Перечень нормативных документов, регламентирующих введение ФГОС образования детей с ОВЗ:
Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведётся на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими её совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. (Часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Согласно Части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные образовательные программы включаются в реестр примерных основных образовательных программ.
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы:
Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды в инклюзивном пространстве общеобразовательной организации. Секреты обуче
Источник: zarizinz.ru
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.
Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.
Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.
Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.
Трехзвенная шкала ограниченных возможностей
Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.
Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).
Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.
Вебинар Реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (инклюзивный подход)
Третья ступень — недееспособность (инвалидность).
Виды овз
В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.
1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.
2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.
3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.
4. Изменения статодинамической функции.
Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.
Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования
Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.
- Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
- Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.
Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.
Существует также педагогическая классификация нарушений.
Она состоит из следующих категорий.
Дети, с нарушениями:
- слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
- зрения (слабовидящие, слепые);
- речи (разные степени);
интеллекта; - задержкой психоречевого развития (ЗПР);
- опорно-двигательного аппарата;
- эмоционально-волевой сферы.
Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).
Четыре степени нарушения здоровья
В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.
Традиционно выделяют четыре степени.
Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.
Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.
Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.
Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.
Проблемы развития детей с ОВЗ
Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.
Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.
Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.
Социальная политика государства в области инклюзивного образования
В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.
Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.
Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.
Инклюзивное образование
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.
Создание «безбарьерной» образовательной среды
Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.
В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.
Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.
Проблемы и трудности инклюзивного образования
Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.
Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».
Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.
В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.
В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.
Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе
Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.
С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.
Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.
Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.
Основные направления работы в системе инклюзивного образования
Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.
Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.
В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.
В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.
В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:
- активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
- проводить консультирование родителей;
- обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
- организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.
В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.
Источник: businessman.ru
Эксперты рассказали, почему «особенных» детей становится больше
В стране сегодня более 700 тысяч несовершеннолетних с инвалидностью
Поделиться
Читать нас в
В России, как и во всем мире, увеличивается число детей с особенностями развития, нуждающихся в специальных условиях обучения. По данным Минпросвещения, в 2021 году в инклюзивных классах училось более 500 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья — на шесть процентов больше по сравнению с предыдущим учебным годом.
Еще более 100 тысяч детей и подростков получали общее образование на дому. Осваивать учебную программу им помогают дефектологи и логопеды. Но таких специалистов сегодня не хватает, есть вопросы и к подготовке кадров. Как будут решать эту проблему и почему детей с особенностями развития становится все больше, выясняла «Парламентская газета».
Разные нарушения — разная компетенция
Минтруд предложил установить профессиональный стандарт для педагогов-дефектологов. Проект приказа ведомства об этом опубликовали 20 декабря на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сегодня развитие инклюзивного образования позволяет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья выбрать для своего ребенка форму совместного обучения со здоровыми сверстниками, отмечается в пояснительной записке к документу. Однако рост численности таких детей и «тенденция утяжеления состояния здоровья внутри указанной категории» обострили проблему кадров для инклюзивного образования, в котором главная роль как раз отводится учителям-дефектологам и учителям-логопедам.
С 1995 года в классификаторе специальностей высшего профессионального образования в качестве самостоятельных специальностей значатся тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, а также специальная психология и дошкольная специальная педагогика и психология. Для каждой специальности разработана квалификационная характеристика. Однако в номенклатуре должностей педагогов образовательных организаций и их руководителей сохранились только «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед».
Поэтому министерство предложило профстандарт педагога-дефектолога, чтобы упорядочить профессиональные обязанности специалиста, учитывая особенности работы с детьми с различными нарушениями — патологиями слуха и зрения, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью и другими. Для работы с детьми с разными нарушениями должны быть разные профессиональные компетенции, подчеркнули авторы документа.
Профстандарт, в частности, позволит определять трудовые отношения между работником и работодателем, порядок допуска специалиста к работе и уровень его профессиональной квалификации, а также оценивать качество работы.
Замдиректора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Юлия Сачко ранее отмечала, что министерство актуализировало и унифицировало профессиональный стандарт педагога-дефектолога. Документ отправили на согласование в Минтруд, добавила она.
Важная инициатива
Инициатива Минтруда очень своевременная и важная, считает зампредседателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская. По ее словам, та же проблема расстройства аутистического спектра у детей сегодня достаточно распространенная.
«В октябре этого года я проводила в Твери круглый стол, посвященный вопросам образования и сопровождения детей с ментальными нарушениями, — сказала сенатор «Парламентской газете». — В ходе обсуждения было отмечено, что сегодня есть несколько эффективных методов обучения детей с РАС, которые позволяют большинству ребят пройти абилитацию и обучаться по общеобразовательным и адаптированным программам».
Но для эффективной работы с такими детьми необходим профстандарт педагога-дефектолога, продолжила Скаковская. Развивающее обучение, использование в государственных и частных учреждениях образовательных программ, имеющих положительный опыт оказания помощи детям с РАС, нужно обязательно сочетать с медицинской коррекцией, подчеркнула парламентарий.
Возможности и риск
Между тем количество детей с инвалидностью в России с 2015 года выросло на 135 тысяч. Об этом 20 декабря на заседании Совета по делам инвалидов при Совфеде сообщил замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
«В отношении детей-инвалидов в последние годы фиксируется увеличение численности. На начало 2015 года у нас было 590 тысяч детей-инвалидов, на ноябрь этого года — 725 тысяч. То есть это существенный рост», — процитировал Вовченко ТАСС.
Главная причина роста числа детей с ОВЗ — улучшение медицинской диагностики, считает заслуженный врач России сенатор Владимир Круглый. Сейчас гораздо лучше выявляют детей с аутизмом, раньше такой диагноз ставили очень редко, привел пример доктор. «Сегодня появились совершенно другие подходы к расстройству аутистического спектра, выявляют много его вариантов — с нарушением интеллекта или с сохранным интеллектом, — отметил Круглый. — Диагностика этих состояний шагнула далеко вперед. Поэтому и количество таких детей увеличилось — их берут на учет, с ними с раннего детства работают».
По словам сенатора, вторая причина тоже связана с расширением возможностей медицины. В частности — со снижением детской смертности. Врачи научились выхаживать недоношенных детей даже с очень низкой массой тела. Нередко им удается догнать своих сверстников и стать полноценными членами общества. Но, к сожалению, у детей, особенно рожденных с экстремально низкой массой тела, выше и риск развития различных нарушений — слуха, зрения и других.
Наконец, причина может быть и в том, что современные женщины все чаще откладывают рождение ребенка на более поздний возраст. А чем старше будущая мама, тем выше вероятность рождения ребенка с патологией, сказал парламентарий.
Все дело в стрессе?
Возможно, рост числа детей с ОВЗ связан и с бесконечными стрессами, которых сейчас стало намного больше, предположила актриса, телеведущая, мама «солнечного» ребенка и руководитель благотворительного центра, поддерживающего людей с особенностями развития, Эвелина Бледанс.
«Все болезни от нервов, — напомнила она. — Наверное, плод, который вынашивает женщина, тоже от этого может страдать».
По словам Бледанс, причиной могут быть и проблемы с экологией, качеством продуктов и загрязнением воздуха. Она также посоветовала родителям не выжидать и не терять время, если они заметили, что их ребенок отстает в развитии — не говорит, отличается поведением от других детей. Реабилитационных программ сегодня много, но чем раньше начать заниматься, привлекать специалистов-дефектологов и логопедов, тем лучше будет результат, заключила актриса.
Источник: www.pnp.ru
В СФ объяснили, почему растёт число детей с ОВЗ
Число детей с инвалидностью в России с 2015 года выросло на 135 тысяч. Одна из причин роста количества юных россиян с ограниченными возможностями здоровья — снижение детской смертности: врачи выхаживают недоношенных новорождённых с очень низкой массой тела. Но у таких детей высок и риск развития нарушений, например, слуха или зрения. Такое мнение высказал член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заслуженный врач России Владимир Круглый, передаёт «Парламентская газета» .
При этом главная причина, по его словам, состоит в улучшении медицинской диагностики. В частности сегодня гораздо лучше выявляют детей с аутизмом.
Владимир Круглый. Фото: СенатИнформ/ Пресс-служба СФ
Сегодня появились совершенно другие подходы к расстройству аутистического спектра, выявляют много его вариантов — с нарушением интеллекта или с сохранным интеллектом. Диагностика этих состояний шагнула далеко вперёд
Владимир Круглый, член Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заслуженный врач РФ
Ранее Минтруд опубликовал проект приказа, в котором предложил установить профстандарт для педагогов-дефектологов — это должно упорядочить профессиональные обязанности специалиста с учётом особенностей работы с детьми с различными нарушениями. Профстандарт позволит определять трудовые отношения между работником и работодателем, порядок допуска специалиста к работе, уровень его профессиональной квалификации и оценивать качество работы.
Инициативу Минтруда поддержали в Совете Федерации. По мнению замглавы Комитета СФ по науке, образованию и культуре Людмила Скаковской, она очень своевременная и важная. Сенатор рассказала, что в ходе круглого стола, посвящённого вопросам образования и сопровождения детей с ментальными нарушениями, отмечалось, что сегодня есть несколько эффективных методов обучения детей с РАС, которые позволяют большинству из них пройти абилитацию и обучаться по общеобразовательным и адаптированным программам.
Однако для эффективной работы нужен профстандарт педагога-дефектолога, считает парламентарий. Развивающее обучение, образовательные программы, имеющие положительный опыт оказания помощи детям с РАС, нужно сочетать с медицинской коррекцией, уверена Скаковская.
Напомним, член Комитета СФ по науке, образованию и культуре Елена Писарева предлагала доработать профстандарт «педагог-дефектолог», усовершенствовать систему подготовки таких специалистов и повышения их квалификации.
Также сенатор предлагала создать единую программу реабилитации и образования детей с ОВЗ.
В свою очередь, зампред Комитета СФ по социальной политике Мохмад Ахмадов говорил, что развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается с проблемами неподготовленности системы общего образования к внедрению инклюзии, отсутствием специальных условий для обучения детей с ОВЗ.
Источник: senatinform.ru