Проведение предвыборной агитации.
Предвыборная агитация – это деятельность, имеющая целью побудить избирателей ку участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов.
Предвыборная программа (обещания) – совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией. Она представляет избирателю основные направления по улучшению его жизни в случае победы кандидата или партии на выборах.
В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.
Предвыборная агитация законодательно определяется как деятельность граждан РФ, кандидатов, избирательных объединений (блоков), общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.
Предвыборная агитация. Инструкция
Субъекты, осуществляющие предвыборную агитацию, разделяются на две группы:
· 1) граждане, общественные объединения, в том числе политические партии;
· 2) зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) — им избирательным законодательством предоставляются, а соответствующими органами и организациями обеспечиваются дополнительные права: право на доступ к электронным и печатным СМИ, право на получение содействия в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, право выпуска агитационных печатных материалов.
Кроме того, закон специально выделяет категорию субъектов, которые не могут участвовать в агитации: члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в СМИ результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает несколько форм проведения предвыборной агитации:
· 2) проведение массовых мероприятий;
· 3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов;
· 4) иные установленные законом формы.
Предвыборная агитация через СМИ. Все СМИ по избирательному законодательству делятся на две группы:
НМДНИ-1931 СССР-100. Раскулачивание. Звуковое кино. Карточки на всё. Взорван храм Христа Спасителя.
· 1) СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения; СМИ, которые финансируются не менее чем на 15% за счет средств бюджетов, — данные категории СМИ бесплатно и на равных условиях предоставляют зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениями (блокам) эфирное время и печатную площадь;
· 2) иные СМИ, не попадающие под признаки СМИ первой группы, — могут предоставить эфирное время и печатную площадь на договорной основе. Оплата зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями (блоками) эфирного времени и печатной продукции должна осуществляться на равных условиях, путем полной предоплаты и исключительно через соответствующие избирательные фонды.
Электронные СМИ (организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание) первой группы обязаны бесплатно предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам) эфирное время в период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Согласно инструкциям ЦИК РФ, относящимся к выборам депутатов ГД и Президента РФ, распределение бесплатного эфирного времени происходит после окончания регистрации кандидатов путем жеребьевки, проводимой ЦИК РФ с участием зарегистрированных кандидатов, представителей избирательных объединений (блоков), представителей СМИ. По результатам жеребьевки избирательной комиссией утверждается график предоставления бесплатного эфирного времени, который публикуется в печати.
Электронные СМИ первой группы также обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений (блоков). Каждый кандидат, избирательное объединение (блок) вправе получить из общего объема эфирного времени, выделяемого для предвыборной агитации, время в пределах доли, полученной делением этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений (блоков).
Редакции периодических печатных изданий первой группы обязаны выделить печатные площади для материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями (блоками). Указанные издания предоставляют печатные площади как бесплатно (в пределах, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ), так и за плату.
Проведение массовых мероприятий. Предвыборная агитация возможна путем организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Право их проведения принадлежит зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям (блокам), группам избирателей. При этом государственные органы обязаны содействовать им в организации массовых мероприятий, а также обеспечивать безопасность при их проведении.
По заявке избирательных — комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов, представителей избирательных объединений (блоков) и их доверенных лиц с избирателями. Данные помещения предоставляются на равных условиях.
Распространение агитационных печатных материалов. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки) вправе выпускать агитационные печатные материалы.
Такие материалы должны содержать наименования и адреса организаций (ФИО и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (ФИО), заказавшей изготовление данных материалов, информацию об их тираже и о дате их выпуска. Запрещается распространение агитационных печатных материалов, не содержащих указанную информацию.
Агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, у входа в них и в помещениях для голосования. Д/б предусмотрены специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов у избирательного участка. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (список кандидатов).
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержит ограничения, направленные на недопустимость злоупотреблений правом на предвыборную агитацию:
· 1) не допускаются злоупотребления СМИ: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации;
· 2) запрещается осуществлять подкуп избирателей путем: — вручения им денежных средств, подарков и иных материальных ценностей иначе как за выполнение организационной работы; — проведения льготной распродажи товаров; — бесплатного распространения любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; — предоставления услуг безвозмездно или на льготных условиях; — воздействия на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также обещаниями предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;
· 3) зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители, организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются упомянутые лица, а также иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или поручению этих лиц, в ходе избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Всем указанным лицам запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям, расположенным на территории избирательного округа.
Источник: infopedia.su
Цели и методы предвыборной агитации
Выборы на различных уровнях власти проводятся, чуть ли не с момента зарождения цивилизации. Выборы как общественно-социальное действие, и соответственно предвыборная агитация были в какой-то мере распространены на всех исторических этапах государственного развития. Однако конкретное конституционное и юридическое закрепление демократических принципов выборов произошло только в XIX-XX столетии.
В данный момент создание органов государственной власти и местного самоуправления с помощью проведения выборов — неотъемлемы атрибут демократического правового государственного устройства и особо важный элемент в системе человеческих ценностей.
При взаимодействии с базовыми элементами фундамента развитого общественного устройства, такими как свобода слова, печати и массовой информации, предвыборная агитация и соответственно свободное волеизъявление на выборах в самых общих характеристиках выступают признаком конституционного правопорядка, являются сдерживающим фактором при превышении полномочий публичной власти, олицетворяют сформированный уровень демократии, экономической и политической независимости социума, правовое положение всего народа в государстве и каждого человека в частности.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Институт выборов, с его членством в общественной сфере, также включает частную правоспособность. С одной стороны, выборы рассматриваются как средство создания государственных органов, с другой — являются выражением индивидуальной свободы, участия всех граждан в делах государства.
Определение 1
Предвыборная агитация как фундаментальный демократический институт выборов, тесно связан со сферой осуществления прав и свобод граждан, которые могут получить свое нормативное выражение только при наличии устойчивых правовых взаимосвязей между человеком и государством. Реализация этих прав и свобод возможно с точки зрения государства на определенном уровне свободы личности, а также для осознания и принятия его роли как личности гражданина.
Цели предвыборной агитации
Сама концепция предвыборной агитации не может быть однозначно истолкована. Некоторые авторы справедливо ссылаются на предвыборную агитацию как на часть политических потрясений. Конечно, предвыборную агитацию можно отличить как самостоятельный шаг в избирательном процессе.
С законодательной стороны предвыборная агитация — это деятельность осуществляемая особым кругом субъектов. Эту концепцию можно охарактеризовать как неотъемлемую часть правовой системы, а именно как электориализм на выборах. Кроме того, предвыборная кампания является одной из возможностей субъективного выбора.
«Цели и методы предвыборной агитации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Основная информационная цель предвыборной агитации — ознакомление избирателей с кандидатами, их личными и профессиональными качествами, политическими предпочтениями, избирательными программами и т. д.
Замечание 1
В целом, предвыборная кампания может рассматриваться как деятельность политических субъектов по подготовке и распространению информации, дабы убедить электорат отдать голос определенным кандидатам или проголосовать против них.
Предвыборную кампанию «пощупать» нельзя. В научно-законодательных трудах сформированное определение крайне расплывчато. Под этим определением возможно трактовать и то, что фактически, не является предвыборной избирательной агитацией. Ну и наоборот, из него представляется возможным исключить то, что с правовой позиции является предвыборной агитацией.
Вот основные цели избирательной кампании:
- призыв отдать свой голос за определенного политика или кандидатов, список депутатов или против кого-либо;
- выражение предпочтений кандидата или избирательного объединения, за исключением публикации (публикации) результатов социальных опросов;
- прогнозирование возможных последствий, если он выбран, или если кандидат не будет выбран;
- распространение информации, в которой преобладает информация о кандидате или кандидатах, ассоциация избирателей, с учетом позитивных или негативных комментариях о них;
- распространение сведений о деятельности политика, которые не имеют отношения к профессиональной деятельностью или при исполнении ими своих официальных функций;
- действия, направленные на создание положительного или отрицательного отношения электората к каждому кандидату, избирательному объединению, выдвинутому кандидату или списку кандидатов.
Замечание 2
Важно отметить, что вышеприведенные цели предвыборной агитации, считаются таковыми, если соответствующие действия совершаются СМИ систематически и с целью побудить избирателя голосовать за вышеназванных претендентов.
Иначе говоря, цель предвыборной агитации — убедить избирателей определенным образом, предоставив им объективную информацию.
Методы предвыборной агитации
В зависимости от приемов и путей реализации этих мероприятий существуют три общих метода предвыборной агитации:
- выступление на каналах организаций теле- и радиовещания и публикации в периодических печатных изданиях;
- организация публичных мероприятий агитационного характера;
- публикация и распространение печатных агитационных аудиовизуальных и других материалов.
В дополнение к вышеуказанным методам кандидаты и избирательные объединения имеют право проводить предвыборную кампанию иными способами, что не запрещено законом. Они могут быть самыми разными, их применение зависит от целей предвыборной агитации, и соответственно классифицироваться по формам и методам распространения информации о кандидатах либо партиях (информация в виде книг, журналов, календарей, газет, листовок, плакатов, транслирование видеоконтента и др.).
В избирательном законодательстве они объединяются в понятие «агитационный материал».
Определение 2
Агитационные материалы — печатные, аудиовизуальные материалы и другие, содержащие признаки предвыборной кампании и предназначенные для массового распространения, рекламы во время избирательной кампании.
Источник: spravochnick.ru
Как спланировать агитационную деятельность на всю избирательную кампанию?
Болье 5 — не рекомендую, так как избиратель может устать от вашей назойливой опеки.
В нашей избирательной кампании запланируем три агитационные волны, за которые мы решим три задачи и в результате приведем на выборы большинство своих сторонников. Для успешной реализации избирательной кампании нам необходимо будет решить три задачи, а вернее дать ответы на три вопроса:
• Как «зацепить» своего избирателя?
• Как «залюбить» своего избирателя?
• Как «завести» своего избирателя на избирательный участок?
Каждому вопросу соответствует волна избирательной кампании.
Первый вопрос — Как «зацепить» своего избирателя?
Цель первой волны — во-первых, это выявить своих потенциальных сторонников, а во-вторых — «зацепить» их.
Из того огромного количества избирателей, проживающих на территории избирательного округа, путем четких и понятных действий, которые Вы будете совершать лично или с помощью своих агитаторов, Вы сможете выявить своих потенциальных сторонников — людей, которые готовы проголосовать за Вас на предстоящих выборах. И цель первой волны – не просто выявить сторонников, но и «зацепить» их, чтобы договориться прийти к ним второй раз и продолжить с ними начатую работу.
Теперь спрогнозируем и сформулируем победу в цифрах.
Начнем с того, что средняя явка на муниципальных выборах в России составляет от 30 до 40%, есть регионы, где голосует всего 20-25%.
Возьмем наш стандартный избирательный округ, состоящий из 10 тысяч избирателей, соответственно, при явке 40% на выборы придет не больше 4 тысяч избирателей, и для победы нужно набрать не менее 50% голосов, а это всего 2 тысячи голосов избирателей.
Вывод простой и понятный — 2 тысячи голосов принесут нам однозначную и сокрушительную победу на выборах!
Для работы мы будем использовать следующие данные, выведенные из практики, что в одной квартире зарегистрировано, как минимум, два избирателя.
Соответственно сторонники из одной тысячи квартир — залог победы в избирательном округе, в котором проживает 10 тысяч избирателей.
Сейчас каждый, используя эту схему, может подбить цифры для своего избирательного округа. Проще говоря, берем 20% от списочного состава избирателей, и если Вы сможете их не просто «зацепить» и «залюбить», но еще и «заведете» на избирательные участки, и они проголосуют за Вас, то Вы гарантировано станете депутатом.
Следующий момент — постановка задачи на первую волну. Кому мы ставим эту задачу? В первую очередь, вы, как кандидат, ставите ее сами себе, потому что кандидат на полную глубину погружается в избирательный процесс и большую часть своего времени кандидат посвящает именно предвыборной агитации.
Поставив цель сначала самому себе, затем ставим ее членам своей команды, в соответствии с их зонами ответственности – секторами.
Особо хочу отметить, что очень здорово, когда по квартирам вместе с агитаторами ходит и сам кандидат, причем ежедневно. При этом не обязательно ходить с одним агитатором, напротив, лучше проводить эту работу вразброс. То есть день походить с одним агитатором, второй день с другим и через несколько дней по округу поползут слухи, что кандидат лично обходит квартиры, лично знакомится и избиратели начинают обсуждать этот факт между собой. Это становится самой главной новостью Вашего микрорайона.
О задачах, которые мы формируем к 1 агитационной волне — в следующем выпуске.
Источник: danilov-grigory.livejournal.com
Предвыборная агитация в РФ
Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель; описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата. Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.
Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.
Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.
Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими избирательными комиссиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией муниципального образования.
Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.
Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.
Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии, поставленные в известность об агитационной деятельности, нарушающей права кандидатов и граждан, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).
В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет бюджета муниципального образования, обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам в депутаты.
В течение двух дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов.
Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность.
Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности.
Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.
Не позднее чем за 30 дней до дня выборов глава муниципального образования или орган (должностное лицо) местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, обязаны на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального стенда для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для размещения агитационных печатных материалов. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.
В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных компаний и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно телевизионные компании и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета муниципального образования и осуществляющие телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций телевизионных программ и радиопрограмм.
Дополнительное предоставление кандидатам эфирного времени указанными средствами массовой информации не допускается.
Для обеспечения проведения предвыборных агитационных мероприятий избирательной комиссией муниципального образования заключаются договоры с телевизионными компаниями и радиовещательными компаниями, осуществляющими телевизионное вещание и радиовещание на территории муниципального образования. Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением случая, когда ребенок является членом семьи кандидата.
Источник: megaobuchalka.ru