Инклюзивное образование подразумевает дифференцированный подход и возможность вариативности программ с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.
Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности.
Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии.
Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту (8.1) образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.
Инклюзивное образование не исключает коррекционное образование, оно не вытесняет его. Должны быть созданы условия и для того, и для другого.
Только родители вправе решать, где будет учиться их ребенок. А система образования должна предоставить разные варианты.
ФГОС выработаны для того, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей.
Какова наполняемость инклюзивных классов?
Наполняемость классов определяется СанПиНами.
В инклюзивном классе, где обучается 25 детей, могут быть два ребенка с ОВЗ.
Какой документ об образовании выдаётся при инклюзивном образовании? Нужно ли дополнительно получать лицензию (на инклюзию)?
Документы об обучении устанавливаются и приобретаются образовательной организацией самостоятельно.
Нет, не надо. (ФЗ «ОБ образовании в РФ», глава 2, статья 91,92)
Чем адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ отличается от адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей определенной нозологии?
Адаптированная основная общеобразовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
АООП обозначаются двойной нумерацией, например, вариант 7.1:
— первая цифра обозначает, к какой категории относится данная программа (7 — для детей с задержкой психического развития),
— вторая цифра — вариант программы (1 – адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются определенные трудности).
Всего вариантов АООП – 29.
Адаптированная образовательная программа –это образовательная программа, адаптированная для обучения конкретного
Ребенка с ОВЗ.
Адаптированные образовательные программы должны быть на каждого ребёнка, который имеет статус ОВЗ. Например, если в классе (группе) 3 таких ребёнка, то командой специалистов разрабатывается 3 АОП.
Обязательно ли разрабатывать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ?
Источник: poisk-ru.ru
Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации
Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации»
Семинар-практикум « Внедрение и реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: разработка адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей детей в условиях инклюзивной образовательной организации» ( в рамках заседания муниципального методического совета по введению и реализации ФГОС общего образования)
Адаптированные образовательные программы в условиях инклюзивного образования в образовательной организации: проектирование и реализация
Е.В.Скрипченко, заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 73 город Лесной
«Нельзя выводить детей туда, где их не понимают».
(Налбандян О.Г., первый проректор МСГИ,
доктор физико-математических наук)
«Образование детей с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач страны…»
Из послания Д. Медведева
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.
Главный принцип инклюзивного образования
«Не ребенок подгоняется под существующие в ОО условия и нормы, а, наоборот , вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка».
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 2 п.27
- Статья 34 п.2 Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
« Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
международный опыт инклюзивного образования
статья 79
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- П.3.Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
- П.4.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Обязательные условия инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду:
- — желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
- — наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации инклюзивного обучения, который является доступным и полезным для его развития;
- — наличие возможности систематически оказывать инклюзивному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь;
- — психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;
- — готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивная образовательная организация нужна всем:
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования отражается в трех документах:
– программе коррекционной работы , являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ;
— адаптированной основной образовательной программе;
— адаптированной образовательной программе , разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Разработка АОП НОО для обучающихся с ОВЗ
Адаптированная основная образовательная программа (АООП) – образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, т.е. образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
I-VIII видов (ФЗ № 273, ст.2, п. 28).
Разрабатывается на конкретного ребенка с учетом индивидуальной программы реабилитации
Разрабатывается на категорию детей (класс )
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться либо по адаптированной образовательной программе (АОП) , разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательном классе, либо в условиях образовательной организации (класса) для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программ (АООП), т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013г. — образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов
(Статья 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).
ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ, ФГОС УО
Приказы о внесении изменений в ФГОС НОО от 31.12.2015 г. № 1576,
ФГОС ОО №1577,ФГОС СОО №1578
детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ
Источник: kopilkaurokov.ru
Алгоритм разработки Адаптированной основной общеобразовательной программы Егупова Ольга
Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Приказ Минобрнауки России от 19. 12.
2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Письмо Минобрнауки России от 16. 02. 2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ» Постановление Главного санитарного врача РФ от 10. 07. 2015 г. Об утверждении Сан.
Пи. Н 2. 4. 2. 328615 (Санитарно-эпидемологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ)
Структура ФГОС ОВЗ К структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему Совокупность обязательных требований при реализации АООП К условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям К результатам освоения АООП НОО
Виды и варианты АООП НОО ОВЗ
Понятие Адаптированной образовательной программы • Адаптированная основная (обще)образовате льная программа для отдельного обучающегося в условиях инклюзивного образования Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа Адаптированная основная (обще)образователная программа для группы, класса образовательной организации Адаптированная образовательная программа Адаптированная программа по отдельному курсу, предмету
Условия и порядок разработки АООП • Отдельный локальный нормативный акт ОО, в котором указывается: • порядок и периодичность разработки АООП или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); • состав участников разработки АООП, их полномочия и ответственность. • порядок обсуждения проекта АООП; • порядок утверждения АООП и ввода в действие.
АООП: алгоритм проектирования и реализации. Подготовительный этап Сбор информации о ребенке Диагностика • Запрос родителей (законных представителей) • Сведения о предшествующей образовательной, диагностической работе • Информация о соматическом здоровье (при согласии родителей), личностных особенностях ребенка • Информация об актуальной коррекционно-развивающей работе, дополнительном образовании • Информация об актуальной социальной ситуации развития ребенка • Познавательная сфера (включая интересы и мотивацию) • Коммуникативная сфера • Регуляция поведения и деятельности • Эмоционально-личностная сфера • Предпосылки формирования учебных навыков и учебного поведения (пространственные представления, элементарные математические представления, речь)
АООП: алгоритм проектирования и реализации. Аналитический этап • Заключения и рекомендаций ЦПМПК • Рекомендаций Индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося, Анализ документации имеющего статус «ребенок-инвалид» • Других документов, описывающих актуальное состояние ребенка, направления коррекционной работы (характеристики) Анализ требований ФГОС ОВЗ • Требований к созданию специальных образовательных условий для определенной категории обучающихся(кадровых, материально-технических, содержания образования, других) • необходимых и достаточных специальных образовательных условий для отдельного обучающегося, ориентированных на его возможности и особые образовательные потребности Анализ имеющихся ресурсов • Кадровых, материально-технических, организационных, информационных, программнометодических • Оценка возможностей ОО в создании специальных условий для группы обучающихся категории (одного обучающегося с ОВЗ/инвалидностью)
АООП: алгоритм проектирования и реализации. Разработка Прогноз Проект Разработка • Результатов реализации АООП • Возможных рисков • Структурных компонентов АООП • Образовательного процесса на различных уровнях(вся образовательная организация – СП – класс/группа — обучающийся) • Психолого-педагогического и методического сопровождения реализации АООП • Форм и критериев мониторинга образовательного процесса, специальных образовательных условий • Организация деятельности специалистов по написанию разделов Программы • Организация взаимодействия с родителями • Привлечение «внешних» ресурсов
АООП: алгоритм проектирования и реализации. Разработка Целевой Содержательный Организационный
АООП: алгоритм проектирования и реализации. Разработка Целевой • Пояснительная записка • Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО • Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО • Дополнительно: паспорт программы, основные понятия, детальная характеристика контингента обучающихся Содержательный • Программы отдельных учебных предметов • Программа коррекционной работы • Программа духовнонравственного развития • Программа формирования УУД (БУД) • Программа формирования экологической культуры, Зи. БОЖ • Программа внеурочной деятельности Организационный • Учебный план НОО, включающий предметные и коррекционноразвивающую области • План внеурочной работы • Система специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
АООП: алгоритм проектирования и реализации. Реализация Администрация • Создание организационных, кадровых, материально-технических условий для реализации АООП • Поиск дополнительных ресурсов, если требуется • Организация мониторинга эффективности деятельности по программе (ЦПМПК, ППк диагностика, внешние эксперты) • Осуществление образовательной деятельности в рамках учебной и внеурочной работы Учителя, педагоги доп. • Формирование запроса к администрации и специалистам образования, • Проведение текущей и итоговой педагогической диагностики освоения обучающимся с ОВЗ АООП воспитатели Специалисты службы ППС • Проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий • Курация взаимодействия с родителями • Оказание методической помощи и психолого-педагогической поддержки всем участникам образовательного процесса • Осуществление текущей и итоговой диагностики динамики развития обучающихся с ОВЗ
Создание специальных образовательных условий. Специалисты ППС Психологопедагогическая поддержка Специальная поддержка Взаимодействие • Обучающегося с ОВЗ • Учителей (! И методическая) • Родителей • Других обучающихся • Разработка и реализация Программы коррекционной работы в рамках ООП (всей системы коррекционно-развивающей работы в ОО) • Разработка и реализация Программы коррекционной работы в рамках АООП для категории обучающихся с ОВЗ или отдельного обучающегося (в том числе – отдельных коррекционных курсов) • Взаимодействие с родителями • Взаимодействие с администрацией, учителем, специалистами психолого-педагогического сопровождения: участие в работе ППк, разработке ИОМ, формирование рекомендаций по изменению ИОМ, обсуждение результатов мониторинга
Коррекционно-развивающая область АООП 1. Является обязательным компонентом внеурочной деятельности 2. Направлена на поддержку процесса освоения содержания АООП 3. Зависит от индивидуальных рекомендаций ПМПК (варианты программ 1, 2, 3, 4) и обязательных коррекционных курсов (варианты программ 2, 3, 4) 4. Реализуется через: • коррекционно – развивающие курсы (варианты программ 2, 3, 4) • программа коррекционной работы (варианты программ 1, 2, 3, 4)
Программа коррекционной работы. Варианты 1 ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ • индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с ОВЗ • в ходе всего учебнообразовательного процесса, при изучении предметов учебного плана индивидуальных занятиях
Программа коррекционной работы. Варианты 2, 3, 4 ОБЕСПЕЧИВАЕТ РЕАЛИЗУЕТСЯ ЧЕРЕЗ СОДЕРЖИТ • выявление ООП обучающихся с ОВЗ; • коррекцию и развитие нарушенных функций; • профилактику возникновения вторичных отклонений; • оптимизацию социальной адаптации и интеграции. • коррекционные курсы; • обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий; • организацию и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися; • взаимодействие с семьей (законными представителями) обучающихся с ОВЗ. • цель; • задачи; • программы коррекционных курсов; • систему комплексного психолого-педагогического обследования; • основные направления работы; • описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся; • планируемые результаты; • механизмы реализации программы.
Направления индивидуальной коррекционно-развивающей работы: ЗАВИСЯТ • от индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося с РЕКОМЕНДУЮТСЯ • ИПР/ ИПРА ребенкаинвалида; • психологомедикопедагогической комиссией. УТОЧНЯЮТСЯ И КОНКРЕТИЗИРУЮТСЯ • специалистами психологопедагогического консилиума образовательной организации. СОГЛАСУЮТСЯ • с родителями обучающегося.
Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Целевой компонент Содержательный компонент Организационный компонент
Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Цели, задачи, принципы реализации коррекционной работы для категории обучающихся с ОВЗ Актуальность и инновационная составляющая программы для конкретной образовательной организации Особые образовательные потребности обучающихся Направления реализации Программы коррекционной работы Целевой компонент Планируемые результаты Программы коррекционной работы
Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Направления коррекционной работы в деятельности учителя: использование специальных технологий, методов, приемов, форм организации учебной деятельности Календарно-тематические планы, система оценки динамики освоения Программы по направлениям: специальная поддержка и психологопедагогическая поддержка Содержатель ный компонент
Рекомендации к структуре Программы коррекционной работы АООП Механизмы реализации Программы коррекционной работы Система мониторинга эффективности реализации Программы Формы реализации Программы коррекционной работы в образовательной организации Организационный компонент Условия, созданные в образовательной организации: кадровые, материальнотехнические, программнометодическое обеспечение
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Egupova. [email protected]. mos. ru
Источник: present5.com