Разработаны адаптированные дополнительные общеразвивающие программы
С целью обеспечения в 2022 году охвата дополнительными общеобразовательными программами детей с ОВЗ, детей-инвалидов подведомственными Министерству просвещения Российской Федерации организациями, являющимися федеральными ресурсными центрами развития дополнительного образования детей по направленностям, разработаны адаптированные дополнительные общеразвивающие программы по всем шести направленностям дополнительного образования детей.
Программы для использования в работе размещены по следующим ссылкам:
Источник: edu67.ru
Дополнительное образование детей с ОВЗ
Дополнительное образование для детей с ОВЗ сопровождает множество вопросов. Как его организовать, чтобы детям было интересно учиться? Какие условия нужно создавать и как адаптировать программы, чтобы они соответствовали современным требованиям? Какой нужен подход, чтобы после завершения учебы дети успешно осваивались в обществе в целом и в профессии в частности? Сегодня российская система допобразования ищет ответы на все эти вопросы в инклюзивном обучении детей с ОВЗ.
Адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ
Инклюзивное образование
Инклюзия по своему замыслу контрастирует с советским подходом, когда особенные дети учились отдельно от здоровых: для них создавали интернаты и коррекционные классы. Это способствовало их замыканию визолированном сообществе, откуда практически не было выходов в «большой свет». Идеология же инклюзивного образования подразумевает, что ребенку нужно включиться в социальную жизнь наиболее полно, проводить время и учиться рядом со своими здоровыми сверстниками.
Цель
Такое обучение выстраивается, исходя из того, что ребенок может делать по состоянию здоровья, к чему он стремится, что у него получается, а не с отправной точкой от того, чего он делать не может. Необходимо дать ребенку как образование стандартного уровня, так и типичную социализацию, через которую обычно проходят дети. Одновременно в обществе меняется отношение к людям с ограниченными возможностями. Оно становится более терпимым и открытым.
Особые условия
Ясно, что ребенок с ОВЗ не может просто прийти в общую группу и запросто начать учиться наравне со всеми – для этого нужно создавать специальные условия. Их можно разбить на три блока: среда для самореализации, обеспечение педагогической поддержки и доступности.
Самореализация
Чтобы ребенок учился успешно, ему должно быть интересно и удобно. Этот посыл уже заложен в специфике самого дополнительного образования, которое предполагает меньшее количество детей в группе, практико-ориентированность и более гибкий подход к обучению. В отличие от школьного урока, занятие в клубе или секции сосредоточено на собственных интересах ребенка, и у педагога шире возможности менять план обучения.
Особенности разработки адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
Педагогическое сопровождение
Организация дополнительного обучения детей с ОВЗ требует разработки адаптированных образовательных программ, методик, учебных пособий, учебников, вспомогательных ресурсов, подходящих под потребности конкретного ребенка. Все это должно быть доступно в электронном виде. Это масштабная работа, в которой задействованы все специалисты, необходимые конкретному ребенку для полноценной адаптации к образовательному процессу. Часто это целая команда: психолог, дефектолог, тьютор, соцработник, логопед, педиатр. Фактически в этой работе участвует и администрация заведения, и сотрудники службы безопасности, и соученики.
Доступность
У ребенка должна быть физическая возможность воспользоваться услугами дополнительного образования. Для незрячих и слабовидящих детей создают адаптированные версии официальных сайтов, вешают отдельное расписание занятий контрастным шрифтом, и дублируют его шрифтом Брайля.
Для детей с ограничениями слуха устанавливают специальные мониторы, на которых можно субтитрами показывать звуковую информацию. Детям с ограниченными двигательными возможностями создают условия для доступности и удобства использования всех помещений в здании, где происходит обучение: их оборудуют пандусами, широкими дверями, поручнями, лифтами, низкими стойками (например, в столовых), специальными креслами и другими приспособлениями. Часто требуются особые технические средства обучения, персональные или групповые. Чтобы воспользоваться ими, иногда ребенку будет нужен ассистент, и его услуги должны быть бесплатными. При необходимости организуют коррекционные занятия, в том числе индивидуальные.
Адаптированные программы
- содержательная часть – пояснительная записка, учебно-тематический план, планируемые результаты;
- условия реализации программы – организационные и педагогические, способы аттестации. Особенное внимание уделяется календарному графику и методическим материалам.
Формы обучения по адаптированной программе определяет сама образовательная организация. Иногда требуется их корректировать и по длительности, это зависит от индивидуальных рекомендаций, которые дает медико-психологическая комиссия. С детьми работают специалисты по коррекционной педагогике или обычные учителя, которые прошли профильную профессиональную переподготовку.
Программы дополнительного образования для детей с ОВЗ не только способствуют их успешной социальной адаптации, но и меняют отношения между ребенком и педагогом и вообще атмосферу в учебном заведении: повышается уровень понимания людей с особенностями развития, внимания к ним, коммуникационные навыки детей и педагогов. В конечном итоге инклюзия обогащает всех участников образовательного процесса.
Основные документы, регулирующие процесс дополнительного образования детей с ОВЗ:
- Приказ Минобрнауки № 196.
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ (Письмо Минобрнауки № ВК-641/09).
Источник: edunews.ru
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Город мастеров
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» является адаптированной, она разработана для детей 8-10 лет с ограниченными возможностями здоровья, категория — «дети с лёгкой степенью умственной отсталости» и направлена на развитие интересов и потребностей детей с ОВЗ к конструкторской деятельности и инженерно-техническим технологиям.
28 января 2021
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах.
Бесплатные вебинары. Лицензия.
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Международный конкурс программ внеурочной деятельности
Тема работы: Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
должность педагог дополнительного образования
преподаваемый предмет кружок «Дизайн игрушки»
Муниципальное казённое учреждение
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово
Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Город мастеров»
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Ерохина Н.Е.
педагог дополнительного образования
I .Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы — техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» является адаптированной, она разработана для детей 8-10 лет с ограниченными возможностями здоровья, категория — «дети с лёгкой степенью умственной отсталости».
Программа разработана в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы современного законодательства Российской Федерации в области образования, а также с учетом требований к адаптированной программе дополнительного образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утверждён приказом МОиН РФ от 19.12.2014 №1599);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28.
- Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от3 сентября 2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Адаптированная программа направлена на развитие интересов и потребностей детей с ОВЗ к конструкторской деятельности и инженерно-техническим технологиям. Моделирование и конструирование технических объектов, технических игрушек — это познавательный процесс, который обогащает учащихся общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в технической области.
Актуальность программы обусловлена потребностью детей с ОВЗ, их родителей:
-в повышении уровня психических, физических, интеллектуальных способностей учащихся с умственной отсталостью;
— в получении учащимися начальных политехнических знаний и навыков, применении их в творчестве и повседневной жизни;
— в развитии мотивации детей с ОВЗ к научно-исследовательской и конструкторской деятельности;
— в адаптации и социализации учащихся данной категории в обществе;
— в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Педагогическая целесообразность программы з аключается в применении технологий, методов, приёмов и форм обучения, адекватных возможностям и потребностям учащихся с ОВЗ : технологии КТД, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ТРИЗ и метод проектов.
Дети с умственной отсталостью характеризуются нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Занятия техническим творчеством способствуют решению данных проблем и корректируют нарушения развития. В процессе конструирования и моделирования игрушек, изготовления простейших макетов развиваются интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление учащихся, прививаются практические навыки работы со схемами и чертежами, отрабатываются навыки безопасной работы с инструментами, развивается мелкая моторика рук. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Практическая значимость и доступность выполняемых поделок, индивидуальный подход способствуют позитивному отношению детей к занятиям по программе, помогают приобрести чувство уверенности и успешности, найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие возможности.
Участие детей с ОВЗ в конкурсах, выставках, акциях, коллективных работах, предусмотренных программой, помогает их социализации, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, обеспечивает полноценное участие в жизни общества.
Отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих программ:
- адаптированапод запросы детей с лёгкой степенью умственной отсталости с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
- ориентирована на создание условий для развития творческих способностей учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости в технической области;
- изучение народных традиций и региональных особенностей осуществляется в тесной взаимосвязи с современным дизайном и техническим моделированием;
- вариативность в выборе практического материала, технологий, в зависимости от возможностей здоровья ребёнка, позволяет дополнять ее новыми разработками в области моделирования и конструирования;
- указанный в программе учебный план не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
- в программе заложены тесные межпредметные связи (математика, черчение, окружающий мир, технология);
- программа практико-ориентированная;
- для получения дополнительной информации программа предполагает использование интернет – ресурсов;
- в программу в качестве компонента учебного плана включен дистанционный модуль на 12 часов. Дистанционный модуль реализуется:
— с целью обеспечения доступности дополнительного образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности посещать образовательное учреждение;
— с целью обеспечения возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, неблагоприятных погодных условий.
Учебные занятия дистанционного модуля проводятся в режиме онлайн.
Адресат программы — учащиеся 8-10 лет с лёгкой степенью умственной отсталости, IQ в пределах 50–69 баллов . Условия набора в объединение: принимаются все желающие дети в возрасте 8-10 лет, которым нравится заниматься техническим творчеством, с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
У детей данной категории снижена познавательная активность. Инструкцию взрослого они не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая, мелкая моторика развита на низком уровне. Замедлен темп психических процессов, их подвижность и переключаемость слабая.
Внимание неустойчивое, наблюдается снижение концентрации, избирательности и распределения внимания, повышена отвлекаемость и утомляемость. Продуктивный период внимания составляет 15 — 20 минут. Память имеет неустойчивый характер, преобладает кратковременная, зрительная память, вербальный материал запоминается с трудом. У детей недостаточно сформированы основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация), преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление нарушено . Отмечаются трудности в организации поведения и деятельности. Уровень учебной мотивации средний.Навыки самообслуживания сформированы достаточно.
Количество учащихся в группе – 12-15 человек.
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа разноуровневая: первое полугодие – стартовый уровень, второе полугодие – базовый.
Объём программы – общее количество часов по программе – 72.
Срок реализации программы –программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очно-дистанционная.
Режим занятий — занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу или один раз в неделю по 2 академических часа.
Особенности организации образовательного процесса
Для обеспечения возможности освоения учащимися адаптированной программы применяется сетевая форма взаимодействия с основной общеобразовательной школой.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся в образовательном процессе используются ресурсы школы, в том числе ее материально-техническая база.
Адаптированная программа реализуется в отдельном классе. Состав группы постоянный.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий: практические занятия, творческие проекты, лабораторные работы, мастер-классы, соревнования, экскурсии, беседы, конкурсы.
Формы организации учащихся на занятии: групповая, фронтальная. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Большая часть занятия отводится на практическую работу. Через каждые 15 минут проводятся динамические паузы. В начале каждого занятия особое внимание уделяется вопросам безопасной работы с режущим инструментом, клеем, бумагой.
Отрабатываются приемы работы с различными инструментами и материалами. Систематически актуализируются ранее сформированные знания и умения. Используются преимущественно позитивные средства стимуляции деятельности и поведения учащихся
Цель программы
Создание условий для творческого и личностного развития учащихся с ОВЗ через овладение навыками технического конструирования, обеспечение успешной социализации в обществе.
Задачи программы
- научить учащихся работать с чертежными и рабочими инструментами;
- научить учащихся моделировать и конструировать изделия, макеты в соответствии с их физическими и психическими возможностями;
- научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, картоном и пластилином;
- научить безопасной работе инструментами и приспособлениями, предусмотренными в программе;
- обучить поиску дополнительной информации из доступных источников
- формировать стремление сделать – смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при изготовлении различных поделок;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- формировать умение работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
- воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
Источник: www.uchmet.ru
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» (адаптированная)
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 42.27 Кбайт
Конкурсная работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Директор _____________ С.В. Карпов
« ____ » ______________ 20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Возрастной состав обучающихся – 5 – 10 лет
Продолжительность образовательного цикла – 1 год
Программа разработана и реализуется с 2010 года
Адаптированная общеобразовательная программа «Умелые ручки» по направленности является художественной и может быть использована в работе с детьми с нарушением слуха.
Круг общения детей, имеющих нарушения слуха, значительно сужен и включает в основном педагогов, родителей, друзей также с нарушениями слуха, что обедняет их социальный опыт и сдерживает развитие межличностных отношений. Педагоги системы дополнительного образования стремятся создать такую образовательную среду, которая позволяет ребенку проявить себя как личность, что особенно актуально для глухих детей, так как возможности освоения ими мира очень ограничены. Обучение по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Умелые ручки» частично компенсирует это положение вещей, что свидетельствует об актуальности программы .
Адаптированная образовательная программа «Умелые ручки», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, построена таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать «ситуацию успеха» и выразить себя как личность. Это подтверждает его педагогическую целесообразность.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих образовательных программ в том, что она может быть скорректирована индивидуально под каждого ребенка.
В работе используются такие педагогические принципы специального образования как:
— принцип педагогического оптимизма;
— принцип коррекционно-компенсирующей направленности;
— принцип социально-адаптирующей направленности;
— принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
— принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
— принцип планомерного повышения сложности заданий с учетом особенностей воспитанника.
Цель: создание специальных условий для развития творческих способностей детей с нарушением слуха в процессе освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Умелые ручки».
Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку в сфере декоративно-прикладного творчества.
Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования.
Коррекционная задача: активизация потенциальных возможностей ребенка с учетом специфики и выраженности нарушений развития.
Социализация детей посредством вовлечения их в образовательную и внеучебную деятельность.
Развитие сложнокоординированных движений у детей с нарушением слуха .
В процессе организации образовательного процесса учитываются следующие особенности психического и физического развития детей с нарушением слуха :
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия, т.к. это главный источник представлений об окружающем мире. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности.
Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения, которым уделяется большое внимание в процессе реализации программы. Например, проговариваем действие с предметом вслух – «вырезаем елочку», «лепим снеговика».
Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут, поэтому для переключения внимания педагоги широко используют физкультминутки, пальчиковую гимнастику.
В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий. Поэтому, педагоги чаще обращают внимание на одни и те же особенности предметов, время года, связывать окружающий их мир с тематикой занятий, затрагивать их личные интересы, тем самым расширяя кругозор и развивать мыслительную деятельность.
У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Горе, радость, страх – основные эмоции этих детей. Для компенсации этого педагоги
стараются заинтересовать и стимулировать их интерес к занятиям творчеством. Создавая подарки своими руками ребята испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы, помогают друг другу, работая в группах. Педагоги осознают, что очень важно научить детей сопереживать успехам своих товарищей.
Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У большинства детей имеется отставание в развитии мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Специфические особенности развития движений у детей с нарушением слуха обусловлены недостаточным развитием речи, нарушением межфункциональных взаимодействий. Учитывая это, одной из главных задач программы стоит развитие сложнокоординированных движений у детей с нарушением слуха.
Исходя из представления о структуре нарушения, анализ особенностей развития познавательной сферы детей педагоги уделяют большое внимание рассмотрению особенностей развития речи. Дети могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. У детей с нарушением слуха речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны – импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).
При разработке программы, педагоги руководствовались исследованиями ряда психологов ( И.М. Соловьев, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов), которые выделяют следующие специфи ические закономерности их психического развития :
Во-первых, существует упрощенность психической деятельности вследствие обедненности внешних воздействий, ограничения взаимодействия со средой, затруднения общения с окружающими. Доказано, что при нарушении слуха у детей происходит качественное изменение ощущений – затруднены или невозможны функции восприятия физических параметров звука (частоты, интенсивности, длительности, тембра), выделения его пространственных характеристик (направления, степени удаленности в пространстве), а также ограничено познание звуковых особенностей предметов и явлений окружающего мира. Приток информации, воспринимаемой с помощью сохранных анализаторов, также ограничен. В силу этого детям со слуховым дефектом недоступно в полном объеме ощущение многообразия свойств окружающего мира, что создает своеобразные условия жизни, видоизменяет систему межфункциональных взаимодействий. Поэтому компоненты психики таких детей формируются в иных по сравнению со слышащими пропорциональных соотношениях, что обнаруживается:
в несоответствии развития наглядно-образного и словесно-логического мышления;
в преобладающем значении письменной речи по сравнению с устной;
в доминировании импрессивной формы речи над экспрессивной.
Во-вторых, есть существенное отличие в темпах по сравнению с нормально слышащими сверстниками. Проявляется это в замедлении психического развития после рождения и его ускорении в последующие периоды онтогенеза. При этом если на начальных этапах онтогенеза эти отличия незначительны, то на последующих этапах они постепенно нарастают. Сближению темпов развития неслышащих детей с нормой способствуют адекватные условия обучения и воспитания, систематическое сурдопедагогическое воздействие. У детей с нарушенным слухом наблюдается один из видов психического дизонтогенеза – дефицитарное развитие.
Дети с недостаточно развитой моторикой часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития ложнокоординированных движений руки у таких детей, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Опыт реализации программы и изучение литературных данных по формированию сложнокоординированных движений у детей с нарушением слуха демонстрирует, что:
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
Выполнение упражнений должно быть регулярным.
Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
Время выполнения упражнений не может быть долгим, так внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Для начала это 3-5 минут, затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия.
Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.
Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
Ребёнку всегда предлагается инструкция и показ взрослого. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
Учет этих особенностей позволяет авторам успешно организовывать образовательный процесс и достигать положительных моментов в обучении.
Количество детей в группе — 6 человек. Состав группы – постоянный.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий:
Дошкольный уровень — 3 раза в неделю по 1 часу ,(1ч. – 30 мин.), всего 108 часов в год , что обусловлено медицинскими нормами для данного возраста детей, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями детей с ОВЗ.
В ходе реализации данной образовательной программы педагоги тесно взаимодействуют с психологами. Цель психолого – педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ – оказание помощи в решении возникающих проблем.
Задачи сопровождения:
— правильный выбор образовательного маршрута;
— преодоление затруднений в обучении;
— помощь в решении личностных проблем развития ребенка;
— формирование здорового образа жизни.
Принципы психолого – педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в учреждении дополнительного образования являются:
1. Рекомендательный характер советов сопровождающего;
2. Приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
3. Непрерывность сопровождения;
4. Комплексный подход к сопровождению.
При обучении используются следующие формы занятий : теоретическая и практическая, фронтальная и индивидуальная.
Применяются также и сопутствующие формы проведения занятий – выставки работ обучающихся, посещение музеев и выставок, участие в различных конкурсах и мероприятиях, игры.
На занятиях с детьми с нарушением слуха используются следующие методы обучения:
— методы объяснения учебного материала : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный (для учащихся с сохранным интеллектом).
— методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: игровые методы, методы развития познавательного интереса, методы формирования ответственности и обязательности, методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся, методы эмоционального стимулирования.
— активные методы : методы проблемного обучения, методы программируемого обучения, интерактивные методы.
— использование методов контроля , самоконтроля, взаимоконтроля в учебном процессе.
Специальные приемы обучения детей с нарушением слуха
Поэтапное разъяснение обучающимся последовательности выполнения заданий.
Повторение детям инструкции к выполнению задания.
Близость педагога к воспитанникам во время объяснения задания.
Постоянная смена видов деятельности на занятии. Подготовка обучающихся к смене видов деятельности.
Чередование учебных занятий и физкультурных пауз.
Ежедневная качественная оценка педагогом его действий по выполнению заданий.
Такое методическое обеспечение позволяет демонстрировать следующие результаты освоения программы:
● личностные результаты, которые показывают индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии, проявление эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование мотивации к участию в творческой деятельности.
● предметные результаты , которые показывают знание обучающимися различных видов аппликации, приемов лепки, умение экономно размечать материалы по шаблону, выполнять практическое задание с опорой на рисунок и инструкцию учителя, умение выполнять доступные действия по самообслуживанию и организации рабочего места
● метапредметные результат , которые демонстрируют овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ своей познавательной деятельности и управление ею; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т.д.
Итоги реализации данной образовательной программы подводятся в следующих формах: выставки в рамках объединения «Умелые ручки», а также городские и областные выставки изобразительного и декоративно-прикладного творчества, конкурсы и праздники.
Посещая объединение, занимаясь с педагогом, другими воспитанниками, а также самостоятельно, без помощи родителей, воспитанники постепенно приобщаются к миру декоративно-прикладного творчества. В таких условиях ребенок учится работать в группе, развивать свои возможности и в результате раскрывается его творческий потенциал. У него расширяется кругозор, представление об окружающем мире, что способствует его адаптации в обществе. Таким образом, дети с нарушением слуха приобщаются к культуре и творчеству, с одной стороны, и интегрируются в общество с другой, становясь его потенциальными членами. Данная программа отвечает потребности общества в инклюзивном образовании, там, где ребенок-инвалид включен в образовательный процесс, ему создаются особые условия для его развития и обеспечивается доступ к миру прекрасного.
Учебно-тематический план
Раздел (тема)
Количество часов
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai