Предвыборная агитация
Предвыборная агитация – наиболее политизированная часть избирательной кампании. Используя различные формы предвыборной агитации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и стоящие за ними политические партии, движения, общественные объединения ведут упорную борьбу за депутатские места в законодательных (представительных) органах, выборные должности в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления.
От умело организованной агитации во многом зависит политическое будущее того или иного кандидата, избирательного объединения, блока. Предвыборная агитация способна оказывать и оказывает большое влияние на умонастроения избирателей. Именно в этот период резко сталкиваются интересы различных политических сил, обостряется борьба за голоса избирателей. Поэтому предвыборная агитация – самый чувствительный нерв всей избирательной кампании.
4) агитация предвыборная (предвыборная агитация) — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них);
Как проходит предвыборная агитация
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Правовое регулирование . Институт предвыборной агитации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации – избирательные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов законодательных (представительных) органов и глав исполнительных органов государственной власти, о выборах представительных органов и должностных лиц органов местного самоуправления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (главы), регламентирующие порядок и условия ведения предвыборной агитации.
Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы:
1) общие субъекты – граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии;
2) специальные субъекты – зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.
Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.
Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.
Предвыборная агитация. Инструкция
В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию – листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру.[3]
Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведении выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах:
— через средства массовой информации;
— путем организации массовых публичных мероприятий;
— путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.
Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агитация может проводиться и в иных, установленных законодательством, формах.
— выступление – личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с изложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;
— интервью – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, других субъектов агитационной деятельности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи;
— пресс-конференция – изложение кандидатом, представителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед представителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;
— предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объединений, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых прелагается в соответствующих предвыборных программах;
— «горячая линия» – ответы кандидатов, представителей избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;
— «круглый стол» – обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объединений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама – распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандидатах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от других видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объединений, блоков.
Об этом полезно знать:
Технология поиска информации в Интернет С каждым годом объемы Интернета увеличиваются в разы, поэтому вероятность найти необходимую информацию резко возрастает.
Дознание и предварительное следствие: общие черты и различия Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому.
Влажная уборка помещений ЛПУ ЦЕЛЬ: 1. Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима отделения. 2. Профилактика внутрибольничных инфекций. ПОКАЗАНИЯ. Ежедневно.
Гражданская война и интервенция (кратко) Гражданская война началась в октябре 1917 г. и закончилась разгромом белой армии на Дальнем Востоке осенью 1922 г. В течение этого.
Информационные технологии в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность человека находится в тесной взаимосвязи с программными продуктами и информационными технологиями.
Источник: studopedia.ru
Агитация — это. Каково значение слова?
Агитация – это что такое? Эта лексема относится к политической терминологии, поэтому не всем до конца понятно ее значение. Кроме того, этот термин может употребляться и в переносном смысле. Ниже будет дана подробная информация о том, что это – агитация, простыми словами.
Что сказано в словаре?
Открывая толковый словарь, мы видим два варианта толкования изучаемого слова.
Первый из них говорит о том, что агитация – это распространение идей и лозунгов, обладающих политической направленностью, имеющее целью воздействовать на настроение и сознание широких масс. Пример: «Некоторые из видов предвыборной агитации запрещаются для ее проведения, как в сам день голосования, так и в «день тишины» – тот, что непосредственно предшествует голосованию».
Второй вариант в словаре обозначен пометкой «переносное значение». Под этим подразумевается деятельность, направленная на то, чтобы убедить кого-нибудь в чем-нибудь, склонить к чему-либо. Пример: «Управляющая компания из рук вон плохо относилась к выполнению своих обязанностей, поэтому Александр Семенович развил мощную агитацию по созданию в доме ТСЖ».
Синонимы
Для лучшего понимания того, что значит слово «агитация», рассмотрим относящиеся к нему синонимы. Среди них находятся такие, как:
- пропаганда;
- воздействие;
- побуждение;
- возбуждение;
- подзадоривание;
- подстрекательство;
- подбивание;
- наущение;
- подговаривание;
- провокация;
- науськивание;
- разжигание;
- внушение;
- инспирирование;
- подначка;
- подзуживание;
- подталкивание;
- поддразнивание;
- увещевание;
- склонение;
- уламывание;
- уговаривание;
- убеждение;
- обработка;
- урезонивание.
Понять, что это – агитация, поможет и изучение этимологии. Рассмотрим ее.
Этимология
По мнению ученых, происхождение слова «агитация» начинается в праиндоевропейском языке, где существует основа ag, от которой образовался глагол agere, значение которого – «гнать, двигать». От него произошел латинский глагол agitare, который переводится как «приводить в движение, волновать, критиковать, действовать, вести переговоры».
От этого глагола образовалось латинское существительное agitatio, обозначающее движение, неустанную деятельность. Далее в английском, немецком, французском появилось слово agitation –«агитация». В русском языке изучаемый термин появился в середине XIX века, будучи заимствованным из немецкого.
Формы агитации
Итак, мы выяснили, что агитация – это такая политическая деятельность, которая воздействует на настроение и сознание людей, чтобы призвать их к политическим или каким-то другим действиям. Она может быть устной, печатной, наглядной. Далее рассмотрим некоторые из ее форм, к которым относятся такие, как:
- Встречи с электоратом, шествия, митинги.
- Агитация в СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио).
- Агитация через Интернет, в том числе и через социальные сети путем создания групп, размещения контекстной рекламы.
- Наружная агитация путем вывешивания баннеров, уличных мониторов, щитов.
- Проведение концертов, благотворительных акций, других мероприятий.
- Применение наглядной агитации – плакатов, листовок.
- Агитация по телефону – формирующие опросы, а также автозвонки, представляющие собой массовые рассылки записей голоса кандидата.
- Работа, которая проводится в трудовых коллективах крупных предприятий, заводов, воинских частей, вузов с инициативными группами.
- Выступление в больших сообществах на собраниях, к примеру, перед родителями в школах и детских садах.
Менее распространенными формами агитации являются черный пиар, сплетни, организация избирательных клубов.
Предвыборная агитация
Это один из ее видов, который осуществляется во время проведения избирательной кампании. Ее цель – побуждение к голосованию за какого-либо одного или за нескольких кандидатов, за их список или же против всех. Еще существует вариант агитации за поход на выборы для увеличения показателей явки, когда за конкретных кандидатов агитация не проводится.
Легальными формами предвыборной агитации являются:
- Призывы к голосованию за или против одного кандидата или их списка.
- Выражение предпочтения кандидату или избирательному объединению.
- Указание на возможные последствия при избрании или неизбрании какого-либо кандидата.
- Подача информации, где сведения о кандидате сочетаются с позитивными или негативными комментариями.
- Распространение сведений о деятельности кандидата, которая не связана с его профессией или исполнением должностных обязанностей.
- Деятельность, направленная на создание либо положительного, либо отрицательного образа кандидата у избирателей.
Нелегальная предвыборная агитация
Она имеет место, когда:
- информация о проведении предвыборных мероприятий дается не отдельными блоками и сопровождается комментариями;
- в этой информации отдается предпочтение какому-нибудь кандидату по времени, объему печатной площади;
- на агитации отсутствует соответствующая информация, например, о дате выпуска, тираже, об оплате ее изготовления определенным фондом;
- некоторые из видов агитации осуществляются в день выборов или в «день тишины».
Источник: www.syl.ru
Агитационная программа что это
Обязательно уведомить избирательную комиссию о создании и распространении материалов. Жми подробнее об уведомлении
Способы агитации
В зависимости от приемов осуществления агитационных действий можно выделить четыре основных способа агитации:
Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов
Размер, форму и тираж кандидат устанавливает самостоятельно. Распространение любых материалов должно быть согласовано с избирательной комиссией. Материалы отражают личную позицию кандидата и раскрывают его предвыборную программу
Проведение агитационных публичных мероприятий
Личные встречи с гражданами, общие собрания, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, шествия как формы публичных мероприятий позволяют кандидату собирать вокруг себя единомышленников и доверенных лиц, собирать обращения граждан и раскрывать свою политическую программу.
Распространение информации через средства массовой информации
Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений. Использование каналов организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях допускается не ранее чем за 28 дней до дня голосования. СМИ в основном предлагают на выборы следующие форматы: дебаты, дискуссии, «круглые столы», пресс-конференции, ток-шоу, статьи в печатной прессе, политическую рекламу
Распространение информации в сети Интернет
До размещения агитационных материалов на сайтах кандидата или сторонних сайтах в режиме свободного доступа кандидату необходимо представить их в соответствующую избирательную комиссию. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о юридическом или физическом лице, изготовившем и заказавшем эти материалы.
Больше подробностей о предвыборной кампании?
Агитационные материалы
Листовки, баннеры, растяжки и кубы позволяют создать общий информационный фон для избирателя. Биография кандидата и краткие тезисы из программы нужны гражданам для ориентации в идейных направлениях кандидатов.
Принадлежность кандидата к политической партии является бесспорным преимуществом. На агитационных материалах важно указать свою партийную принадлежность и символику партии.
Депутатское объединение в представительном органе территории всегда может добиться больших результатов, чем один человек. У Партии есть единая программа, созданы условия для взаимовыручки и поддержки членов Партии, ведется активная работа с гражданами на всей территории, действующие депутаты демонстрируют реальные успехи в расширении социальной повестки в парламенте.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.
Материалы YouTube канала «Кандидат24»
Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это правило не распространяется на культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.
Любые СМИ, желающие размещать агитационные материалы перед выборами, обязаны заранее опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади для обеспечения равных условий для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.
Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. Исключение составляют СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.
Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д.
На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.
Любому гражданину нашей страны нужно понимать, что в разных концах России выборы проходят по различным правилам, но на общих принципах и единой нормативно-правовой основе. В компетенцию регионов входит определение порядка выдвижения и регистрации кандидатов, ограничение предельного размера избирательного фонда кандидатов, а также некоторые аспекты организации процедуры голосования. Также региональное законодательство регулирует множество параметров муниципальных выборов, многие из которых не видны обычному избирателю.
- несовершеннолетних граждан;
- государственных органов власти и органов местного самоуправления;
- лиц, замещающих государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, а также государственных и муниципальных служащих,
- военнослужащих при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
- воинских частей, военных учреждений и организаций;
- благотворительных организаций,
- религиозных объединений,
- избирательных комиссий, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
- международным организаций и общественным движений, а также отдельных иностранных граждан, лиц без гражданства, любых иностранных юридических лиц;
- представителей СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности.
Источник: kandidat24.ru
Агитация: что это такое, примеры, отличия от «пропаганды»
Агитация — это целенаправленная деятельность по политическому воздействию на сознание людей, ее основной целью является побуждение человека к свершению определенных действий политического характера. Проводить агитацию можно как в устной, так и в письменной форме. С латыни слово «agitatio» можно перевести как «приведение в движение», на территории России этот термин начали употреблять с середины девятнадцатого столетия.
Как правило, агитацию рассматривают в рамках процесса по проведению предвыборной компании. К основным задачам агитации относят побуждение населения к участию в выборах и увеличение общего числа пришедших на избирательные участки граждан, в число ее обязательных атрибутов входят эмоциональные и убедительные агитационные речи, воздействующие на массовую аудиторию. Немалую роль в успехе и эффективности агитационной компании играют объемы ее финансирования, а также применение современных технологий, включая наглядные рекламные компании в СМИ и Интернете, раздачу агитационных материалов на улице, непосредственные встречи кандидатов с избирателями и т.д.
Таким образом, агитация была и остается важнейшим средством политической борьбы и политического воспитания граждан. Продуманное ведение агитационной компании невозможно без применения дифференцированного подхода к различным слоям населения, отличающимся между собой в культурном, профессиональном и мировоззренческом плане. Эффективность агитации прямо зависит от ее доходчивости, наглядности и конкретности, а также от умения агитатора терпеливо и ненавязчиво доносить свою позицию людям.
Формы предвыборной агитации
Как уже упоминалось выше, агитация может быть устной, письменной или осуществляться в форме живого общения. Рассмотрим чуть подробнее каждую из современных форм ее ведения:
- проведение встреч с избирателями, митингов и шествий, разворачивание агитационной компании в СМИ (на радио и телевидении, в газетах и журналах);
- ведение агитации в Интернете, в том числе и в социальных сетях с помощью размещения там контекстной рекламы и создания тематических сообществ;
- использование средств наружной агитации, например, размещение информации на баннерах, щитах и уличных мониторах;
- участие кандидатов и их представителей в благотворительной деятельности, организация ими концертов, выставок и других массовых мероприятий;
- раздача на улице листовок и плакатов, т.е. ведение наглядной агитации;
- работа с избирателями по телефону, проведение опросов, сбор информации, формирование рейтингов и т.д.;
- организация выступлений кандидатов и их представителей перед крупными аудиториями, проведение собраний с работниками промышленных предприятий, военнослужащими, студентами и преподавателями и др.
К менее распространенным формам агитации относят организацию избирательных клубов. Отдельно стоит упомянуть и черный пиар, который не часто, но все же могут использовать в своих целях нечистоплотные агитаторы.
Примеры проведения агитации
К наиболее распространенным примерам агитационного воздействия относят:
- Публичные выступления кандидатов перед широкой аудиторией. Именно эта разновидность агитации всегда считалась наиболее действенной, поскольку умение общаться со своими слушателями, просто и доходчиво донося им собственные мысли и тезисы является неотъемлемой частью имиджа любого успешного политика. Важной деталью удачного выступления считается отсутствие в агитационной речи публичных нападок и дискредитирующих высказываний, допускаемых выступающим в адрес своих прямых конкурентов.
- Раздача листовок. Эта форма агитации является обязательной частью любой выборной компании, она давно зарекомендовала себя в качестве надежного, доступного, недорого и эффективного средства избирательной борьбы.
- Агитация в СМИ. Эта форма агитации наиболее часто используется при проведении избирательных компаний любого уровня, как местных, так и общегосударственных. К ее важнейшему и несомненному плюсу относят способность охватывать огромную аудиторию, попутно формируя у нее нужное представление о том или ином кандидате, партии или движении.
- Использование средств наружной (уличной) рекламы. Наружная реклама, размещаемая не только на улицах, но и в других общественных местах, например, на стадионах, в крупных супермаркетах, на станциях метро, позволяет в простой и ненавязчивой форме доносить те или иные взгляды гражданам, параллельно разъясняя им позицию определенных партий либо общественных организаций.
- Адресная агитация. Благодаря прямому политическому стимулированию кандидаты получают возможность донести свои взгляды конкретной аудитории, которой данные взгляды могут быть близки и понятны. Эта форма агитации позволяет не только напрямую работать с аудиторией определенного кандидата, но и изучать ее, ведя двухсторонний диалог с людьми.
- Агитация избирателей на улицах. Данная разновидность агитации помогает кандидату донести свою позицию людям, которые по тем или иным причинам не могут посетить встречи с ним, и не имеют возможности подолгу изучать размещенные в СМИ и Интернете агитационные материалы. В этом случае кандидат и его представители должны сами прийти к своим потенциальным избирателям.
Помимо перечисленных выше форм агитации, дополнительные очки на выборах приносит и использование таких проверенных и испытанных временем методов как проведение митингов, демонстраций, пикетов и других массовых мероприятий с участием кандидата и его потенциальных избирателей.
«День тишины»
С предвыборной агитацией непосредственно связан такой термин, как «день тишины». Днем тишины называют сутки, предшествующие дню голосования, в течение которых закон запрещает любую агитацию. Этот запрет распространяется на все виды агитационной деятельности — в день тишины по ТВ не транслируют ролики кандидатов, не выпускают газет и листовок с их программами, не проводят дебатов и встреч с избирателями, демонтируют посвященную выборам наружную рекламу и снимают агитационные плакаты, оставляя лишь наклеенные на стены бумажные листовки. Запрет на ведение агитации снимается сразу после закрытия последнего избирательного участка.
Основной задачей дня тишины является предоставление избирателям права на собственный самостоятельный выбор в спокойной и комфортной, лишенной любого психологического давления, обстановке. Запрет на публикации социологических опросов с рейтингами кандидатов в день тишины преследует аналогичную цель.
Отличия агитации от пропаганды
Как понятно из вышеизложенного, к задачам агитации относится изменение поведенческих норм избирателя при проведении конкретной выборной компании, в то время как пропаганда ставит перед собой более масштабную задачу по изменению массового, коллективного сознания населения. Отсюда вытекает еще одно важное различие между пропагандой и агитацией, а именно — сроки проведения данных компаний: агитация ограничивается лишь предвыборным периодом, а пропаганда может воздействовать на население на протяжении долгих лет. К тому же, в отличие от агитационной деятельности, часто проводимой при личных встречах с гражданами, пропагандистская работа проводится, как правило, в Интернете, на телевидении и в СМИ, поскольку ее фундаментальной целью является охват как можно более широкой и разнообразной аудитории.
К тому же, люди, занимающиеся пропагандой непосредственно в избирательных штабах кандидатов, должны обладать значительными знаниями и навыками в сфере получения информации, ее дальнейшего осмысления, анализа и обработки. Помимо этого, они должны уметь внедрять определенные политические настроения и взгляды в сознание людей, что не входит в задачи агитаторов. Поэтому с агитацией сможет справиться и человек без специальной подготовки, а вот работу в сфере пропаганды осилят только подготовленные люди.
Источник: dnevnik-znaniy.ru
Предвыборная агитация: понятие, признаки, общие и специальные требования
Согласно статье 2 ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Признаки агитации:
- явная политическая направленность информации;
- наличие информации, побуждающей или имеющей целью побудить избирателей к участию в выборах;
- выраженный в прямой или косвенной форме призыв к голосованию «за» или «против» любого зарегистрированного кандидата .
Принципы осуществления предвыборной агитации:
• гласность выборов и референдумов;
• законность ограничений права на агитацию;
• самостоятельность субъектов предвыборной агитации.
Содержание предвыборной агитации могут составлять:
• призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
• выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению;
• описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
• распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
• распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
• деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Различают следующие способы предвыборной агитации:
• на каналах организаций телерадиовещания;
• в периодических печатных изданиях;
• проведение агитационных публичных мероприятий;
• выпуск и распространение агитационных материалов.
Закон об основных гарантиях избирательных прав устанавливает общие и специальные правила проведения предвыборной агитации.
К общим правилам проведения предвыборной агитации можно отнести следующие:
1) расходы на проведение агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов;
2) запрещается привлечение к агитации лиц моложе 18 лет;
3) запрещается проводить агитацию:
• органам государственной власти и местного самоуправления,
• государственным и муниципальным служащим, членам органов управления организаций при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
• воинским частям, военным учреждениям и организациям;
• благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
• избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
• иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
• международным организациям и международным общественным движениям;
• представителям организаций, выпускающих средства массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
4) использование изображения, высказываний физического лица о кандидате допускается только с его письменного согласия;
5) обязательной является публикация программ политических партий;
6) агитация допускается только в агитационный период: со дня выдвижения кандидата до ноля часов за одни сутки до дня голосования;
7) агитация на каналах телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится только в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования;
8) агитация запрещена в день выборов и в предшествующий день;
9) для проведения агитации предоставляются эфирное время и печатная площадь (бесплатно и за плату);
10) запрещается агитация за других кандидатов, иных политических субъектов;
11) условия оплаты эфирного времени и печатной площади должны публиковаться заранее (сообщаться в избирательную комиссию) и быть едиными для всех кандидатов;
12) обязательно должны быть письменные договоры политического субъекта с организациями СМИ, учета и хранения материалов;
13) запрещается участие в агитации редакций негосударственных СМИ, зарегистрированных менее чем за год до начала избирательной компании.
Специальные правила проведения агитации на телевидении и радио заключаются в следующем:
1) предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле– и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию;
2) общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из региональных государственных или муниципальных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, то не менее одной четверти общего времени вещания;
3) не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, «круглых столов» и иных совместных агитационных мероприятий;
4) общий объем резервируемого эфирного времени для платной агитации должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Политический субъект вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, определенной в результате деления этого объема на число политических субъектов, имеющих право на агитацию;
5) запрещается «перекрывать» передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле– и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
Специальные правила агитации в периодических печатных изданиях установлены следующим образом:
1) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, референдум, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов. Общий минимальный объем таких площадей, возможность предоставления печатной площади бесплатно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями периодических печатных изданий бесплатно и за плату, устанавливаются законом;
2) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Общий объем резервируемой печатной площади устанавливается законом. Условия предоставления должны быть едиными для всех субъектов агитации;
3) публикация агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим политическим субъектом;
4) во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация об источниках оплаты публикации или информация о заказчике бесплатной публикации;
5) редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо политическому субъекту путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
Специальное правовое регулирование агитации посредством агитационных публичных мероприятий можно охарактеризовать следующим образом:
1) государственные и муниципальные помещения предоставляются для проведения агитационных мероприятий бесплатно на равных условиях для всех субъектов агитации;
2) заявки на выделение помещений для агитации рассматриваются владельцами этих помещений в течение трех дней;
3) субъекты агитации вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий;
4) запрещается агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений.
Специальные правила выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов заключаются в следующем:
1) все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации;
2) условия оплаты изготовления агитационных материалов должны быть равными для всех субъектов агитации (публикуются заранее и предоставляются в избирательную комиссию);
3) все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и иные данные о субъекте, изготовившем данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда;
4) экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены политическим субъектом в избирательную комиссию вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы;
5) запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда;
6) органы местного самоуправления обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов. Размещение агитационных материалов на объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно;
7) печатные агитационные материалы могут вывешиваться (расклеиваться, размещаться) в иных помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников, владельцев указанных объектов;
8) организации, индивидуальные предприниматели, оказывающие рекламные услуги, обязаны обеспечить субъектам агитации равные условия для размещения агитационных материалов;
9) запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
При проведении агитации запрещаются:
• призывы к совершению действий, характеризующихся как экстремистская деятельность, обоснование и оправдание экстремизма ( к экстремизму относится, среди прочего, деятельность, направленная на захват и присвоение властных полномочий, унижение национального достоинства, осуществление массовых беспорядков и др.);
• агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
• агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
• агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности;
• подкуп избирателей: вручение им денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, предоставление иных льгот;
• проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависят от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
Кандидатам запрещается использовать эфирное время, предоставленное для размещения своих агитационных материалов, в иных целях, в частности для призывов голосовать против кандидатов, негативных комментариев в отношении кандидатов и т. п.
Ответственность за нарушение правил предвыборной агитации установлена законами о выборах (статья 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав «Основания для аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума») и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 5.5.; 5.8.-5.12; 5.48; 5.51).
Источник: studfile.net