Адаптированная программа это определение

О чем речь? Программа ОВЗ в школе направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья (от первых букв и создается данная аббревиатура). Как правило, речь идет о проблемах с речью, слухом, об умственном развитии, аутизме (и его формах) и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Как составить? Программа ОВЗ составляется примерно так же, как и обычная образовательная с опорой на ФГОС, который ставит лишь рамки, наполнением же занимаются педагоги. Иногда бывает сложно написать этот документ, поэтому мы приведем структуру и правила.

Оглавление:

  1. Требования к обучению детей с ОВЗ
  2. Варианты программ ОВЗ в школе по ФГОС
  3. Структура программы ОВЗ в школе
  4. Пример программы ОВЗ

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

10 инструкций по организации лагеря дневного пребывания: собрали в одном месте, учли все требования ФГОС Скачать бесплатно

Простите, что прерываем ваше чтение

Адаптированная основная образовательная программа в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Портал “Солнечный свет”

Требования к обучению детей с ОВЗ

  • Принцип инклюзивности

Российское образование работает с использованием принципа инклюзивности, в соответствии с которым обучение детей с ОВЗ проходит в обычных средних школах в коллективе сверстников (по ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ). Это делается с целью приобщения к социальным условиям, получения ими знаний по общеобразовательным наукам и подготовки к поступлению в колледжи и вузы.

Программа ОВЗ в школе

Минпросвещения Российской Федерации своим приказом от 22.03.2021 №115 определило количество и функции специального персонала. Процесс обучения ребенка с ОВЗ в школе контролируется ассистентом (помощником) и тьютором. Рассмотрим, чем отличаются их задачи.

Тьютором называют педагога (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761Н), которому поручается организовать индивидуальную работу с учеником и осуществлять сопровождение педагогического процесса. Назначение тьютора производится ПМПК и только в отношении некоторых категорий учащихся.

Адаптированная образовательная программа и адаптированная основная образовательная программа

Претенденту на эту должность необходимо обладать дипломом университета по специальности «Образование и педагогика» и педагогическим стажем не менее 2-х лет.

На ассистента (помощника) возлагаются задачи технического характера. Он должен сопровождать подопечного с ОВЗ до учебного учреждения, помогать ему ориентироваться и передвигаться внутри здания, вести записи и прочее. Ассистентом можно назначить человека, работающего помощником воспитателя или младшим воспитателем (Письмо Минпросвещения РФ 27.08.2021 № АБ-1362/07).

Пройдите on-line курс по теме со скидкой от 40%

Читайте также:
Программа для стиральной машины LG Smart diagnosis

Выполнять обязанности ассистента, помогающего ребенку с ОВЗ в школе, может человек, имеющий аттестат о среднем образовании и сертификат об окончании специализированного обучения (в соответствии со стандартом Минтруда).

Варианты программ ОВЗ в школе по ФГОС

Стандарт предусматривает разные программы для детей с ОВЗ в школе. Разберем их подробнее. Подходящий вариант программы подбирают, следуя рекомендациям ПМПК. Ребенка могут переводить на другую программу в соответствии с его развитием.

Купите со скидкой 40%

Пройдите курс повышения квалификации «Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, имеющими расстройства
аутистического спектра в условиях реализации ФГОС ДО»
всего за 990 рублей

Удостоверение установленного образца
Старт учебы в день оплаты
Уже скачали 8673 человека

Обучение по первому варианту предполагает отсутствие создания для ребенка с ОВЗ специальных условий в школе. Он посещает уроки, как все другие ученики. Для удовлетворения особых образовательных потребностей с ним проводится внеклассная работа.

Образовательная программа для детей с ОВЗ. Вариант 1
Какое образование получит ребенок с ОВЗ Дети с ОВЗ обучаются по программе, одинаковой для всех учеников
Тип школьной программы В дополнение к основной образовательной программе с ними проводят коррекционные занятия. Если необходимо, обучение ведется по индивидуальному учебному плану (ИУП)
Срок обучения Совпадает со сроками обычного учебного года
Как организовано обучение Дети с ОВЗ наравне со всеми участвуют в школьной жизни
Меры по организации образовательного пространства Если имеются специфические ограничения здоровья, то используют современные информационные технологии, а рабочее место ученика снабжают специальными устройствами
Аттестация ГИА (ЕГЭ) – дети проходят тестирование с использованием специальных форм в соответствии с категорией программы для учеников с ОВЗ
Наличие спецусловий Обязательно и систематически дети получают специальную помощь
Выдача аттестата Ученики с ОВЗ получают стандартный аттестат о среднем образовании

Образовательная программа, соответствующая 2-му варианту, предполагает снижение уровня сложности и дополнение учебного плана коррекционно-развивающими уроками. Детям дают знания не только по традиционным предметам, но обучают обычным жизненным навыкам.

Образовательная программа. Вариант 2
Какое образование получит ребенок с ОВЗ Уровень образования у детей с ОВЗ по окончании средней школы должен быть сопоставим с тем, что получают здоровые дети
Тип образовательной программы 1. Дети обучаются по адаптированной программе образования (инклюзивное обучение, организованное в школе), которая может быть изменена: предлагается несколько учебных планов или полностью индивидуальный (ИУП).

2. Предлагается пройти обучение по адаптированной образовательной программе в специализированном учреждении.

По обучающей программе 3-го типа могут получать образование дети, имеющие основное нарушение (глухота, слабый слух, поздняя потеря слуха, слепота, слабое зрение, нарушения опорно-двигательной системы, легкая степень аутизма) плюс некоторое отставание интеллектуального развития.

Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе

pdf

Как учителю работать со сложными детьми

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Таким детям в первую очередь необходимо привить навыки самообслуживания, а академические знания отходят на второй план.

Образовательная программа. Вариант 3
Какое образование получит ребенок Уровень образования ученика с ОВЗ на момент окончания школы будет заведомо ниже, чем у здоровых детей
Тип образовательной программы 1. Дети обучаются по адаптированной программе образования (инклюзивное обучение, организованное в школе), которая может быть изменена: предлагается несколько учебных планов или полностью индивидуальный (ИУП).
Читайте также:
Программа внутреннего контроля пример

2. Предлагается пройти обучение по адаптированной образовательной программе в специализированном учреждении.

Образование по 4-му варианту предлагается при нарушениях умственного развития, которые считаются умеренными или тяжелыми. Эта рабочая программ с детьми ОВЗ в школе, называемая СИПР (специальная индивидуальная программа развития), разрабатывается с учетом потребностей и возможностей ребенка.

Образовательная программа. Вариант 4 (Д)
Какое образование получит ребенок Уровень образования зависит от состояния умственного развития, так как данная категория объединяет детей, имеющих множественные и сложные нарушения
Тип образовательной программы Детей обучают по адаптированной образовательной программе, основанной на индивидуальном учебном плане (ИУП). Иногда уровень академического «компонента» ограничивается для ребенка с ОВЗ программой начальной школы, главное – обучить основным жизненным компетенциям
Срок обучения Увеличенные сроки прохождения программы, определенные Стандартом для всех групп учащихся
Как организовано обучение Возможно использование совместного обучения с другими детьми, в отдельном классе или специализированном учреждении. Иногда детей переводят на домашний вид обучения (семейное образование)
Меры по организации образовательного пространства Необходима специальная организация образовательного пространства и рабочего места ученика. Они адаптируются в соответствии с индивидуальными возможностями детей с ОВЗ
Аттестация Без аттестации
Создание спецусловий В обязательном порядке. Может быть реализована сетевая форма взаимоотношений, когда привлекаются образовательные и другие ресурсы
Получение документа об образовании Ребенок получает свидетельство о прохождении обучении

Структура программы ОВЗ в школе

Остановимся подробнее о переводе ребенка на адаптированную образовательную программу, что это такое и для кого она предназначена. Из названия уже понятно, что это обучающая методика, которая адаптирована для детей с ОВЗ разной степени.

Программа ОВЗ в школе

Образовательные организации разрабатывают адаптированные образовательные программы (АОП) на основании ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) с учетом нарушений, имеющихся у детей с ОВЗ. Основная образовательная программа таким образом подстраивается под насущные потребности и возможности разных категорий учащихся.

Источник: solncesvet.ru

Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Литература: [53].

Найдено научных статей по теме — 10

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Адаптированные программы

Архипова Елена Филипповна

К вопросу разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования

Квасова Анастасия Юрьевна

Статья посвящена проблеме разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

Способы оценки личностных результатов обучения по адаптированной основной образовательной программе

Зволейко Елена Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья регламентирует три вида результатов освоения адаптированной образовательной программы.

Источник: didacts.ru

Адаптированная программа это определение

Недавно Ольга Владимировна Бережнова, заведующая кафедрой развития образования, заведующая лабораторией проблем развития дошкольного образования региона БУ ОО ДПО «Институт развития образования», провела вебинар «Реализация ФГОС ДО: актуальные проблемы современной дошкольной образовательной организации». После вебинара в редакцию поступило немало вопросов о составлении адаптированной программы в рамках ФГОС ДО. Ольга Владимировна ответила на актуальные вопросы.

Читайте также:
Лучшие программы для обхода блокировки сайтов

Есть ли методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?

Как не путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа»?

Есть два понятия: «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная основная образовательная программа». Важно понять следующее:

Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная образовательная программа.

Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например, это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.

То есть это две разные программы. Руководителям необходимо определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента разрабатывать программы.

На что опираться при составлении адаптированной программы?

К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой, которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования на сайте ФИРО.

Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования. Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки — зависит от контингента детей.

Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и работайте по ней» невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например, можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.

Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни одна из них не включена сейчас в навигатор.

Об индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы

Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно, рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать адаптированную образовательную программу.

Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них обязательно составляется индивидуальная образовательная программа. Здесь нет никаких расхождений.

Введение ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ

С 1 сентября 2016 года планируется введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ.

Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ. Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.

Также обстояло дело с государственной программой «Доступная среда». Сначала она была реализована в общеобразовательных учреждениях, а потом вышла на уровень дошкольного образования. Так что всё ещё впереди.

Источник: vpedu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru