Актуальность создания рабочей программы
экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Детство». К тому же, согласно Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий и художественный музеи, зоопарк и станция юных натуралистов.
Потребности дошкольной группы в разработке рабочей учебной программы:
Актуальность проекта (определение)
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Забайкальского края;
2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;
3.Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим и художественным музеем, зоопарком и станцией юных натуралистов;
Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:
ü выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 5 — 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;
ü обеспечивает реализацию учебного плана программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса в полном объёме;
ü способствует ранней социализации детей 5 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных требованиях;
ü соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в дошкольной группе модели его образа;
ü формирует у ребенка 5 — 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
ü способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (ФГТ: блоки «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Музыка», «Безопасность»).
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 5 – 7 лет разработана на основе программы « Юный эколог»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / С.Н.Николаева: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Мозаика-Синтез», 2010. – 108 с.
Цель программы :
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы , с включением регионального компонента ( Кемеровской области)
Задачи:
· обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;
· формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Актуальность образовательной программы Самопознание. «Самопознание»
· развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
· воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
· воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Виды деятельности:
– экскурсии (в лес, на луг, водоем и т.д),
– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная),
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.),
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 20-25 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.
Источник: infopedia.su
Актуальность темы «Программа развития образовательной организации»
Доброго дня вам, мой дорогой читатель. В этой статье я хочу вам рассказать о том, как подготовить раздел актуальности темы или актуальности проекта во введении ВКР.
Написание выпускной квалификационной работы в виде работы или в виде проекта очень разное (разница между работой и проектом).
Я рекомендую вам ознакомиться с методичкой вашего вуза, прежде чем вы напишете хотя бы одно слово в работе (что посмотреть в методичке по ВКР)
В качестве примера возьмём тему
«Программа развития образовательной организации».
Если после прочтения статьи у вас останутся вопросы, или вы захотите уточнить актуальность вашей темы — вы можете оставить комментарий под статьёй.
Содержание скрыть
- 1 Самое важное в актуальности
- 2 Актуальность, проблема и цель работы
- 3 Актуальность, объект и предмет исследования
- 4 Элементы актуальности для темы «Программа развития образовательной организации»
- 5 Черновик актуальности готов, что дальше?
- 6 А можно заказать?
Самое важное в актуальности
Актуальность – это первый элемент введения. Его размер — обычно 70% страницы. Начинается фразой типа «Актуальность выбранной темы работы состоит в ряде моментов». Абзацы не более 5-6 строк, обычно – до 4 абзацев.
В актуальности требуется отметить 2 момента:
- почему тема актуальна вообще (иными словами, какие проблемы будут, если не подготовить работу на эту тему);
- почему актуальность этой темы выросла в последние месяцы (здесь можно говорить о влиянии кризисов, эпидемий – в частности, коронавирусной пандемии, новых технологий и т.п.).
Актуальность взаимосвязана с целью работы, с её объектом и предметом.
Актуальность, проблема и цель работы
Из актуальности вытекает проблема работы. То есть нужно сказать, что случится, если не писать работу.
Это буквально одно предложение о том, что возникло противоречие, дисбаланс, между текущим состоянием объекта (и исследуемого у него предмета) и оптимальным состоянием, которое отвечало бы актуальным условиям внешней и внутренней среды
У этого предложения — довольно стандартный вид, и с помощью моего онлайн-сервиса — вы можете автоматически сформулировать проблему исследования
Из проблемы следует цель работы. Цель противоположна проблеме и обычно очень похожа на формулировку темы с добавлением в её начало слова типа «совершенствование», «предложить мероприятия по», «разработать проект» и т.п.
Сформулировать цель часто непросто, поэтому советую вам ознакомиться со статьёй, в которой я подготовил 90 примеров целей по самым популярным экономическим темам исследований.
Актуальность, объект и предмет исследования
Актуальность работы связана с её объектом и предметом.
Если не сделать то, что указано в теме, произойдёт ухудшение состояния объекта и предмета исследования. Значит, надо сделать то, что указано в теме (то есть достичь цели работы), чтобы состояние объекта и предмета исследования улучшилось.
То есть мы должны отметить:
- что случится с объектом исследования, если не подготовить работу;
- как это отразится на рассматриваемом элементе объекта – то есть на предмете исследования.
Поскольку определить объект и предмет ещё сложней, чем актуальность, цель и проблему, я сделал статью, в которой приведено 90 примеров объектов и предметов экономических исследований.
Если не сделать то, что указано в теме, произойдёт ухудшение состояния объекта и предмета исследования. Значит, надо сделать то, что указано в теме (то есть достичь цели работы), чтобы состояние объекта и предмета исследования улучшилось.
Элементы актуальности для темы «Программа развития образовательной организации»
Чтобы написать, почему тема ВКР актуальна, необходимо открыть несколько работ по заданной теме, посмотреть и скопировать то, что там написано по поводу актуальности к себе, а потом ответить на 2 вопроса выше.
Прочитав подобные куски информации из разных статей, нужно просто понять, как именно может произойти негативное изменение, и как это негативное изменение будет изменено с помощью того, что указано в теме.
Так, можно взять следующие элементы актуальности из разных источников в интернете для темы
«Программа развития образовательной организации».
Актуальность (для данного образовательного учреждения) — свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего школы проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект. Прогностичность — свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения условий ее деятельности, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализована., источник
Актуальность Программы развития школы. 4. Ожидаемые конечные результаты программы. 5. Важнейшие целевые индикаторы Программы. 6. Информационно-аналитическая справка о школе. 6.1. Общие сведения о школе. 6.2. Ресурсное обеспечение среды. 6.2.1.
Кадровое обеспечение. 6.2.2. Учебно-материальная база, благоустройство и оснащенность 6.3. Информация о контингенте обучающихся. 6. 4. Структура методической работы. 6.5. Характеристика образовательной среды.
6.6.Конкурентные преимущества школы. 6.7.Инновационная деятельность школы. 6.8., источник
Она предназначена для систематизации управления развитием Школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение Школой качества образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки меняющимся социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада Школы как действующей модели гражданского общества. Выбор направления развития Школы осуществлялся исходя из анализа основных внешних факторов и условий. Появилась актуальная потребность разработки новой Программы развития Школы, это, прежде всего: — закончилось действие предыдущей Программы (2017 – 2019 гг., источник
Программы развития стр.69 3.3. Оценка эффективности реализации Программы развития стр.88 3.4. Прогнозируемые результаты реализации Программы развития стр.89 Раздел 4. Финансовое обеспечение реализации Программы развития..стр.97 4.1. Финансовый план развития школы стр.95 Приложения…………………………………………………………………….стр.97 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа развития Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №1400» является формой стратегического планирования функционирования школы. Её реализация осуществляется через системные изменения и решение актуальных задач, стоящих перед образовательной организацией., источник
Актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации). 2) Прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление образовательной организацией, и учет изменений социальной ситуации). 3) Эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов)., источник
Из скопированных блоков нужно удалить повторяющиеся слова, технические фразы и т.п., и составить связный текст. Если у вас не получается выделить факторы актуальности, я недавно сделал подборку более 100 причин актуальности.
Для этого я взял почти 140 самых простых экономических тем — и выделил из них эти факторы. Вы можете взять за основу найденный мной материал, а если сомневаетесь — уточнить детали в комментариях.
Черновик актуальности готов, что дальше?
После того как подготовили эти элементы, дальше нужно их описать своими словами, чтобы поднять уникальность: лучший способ повысить оригинальность, а также можно посмотреть все способы обхода антиплагиата.
Конкретный перечень элементов, которые нужно раскрыть в исследовании, в частности, во введении, повторюсь, нужно смотреть в методичке: как пользоваться методичкой по исследованию)
После написания актуальности и подготовки введения в целом, можно переходить к первой главе ВКР.
А можно заказать?
Если вы решите где-то заказывать обоснование актуальности, то, во-первых, я советую вам заказывать введение целиком, а во-вторых, делать это либо у тех авторов, которые обоснованно вызывают у вас доверие, либо на одном из лучших сайтов заказа работ — лучше пользоваться биржами, чем агентствами и т.п.
Это значительно безопасней, чем обращаться в агентства или к случайным исполнителям.
Желаю вам удачи!
Александр Крылов
Старший преподаватель ЧГУ и СПбГИЭУ «Инжэкон» в 2004-2011 годах. Специализируюсь на финансовом состоянии организаций: коммерческих организаций, банков, бюджетных учреждений. Помогаю с подготовкой ВКР по экономике.
Источник: diplom35.ru
Оценка качества рабочей учебной программы 9А класса ФГОС
Оценить
1501 0
Содержимое разработки
Оценка качества рабочей учебной программы 9А класса ФГОС
Учитель: Бокова Анна Васильевна
описание требований к программе, чем обеспечиваются
Актуальность программы
Программа нацелена на решение основных задач реализации ФГОС, обеспечивается специальным сопоставительным анализом ФГОС.
Наличие обязательных составляющих программы
В структуре рабочей программы в целом представлены основные обязательные составляющие, но отдельные разделы оформлены не в соответствии с рекомендациями (объединены или разбиты на дополнительные, составляющие произвольно перенесены из одного раздела в другой), затрудняющие использование программы. Составляющие программы не обеспечивают обозримость, понятность для субъектов образовательного процесса. Отсутствуют какие либо составляющие программы, зачастую образцы контрольно-измерительных материалов.
Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу
Титульный лист оформлен с учетом всех предъявляемых требований: наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу); наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); наименование учебного предмета (курса); указание параллели, на которой изучается предмет; сведения об учителе-составителе рабочей программы; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; год разработки рабочей программы.
Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу
Пояснительная записка оформлена согласно рекомендуемым требованиям: нормативная база; название учебной программы (примерной или авторской) с указанием наименования, автора и года издания, на основе, которой разработана рабочая программа; используемый учебно-методический комплект, его специфика; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе, количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ; цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы учебных действий, компетенций учащихся данного класса; актуальность, новизна рабочей программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей; обоснование внесенных изменений; межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов он является базой; особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового); предпочтительные педагогические технологии и формы внеурочной деятельности; сведения, отражающие специфику класса, описания путей ее учета педагогом в преподавании предмета
Соответствие требований к уровню освоения обучающимися ( личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса
требованиям ФГОС
Требования к уровню достижений обучающихся сформулированы в соответствии с ФГОС и с учетом примерной или авторской программы. В них отражены: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, при изучении предмета. Требования к уровню усвоения предъявляются не ниже требований, сформулированных во ФГОС (не должно быть механического перенесения требований из ФГОС).
Требования к уровню подготовки определены для определенной параллели или класса, а не для всей ступени образования; Формы контроля достижений обучающихся разнообразны, соотносятся ссистемно-деятельностнымподходом ФГОС.
Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям
Содержание изложено по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. В основном имеет место содержательная согласованность программы с планирующей документацией (КТП) и ФГОС, примерной программой с учетом выбранной авторской. Все дидактические единицы отражены, ноне конкретизированы в содержании учебного материала.
Качество составления учебно-тематического плана
В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения. В учебно-тематическом плане определен объем практической составляющей учебного курса, указано количество часов, отводимых не практические, лабораторные, контрольные работы.
Соответствие календарно-тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу
Наименование разделов и тем содержания образования с указанием количества часов согласованы с формулировками учебно-тематического плана рабочей программы; указаны темы и типы всех уроков, они сформулированы в соответствии с рабочей программой; элементы содержания раскрываются через основные дидактические единицы соответствующие ФГОС по учебному предмету; формулировки элементов содержания соответствуют рабочей программе; требования к предметным и метапредметным результатам сформулированы в деятельностной форме, и конкретизированы по темам и для отдельных уроков, представлены домашние задания для обучающихся по урокам; вид, форма контроля и контрольно-измерительные материалы адекватны требованиям к уровню подготовки обучающихся, включены контрольно-измерительные процедуры, позволяющие оценивать способы деятельности учащихся; полно представлены ссылки на информационные источники, используемые учителем для проведения урока.
Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы
УМК соответствует Федеральному перечню, определяется необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение программы, учебно-методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки основной и дополнительной литературы для учителя и учащихся.
Качество приложения к программе
Наличие внешней рецензии на программу
Критерии оценки качества рабочей программы:
22-17 баллов (не менее 75%) — программа рекомендуется к использованию;
16-11 баллов (не менее 50% и при отсутствии оценки «0» баллов по разделам 3,4,5,6,7,8,9) — программа требует незначительной доработки;
10-6 баллов (не менее 25% и при отсутствии оценки «0» баллов по разделам 3,4,5,6,7,8,9) — программа требует значительной доработки;
5 баллов и менее (24% и менее) – программа не соответствует требованиям к разработке рабочих программ.
Итого: 17 баллов. Программа рекомендована к использованию.
Оценка качества рабочей учебной программы 7 класса ФГОС
Учитель: Бокова Анна Васильевна
описание требований к программе, чем обеспечиваются
Актуальность программы
Программа нацелена на решение основных задач реализации ФГОС, обеспечивается специальным сопоставительным анализом ФГОС.
Наличие обязательных составляющих программы
В структуре рабочей программы в целом представлены основные обязательные составляющие, но отдельные разделы оформлены не в соответствии с рекомендациями (объединены или разбиты на дополнительные, составляющие произвольно перенесены из одного раздела в другой), затрудняющие использование программы. Составляющие программы не обеспечивают обозримость, понятность для субъектов образовательного процесса. Отсутствуют какие либо составляющие программы, зачастую образцы контрольно-измерительных материалов.
Соответствие оформления титульного листа рекомендуемому образцу
Титульный лист оформлен с учетом всех предъявляемых требований: наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу); наименование образовательного учреждения (согласно Уставу); наименование учебного предмета (курса); указание параллели, на которой изучается предмет; сведения об учителе-составителе рабочей программы; гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы; год разработки рабочей программы.
Соответствие оформления пояснительной записки примерному образцу
Пояснительная записка оформлена согласно рекомендуемым требованиям: нормативная база; название учебной программы (примерной или авторской) с указанием наименования, автора и года издания, на основе, которой разработана рабочая программа; используемый учебно-методический комплект, его специфика; количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе, количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ; цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы учебных действий, компетенций учащихся данного класса; актуальность, новизна рабочей программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей; обоснование внесенных изменений; межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов он является базой; особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания; формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового); предпочтительные педагогические технологии и формы внеурочной деятельности; сведения, отражающие специфику класса, описания путей ее учета педагогом в преподавании предмета
Соответствие требований к уровню освоения обучающимися ( личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса
требованиям ФГОС
Требования к уровню достижений обучающихся сформулированы в соответствии с ФГОС и с учетом примерной или авторской программы. В них отражены: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, при изучении предмета. Требования к уровню усвоения предъявляются не ниже требований, сформулированных во ФГОС (не должно быть механического перенесения требований из ФГОС).
Требования к уровню подготовки определены для определенной параллели или класса, а не для всей ступени образования; Формы контроля достижений обучающихся разнообразны, соотносятся ссистемно-деятельностнымподходом ФГОС.
Соответствие содержания программы рекомендуемым показателям
Содержание изложено по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. В основном имеет место содержательная согласованность программы с планирующей документацией (КТП) и ФГОС, примерной программой с учетом выбранной авторской. Все дидактические единицы отражены, ноне конкретизированы в содержании учебного материала.
Качество составления учебно-тематического плана
В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения. В учебно-тематическом плане определен объем практической составляющей учебного курса, указано количество часов, отводимых не практические, лабораторные, контрольные работы.
Соответствие календарно-тематического планирования структурным требованиям программы и рекомендуемому образцу
Наименование разделов и тем содержания образования с указанием количества часов согласованы с формулировками учебно-тематического плана рабочей программы; указаны темы и типы всех уроков, они сформулированы в соответствии с рабочей программой; элементы содержания раскрываются через основные дидактические единицы соответствующие ФГОС по учебному предмету; формулировки элементов содержания соответствуют рабочей программе; требования к предметным и метапредметным результатам сформулированы в деятельностной форме, и конкретизированы по темам и для отдельных уроков, представлены домашние задания для обучающихся по урокам; вид, форма контроля и контрольно-измерительные материалы адекватны требованиям к уровню подготовки обучающихся, включены контрольно-измерительные процедуры, позволяющие оценивать способы деятельности учащихся; полно представлены ссылки на информационные источники, используемые учителем для проведения урока.
Соответствие учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса структурным требованиям программы
УМК соответствует Федеральному перечню, определяется необходимое и достаточное материально-техническое обеспечение программы, учебно-методическое обеспечение оформлено по правилам библиографического описания, выделены списки основной и дополнительной литературы для учителя и учащихся.
Качество приложения к программе
Источник: www.prodlenka.org
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования»
выступление на педсовете
Актуальность введения новых образовательных стандартов на ступени основного общего образования
(выступление зам. директора школы Григорьян Т.В.)
Уважаемые коллеги, начну свое выступление с лирического отступления: Живем в эпоху нано — технологий, И каждый год дает нам новый старт, То освоение журналов электронных, А ныне новый наш образовательный стандарт. Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.
На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта – веление времени.
Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики.
Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Создать документ, удовлетворяющий всех его пользователей – общественность, родителей, педагогов и учащихся, не удалось. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять
свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только
учить, но и воспитывать человека и гражданина». В.В. Путин
Главный стратегический документ развития образования — национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — видит достижение такого качественно нового результата во внедрении ФГОС второго поколения. Порядок утверждения проведен в соответствии с Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и
введен в действие
с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897и вводится с 1 сентября 2015года.
Обратите внимание на два приказа об утверждении ФГОС начального общего, основного общего образования. Мы эти приказы должны знать при разработке программных документов по внедрению ФГОС.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования 2 поколения (далее — ФГОС) вносят существенные изменения, как в наше понимание результатов образования и реализации основной образовательной программы, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений. В связи с этим перед разработчиками стандарта стояла задача максимально полно вооружить педагогические коллективы школ методическими материалами, сопровождающими процессы введения ФГОС.
Эта задача успешно выполнена. Однако ориентироваться в таком широком информационном поле (как печатном, так и электронном) очень непросто. От умений не потеряться в нем, выделить из потока изданий главные, а также присвоить необходимые знания, во многом будет зависеть наше понимание изменений, вводимых новым стандартом. Успешность следующего шага -«материализации» этих новаций в ежедневной практике педагогической деятельности — будет являться следствием готовности, в т. ч. методической, работников образования к реализации ФГОС. Что же такое ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ,
представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной
программы начального, общего и среднего общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств.
Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований:
— к структуре образовательных программ (чему и как учить),
— требований к результатам образования (чему научить),
— а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены
, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер. Впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный, а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учителей и учеников.
Рамочный принцип означает: примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка. Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Надо сказать, что ФГОС строились не на новом, не на пустом месте.
В их основу легла опора все самое лучшее в образовании: на опыт советской и российской школы, результаты предшествующих реформ и проектов образования, развитие отечественных научных теорий и концепций Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию , которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. Что касается минусов, то очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая «общественный договор», должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде. Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации. Свое выступление хочется закончить словами И.Гете: «О новой идее сначала говорят, что это чушь, потом – а в ней что-то есть, и, наконец, когда идея становится понятной и освоенной — а кто этого не знал?»
Источник: pedrazvitie.ru