образования помогает детям найти свое признание, расширяет их кругозор, формирует трудовые навыки и умения, способствует физическому развитию. Особенностью дополнительного образования в школе является:

Воспитательная функция дополнительного образования содействует развитию толерантности: взаимопониманию, сотрудничеству, взаимодействию.

Источник: nsportal.ru

Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования

Дополнительное образование детей — это единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется ФГОС ДО, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.

Публикация «Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования» размещена в разделах

  • Кружковая работа. Дополнительное образование
  • Развитие ребенка. Материалы для педагогов
  • Темочки
  • Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019

Дополнительное образование в ДОУ – одна из приоритетных сфер системы нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач: внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения, создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей.

Цель дополнительного образования — внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительное образование даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

• интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

• необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

Читайте также:
Как перейти на другую программу обучения

• понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

• необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

• нормы нагрузки на ребенка.

Дополнительное образования осуществляется во внеурочной деятельности в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Дети занимаются 2 или 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Формой дополнительного образования в ДОУ является кружок.

Кружок-это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы под руководством взрослого (педагога).

-образовательную — каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

-социально – адаптивную — занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха».

-коррекционно – развивающую воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:

• Образовательной программой ДОУ;

• Положением о кружке;

• Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат);

• Планом работы кружка на год;

• Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).

Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг.

В 2018-2019 уч. году в нашем д. с. была организована работы 4 кружков различной направленности:

1. Кружок социально-педагогической направленности «Школа дорожных знаков»

2. И кружок «Мы юные пожарные»

3. Художественно-эстетической направленности «Веселый балаганчик»

4. Социально-педагогической направленности «Школа будущего первоклассника»

Расскажу поподробнее о работе каждого кружка.

В рамках кружка «Школы дорожных знаков» все мероприятия проводились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа кружковой деятельности разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать эти правила, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, и на практике применять свои знания. Программа «Школа дорожных знаков» – это работа на перспективу.

Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. В ходе обучения детей ПДД применялись различные методические приемы: игровые, словесные, взаимодействие с игровыми персонажами, наглядные, художественное слово, практические действия с предметами, разбор проблемных ситуаций. Полученные знания закреплялись в различных игровых ситуациях, в рисунках. Большую воспитательную ценность имели организованные целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т. д. Большая работа была проведена и с родителями: это и консультации и анкетирование и разработка памяток для родителей. В рамках областной акции «Внимание, дети!» с участием инспектора ГИБДД Смирновой О. С, воспитанники нашего д. с. приняли участие в мероприятии «Засветись».

Кружок принес детям много интересного, полезного и поучительного.

С целью обучения детей правилам пожарной безопасности была организована работа кружка «Юные пожарные». Цель кружка – формирование у дошколят основ пожарной безопасности, в том числе пожаробезопасного поведения. Содержание кружка включало совокупность мероприятий с детьми, педагогами и родителями по обучению правилам пожарной безопасности, задания поисковой, познавательно – практической, социально значимой направленности начиная со среднего дошкольного возраста.

В этом учебном году наши педагоги, изучив нормативно-правовую базу, потребности ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах, разработали программы, учебные планы и списки детей по 4 направлениям.

1. Естественно-научное – кружок «Ментальная арифметика»

2. Социально-педагогическое – кружок «Школа будущего первоклассника

3. Художественно-эстетическое – кружок «Арт-дизайн»

4. Физкультурно-оздоровительной – кружок «Волшебные ступеньки»

Сейчас вам расскажу про каждое направление.

Кружок «Ментальная арифметика»

«Ментальная арифметика» — это программа развития умственных способностей и творческого потенциала детей с помощью арифметических вычислений на японских счетах – соробан, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий. Естественнонаучной направленности.

Курс программы строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно-познавательный интерес, формировать ключевые компетенции.

На занятиях по ментальной арифметике, одновременно задействуют оба полушария головного мозга – ребенок представляет соробан – задействует правое полушарие головного мозга и делает логические расчеты подключая левое полушарие головного мозга. Ребенок с малых лет привыкает к такому стилю мышления, то есть в решении любых жизненных вопросов он будет задействовать синхронно оба полушария головного мозга, что приводит к генерации новых идей и очень эффективному выходу из любых жизненных ситуаций.

Читайте также:
Когда билл гейтс начал писать программы для компьютеров

Цель: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане.

Планируемые результаты

В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.

У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на соробане

Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,

Кружок «Школа будущего первоклассника»

Занятия в «Школе будущего первоклассника» направлены на развитие познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы.

Все занятия проходят в игровой форме. Дети посещают Лесную школу, где вместе с учениками этой школы, лесными зверятами, их учит учитель ЕЖ.

Первая часть занятия — это погружение детей в различные сказки о школьной жизни, которые учат детей быть организованными, правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность, формируют умение — самому справляться с возникающими трудностями и позволяют примерить на себя роль будущего ученика. Сказкотерапия, используемая на занятиях, помогает детям избавится от негативных переживаний о будущем посещении школы, где их ждет учитель, а не воспитатель, новые дети, уроки, новые правила и т. д. Также дети вместе с лесными учениками учатся решать конфликты, находить выход из ситуаций, которые могут возникнуть в их школьной жизни при общении с новыми детьми. Это – обиды, ссоры, ябедничество, неумение уступать, дружить и т. д. Занятия заканчиваются упражнениями на релаксацию, что немаловажно для укрепления здоровья детей.

Результатом данных занятий является успешная адаптация и освоение общеобразовательной программы в школе.

Кружок по художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Арт-дизайн»

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Актуальность определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность

Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. «Детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.

Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Цель программы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю 25-30 минут. Занятия проходят во второй половине дня.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных нетрадиционных здоровьесберегающих средств физической культуры.

Поэтому целью программы: сохранение и укрепление здоровья детей; содействие физическому развитию, физической подготовленности личности дошкольника средствами аэробики с использованием степа.

Такие занятия обязательно сопровождаются бодрой ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее позитивное настроение. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Программа дополнительного образования «Волшебные ступеньки» направлена на всестороннее, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на год обучения для детей от 6 до 7 лет.

Вывод.

Почему так важно, чтобы учебно-воспитательный процесс объединял основное и дополнительное образование? Потому что отличительная черта дополнительного образования — компенсаторная (или психотерапевтическая). Именно в этой сфере для детей создаётся ситуация успеха, появляется возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда развиваются в традиционном учебно-воспитательном процессе.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru