Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ: требования, правила, примеры
Политика государства относительно образования направлена на повышение его качества и доступности для всех в равной степени. Прежде всего, данный вопрос касается образования детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). На педагогов, учителей и воспитателей, в данной ситуации возлагается большая ответственность за создание необходимых условий обучения, которые отражаются в специальных (иногда индивидуальных) адаптированных образовательных программах (АООП).
Написание таких программ регламентируется ФГОС образования обучающихся с ОВЗ:
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
- Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разобраться в том, как написать необходимую адаптированную образовательную программу в соответствии с ФГОС, достаточно просто. В этом поможет памятка «Составление АООП по группам ОВЗ».
Вебинар: Адаптированная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (26.10.22)
Сейчас в нашем центре можно пройти повышение квалификации по работе с детьми с ОВЗ со СКИДКОЙ 60%:
*-указана стоимость со скидкой 60%
Чтобы воспользоваться скидкой, свяжитесь с нами удобным способом – специалист поможет оформить льготную заявку.
Виды и структура адаптированных образовательных программ
В соответствии с требованиями ФГОС, подразумевается, что все адаптированные образовательные программы подразделяются в зависимости от вида заболевания детей: глухие; слабослышащие и позднооглохшие; слепые; слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с расстройствами аутистического спектра; с умственной отсталостью. В свою очередь данные группы детей с ОВЗ подразделяются на несколько вариантов составления адаптированной программы. Выбор варианта зависит от уровня развития и наличия/отсутствия дополнительных ограничений здоровья у обучающегося.
Таким образом, получается, что стандарт по составлению АООП для детей с ОВЗ, состоит из трех уровней:
- Основная (общая) часть: в ней указано, что должно быть в каждой АООП.
- Специальная часть (приложения к стандарту):для каждой группы детей с ОВЗ, для которых АООП отличаются друг от друга.
- Специфическая часть (варианты в приложении):указаны варианты АООП для каждой группы детей с ОВЗ.
В итоге получаем, что АООП пишется отдельно для каждого уровня (варианта) отдельной группы заболевания.
В помощь преподавателям, воспитателям и учителям существует множество литературы и Интернет-сервисов, посвященных вопросам работы с детьми с ОВЗ, специфике их обучения, работы с семьей, нормативно-правовой базы. Мы подобрали «Наиболее актуальные и полезные ресурсы по работе с детьми с ОВЗ», на которых помимо правил написания АОП, есть готовые адаптированные программы по группам ОВЗ для преподавателей, учителей и воспитателей.
Источник: razvitum.ru
Основная образовательная программа
Адаптивная программа в школе что это значит
Toggle navigation Menu
Что такое «Адаптированная программа»?
Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
- Зачем нужна адаптированная программа?
- Как выбрать подходящую программу?
Адаптированная основная образовательная программа выбирается согласно заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии. Родители (законные представители) имеют право участвовать в разработке и реализации индивидуального учебного плана, индивидуальных программ воспитания и обучения.
- Как получить право на адаптированную программу?
Для получения адаптированной программы необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Список необходимых для прохождения этой процедуры документов размещен на сайте комиссии. Заключение ПМПК надо передать в образовательное учреждение вместе с заявлением о переводе ребенка на обучение по АООП.
- На какое время дается заключение об обучении по адаптированной программе?
- Можно ли будет перейти на основную программу?
При принятии решения о переходе с адаптированной на основную программу стоит в первую очередь руководствоваться интересами ребенка. Такой перевод возможен, но не все дети с ОВЗ способны учиться по основной программе. В каждом случае это решение должно приниматься индивидуально и в интересах ребенка.
- Какие плюсы дает АООП?
Статус ОВЗ гарантирует ребенку коррекционную помощь логопеда, психолога, дефектолога (в зависимости от потребностей ребенка) в образовательном учреждении. Во многих учреждениях это единственная возможность обеспечить сопровождение специалистов, причем непосредственно с момента передачи заключения в образовательное учреждение В школе возможен индивидуальный подход при написании тестов и проверочных работ. При сдаче ОГЭ и ЕГЭ детям с ОВЗ дается больше времени на написание экзаменационных работ.
- Что получит ребенок, обучавшийся по адаптированной программе на выходе из образовательного учреждения?
Этот вопрос зависит не только от содержания адаптированной образовательной программы, но и от условий обучения и возможностей самого ребенка. Не все адаптированные программы предполагают получение одинакового объема знаний. Инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении не является гарантией того, что ребенок получит аттестат. Поэтому этот вопрос лучше заранее обсудить со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии и специалистами, работающими с ребенком.
Источник: vreneva.blogspot.com
Адаптивная программа: методическая помощь в разработке
В наше время происходят серьезные изменения в системе образования, и это не может не радовать. Ведь если ранее детей с ОВЗ отправляли учиться, а иногда и жить, исключительно в специализированные заведения, то сейчас в этом нет такой необходимости — адаптивная программа в ДОУ или в школе разрабатывается для каждого конкретного ребенка с учетом его особенностей здоровья.
Методлитература вам в помощь…
С одной стороны, вопрос, конечно, спорный, а будет ли на самом деле воспитаннику, имеющему серьезные проблемы со здоровьем, лучше среди здоровых детей, а не себе подобных? Ведь мы все знаем и постоянно слышим, насколько жестоки сейчас дети. И для детей с ОВЗ не каждое образовательное учреждение может предложить необходимые условия. Понятно, что программу напишут и работать с таким ребенком будут, но вот кто его защитит от насмешек и жестокости со стороны сверстников?
Я лично знаю много примеров, как тяжело детям эмоционально каждый день приходить в школу и ощущать на себе постоянные взгляды одноклассников, детей из других классов. И несмотря на то, что ФГОС предусматривает равные возможности обучения для каждого ребенка в нашей стране, я считаю, что есть еще над чем подумать по данной проблеме. А как вы относитесь к тому, что наша система образования теперь включает инклюзивный подход? Есть ли у вас воспитанники и дети знакомых, которые рады обучению по адаптивным программам в рамках ДОУ и школ?
Ну а я пользуясь случаем хочу порекомендовать несколько полезных вебинаров и программу профессиональной переподготовки с возможностью рассрочки оплаты для тех, кто работает в системе ОВЗ:
- офлайн-вебинар «Новые профессиональные компетенции педагогов в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ» (объем 4 ч.);
- офлайн-вебинар «Реализация современных методов коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС» (объем 4 ч.);
- профессиональная переподготовка по программе «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (252 часа) аванс.
Можно однозначно утверждать, что без повышения уровня квалификации, профессиональной подготовки или участия в вебинарах по инклюзивной тематике невозможно ни написать адаптивную образовательную программу в соответствии со стандартом, ни проводить учебные занятия с детьми с ОВЗ на должном уровне.
Разработка адаптивной программы
Адаптивные рабочие программы имеют некоторые особенности, но если вы уже составляли стандартную рабочую программу и имеете хорошую теоретическую базу по инклюзивному образованию, то можете не волноваться — вы справитесь и с этой задачей.
Прежде всего рекомендую ознакомиться с «Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» , которая представлена уже в 4-ом издании и включает базу для индивидуализации процесса дошкольного образования.
А педагогам по физкультуре будет настольным пособием книга О. Евсеевой и А. Картавцевой «Комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей в ДОУ» .
Какие дополнительные разделы включить в адаптивную программу?
Из этого основного списка что-то может быть не обязательным для конкретной программы, а что-то придется и добавить с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Варианты адаптивных программ настолько разнообразны, что сложно дать какой-то единый алгоритм их разработки.
Поэтому участвуйте в вебинарах, которые я упоминала выше, прочитайте специализированные пособия, пройдите повышение квалификации — и будите хорошо разбираться в инклюзивном образовании, а это уже шаг на ступеньку выше в вашем профессиональном мастерстве и возможность стать ценным сотрудником в вашем ДОУ.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Источник: metodbv.ru
В каких случаях ПМПК рекомендует АООП для обучающихся с ЗПР вариант 7.1, вариант 7.2?
Вариант 7.1. рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.
Вариант 7.2. адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Сравнительная характеристика АОПП для обучающихся с ЗПР вариант 7.1 и вариант 7.2
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПРА и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР .
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения, обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы реабилитации.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Программа коррекционной работы обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, оперативно дополняют структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Вариант 7.2 АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах. Организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории, обучающихся условия обучения и воспитания.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.
При переходе на ступень основного общего образования обучающиеся с ЗПР в обязательном порядке показываются на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Быкова М.Б., заведующий ЦПМПК
Черничко Ю.В., педагог-психолог ЦПМПК
Источник: xn——-43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai