Адаптированные программы для детей с рас основаны на чем

Синельникова, Д. Д. Разработка адаптированной индивидуальной программы развития для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра / Д. Д. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 412-413. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56042/ (дата обращения: 12.07.2023).

Разработка адаптированной индивидуальной программы развития для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Синельникова Дарья Дмитриевна, студент магистратуры

Северо-Кавказский федеральный университет

В современном образовательном пространстве главной задача педагогов является организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех этапах развития. Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, на этом этапе формируются многие виды психической деятельности. В специальной психологии и коррекционной педагогике важным направлением работы становится использование этого периода для преодолений нарушений и подготовки ребенка к школьному обучению.

Как начать заниматься с ребенком РАС (с аутизмом).

Дети с расстройствами аутистического спектра занимают особое место среди различных категорий детей с нарушениями в развитии, нуждающихся в ранней коррекционной помощи. При своевременной коррекционной работе такие дети имеют предпосылки для дальнейшего интеллектуального развития и получают возможность приобрести основные навыки для обучения в общеобразовательной школе. При реализации высококвалифицированной специальной коррекционной помощи ребенок может освоить бытовые навыки, навыки самообслуживания, повысить уровень коммуникативных умений и навыки письма и чтения для обучения по программам массовой школы. Для реализации этих задач и социализации ребенка с расстройствами аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении разрабатывается индивидуальная программа развития [1].

Адаптированная индивидуальная программа развития – программа, которую разрабатывают специалисты разных областей, для конкретного обучающегося и она направлена на преодоление проблем в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Цели, задачи и структура индивидуальной программы развития обусловлены спецификой их восприятия окружающей среды, ребенку с аутистическими расстройствами необходимо обеспечить условия, которые бы способствовали снижению, негативных факторов развития, и чтобы удовлетворить его особые образовательные потребности, следует опираться на такие группы ресурсов:

  • предметно-пространственный (организация структуры пространства, где находится ребенок);
  • организационно-смысловые (организация учебно-воспитательного процесса и формата предоставления информации);
  • социально-психологические (организация отношений с другими людьми).

Основными целями индивидуальной программы развития является воспитание, обучение и подготовка к самостоятельной жизни, преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта, развитие познавательных навыков, исправление или ослабление появлений аутистических расстройств, стимуляция дальнейшего продвижения посредством приобретения в этом возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному развитию ребенка с аутистическими расстройствами.

Как пригласить ребёнка с РАС играть? Аутизм.

Задачи адаптированной программы развития включают в себя:

  1. своевременная диагностика для выявления форм аутистических расстройств по уровню эмоциональной регуляции;
  2. оснащение коррекционно-развивающего процесса;
  3. организация и проведения комплексной психолого-педагогической коррекционной работы с дошкольником с аутистическими расстройствами;
  4. организация помощи для родителей, по вопросам обучения, воспитания и приемам работы с аутичным ребенком;
  5. разработка методического обеспечения по различным направлениям деятельности.

При разработке индивидуальной программы развития основными направлениями работы выступают: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское [2].

Первое направление диагностическое, является комплексным, включающим в себя участие всех специалистов образовательного учреждения и направлено на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребенка. Осуществляется выявление особых образовательных потребностей детей при освоении программы, определяется уровень знаний, навыков и зоны ближайшего развития, выявление резервных возможностей, изучается социальная ситуация развития, условия семейного воспитания ребенка и контролируется динамика развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.

Вторым направлением является коррекционно-развивающее, которое включается в себя два этапа:

Последним направлением работы по индивидуальной программе развития является консультативно-просветительское. На этом этапе специалисты оказывают комплексную помощь ребенку и родителям, включая родителей в образовательный процесс. Родители получают консультацию педагогов по вопросам воспитания и приемам коррекционного обучения в домашних условиях, для беспрерывного коррекционного воздействия. Проводят различные формы просветительской деятельности, такие как лекции, беседы, семинары и выдают печатные материалы с рекомендациями, в которых описываются особенности образовательного процесса.

Читайте также:
Можно ли устанавливать программы на ssd диск

Для успешной реализации индивидуальной программы развития необходима координация и взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения. Учитель – дефектолог в своей работе координирует и планирует работу службы сопровождения, контролирует организацию работы и выполняет анализ эффективности индивидуальной программы развития дошкольника с аутистическими расстройствами. Психологическую диагностику и психологическое консультирование родителей и педагогов проводит педагог-психолог, учитель-логопед выполняет коррекцию, развитие речи и подготавливает рекомендации по использованию логопедических приемов в работе с ребенком. Воспитатель в своей работе с дошкольником с аутистическими расстройствами обогащает его развитие в познавательной, игровой, продуктивной, трудовой и коммуникативной деятельности и развивает навыки самообслуживания. Медицинские работники образовательного учреждения, такие как врач и медицинская сестра, организуют медицинскую диагностику, контроль за организацией питания и разрабатывают рекомендации другим специалистам по работе с ребенком с расстройствами аутистического спектра.

Таким образом, выполняя коррекционные, развивающие и воспитательные задачи, комплексный подход к коррекции аутистических проявлений и совместную работу специалистов разного профиля, увеличивается вероятность добиться высоких показателей познавательного и психического развития детей.

  1. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. «Детский аутизм – диагностика и коррекция» — СПб., Издательство «Дидактика Плюс», — 2004.
  2. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.; Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальная программа развития, расстройство, ребенок, образовательное учреждение, адаптированная индивидуальная программа, дошкольный возраст, навык самообслуживания, образовательный процесс, развитие, спектр.

Источник: moluch.ru

Адаптированные программы для детей с рас основаны на чем

Целью адаптированной образовательной программы является обеспечение возможностей усвоения образовательной программы, формирование связей между академическим компонентом и жизнью, повышение качества социальной адаптации ребенка с РАС в процессе школьного обучения.

Основные задачи адаптированной образовательной программы:

1) определение особых образовательных потребностей детей с РАС;

2) определение специфики организации образовательного процесса для детей с РАС в соответствии возрастными, типичными (свойственными в целом детям этой категории) и индивидуальными особенностями психофизического развития;

3) определение критериев оценки динамики освоения адаптированной образовательной программы для детей с РАС;

4) создание специальных условий, способствующих освоению детьми с РАС основной образовательной программы НОО и их социальной адаптации в образовательном учреждении;

5) индивидуализация учебно-воспитательного процесса, в том числе посредством использования дополнительных образовательных программ и обеспечения школьнику с РАС дополнительных образовательных коррекционных услуг, участия команды специалистов психолого-педагогического сопровождения;

6) разработка и реализация индивидуальных учебных планов;

7) поддержка развития коммуникативных навыков и создание условий для включения ребенка с РАС в социум (в том числе посредством внеклассной работы)

8) мониторинг достижений планируемых результатов;

9) оказание консультативной и методической помощи семьям по вопросам обучения, воспитания, социализации детей с РАС.

Планируемые результаты обучения детей с РАС: предметные (или “академический” компонент СФГОС); метапредметные; личностные; жизненные (компонент “жизненной” компетенции Н.Н. Малофеев, СФГОС).

Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с РАС по объему и содержанию сопоставимы с результатами, определяемыми для сверстников, не имеющих особенностей развития. Однако по причине асинхронии психического развития школьников с РАС, у учащихся этой категории возникает неравномерность в достижении результатов. Например, это выражается в том, что некоторые академические навыки школьник с РАС усваивает в соответствии с образовательной программой, отдельные навыки формируются с задержкой и (или) имеют качественное своеобразие в последующей часть академических навыков может формироваться с опережением.

Читайте также:
Программа dll не работает

В обучении детей с РАС в инклюзивной школе используются те же учебные материалы, что и для всего класса. При наличии трудностей обучения (задержка темпа, формальное усвоение учебного материала и др.), используются учебники, рабочие тетради на печатной основе и др. учебная литература, разработанные для обучения по программам специальных (коррекционных) школ II, V, VII, VIII видов. Например, трудности понимания прочитанного, которые характерны для многих школьников с РАС (часто и при высокой технике чтения), трудности освоения родного языка, позволяют эффективно использовать учебную литературу для школьников с нарушением слуха (Зикеев А.Г., Корсунская Б.Д. и др.); для школьников нарушением интеллекта (Аксенова А.К., Воронкова В.В., Галунчикова Н.Г., Козырева О.А., Кутакова К.A. и мн. др.). При возникновении трудностей в обучении математике могут использоваться учебники, рабочие тетради на печатной основе, разработанные для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (Алышева Т.В., Перова М.Н., Хилько А.А., Яковлева И.М. и др.).

Достижение метапредметных результатов учащимися с РАС требует дополнительных методов, приемов и средств, целенаправленных усилий, позволяющих обеспечить использование новых навыков в разных ситуациях, развитие учебной мотивации, произвольности и самоконтроля, развитие коммуникации с педагогом и сверстниками детей с РАС.

Функция компонента «жизненной компетенции» — это обеспечение ребенка практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми уже сейчас в повседневной жизни и формирующими основу дальнейшего развития отношений с окружением. Движущей силой развития жизненной компетенции становится дозированное включение во все более сложное социальное окружение, несколько опережающее имеющиеся у него возможности, но соответствующее зоне его ближайшего развития. При разработке компонента «жизненной компетенции» в каждой из шести образовательных областей во всех вариантах стандарта принципиальным является определение степени возможного усложнения среды, которая необходима и полезна ребенку, т.е. может стимулировать его дальнейшее развитие.

Коррекционно-развивающий компонент отражает специфику включения в учебно-воспитательный процесс школьников с расстройствами аутистического спектра и предполагает реализацию ряда важных задач, к которым относят:

— установление эмоционального контакта с ребенком с РАС;

— обеспечение усвоения ребенком организационно-временных требований (например, правил поведения в классе, умения слышать инструкцию педагога, ориентироваться в последовательности занятий и пр.). Достигается участием тьютора в сопровождении ребенка с РАС, целостными представлениями о специфике обучения детей этой категории у учителя, использованием разными специалистами наглядных средств, обеспечивающих более высокий уровень пространственно-временной ориентировки ребенка с РАС в школе (например, различные расписания);

— становление взаимодействия, саморегуляции и произвольности поведения школьника с РАСвключает развитие коммуникативных навыков (при необходимости использование средств дополнительной коммуникации), умений участвовать в совместной деятельности с другими детьми при организующей помощи взрослого. Реализуется в учебно-воспитательном процессе в целом, и на занятиях педагога-психолога, социального педагога (обучение умению понимать собственные эмоции и эмоции других людей, устанавливать причинно-следственные связи в социальных ситуациях, умение оценивать и регулировать собственное поведение, например, попросить о перерыве или отдыхе при утомлении, огорчении) и пр.;

— оказание помощи школьнику с РАС в усвоении академических навыков и коррекция нарушений психического развития осуществляется в различных формах и учебных ситуациях (от реализации индивидуального подхода в процессе урока и определении домашнего задания, до проведения индивидуальных занятий с учителем-дефектологом). В процессе занятий с учителем- дефектологом, в которых посредством использования специальных приемов обеспечивается повышение качества усвоение учебного материала и коррекция нарушений психического развития (недостаточности внимания, особенностей мышления, восприятия и пр.);

Читайте также:
Алгоритм евклида программа на паскале

— развитие речи (устной и письменной) и коррекция нарушений речи у школьников с РАС осуществляется в процессе обучения в классе посредством использования специальных приемов, предложенных логопедом (например, алгоритм анализа художественного текста и пр.), проведении занятий логопеда с целью коррекции нарушений устной и письменной речи;

— поддержка социального развития ребенка с РАС. Обеспечивается самим ходом учебно-воспитательного процесса, активно реализуется посредством взаимодействия с другими детьми, участием в общественно-полезной деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, выбранных с учетом возможностей и интересов ребенка с РАС.

Формы коррекционно-развивающего обучения: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия общеразвивающей направленности.

Источник: pmpk-viselki.ru

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится

Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой

Практика, предусмотренная образовательной программой

Описание образовательной программы

АООП разработана на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (проект под руководством С.А. Морозова).

Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.

В наиболее благоприятном варианте коррекционная работа перестаёт занимать доминирующее место в индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей Программе, акцент постепенно смещается на реализацию традиционных образовательных областей, от индивидуальной работы – к групповой (в группе, соответствующей — или несколько опережающей, – соответствующей по уровню интеллекта возможностям ребёнка с РАС).

Содержание АООП дошкольного образования включает две составляющих (два направления) коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС и определяет их взаимосвязь и соотношение на этапах дошкольного образования. Это:

-коррекционная работа по смягчению в возможно большей степени (в идеале – преодолению) ключевых симптомов аутизма (качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, а также ограниченные, стереотипные и повторяющиеся паттерны интересов, поведения и видов деятельности) и

-освоение содержания программ в традиционных образовательных областях (социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии).

Информация об учебном плане

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)

Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) социально-коммуникативное развитие;

2) познавательное развитие;

3) речевое развитие;

4) художественно-эстетическое развитие;

5) физическое развитие.

Образовательная деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей осуществляется в ходе режимных моментов, специально организованной непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями детей.

Информация о календарном учебном графике

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса

Годовой план работы МАДОУ д/с № 51 города Тюмени на 2022-2023 уч. год прилагается.

[ПП1]Указывается по каждой общеобразовательной программе отдельно

Документ подписан ЭП

Документ подписан ЭП

Источник: dou51.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru