Реализация адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС — обучение по программе в Перевозе
Образовательная программа по «Реализация адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС» создана для подготовки специалистов в сфере «Педагогика». Курс проводится в строгом соблюдении с 273-ФЗ и приказом Минобрнауки №499. Клиенты могут заказать персональный учебный план.
Преимущества
- дистанционное обучение — не нужно прерывать трудовую деятельность;
- онлайн-подготовка сокращает расходы на профессиональное образование;
- пересдачи итоговой проверки знаний не требуют оплаты;
- специалисты могут совмещать обучение с профессиональной деятельностью;
Источник: kedu.ru
Адаптированная программа технической направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа на ребенка с РАС с ЗПР
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
II. Содержательный раздел:
Содержание Индивидуальной учебной программы (ИУП): 2.1. Примерная структура индивидуального занятия.
2.2. Примерное перспективное тематическое планирование.
III. Организационный раздел:
3.1. Методы и средства реализации программы.
3.2. Материально-техническое оснащение.
3.3. Список литературы.
1. Целевой раздел:
1.1 Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка.
Рабочая программа воспитателей с воспитанником средней группы Каминским Артемом разработана на основе, следующих документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с интеллектуальной недостаточностью) ГБОУ Школа №1391;
- Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с задержкой психического развития) ГБОУ Школа № 1391 ДОП № 1;
- Устав ГБОУ Школа №1391.
Рабочая программа разработана на период – один год.
При разработке программы учитывались индивидуальные особенности развития воспитанника средней группы ДОП № 1 для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР, (далее – ЗПР с РАС). Рабочая программа воспитателей (далее — РПВ) для воспитанника с расстройствами аутистического спектра с учетом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР (далее – ЗПР с РАС) нацелена на создание условий для всестороннего развития ребенка с особенными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Смирнова И.А. | Адаптированная программа в ДОО
1.2 Цели и задачи программы
Повышение познавательной активности, посредством различных видов деятельности, формирование навыков речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
— формирование познавательных процессов и речевой деятельности, посредством знакомства с окружающим миром;
— развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление;
Срок реализации рабочей программы определен для Каминского Артема протоколом ППк ГБОУ Школа № 1391 № 113 от 14.08.2018.
Количество индивидуальных занятий воспитателей определены протоколом ППк 2 раза в неделю не более 20 минут. Содержание занятий предполагает интеграцию образовательных областей: познавательное развитие (окружающий мир); познавательное развитие (ФЭМП), речевое развитие ; художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация); социально-коммуникативное развитие; физическое развитие (мелкая моторика рук), игровая деятельность (дидактические игры, сюжетно-ролевая игра).
1.3 Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом определенных психолого-педагогических принципов:
1. Принцип целостности. Содержание воспитательно-образовательного процесса направлено на создание у воспитанника целостного представления о мире.
2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей. Содержание программного материала, методы, приемы и формы взаимодействия соответствуют возрасту ребенка и его индивидуальным особенностям.
3. Принцип систематичности предполагает изложение материала дается в определенной последовательности, и были взаимосвязанными.
4. Принцип наглядности. Данный принцип основан на особенностях развития детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, схем, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.
5. Принцип интеграции.
Воспитательно-образовательный процесс строится посредством интеграции речевой, социально-коммуникативной, физической, познавательной и продуктивной деятельности дошкольника.
Целевые ориентиры воспитанника с ЗПР с РАС.
В результате индивидуального педагогического воздействия должны быть:
— обеспечены равные возможности для полноценного развития воспитанника;
— раскрыты потенциальные возможности воспитанника через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирования уровня готовности к школе;
— реализована преемственность содержания общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования для детей с ЗПР с РАС;
— обеспечена психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах познавательного развития (окружающий мир, ФЭМП), речевого развития, художественно-эстетического развития, социально-коммуникативного развития, физического развития (развитие мелкой моторики), игровой деятельности (физкультминутка, дидактические игры, упражнения).
1.4 Планируемые результаты освоения программы:
К концу периода реализации программы воспитанник должен освоить:
— определять части суток (утро-день-вечер);
— уметь составлять простое предложение, состоящее из двух слов (сущ.(местоимение) +глагол);
— уметь составлять описание предмета по признакам (форма и цвет);
— уметь различать и воспроизводить в речи некоторые свойства и качества предметов (большой — маленький, круг, квадрат);
— уметь складывать разрезную картинку из четырех частей;
— уметь различать и называть количество предметов (один-много);
— уметь называть и различать круг, квадрат
— уметь ориентироваться в окружении, формировать понятия вверх, вниз.
— уметь положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
— уметь раскатывать цилиндр (прямыми движениями вперед, назад) и шар ( круговыми движениями);
— уметь закрашивать силуэт посредством трафарета;
— уметь наносить клей по всей поверхности детали предмета;
— уметь выполнять упражнения по самомассажу ладоней с использованием массажного мячика по показу взрослого;
— уметь выполнять движения по подражанию, по образцу, по слову-сигналу;
— уметь выполнять простейшие поручения и просьбы;
2.1. Примерная структура индивидуального занятия
Первая часть занятия: Познавательное или речевое развитие
В этой части занятия предполагается формирование кругозора воспитанника об окружающем мире посредством дидактических игр и упражнений. Активизация психических процессов восприятия, внимания, памяти. Активизация речевой деятельности. Формирование фонематического слуха
Вторая часть занятия: В этой части занятия предполагается снятия эмоционального и мышечного напряжения, посредством подвижных, пальчиковых игр, физкультминуток и динамических пауз.
Третья часть занятия: Продуктивная деятельность.
В этой части занятия предполагается развитие способностей воспитанника в продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация, ручной труд), развитие мелкой моторики посредством дидактических игр, упражнений.
1. Дидактическая игра (познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное)
2. Физкультминутка (физическое развитие, речевое);
3. Дидактическая игра (продуктивная деятельность: художественно-эстетическое развитие, сенсорное развитие)
3.1 Методы и формы взаимодействия с воспитанником:
— Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у воспитанника наиболее полного и конкретного представления об окружающем мире, активизирующий развитие его сенсорных способностей;
— Словесный метод, обращенный к сознанию воспитанника, помогающий осмысливанию поставленной перед ним задачи и в связи с этим сознательному осмыслению материала, играющий большую роль в усвоении знаний об окружающем мире, самостоятельном их применении в различных ситуациях;
— Практический метод, связанный с практической деятельностью воспитанника, обеспечивающий расширению кругозора ребенка посредством выполнения упражнений, заданий. Все это содействует лучшему освоению знаний, умений и навыков, развитию речи;
— Игровой метод, эмоционально – эффективный в работе с воспитанником, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно действенного мышления. В процессе игровых действий у воспитанника формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
На индивидуальных занятиях используются следующие формы работы:
— рассказ взрослого и ребенка;
3.2 Материально-техническое оснащение
№ п/п | Наименование | Назначение | Особенности | Дополнение педагогами | |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
1. | Доска маркерная. | Демонстрация наглядного материала. Рисование схем, знаков и др. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. | — | |
2. | Доска магнитная. | Демонстрация наглядного материала. Игры с магнитными фигурами. |
Расположение на уровне глаз воспитанника. | — | |
3. | Доска с покрытием для рисования и письма мелом. | Рисование и запись знаков и образов. | Расположение на уровне глаз воспитанника. | — | |
КАРТИНЫ И ПЛАКАТЫ | |||||
1. | Предметные — по познавательному развитию (окружающий мир), речевому развитию. | Размер: разный (от А-1 до А-8). | Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям воспитанника. |
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью. | |
2. | Сюжетные — по познавательному развитию (окружающий мир), социально-коммуникативному развитию. | Размер: разный (от А-1 до А-8). | Яркое и чёткое изображение. Соответствие возрасту воспитанника. |
Материал пополняется в соответствии с познавательной и игровой деятельностью. | |
ИГРУШКИ И ПОСОБИЯ | |||||
1. | Наборы игрушек по данным темам. | — игрушки разных видов; игры-шнуровки | Из разных материалов. Реалистичные. Соответствие возрасту воспитанника. |
— | |
2. | Предметы по основным темам | — картинки и муляжи по темам | Соответствие возрасту воспитанника. | — | |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ | |||||
1. | Раздаточный материал | Выкладывание предметов | Разные по цвету и форме. | Карточки-схемы для образца. | |
2. | Тактильные предметы. | Сравнение на ощупь, обведение по контуру. | Разные по материалу изготовления, цвету, форме, определенного размера | ||
3. | Шнуровки и наборы верёвочек. | Игры на шнурование. Выкладывание геометрических фигур – круг и квадрат. |
Разные по цвету и фактуре. | Карточки-схемы для образца. | |
4. | Прищепки. | Изготовление предметных изображений. | Разные по цвету и размеру. | Карточки-схемы для образца. | |
5. | Контейнер с песком. | Игры на нахождение и называние предметов. | Наполнение: цветные крышки, объемные геометрические формы | ||
6. | Дидактические и развивающие игры. | — Развитие мелкой моторики | Мозаики, настольно-дидактические игры, трафареты | В том числе и сделанные руками педагогов. | |
7. | Приложение к играм. | Методические рекомендации проведения игр. | — | В том числе и сделанные руками педагогов. |
3.3. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию
1. Учебно-методическое пособие «Развитие речи и общения детей во второй младшей группе детского сада» — В.В. Гербова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
2. Учебн-методическое пособие «Математика в детском саду» Вторая младшая группа, сост. В.П. Новикова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2010 г.
3. Учебно-методическое пособие «Ознакомление с природой в детском саду» Вторая младшая группа — О.А. Соломенникова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
4. Учебно-методическое пособие «Ознакомление с предметным и социальным окружением» Вторая младшая группа — О.В. Дыбина, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
5. Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» Вторая младшая группа — Т.С.Комарова, Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2013 г;
Источник: dohcolonoc.ru
Адаптированная основная образовательная программа для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие
Практика, предусмотренная образовательной программой
Практика не осуществляется
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации программы не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста МАДОУ детского сада № 50 города Тюмени разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
АООП ДО для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста реализуется в группах общеразвивающего вида.
Программа направлена на создание благоприятных условий для максимально возможного раскрытия потенциала развития детей, имеющих проблемы социализации, обусловленные условиями депривации с раннего возраста, трудностями жизненной ситуации. Эти дети нуждаются в динамическом изучении в процессе коррекционного обучения для уточнения их дальнейшего образовательного маршрута.
АОП ДО содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
АОП ДО включает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Информация об учебном плане
Учебный план, разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и СП 2.4.3648-20
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Пребывание ребенка в МАДОУ ЦРР – детского сада № 50 города Тюмени позволяет в ходе психолого-педагогического обследования выявить доступные средства общения, уровень сформированности познавательного и речевого развития, ведущей и типичных видов деятельности, определить особые образовательные потребности каждого ребенка. Анализ результатов психолого-педагогического обследования, заключений медицинского исследования состояния здоровья ребенка, сведения о его раннем развитии (из беседы с родителями или лицами их замещающими) послужат обоснованием для разработки содержания индивидуального маршрута развития, подбора форм, способов и приемов обучения, индивидуальной психолого-педагогической работы с ребенком.
Приоритетные задачи Программы:
- создание специальных психолого-педагогических условий для обеспечения равных возможностей полноценного развития в период раннего и дошкольного детства независимо от места проживания, пола, национальности, языка, социального статуса родителей,
- комплексное изучение развития каждого ребенка для выбора форм, методов и приемов коррекционного обучения с учетом психофизических возможностей детей и определения оптимального образовательного маршрута,
- создание развивающей пространственно-образовательной среды,
- формирование сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками в процессе деятельности, соответствующей возрасту (эмоционально-личностное общение, манипулятивная, предметная, игровая деятельность, продуктивные виды (изобразительная, конструктивная, лепка, аппликация)),
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей,
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности диагностического процесса и коррекционно-развивающего обучения,
- развитие познавательных интересов и формирование доступных способов усвоения общественного (культурного) опыта, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде,
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с близкими и новыми взрослыми для активизации коммуникативных возможностей в среде сверстников,
- расширение вербальных (невербальных, альтернативных) средств коммуникации с взрослыми и сверстниками,
- совершенствование обще двигательных и координационных умений для поддержания, и укрепления сохранения потенциала физической активности,
- формирование и совершенствование санитарно-гигиенических навыков,
- укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития детей
Информация о календарном учебном графике
Годовой календарный учебный график МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени, режим работы учреждения: пятидневная рабочая неделя, 12 часовое пребывание детей (07.00-19.00)
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 с.
- Медведева, Е.А. Искусство и художественная деятельность в системе психолого-педагогической помощи ребенку с проблемами в развитии. Хрестоматия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Медведева. — М.: Спутник+, 2010, — 209 с.
- Пантюхина, Г.В. Методы диагностики нервно-психического равзтиия детей раннего возраста / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печира, Э.Л. Фрухт / под ред. В.А. Доскина. -М.: ВУНМЦ, 1996. — 76 с.
- Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Метод.пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.] /под ред. Е.А. Стребелевой. – 6-ое мзд. — М.: Просвещение, 2017г. – 182 с.+ Прил. — 248 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник [[В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко, и др.] /под ред. В.В. Ткачевой.- М.: Издательский центр «Академия».- 2014.- 272 с.
- Адаптированная основная образовательная программа для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста Документ подписан ЭП
- Краткая презентация программы Документ подписан ЭП
Источник: detsad-detctvo.ru
Работа с детьми с ОВЗ в детском саду
В России больше 7 лет действует закон, согласно которому детские сады должны создавать специальную среду для развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассказываем, какие условия нужны детям с ОВЗ и как построить работу с “особенными” детьми в ДОО.
- Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: разница
- Где могут обучаться дети с ОВЗ
- Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах
- Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ
- Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ
Ограниченные возможности здоровья и инвалидность: в чем разница
Детей с ОВЗ часто путают или сравнивают с малышами с инвалидностью. Это разные понятия и важно понимать их отличия.
Ребенок с ОВЗ имеет регулярное или временное отклонение в физическом или психологическом развитии. Например, он плохо видит или слышит, заикается или имеет другие нарушения речи, отстает в психическом развитии или страдает аутизмом. Такие нарушения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени. По мере развития ребенка они могут полностью уйти в прошлое. Диагноз «ограниченные возможности здоровья» не всегда устанавливается врачом, он лишь означает, что этот малыш особенный и к нему нужен индивидуальный подход.
Инвалидность предполагает значительные нарушения функций организма. Они могли появиться в результате травмы или врожденного дефекта у ребенка. Эти отклонения трудноустранимы или их невозможно устранить, поэтому диагноз не снимается с ребенка годами, а иногда и в течение всей жизни. Инвалидность устанавливается врачами-экспертами на медико-социальной комиссии, имеет официальный статус и предполагает наличие пособий и выплат родителям малыша.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в особых условиях для развития и обучения, внимании и заботе. Их обучают по схожей методике, особенности которой зависят от типа и степени выраженности заболевания.
Где могут обучаться дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ могут посещать специализированные или обычные детские сады. Выбор группы и учреждения зависит от степени тяжести отклонений у ребенка. Есть два основных варианта обучения.
1. Детские сады или группы компенсирующего вида
Это специальные группы, которые направлены на коррекцию патологий у детей. Обычно их посещают дошкольники с серьезными физическими и психическими нарушениями. В каждую группу назначаются дети со схожими видами нарушений и обучаются внутри группы по единой программе.
2. Комбинированные группы
Такая группа сочетает в себе обычных деток и дошкольников с нарушениями. В группе должно быть не больше 15-17 человек. Причем детей с нарушениями может быть только треть от этого количества. Комбинированные группы подходят для детей с небольшими нарушениями в развитии. Но и для них важно создать особенные условия.
Воспитатель работает с “особенными” детьми по индивидуальной адаптивной программе. Если у детей разные виды нарушений, то программа развития составляется индивидуально для каждого.
Решение о том, какая форма обучения подходит конкретному ребенку, принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. Воспитанник проходит полное обследование и получает заключение. Дополнительно к заключению прилагаются рекомендации, в которых указываются условия для комфортного обучения ребенка.
Какие условия нужны для детей с ОВЗ в детских садах
Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу обстоятельств привыкают к постоянной родительской опеке, поэтому им сложно адаптироваться в обществе. Зачастую они мало общаются с другими детьми и практически не участвуют в групповых играх. Важно создать такие условия, которые помогут детям развить базовые навыки взаимодействия. Например, подготовить к жизни в обществе, развить речевые, социальные и моторные навыки, а также навыки самообслуживания.
Для этого необходимо:
- Обустроить территорию детского сада таким образом, чтобы ребенок мог свободно перемещаться независимо от возможных физических ограничений.
- Создать благоприятную атмосферу в группе, подготовив здоровых деток к приходу ребенка с особенностями. Задача воспитателя – создать среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно, придерживаясь принципа равноправия и не нарушая прав обычных детей. При этом важно следить, чтобы в группе сохранялась доброжелательная атмосфера. Поощряйте смешанные игры, где малыши играют вместе, не подчеркивайте отличия малыша с особенностями перед другими детьми. Будьте тем мостиком, через который ребенок найдет себе первых друзей. Помните, что детская психика гибкая и очень быстро воспринимает как данность любые особенности одногруппников в саду, если взрослые относятся к ним спокойно и доброжелательно.
- Задействовать в работе с детьми не только воспитателей, но и других специалистов. В программе должны участвовать: психолог, логопед, дефектолог, медработник, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. Они оценивают поведение ребенка, его реакции на различные ситуации, проводят дополнительные индивидуальные или групповые занятия. Затем наблюдают за результатами, составляют необходимые рекомендации и сообщают о них родителям. Таким образом получится обеспечить разностороннее развитие ребенка — физическое, художественное, речевое и социальное.
- Изучить особенности каждого ребенка и рекомендации медкомиссии. На основе этого составить индивидуальный план развития. Несмотря на возможность совместного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, формы и методы обучения для детей с диагнозом отличаются от стандартных.
Формы и методы работы воспитателя с детьми с ОВЗ
Во время обучения зачастую дети с ОВЗ быстро устают, медленно реагируют на просьбы и им сложно удерживать внимание на одной задаче. Эти особенности стоит учитывать при выборе формы обучения. Например, следует уменьшить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности и выделять больше времени на любые задачи. Но это не значит, что ребенка с ОВЗ нужно отделять от основной группы. Важно найти способности, выявить предрасположенность ребенка и опираться на них в обучении.
Основная задача воспитателя в групповой работе — найти те методы, которые будут доступны и интересны всем участникам группы. Психологи рекомендуют включить в план три основных метода.
Это психологический инструмент, который воздействует на детей через игру. В непринужденной обстановке дети учатся взаимодействию с другими людьми, познают мир и расширяют кругозор. Игра помогает понять, какие именно сложности испытывает конкретный ребенок, и скорректировать их.
Для детей с отклонениями будут полезны музыкальные игры или упражнения в сенсорной комнате. Это специально оборудованное помещение, которое помогает стимулировать все формы восприятия: обонятельное, тактильное, слуховое, зрительное, вкусовое и вестибулярное.
Это комплексы упражнений и игр, которые помогают расслаблять мышцы, выражать чувства и раскрепощаться эмоционально. Такие упражнения развивают познавательную и эмоционально-личностную сферу. Самый простой пример психогимнастики — игра “Делай как я”. Воспитатель показывает выразительные движения, а дети повторяют.
Сказкотерапия и куклотерапия
Сказкотерапия позволяет погрузить ребенка в определенную ситуацию на примере сказочных персонажей. Таким образом он развивает воображение, учится справляться со страхами и проживать свои эмоции. Сказкотерапия эффективна для детей, у которых трудности в физической, эмоциональной и поведенческой сфере. Сказкотерапия – это метод работы с детьми через сказки. Куклотерапия работает по принципу сказкотерапии, только вместо сказки воспитатель воспроизводит кукольный театр.
Льготы и доплаты воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ
Работа с детьми ОВЗ — это дополнительный труд и ответственность воспитателя. Не каждый специалист имеет подходящую профессиональную и эмоциональную подготовку для такой работы. Чтобы работать с детьми с ОВЗ, воспитатель должен пройти программу повышения квалификации и научиться использовать полученные знания в работе . Поэтому государство поощряет воспитателей, которые помогают детям компенсировать отклонения и стать полноценными личностями. Такие специалисты получают более высокую оплату труда и более продолжительный отпуск — 56 календарных дней. А количество рабочих часов наоборот уменьшается — они работают не более 25 часов в неделю.
Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по «звездной» шкале ниже, где 5 звезд — очень полезна.
Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!
Источник: www.akbiz.ru
Адаптированная программа в детском саду что это
Вопрос-ответ
1. Почему ООП «Детский сад 2100» нет в реестре ФИРО?
Сообщаем вам о том, что Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте Федерального института развития образования (ФИРО). Более полную информацию вы можете получить из информационного письма на нашем сайте.
2. Что представляет собой ООП «Детский сад 2100»?
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» — это сборник материалов в 3-х частях, состоящий из образовательных программ по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (под научной редакцией О.В. Чиндиловой).
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» опирается на лучшие традиции отечественного образования.
Полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
В первой части сборника представлены:
1) Программа развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет).
2) Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 7 [8] лет).
Структура программ соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования.
Во второй части сборника представлены парциальные образовательные программы.
Парциальные программы могут использоваться
— для дополнительного образования;
— в группах подготовки к школе;
— для организации семейного образования.
Авторами парциальных программ предложены примерные варианты тематического планирования для решения различных задач дошкольного образования.
В третьей части сборника представлены парциальные образовательные программы по
разным аспектам воспитания и развития детей дошкольного возраста.
3. Зачем нужны парциальные программы?
Парциальные программы отражают специфику работы образовательной организации, решают задачи подготовки детей к учебной деятельности.
Педагоги сами могут разрабатывать парциальные программы, утверждать их на педагогическом совете, затем утверждать приказом заведующего ОО.
4. Как можно использовать ООП «Детский сад 2100»?
ООП «Детский сад 2100» можно использовать как и любую авторскую программу для наполнения обязательной части ООП, утверждаемой детским садом. Ее можно сочетать с другими вариативными авторскими программами.
5. Нужно ли составлять карты индивидуального маршрута для каждого ребёнка? (Индивидуальные карты наблюдения)
Если ребёнок развивается в норме, значит, созданы все условия для его естественного развития, и вмешиваться в этот процесс не надо.
Если ребёнок обладает особыми образовательными потребностями (это не только дети с ОВЗ, но и, например, одарённые дети), то индивидуальные карты могут способствовать организации соответствующей образовательной среды.
6. Нужно ли писать рабочие программы воспитателя?
Рабочие программы – это составная часть основной образовательной программы ОО, где есть такие образовательные компоненты как предметы, курсы, модули, т.е. то, что характерно для школы.
ФГОС же дошкольного образования не предусматривает таких компонентов, как предметы, курсы, модули.
7. Адаптированная образовательная программа в дошкольной образовательной организации
На вопросы дошкольных педагогов – слушателей вебинара по теме «Адаптированная образовательная программа в дошкольной образовательной организации» ответила Ирина Анатольевна Смирнова, член авторского коллектива ООП ДО «Детский сад 2100», кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург).
Как правильно называется индивидуальная программа сопровождения ребёнка или образовательный маршрут на конкретного ребёнка в группе для детей с ОНР?
СИПР — это программа, разрабатываемая для ребенка с ОВЗ, обучающегося в школе, так ли это?
Правомерно ли использовать ФГОСы для начальной школы при проектировании АОП для дошкольной организации?
Вопрос к организаторам семинара — СИПР, Индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная программа развития — это одно и то же или это разное, если разное, то в чем отличие?
В ФЗ «Об образовании» есть следующие определения:
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (ст.2.23).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст. 79.1).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (ст. 64.2).
Опираясь на эти положения, можно сделать вывод о том, что Индивидуальный план или программа работы с ребенком, посещающим дошкольную группу, требуется в том случае, когда ребенок не осваивает ту программу, которую осваивают остальные дети в данной группе, или нуждается в дополнительной коррекции. В группе для детей с ОНР все дети должны осваивать адаптированную образовательную программу и получать логопедическую коррекцию. Логопедическая коррекция осуществляется с учетом данных логопедической диагностики, отраженных в логопедической карте. Эти данные являются основанием для составления Плана-программы индивидуальных занятий логопеда с каждым ребенком, форма и степень развернутости этого плана обычно определяется регионально или локально.
Понятия «индивидуальная программа сопровождения ребенка», «индивидуальный образовательный маршрут» чаще применяются в системе сопровождения детей, организуемой в Центрах медико-психолого-педагогической коррекции. Минобрнауки РФ направило в субъекты РФ письмо от 13.01.16 №ВК-15/07 о создании служб ранней помощи детям, в данном письме, в частности, употребляются и эти названия. Кроме них, в этом документе есть название «Комплексная индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения семьи и ребенка».
В итоге можно отметить следующее:
1. Понятия «адаптированная образовательная программа» и «индивидуальная программа реабилитации инвалида» четко определены и обязательны к употреблению в том значении, которое закреплено ФЗ «Об образовании».
2. Понятие «специальная индивидуальная программа развития» используется в ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и в ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Имеет ли право дошкольный педагог без медицинского образования составлять программу для детей ОВЗ?
Педагоги имеют права и обязанности по составлению педагогической документации. ОВЗ – это показание к получению образования по адаптированной образовательной программе, не включающей медицинских воздействий. Медицинские воздействия, если они необходимы ребенку, осуществляются отдельно медицинскими работниками по врачебным предписаниям.
Обязательно ли заявление от родителей для обучения ребенка с ОВЗ по адаптированной программе?
Только родители или лица, их замещающие, могут принести в детский сад Заключение ПМПК о рекомендации к образованию ребенка по адаптированной программе. Когда родители приносят такое заключение, это уже является согласием. В настоящее время все вопросы образования детей целесообразно отражать в Договорах.
Что делать, если родители отказываются идти с ребёнком на ПМПК? Например, ребёнок с проблемами зрения вернулся обратно в наш детский сад из коррекционного детского сада. Родителям там «не понравилось». Как педагогу убеждать родителей?
Родители должны чувствовать, что вы не отвергаете ребенка, а признаётесь в том, что не можете оказать ему необходимую поддержку в виде коррекционной помощи специалистов и создания специальных условий. Возможно, родители на самом деле не увидели преимуществ пребывания ребенка в другом саду, а недостатки (например, удаленность от места проживания) увидели. Такие ситуации нужно разбирать конкретно на местах с участием представителей из коррекционного учреждения и, может быть, ПМПК.
ПМПК – это комиссия городская или областная. Если нет направления ПМПК, ДОО не может взять ребенка в коррекционную группу (ЗПР или ТНР). Соответственно, те родители, которые хотят — идут на ПМПК, или оставляют ребёнка в массовой группе. По логике, если нет документа (карта реабилитации, направление ПМПК с заключением), то у нас нет оснований для разработки индивидуальной программы. Может быть я неправа?
Действительно, без заключения ПМПК нет оснований для работы по адаптированной программе и для коррекционной работы.
Расскажите, пожалуйста, про детей-инвалидов, которые не прошли территориальную ПМПК: как правильно организовать работу с ними? В карте реабилитации — лишь общая формулировка: необходима психолого-педагогическая помощь.
Источник: haibei.school2100.com