Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
«Развитие функциональной грамотности учащихся через активные методы обучения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения на уроках русского языка 26 10 2016
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда . Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
- Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
- Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
- Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала — использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей .
9. Нетрадиционные виды уроков : лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.
Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
– Однажды Аня и Ваня оказались в лесной школе. Ученики лесной школы Ежик, Волчонок, Зайчонок, Лисичка и Медвежонок писали предложение: “Мы ели земляничное варенье”. Слово “земляничное” не помещалось на строке и тогда Волчонок предложил приклеить еще листок, чтобы продлить страничку.
– А вам, ребята, такое предложение нравится?
– Почему? – Вот и Мудрый Филин предложил часть слова перенести на другую строку. Мудрый Филин спросил: “Как вы перенесете это слово?”
– Я самая хитрая, поэтому возьму лишь последнюю букву “е” и перенесу ее, – сказала Лисичка.
– Нет, так нельзя, – сказал Волчонок. – Надо перенести часть слова “ное”.
– Это неправильно, – сказал Зайчонок. – Надо перенести часть слова “ничное”.
– А я самый сильный, – сказал Медвежонок. – Я перенесу сразу “мляничное”.
Мудрый Филин от изумления развел крыльями.
– Давайте разберемся . Кто из них прав.
– Вот так проблема – как правильно перенести слова.
– Догадались чем мы будем сегодня заниматься?
– Вывод: Чтобы правильно переносить слова, надо знать правила переноса.
– Чему же мы должны научиться на уроке?
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка» — учителем дается ряд вопросов , работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш ). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе.
Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог , на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем тему.
«Мозговой штурм» — на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы.
Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Метод актуализации опорных знаний « Магазин»
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).
Проведение: Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева.
Метод закрепления изученного материала «Парный выход»
Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: мел.
Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием
Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность словосочетания, быстрота работы.
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее удачное словосочетание.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» — обсуждение в группах.
Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» ( во время дискуссии поднимаются карточки согласия — не согласия по цветам светофора ), «На линии огня» ( каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они — защищаются ). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка» — 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет» — Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг» — Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают — развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
— Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому — не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Источник: nsportal.ru
Статья «Методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в рамках обновлённой программы»
Статья посвящена Активным методам обучения на уроках русского языка и литературы. Методы описаны по этапам урока, т.е. есть примеры для психологического настроя, для актуализации знаний, для этапа закрепления и примеры рефлексии. Статья поможет подготовиться к уроку. Имеет практическую ценность для учителя.
Картинками
Методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в рамках обновлённой программы Реформы, происходящие в системе образования, вызвали необходимость разработки новых подходов в преподавании. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Меняется роль учителя на уроке, которому необходимо выстроить процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен понимать, чему и как учить, должен организовывать процесс так, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?».
Обучение должно быть построено как процесс «открытия» учащимися конкретного знания Ученик должен из пассивного слушателя превратиться в критически мыслящую личность. Главная задача каждого учителя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
По моему , этому способствуют активные формы и методы обучения Активные методы обучения это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Интересно начать урок помогают такие методы:Подари подарок другу, Поздоровайся локтями, Улыбнемся друг другу. Выполняя такие задания, дети улыбаются друг другу. Такие методы способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Также важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий. «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Фруктовый сад», «Ковер идей», «Солнышко и туча», «Осенний сад». Эти методы дают учителю возможность полнее узнать класс и каждого ученика, а полученную информацию в дальнейшем использовать для осуществления личностноориентированного подхода к обучающимся.
Учащимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения.. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д.
После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. Для активизации знаний учащихся по ранее изученной теме подвожу учащихся к изучению нового материала следующими методами и приемами:»Магазин» (при повторении темы «Имя существительное». На доске картинки с изображениями предметов.
Каждый ученик подходит к доске, произносит фразу: «Я покупаю картину потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или: «Я покупаю зайчонка потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.), «Лошадь и жокей» (класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.),»Парный выход»(учитель вызывает к доске ученика.
Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Эту работу можно проводить и в парах.),«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока).
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост.
Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие. + знаю не знаю ? хочу узнать подробнее ! узнал новое Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.
Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Также на этом этапе хорошо использовать метод «Синквейн». Для многих из вас этот метод уже довольно «избитый», но является одним из любимых у детей. Хорошо использовать на уроках русского языка при изучении словарных слов.
Завершить урок, можно, применив такие методы, как «Ромашка Блума», «Мудрый совет», «Итоговый круг». «Ромашка» 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув.
С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие. «Мудрый совет» Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группойсоседкой. «Итоговый круг» Учитель дает минуту!
Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.
Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее. На этапе рефлексии можно применить следующие методы: «Комплимент», «Мухомор», «Ресторан» Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно информационных и учебноорганизационных умений. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Статья «Методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в рамках обновлённой программы»
Статья «Методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в рамках обновлённой программы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Активные методы обучения на уроках русского языка
Активные методы обучения на уроках русского языка
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных методов обучения, которые эффективно организуют учебный процесс на уроках русского языка, описывается применение методик обучения, обеспечивающих вовлеченность в учебную, проектную деятельность.
Краткая аннотация: в статье рассматривается одна из актуальных проблем современной начальной школы в условиях ФГОС НОО, доказывается необходимость внедрения активных методов обучения, которые эффективно организуют учебный процесс на уроках русского языка, описывается применение методик обучения, обеспечивающих вовлеченность в учебную, проектную деятельность.
Ключевые слова: активные методы, методы обучения, познавательный интерес, учебная, мыслительная деятельность, образное мышление.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдаю, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонность уроков. Некоторые дети считают уроки русского языка скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.
Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Опыт преподавания показывает, что одним из возможных методов развития орфографической зоркости являются активные формы и методы обучения, позволяющие намеренно обращаться к правилу и применять его на практике.
Таким образом, применение активных методов обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний на уроке русского языка, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую методами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы.
Я хотела бы поделиться своим опытом по использованию активных методов на уроках русского языка. Для каждого этапа урока использую свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановлюсь кратко на каждом этапе урока и методах, целесообразных его проведению.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Поздоровайся глазами», при этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
«Добро в ладошках», «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.
Начать урок можно так же с притчи, мультипликационного ролики, а главная идея которых, заключается в том, чтобы дети поверили в свои силы на каждом этапе урока.
Такие забавные игры позволяют наладить контакт в классе, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу.
Для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока, я использую метод «Ассоциаций», «Мозговой штурм», они способствуют развитию логического и пространственного мышления.
Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память учащихся. Суть данного метода заключается в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. На своих уроках я применяю:
1) фонетическая ассоциация: (капуста – дождик поливает капусту: кап, кап);
2) метод графических ассоциаций: ( метод особенно хорош для тех детей, у кого преобладает зрительная память);
3) смысловые ассоциации, цель данного метода – разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. Например, погода – погоду наблюдают по годам.
«Мозговой штурм» этот метод позволяет ученикам обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
Элементы — «изюминки» (интеллектуальная разминка), дает возможность детям повторить пройденный материал.
Метод «Инфознайка», цель этого метода — заинтересовать учащихся необычными, удивительными сведениями о родном языке.
Работа со словарными словами на уроках русского языка является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи.
Моим детям очень нравится работа с изографами, которые применяю при знакомстве с новыми словарными словами.
Изографы – это слова, записанные буквами, расположение которых похоже на изображение того предмета, который они напоминают, являются изографы помощниками при запоминании словарных слов.
Очень часто на своих уроках я применяю метод «Подкрепление слов».
Суть – подкрепить словами – подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами.
Моим ребятам очень нравится работа с филвордом.
Филворд — это одна из разновидностей кроссворда. Дети с удовольствием разгадывают их в свободное время. Филворды не только вызывают интерес ребёнка к достижению цели, но и способствуют развитию внимания, сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости, воспитывают интерес к родному языку. Для того, чтобы решить филворд необходимо искать слова, которые даны перед таблицей. Спрятанные слова, могут менять своё направление под углом 90 градусов в любую сторону, любое количество раз.
Для составления связного текста практикую метод «мнемотаблиц». Все они в совокупности способствуют развитию внимания и памяти.
Классификация приемов мнемотехники
1. Буквенно-звуковая мнемоника (Завод – завтра на завод.).
2. Рифмовки ( В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ — Одна буква С сойдет).
3. Сказки – ассоциации (Сказки о стране «Орфографии»).
На этапе объяснение нового материала, я использую метод «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте. Для этого используются пометки: «галочка»; «плюс»; «вопрос»; «восклицательный знак».