Адаптивная образовательная программа что это

Адаптивная образовательная программа что это

Цель данной работы — раскрыть существенные признаки адаптивного подхода как методологического обоснования развития образовательной системы школы. Актуальность адаптивного подхода в обучения очевидна так как в сложившихся условиях развития современной школы «адап­тивное образование должно сыграть роль социального амортизатора, обеспечивающего социально-педагогическую поддержку обучающих­ся, позволяющего выровнять стартовые возможности выпускников» [П.И. Третьяков].

Суть адаптивного подхода в том, что в биологической и в общественной жизни человека к успеху ведет адаптация, поскольку для успеха в жизни каждой личности необходимо найти оптимальный для себя уровень стресса и расходовать адаптационную энергию в таком темпе и направлении, которое соответствует врожденным особенностям и предпочтениям [Н.Я. Семаго]. Современная школа создает условия для рационального расходования адаптационной энергии средствами педагогической поддержки участникам образовательного процесса. Именно такая школа, по нашему мнению, является адаптивной.

Адаптивная образовательная программа.

Впервые в педагогической литературе понятие адаптивной школы сформулировано в работах Е.А. Ямбурга, который главным существенным признаком считает здоровьесбережение и рассматривает адаптивную школу как школу, способную оберегать физическое, психическое и нравственное здоровье детей.

Поскольку реализация адаптивного подхода в обучении требует изменения во взаимодействии учителя и ученика, то возникает необходимость подготовки учителя к новой профессиональной роли. Суть её в том, что учитель не ограничивается предметным преподаванием, а и оказывает помощь обучающемуся в решении его личных проблем, подбирает вместе с учеником индивидуальный маршрут обучения в зависимости от результатов обучения и его познавательных интересов.

Особое значение реализация адаптивного подхода приобретает в процессе перехода школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение. Учитель в этом случае становится наставником и создает условия для формирования хорошего микроклимата в классе, заботится о состоянии отношений в коллективе, координирует работу предметников и других специалистов (профконсультантов, психологов), выполняющих управленческие функции.

Итак, новые функциональные обязанности учителей школы, преподающих в классах разного типа, определяют новые требования к повышению квалификации педагогических работников. Одно из главных направлений повышения квалификации педагогического коллектива — формирование нового педагогического мышления, понимание необходимости нового взаимодействия учителя и ученика, результатом которого является адаптивная образовательная среда, которая создает условия для развития «способности к приспособлению или адаптации. на всех уровнях сложности.

Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу» [Г. Селье]. Как известно, постоянные перегрузки учителя и ученика приводят к дестабилизации образовательного процесса. Стабилизировать процесс возможно, если у участников образовательного процесса развита способность анализировать ситуацию и отвечать на раздражитель с учетом обстановки.

Адаптированная образовательная программа ребенка с ОВЗ как инструмент в работе специалиста

Если человек знает «правила игры», то он может достичь успеха, руководствуясь здравой, естественной философией поведения [А.Н. Аверьянов].

Для современной школы особое значение имеет то, что психический стресс, вызываемый отношениями между людьми, регулируется с помощью стрессора, в качестве которого могут быть: 1) сам учитель, его отношение к ученику, к делу; 2) педагогические технологии; 3) личностные отношения одноклассников и т.д. Учитель при определенных условиях может прогнозировать ответную реакцию ученика и вовремя оказать педагогическую поддержку.

В адаптивной школе каждый субъект «должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно». Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного. чрезмерной перегрузкой» [Г. Селье]. Следовательно, в процессе повышения квалификации педагогов адаптивной школы особое значение имеют теоретические и практические знания по педагогической диагностике, и прежде всего диагностике стресса.

Одно из основных открытий современной педагогики — психотерапевтическая функция педагога [П.И. Третьяков, С.И. Митин, Н.Н. Бояринцева].

Суть её в том, что педагогические ситуации часто становятся источни­ками стрессов, следовательно, необходимо вербальное и невербальное воздействие на личность с целью оказания ей помощи в осоз­нании собственных мыслей, чувств, желаний и способов поведе­ния. В результате человек учится понимать и принимать себя, заботиться о себе, строить свой внутренний мир и отношения с окружающими на основе свободного выбора.

Адаптивный подход в обучении школьников позволяет нам определить стратегию и тактику взаимодействия как в системе «учитель — ученик», так и в системе моделирования учебных занятий. В основе моделирования — идея здоровьесбережения.

Читайте также:
Программа черепаха что это такое

В работах известных педагогов обращается внимание на здоровьесбережение как одно из важнейших условий развития современной школы, которая рассматривается как «адаптивная педагогическая система». Существенный признак системы — взаимодействие участников образовательного процесса с целью сохранения и развития личности на основе сотрудничества с окружающей средой, её духовными и материальными ценностями.

Анализируя современные системы обучения, можно отметить, что и в традици­онной, и в адаптивной системах методический арсенал учителя доста­точно разнообразен. Различие в том, что в адаптивной системе при­менение раз­личных методов ставится на «прочную рефлексивную основу».

Цель рефлек­сивного обучения — выявить резервы в становлении и развитии познаватель­ной деятельности школьников и оказать педа­гогическую поддержку [И.Н. Семенов]. Поэтому важной чертой адаптивности является идея коррекционного воздействия, суть которой в создании благоприят­ных условий для ребенка с трудностями в обучении. «Реабилитация физиче­ского и психического здоровья детей сред­ствами образования — одна из важ­нейших составляющих адаптив­ной системы» [П.И. Третьяков].

Итак, адаптивный подход в обучении в качестве методологического обоснования стратегии и тактики развития современной школы реализует «идею приспособляемости» как главной отличительной черты жизни. Существенными признаками адаптивного подхода в обучении школьников являются: сбережение физического, психического и нравственного здоровья детей; реализация психотерапевтической функции педагога; создание благоприятного микроклимата в школе; обучение школьников на рефлексивной основе средствами адаптивных технологий; непрерывное повышение квалификации педагогов; гибкое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Источник: fundamental-research.ru

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы (АОП)

На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании вРФ особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Проблемасопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии своевременного воспитания и обучения.

Обучение по адаптированной к возможностям детей с ОВЗ образовательной Программе дошкольного образования реализует обеспечение равного доступа этой категории детей к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха вобразованиивсеми детьми.

Программа направлена на обеспечение комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплекснойкоррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи восвоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразныхвидов детской деятельности. Содержание Программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта включает три основных раздела –целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, а также модель коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Организационный раздел Программы описывает условия реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия, особенностей планирования образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Программа содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации адаптированной образовательной программы ДОУ.

В 3-х группах компенсирующей направленности осуществляется образование детей с нарушением зрения в соответствии с адаптированной образовательной программойдошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Среди воспитанников, посещающих МБДОУ «Детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинска,имеются слабовидящие дети, дети с нарушениями зрения: косоглазие иамблиопия.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинска разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155.

Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили также:

· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);

Читайте также:
Программа vine для Андроид что это

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).

При отборе содержания образовательного процесса руководствовались рекомендациями следующих программ:

· «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М.А. Васильевой;

· Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад) / Под ред. Л.И. Плаксиной;

· «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой;

· «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»,Т.Б. Филичевой, Г. В.Чиркиной.

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы (АОП)

Целью адаптированной образовательной Программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрастес 3 до 7 лет, предусматривающую полную интеграцию действий всех специалистовдошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Планирование работы учитывает особенности общего и специфичного развития детей со зрительной патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основные направления реализации Программы:

· созданиеблагоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольника;

· создание условий для обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

· обеспечение комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающей работы по коррекции отклонений в физическом и психическом развитии;

· оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении содержания дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Реализация Программы осуществляется в процессе разнообразных видов детскойдеятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальной, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), чтения.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеет решение следующих задач:

· обеспечить охрану, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

· обеспечить условия для равных возможностей для всестороннего развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации,языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

· обеспечить преемственность целей, задач и содержания программ дошкольного и начального общего образования, исключающей умственные и физические перегрузки детей дошкольного возраста;

· создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

· объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;

· обеспечить формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

· обеспечить вариативность и разнообразие содержания дошкольного образования и с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

· обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

· обеспечить атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что способствует росту их общительности, любознательности, инициативности, самостоятельности и развитию творческих способностей;

· максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности и творческой организации воспитательно-образовательного процесса;

· обеспечить комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающей работы по коррекции отклонений в физическом и психическом развитии;

· оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении содержанияПрограммы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Программа рассчитана на пребывание ребенка с нарушением зрения в группе компенсирующей направленности с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего ишестилетнего возраста. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, особенностями психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, что позволяет избежать переутомления и дезадаптациидошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и самостоятельной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Читайте также:
Джава что за программа

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированныезанятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2057 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Макет Адаптированной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

— формирование у обучающегося общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями;

— коррекция недостатков развития обучающегося, его адаптация к учебной нагрузке и школьным условиям с последующей социализацией.

— развитие познавательной активности обучающегося (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

— развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения,

обобщения, навыков группировки и классификации;

— нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

— развитие словаря, устной монологической речи обучающегося в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

— логопедическая коррекция нарушений речи;

— психокоррекция поведения обучающегося;

— социальная профилактика, формирование навыков общения,

3. Специальные условия для получения образования

  • Специальные образовательные программы (адаптированная образовательная программа, разработанная на основе:
  • Особые методы и приёмы обучения (акцент на наглядных и практических методах, индуктивный метод, репродуктивный метод, игровые методы, приёмы опережающего обучения, приёмы развития мыслительной активности, приёмы выделения главного, приём комментирования и пр.).
  • Учебники и учебные пособия (УМК «Школа России»).
  • Дидактические и наглядные материалы (должны быть доступные для понимания, иметь достаточный размер, четкие подписи).
  • Технические средства обучения (при наличии).
  • Педагогические, психолого-педагогические, социальные услуги (наличие в ОО специалистов службы сопровождения таких как: учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, социальный педагог).
  • Получение необходимой коррекционной помощи на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях общеразвивающей и предметной направленности (занятия должны быть включены в учебный план, где предусмотрено их проведение за счет часов компонента образовательной организации).

-80%

Источник: videouroki.net

Разрабатываются адаптивные программы для занятий спортом детей с ОВЗ

Разрабатываются адаптивные программы для занятий спортом детей с ОВЗ

Министерством просвещения и спортивными федерациями разрабатываются адаптивные программы для занятий спортом детей с ОВЗ.
Член профильного комитета СФ В Круглый подчеркнул, что данный вопрос требует особо тщательного подхода и что он связан с вопросами инклюзии в образовании.

c3f1f3ec4b280d4a7f977154b6ca2f0c.jpg

Занимаясь спортом по адаптивным программам, дети с ОВЗ получают мотивацию к достижениям в спорте. Безусловно, эти программы должны подбираться индивидуально, в зависимости от состояния здоровья ребёнка,
и быть безопасными.

Для разработки адаптивных программ Круглый считает необходимым привлекать научных сотрудников.

Национальной целью, как ранее отметил Э. Исаков, член комитета Совета Федерации по экономической политике, является увеличение числа людей, занимающихся спортом до 70%.

Для этого нужно создать условия, в том числе осуществлять инклюзивный подход.

Источник: www.inva.news

Адаптивная образовательная программа что это

Гакова Ольга Борисовна Директор

Благодаря бесценному опыту, накопленному за годы кропотливого труда, а также глубокой любви к собственному делу, нам удалось добиться создания атмосферы, отвечающей за эмоциональный комфорт, а также условий, способствующих свободному самовыражению детей и благоприятно влияющих на становление базисных личностных характеристик наших ребят.

Мы нацелены на воспитание в детях уважительного отношения друг к другу, глубокой любви к Родине и окружающему миру. Неотъемлемой частью нашей работы является оказание методической помощи и консультативной поддержки родителям (законным представителям) по вопросам, касающимся воспитания, развития и обучения детей.

  • Музей и история
  • Медиастудия
  • Педагогические работники
  • Документы
  • Наши новости
  • Противодействие коррупции
  • Сведения об образовательной организации

Медиастудия и дистанционное обучение

Медиастудия Мы создаем контент для дистанционного образования, обучения на дому, внутри организации и на других площадках

Наша мультимедийная студия (Медиастудия, мультистудия) оборудована всем необходимым, чтобы создавать интересный контент, который мы используем как для внутреннего использования, в том числе для дистанционного образования, так и на других площадках — для участия в методических мероприятиях и конкурсах

Мы размещаем созданный нами контент в социальных сетях и публикуем некоторые разработки на педагогических платформах

  • Фотогалереи
  • Видеофайлы
  • Мультфильмы и фильмы

Источник: sadsolnyshko.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru