Адаптированные образовательные программы для детей с овз что это такое

Содержание

Перечень нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС образования детей с ОВЗ:

Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы:

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразовательной организации. Секреты обуче

Источник: zarizinz.ru

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

дети с овз в доу

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Вебинар Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (инклюзивный подход)

Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

обучение детей с овз

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Читайте также:
Программа ленца что это

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

дети инвалиды

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

овз что это такое

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

адаптированная программа для детей с овз

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Читайте также:
Norton studio что это за программа и нужна ли она

дети с овз в школе

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

развитие ребенка с овз

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Источник: businessman.ru

Эксперты рассказали, почему «особенных» детей становится больше

В стране сегодня более 700 тысяч несовершеннолетних с инвалидностью

Поделиться
Читать нас в

Эксперты рассказали, почему «особенных» детей становится больше

В России, как и во всем мире, увеличивается число детей с особенностями развития, нуждающихся в специальных условиях обучения. По данным Минпросвещения, в 2021 году в инклюзивных классах училось более 500 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья — на шесть процентов больше по сравнению с предыдущим учебным годом.

Еще более 100 тысяч детей и подростков получали общее образование на дому. Осваивать учебную программу им помогают дефектологи и логопеды. Но таких специалистов сегодня не хватает, есть вопросы и к подготовке кадров. Как будут решать эту проблему и почему детей с особенностями развития становится все больше, выясняла «Парламентская газета».

Разные нарушения — разная компетенция

Минтруд предложил установить профессиональный стандарт для педагогов-дефектологов. Проект приказа ведомства об этом опубликовали 20 декабря на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сегодня развитие инклюзивного образования позволяет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья выбрать для своего ребенка форму совместного обучения со здоровыми сверстниками, отмечается в пояснительной записке к документу. Однако рост численности таких детей и «тенденция утяжеления состояния здоровья внутри указанной категории» обострили проблему кадров для инклюзивного образования, в котором главная роль как раз отводится учителям-дефектологам и учителям-логопедам.

С 1995 года в классификаторе специальностей высшего профессионального образования в качестве самостоятельных специальностей значатся тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, а также специальная психология и дошкольная специальная педагогика и психология. Для каждой специальности разработана квалификационная характеристика. Однако в номенклатуре должностей педагогов образовательных организаций и их руководителей сохранились только «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед».

Поэтому министерство предложило профстандарт педагога-дефектолога, чтобы упорядочить профессиональные обязанности специалиста, учитывая особенности работы с детьми с различными нарушениями — патологиями слуха и зрения, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими. Для работы с детьми с разными нарушениями должны быть разные профессиональные компетенции, подчеркнули авторы документа.

Профстандарт, в частности, позволит определять трудовые отношения между работником и работодателем, порядок допуска специалиста к работе и уровень его профессиональной квалификации, а также оценивать качество работы.

Замдиректора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлия Сачко ранее отмечала, что министерство актуализировало и унифицировало профессиональный стандарт педагога-дефектолога. Документ отправили на согласование в Минтруд, добавила она.

Важная инициатива

Инициатива Минтруда очень своевременная и важная, считает зампредседателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. По ее словам, та же проблема расстройства аутистического спектра у детей сегодня достаточно распространенная.

«В октябре этого года я проводила в Твери круглый стол, посвященный вопросам образования и сопровождения детей с ментальными нарушениями, — сказала сенатор «Парламентской газете». — В ходе обсуждения было отмечено, что сегодня есть несколько эффективных методов обучения детей с РАС, которые позволяют большинству ребят пройти абилитацию и обучаться по общеобразовательным и адаптированным программам».

Но для эффективной работы с такими детьми необходим профстандарт педагога-дефектолога, продолжила Скаковская. Развивающее обучение, использование в государственных и частных учреждениях образовательных программ, имеющих положительный опыт оказания помощи детям с РАС, нужно обязательно сочетать с медицинской коррекцией, подчеркнула парламентарий.

Читайте также:
Ведомственные целевые программы что это

Возможности и риск

Между тем количество детей с инвалидностью в России с 2015 года выросло на 135 тысяч. Об этом 20 декабря на заседании Совета по делам инвалидов при Совфеде сообщил замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.

«В отношении детей-инвалидов в последние годы фиксируется увеличение численности. На начало 2015 года у нас было 590 тысяч детей-инвалидов, на ноябрь этого года — 725 тысяч. То есть это существенный рост», — процитировал Вовченко ТАСС.

Главная причина роста числа детей с ОВЗ — улучшение медицинской диагностики, считает заслуженный врач России сенатор Владимир Круглый. Сейчас гораздо лучше выявляют детей с аутизмом, раньше такой диагноз ставили очень редко, привел пример доктор. «Сегодня появились совершенно другие подходы к расстройству аутистического спектра, выявляют много его вариантов — с нарушением интеллекта или с сохранным интеллектом, — отметил Круглый. — Диагностика этих состояний шагнула далеко вперед. Поэтому и количество таких детей увеличилось — их берут на учет, с ними с раннего детства работают».

По словам сенатора, вторая причина тоже связана с расширением возможностей медицины. В частности — со снижением детской смертности. Врачи научились выхаживать недоношенных детей даже с очень низкой массой тела. Нередко им удается догнать своих сверстников и стать полноценными членами общества. Но, к сожалению, у детей, особенно рожденных с экстремально низкой массой тела, выше и риск развития различных нарушений — слуха, зрения и других.

Наконец, причина может быть и в том, что современные женщины все чаще откладывают рождение ребенка на более поздний возраст. А чем старше будущая мама, тем выше вероятность рождения ребенка с патологией, сказал парламентарий.

Все дело в стрессе?

Возможно, рост числа детей с ОВЗ связан и с бесконечными стрессами, которых сейчас стало намного больше, предположила актриса, телеведущая, мама «солнечного» ребенка и руководитель благотворительного центра, поддерживающего людей с особенностями развития, Эвелина Бледанс.

«Все болезни от нервов, — напомнила она. — Наверное, плод, который вынашивает женщина, тоже от этого может страдать».

По словам Бледанс, причиной могут быть и проблемы с экологией, качеством продуктов и загрязнением воздуха. Она также посоветовала родителям не выжидать и не терять время, если они заметили, что их ребенок отстает в развитии — не говорит, отличается поведением от других детей. Реабилитационных программ сегодня много, но чем раньше начать заниматься, привлекать специалистов-дефектологов и логопедов, тем лучше будет результат, заключила актриса.

Источник: www.pnp.ru

В СФ объяснили, почему растёт число детей с ОВЗ

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы/ Денис Гришкин

Число детей с инвалидностью в России с 2015 года выросло на 135 тысяч. Одна из причин роста количества юных россиян с ограниченными возможностями здоровья — снижение детской смертности: врачи выхаживают недоношенных новорождённых с очень низкой массой тела. Но у таких детей высок и риск развития нарушений, например, слуха или зрения. Такое мнение высказал член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заслуженный врач России Владимир Круглый, передаёт «Парламентская газета» .

При этом главная причина, по его словам, состоит в улучшении медицинской диагностики. В частности сегодня гораздо лучше выявляют детей с аутизмом.

Владимир Круглый. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

Владимир Круглый. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ

Сегодня появились совершенно другие подходы к расстройству аутистического спектра, выявляют много его вариантов — с нарушением интеллекта или с сохранным интеллектом. Диагностика этих состояний шагнула далеко вперёд

Владимир Круглый, член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заслуженный врач РФ

Ранее Минтруд опубликовал проект приказа, в котором предложил установить профстандарт для педагогов-дефектологов — это должно упорядочить профессиональные обязанности специалиста с учётом особенностей работы с детьми с различными нарушениями. Профстандарт позволит определять трудовые отношения между работником и работодателем, порядок допуска специалиста к работе, уровень его профессиональной квалификации и оценивать качество работы.

Инициативу Минтруда поддержали в Совете Федерации. По мнению замглавы Комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковской, она очень своевременная и важная. Сенатор рассказала, что в ходе круглого стола, посвящённого вопросам образования и сопровождения детей с ментальными нарушениями, отмечалось, что сегодня есть несколько эффективных методов обучения детей с РАС, которые позволяют большинству из них пройти абилитацию и обучаться по общеобразовательным и адаптированным программам.

Однако для эффективной работы нужен профстандарт педагога-дефектолога, считает парламентарий. Развивающее обучение, образовательные программы, имеющие положительный опыт оказания помощи детям с РАС, нужно сочетать с медицинской коррекцией, уверена Скаковская.

Напомним, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева предлагала доработать профстандарт «педагог-дефектолог», усовершенствовать систему подготовки таких специалистов и повышения их квалификации.

Также сенатор предлагала создать единую программу реабилитации и образования детей с ОВЗ.

В свою очередь, зампред Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов говорил, что развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается с проблемами неподготовленности системы общего образования к внедрению инклюзии, отсутствием специальных условий для обучения детей с ОВЗ.

Источник: senatinform.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru