Активные методы обучения программа

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

АМО строятся на:

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации их работы,

деятельностном подходе к обучению,

творческом характере обучения,

Исследования доказали, что человек запоминает:

только 10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

Коучинг «Активные методы обучения в начальной школе» 5.10.2022г.

80% — при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них.

Методы организации начала урока

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Метод «Поздоровайся глазами»

Здороваться не словами, а молча — глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Метод «Поздоровайся локтями»

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
На выполнение задания дается только пять минут. За это время учащиеся должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто коснувшись друг друга локтями. Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

Метод «Подари подарок другу».

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

Метод «Самолётик пожеланий»
Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом — написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Цель: позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно — ориентированного подхода к обучающимся.

На данном этапе можно использовать такие методы как:

«Дерево ожиданий»

«Поляна снежинок»

«Фруктовый сад»

«Солнышко и туча»

«Осенний сад»

Метод «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

По количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволят планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Метод «Компот»

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания.

Самостоятельная работа 3 мин., а потом озвучивается результат.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

Метод «Парный выход»

Например, при изучении темы «Проверяемая гласная в корне», учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое слово с безударным гласным в корне. Его товарищ находит проверочное к этому слову и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием

Читайте также:
Что такое программа sense

Данную работу можно провести самостоятельно на местах (работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух.

АМ презентации учебного материала

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Необходимый материал : лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение : На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации «белые пятна» по данной теме постепенно заполняются.

Метод «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!

Подробнее хочу остановиться на методе организации самостоятельной работы «Автобусная остановка». Целью данного метода является: «Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.» Участники работы — весь класс, который делится на малые группы по 5-7 человек. Время проведения 20-25 минут. Необходимые материалы : листы ватмана, фломастеры.

Группы распределяются по остановкам. На каждой остановке расположен лист с записанным вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты, относящиеся к данному вопросу. В течении нескольких минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.

Затем по команде учителя группы передают лист по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Получив лист, знакомятся с имеющимися записями и дополняют их. Исправлять нельзя. Можно сопровождать работу рисунками, советами, синквейном. Затем следующая передача к новой остановке и так далее.

Когда группа получит свой первоначальный лист, она в течении нескольких минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, подводит итог.

«Инсерт» или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

? хочу узнать подробнее

электронный курс «Активные методы обучения»

Курс направлен на формирование компетенций педагогов по применению Активных Методов Обучения на уроке на основе Технологии АМО. Материал курса состоит из 7-и лекций, в которых рассматриваются основы Технологии АМО и роль методов АМО в технологии. В качестве итоговой аттестации предлагается практическое задание, направленное на применение АМО в учебном процессе.

Цель курса:
создание условий для овладения знаниями, умениями, навыками на современном уроке.
Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Также Вы можете получить материалы курса на свою электронную почту. Для этого Вам нужно заполнить форму подписки.

Выдаваемые документы:
По окончании обучения Вы можете заказать свидетельство об участии в электронном курсе

Как записаться на курс?

И это ещё не всё!

После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарк

1 подарок
2 подарок
3 подарок
Сборник лучших работ фестиваля разработок учебных занятий с использованием проектной технологии.
40 Шаблонов для создания красивых презентаций по образовательной тематике.

3 полезных инструмента для оформления любого образовательного мероприятия.

Интересного и эффективного Вам обучения!

Запишитесь на курс и получите подарок:

Наименование тем курса

Тема 1. Введение

Тема 2. Что такое АМО?

Тема 3 Использование конкретных активных методов обучения на различных этапах урока

Тема 4. Эффекты АМО

Тема 5. Условия эффективного применения АМО

Тема 6. Технология Модерации.

Тема 7. Заключение

Тема 8. Практическая работа

В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:

  • знания:
  • что такое АМО;
  • что такое Технология АМО;
  • применять АМО в Образовательном Мероприятии (ОМ);
  • проектирование учебных ситуаций; разработка способа перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
  • Как происходит обучение на дистанционном курсе повышения квалификации?
Читайте также:
Программа не была установлена так как не удалось найти

Вы выбрали актуальный для себя дистанционный курс из нашего каталога

Подаете заявку, указав в ней любую удобную именно для Вас дату начала обучения

Оплачиваете обучение любым удобным для Вас способом

Наша система автоматически уведомит Вас по электронной почте об успешной оплате и зачислении на курс, а также вышлет гарантированный подарок
(Если Вы не получили наше письмо, пожалуйста, проверьте папку СПАМ Вашей электронной почты. Иногда письма попадают туда)

Если Вам необходима Справка, подтверждающая Ваше обучение на курсе повышения квалификации, заказать ее Вы сможете ЗДЕСЬ
После оплаты справка мгновенно будет отправлена Вам в электронном виде на Вашу электронную почту

В день начала обучения Вам по электронной почте придет логин и пароль для входа в нашу систему дистанционного обучения, а также инструкция по началу обучения

Вы получите доступ сразу ко всем учебным материалам и заданиям дистанционного курса

Вы сможете обучаться в удобном для Вас темпе и в удобное время из любого места. Главное иметь доступ к Интернету. Скайп не нужен. Быть в строго назначенное время на курсе тоже не нужно.

Активные методы обучения как способ формирования общих компетенций обучающихся

Переход среднего профессионального образования на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам требует другого подхода к организации учебного процесса.

Изменились цели образования, теперь результатом освоения основной профессиональной образовательной программы является формирование компетенций, поэтому необходимы изменения содержания изучаемых дисциплин, методов и форм организации образовательного процесса.

Большой интерес к активным методам обучения обусловлен потребностью совершенствовать дидактическую систему. Цель работы – изучить активные методы обучения как один из способов формирования общих компетенций.

В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Формулируя цели занятия необходимо совместить знания и умения по дисциплине с формированием компетенций, значимых для профессиональной деятельности конкретного специалиста.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения обычно подразделяют на три группы:

  1. Пассивные методы – это такие формы взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которых преподаватель представляет учебную информацию в готовом виде. Этот метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения изучаемого материала.
  2. Интерактивные методы ориентированы на взаимодействие обучающихся, совместную деятельность обучающихся в процессе освоения учебного материала.
  3. Активные методы – это формы взаимодействия обучающихся и преподавателя, в которых обучающиеся являются активными участниками учебного процесса. Использование активных методов обучения преображает деятельность обучающегося, она приобретает творческий, поисковый, продуктивный характер.

Существует несколько классификаций активных методов обучения. Активные методы обучения можно разделить на две группы: групповые и индивидуальные. Групповые предполагают активную работу группы участников, индивидуальные методы предполагают активную самостоятельную работу каждого обучающегося.
Активные групповые методы подразделяют на три группы:

  • дискуссионные методы (это могут быть анализ ситуаций, групповая дискуссия, принятие групповых решений и др.);
  • игровые методы (это могут быть деловые, ролевые, творческие и дидактические игры);
  • сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности).

Выделяют три группы методов активного обучения:

  • Метод анализа конкретных ситуаций. Возможно, иллюстрация, случай, используемый для демонстрации учебной информации.
  • Социально-психологический тренинг, где тренер является участником группы, обеспечивает доброжелательную атмосферу в группе и взаимодействие участников.
  • Игровое моделирование или имитационные игры, которые можно подразделить на деловые игры и организационные.
  • Существует классификация АМО, различающая четыре группы методов:
  • Дискуссионные методы. К ним относят направленные и свободные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных проблем.
  • Игровые методы. К ним относят имитационные, деловые, организационные игры, психодраму, социодраму.
  • Рейтинговые методы. К ним относят рейтинги популярности, рейтинги эффективности, которые характеризуются соревновательным эффектом.
  • Тренинговые методы. К ним относят личностно-ориентированные и поведенческие тренинги.

К активным методам обучения можно отнести все методы, в которых обучающийся проявляет познавательную активность, ищет информацию, сравнивает, анализирует, делает выводы, систематизирует, обсуждает, играет и пр. К активным методам обучения относятся: все виды игр, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, выполнение творческих заданий, работа в малых группах, решение проблемных задач, проектный метод, интерактивная лекция, обучение по алгоритму и др.

Активные методы обучения

Активные методы обучения

Активные методы обучения пользуются популярностью у педагогов, что объясняется их эффективностью.

Эти методы позволяют реализовать следующие задачи:

  • привлекают внимание к учебному материалу;
  • способствуют повышению мотивации к обучению;
  • способствуют инициативности обучающихся;
  • развивают навыки принятия решения;
  • развивают умение самостоятельно добывать знания;
  • развивают коммуникативные навыки;
  • формируют опыт взаимодействия в коллективе.

Достоинства активных методов обучения наводят на мысль, о том, что они как нельзя лучше подходят для формирования общих компетенций обучающихся. Для каждой общей компетенции можно подобрать активные методы обучения, которыми она может быть сформирована.

Таблица 1. Общие компетенции и АМО, способствующие их формированию.

Содержание ОК

Методы активного обучения

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Выполнение творческих заданий, метод проектов, анализ конкретных ситуаций, деловые игры и др.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Метод проектов, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, деловые игры, работа в малых группах и др.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Деловые игры, решение проблемных задач, работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др.

Читайте также:
Кем утверждается программа разработки технических регламентов

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Деловые игры, работа в малых группах, дискуссии, метод проектов и др.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Деловые игры, ролевые игры, метод проектов и др.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Метод проектов, выполнение творческих заданий, обучение по алгоритму и др.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Работа в малых группах, дискуссии, принятие групповых решений и др.

Использование методов активного обучения возможно на разных этапах учебного процесса. На этапе изучения нового учебного материала можно использовать такие методы как проблемная лекция, учебная дискуссия, эвристическая беседа и др.

На этапе закрепления и контроле знаний можно использовать такие методы как анализ конкретных ситуаций, работа в малых группах, обучение по алгоритму, принятие групповых решений, метод проектов, выполнение творческих заданий и др.

На этапе формирования профессиональных умений и навыков можно использовать такие методы как выполнение творческих заданий, анализ конкретных ситуаций, игровые методы и др.

Преподаватель волен выбирать методы, важно, чтобы они соответствовали дидактическим задачам. Наиболее распространенной формой работы преподавателя является лекция. На уроках обществознания лекции строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией» — это самый простой способ вовлечения слушателей в учебный процесс.

Часто используют в работе лекции-дискуссии, в которых при изложении лекционного материала используются ответы студентов на вопросы преподавателя, организуется обмен мнениями, обсуждение. В качестве иллюстрации можно использовать анализ какой-либо ситуации.

Широко используется в работе лекция-презентация, в основу которой положены визуальные изображения для сопровождения устной информации. Устная речь и визуальные изображения дополняют друг друга, придавая выступлению преподавателя яркость, образность, повышая информативность и уровень восприятия информации.

Распространенными методами работы являются дискуссионные, это могут быть урок-дискуссия, учебная дискуссия в ходе изучения нового материала, работа студентов в подгруппах.

Рассмотрим формирование общих компетенций с помощью активных методов обучения на одном из уроков.

Тема урока: Мораль как регулятор социального поведения.

Цели урока:

  1. Познакомить студентов с понятием норм, принципов и требований морали.
  2. Развитие познавательной активности студентов в духовной сфере.
  3. Способствовать развитию нравственной зрелости студентов.

Занятие ориентировано на формирование двух компетенций:
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Методы: игровые, дискуссионные.
Подготовка к уроку: студенты получают домашнее задание в виде самостоятельного изучения темы, по предложенному плану.

План урока:
1. Организационный этап. Подготовка аудитории. Вступительное слово, мотивирование студентов на работу. Установление правил работы на занятии.
2. Повторение, обобщение и систематизация знаний.

2.1 Мораль и ее сущность. Студенты обсуждают предложенные преподавателем вопросы, преподаватель обобщает сказанное, направляет дискуссию, уточняет. Вопросы для обсуждения:
Что такое мораль? Назовите признаки морали.
Как мораль связана с религией? Чем мораль отличается от закона?

2.2 Разминка. Упражнение «Сидячий круг».
Группа формирует тесный круг (плечи касаются), кладут руки на плечи друг другу. Задание группе: Нужно медленно сесть на колени друг к другу.
2.3 Категории морали: добро, зло, справедливость, нравственный долг, совесть, достоинство личности. Вопросы для обсуждения:
Какие категории морали вы знаете? Обсуждение содержания категорий морали. Что значит достойный человек?

2.4 Разминка. Упражнение «Гусеница».
Группа становится друг за другом в колонну, держа друг друга за плечи – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

2.5 Нравственная личность и моральное поведение. Вопросы для обсуждения:

Какого человека можно назвать нравственной личностью?

Какие качества ценятся в человеке? Какие качества осуждаются обществом?

Назовите качества, которые вы цените в людях? Назовите, какие человеческие качества вам особенно не нравятся?

Парадокс моральной оценки. Кто может вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки?

2.6 Упражнение «Мне в тебе нравиться»
Участники сидят по кругу и по очереди говорят своим соседят, что им в них нравиться. Можно называть что-то из внешности соседа, что-то материальное, черты характера.

3. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

Благодаря активным методам обучения, скучное морализаторство, превращается в интересное занятие. Информация, полученная в ходе обсуждения, не вызывает отторжения у студентов, так как это мнение сверстников. Данное занятие способствует развитию коммуникативных навыков, при подготовке к занятию студенты осуществляют самостоятельный поиск информации, структурируют, анализируют материал, подбирают примеры.

Таким образом, данное занятие способствует формированию общих компетенций. На этапе рефлексии студенты предлагают все занятия проводить в такой форме, говорят, что им интересно услышать мнение сверстников.

Можно предположить, что использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию общих компетенций обучающегося.

Источник: koncpekt.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru