Создание в МОУ ДОД ЦДОД «Уникум» гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ, детей-инвалидов с целью раскрытия творческого потенциала ребёнка с ограниченными возможностями через предметно-практическую деятельность в рамках занятий в детских объединениях, создание модели адаптивного Центра дополнительного образования детей, обеспечивающего успешную социализацию, профессиональную ориентацию выпускников в современном обществе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Практика разработки (проектирования и конструирования) дополнительной общеразвивающей программы
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе» »
Паспорт Программы
Адаптированная образовательная программа дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов «Мы вместе»
Основания для разработки Программы
- Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Областная целевая программа «Доступная среда» 2011-2015 г.г.
- План мероприятий развития образования городского округа город Буй на 2014 г., утвержденный Постановление Администрации городского округа город Буй от 28.1013 г. №1028.
- Устав МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».
- Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
- Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения Центра для организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- Совершенствование системы кадрового обеспечения.
- Федеральный Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Областная целевая программа «Доступная среда» 2011-2015 г.г.
- План мероприятий развития образования городского округа город Буй на 2014 г., утвержденный Постановление Администрации городского округа город Буй от 28.1013 г. №1028.
- Устав МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».
- Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на получение бесплатного образования;
- Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
- Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов;
- Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения Центра для организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе и по индивидуальным образовательным маршрутам с выходом на дом.
- Совершенствование системы кадрового обеспечения.
- Сроки реализации Программы — 2014-1017 учебный год
- 1 ступень – начальная школа, адаптированные программы детских объединений.
- 2 ступень – среднее и старшее звено, дистанционные элективные курсы и профили.
- Основные направления Программы
- Формы проведения занятий в дополнительном образовании с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.
- Ступени реализации адаптированной программы.
- Заключение договора о сетевом взаимодействии с ОГКОУ «Буйская школа-интернат».
- Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.
- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
- Разработка и реализация образовательной программы «Тестопластика для детей с ОВЗ» художественно-эстетической направленности. (Приложение № 1)
- Разработка и реализация образовательной программы «Окно в природу» биолого-экологической направленности. (Приложение № 2)
- Расширение рамок образовательных программ привлечением детей с ОВЗ к темамическим мероприятиям таким как «День здоровья», Муниципальные конкурсы и выставки, проводимые Центром «Уникум», посещение мастер – классов, выставок в «Доме ремесел», различные экскурсии, конкурсы, викторины.
- Планируется разработка дистанционных элективных курсов для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
- Привлечение учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов на профильное обучение.
- Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.
- Использование информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Риски Программы
Возможные риски Пути выхода Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья. Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций педагога; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации. Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса. Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации. Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья. Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты. Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм. Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ – технологий. Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных) Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ. Повышение квалификации педагогических работников на платной и бесплатной основе. Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне. Отсутствие необходимой мотивации для повышения качества работы. Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья. Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов. Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты и т. п.) . - Ожидаемые результатыреализации Программы
- Построение модели адаптивного Центра, обеспечивающей равный доступ к услугам дополнительного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом меняющегося контингента учащихся
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого учащегося на основе использования инновационных, дистанционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование Центра как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную профориентацию и самореализацию.
- Создание здоровых и безопасных условий дополнительного образования детей.
- Укрепление кадрового потенциала Центра, совершенствование системы повышения квалификации педагогов Центра.
- Заместитель директора по УВР МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»
- Педагоги дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН2.4.4.3172-14от 4 июля 2014 г. N 41
Источник: kopilkaurokov.ru
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Город мастеров
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» является адаптированной, она разработана для детей 8-10 лет с ограниченными возможностями здоровья, категория — «дети с лёгкой степенью умственной отсталости» и направлена на развитие интересов и потребностей детей с ОВЗ к конструкторской деятельности и инженерно-техническим технологиям.
28 января 2021
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах.
Бесплатные вебинары. Лицензия.
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово Волгоградской области
Международный конкурс программ внеурочной деятельности
Тема работы: Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
должность педагог дополнительного образования
преподаваемый предмет кружок «Дизайн игрушки»
Муниципальное казённое учреждение
«Центр детского творчества»
городского округа город Фролово
Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Город мастеров»
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Ерохина Н.Е.
педагог дополнительного образования
I .Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы — техническая.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город мастеров» является адаптированной, она разработана для детей 8-10 лет с ограниченными возможностями здоровья, категория — «дети с лёгкой степенью умственной отсталости».
Программа разработана в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы современного законодательства Российской Федерации в области образования, а также с учетом требований к адаптированной программе дополнительного образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (утверждён приказом МОиН РФ от 19.12.2014 №1599);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р»);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28.
- Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № Р-93 от 09.09.2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от3 сентября 2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Адаптированная программа направлена на развитие интересов и потребностей детей с ОВЗ к конструкторской деятельности и инженерно-техническим технологиям. Моделирование и конструирование технических объектов, технических игрушек — это познавательный процесс, который обогащает учащихся общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в технической области.
Актуальность программы обусловлена потребностью детей с ОВЗ, их родителей:
-в повышении уровня психических, физических, интеллектуальных способностей учащихся с умственной отсталостью;
— в получении учащимися начальных политехнических знаний и навыков, применении их в творчестве и повседневной жизни;
— в развитии мотивации детей с ОВЗ к научно-исследовательской и конструкторской деятельности;
— в адаптации и социализации учащихся данной категории в обществе;
— в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Педагогическая целесообразность программы з аключается в применении технологий, методов, приёмов и форм обучения, адекватных возможностям и потребностям учащихся с ОВЗ : технологии КТД, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ТРИЗ и метод проектов.
Дети с умственной отсталостью характеризуются нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Занятия техническим творчеством способствуют решению данных проблем и корректируют нарушения развития. В процессе конструирования и моделирования игрушек, изготовления простейших макетов развиваются интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление учащихся, прививаются практические навыки работы со схемами и чертежами, отрабатываются навыки безопасной работы с инструментами, развивается мелкая моторика рук. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач. Практическая значимость и доступность выполняемых поделок, индивидуальный подход способствуют позитивному отношению детей к занятиям по программе, помогают приобрести чувство уверенности и успешности, найти в себе желания творить, фантазировать и реализовывать свои творческие возможности.
Участие детей с ОВЗ в конкурсах, выставках, акциях, коллективных работах, предусмотренных программой, помогает их социализации, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, обеспечивает полноценное участие в жизни общества.
Отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих программ:
- адаптированапод запросы детей с лёгкой степенью умственной отсталости с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
- ориентирована на создание условий для развития творческих способностей учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости в технической области;
- изучение народных традиций и региональных особенностей осуществляется в тесной взаимосвязи с современным дизайном и техническим моделированием;
- вариативность в выборе практического материала, технологий, в зависимости от возможностей здоровья ребёнка, позволяет дополнять ее новыми разработками в области моделирования и конструирования;
- указанный в программе учебный план не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
- в программе заложены тесные межпредметные связи (математика, черчение, окружающий мир, технология);
- программа практико-ориентированная;
- для получения дополнительной информации программа предполагает использование интернет – ресурсов;
- в программу в качестве компонента учебного плана включен дистанционный модуль на 12 часов. Дистанционный модуль реализуется:
— с целью обеспечения доступности дополнительного образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющих возможности посещать образовательное учреждение;
— с целью обеспечения возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина, неблагоприятных погодных условий.
Учебные занятия дистанционного модуля проводятся в режиме онлайн.
Адресат программы — учащиеся 8-10 лет с лёгкой степенью умственной отсталости, IQ в пределах 50–69 баллов . Условия набора в объединение: принимаются все желающие дети в возрасте 8-10 лет, которым нравится заниматься техническим творчеством, с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
У детей данной категории снижена познавательная активность. Инструкцию взрослого они не всегда понимает с первого раза. Темп работы неустойчивый, процессы возбуждения и торможения разбалансированы, работоспособность низкая, мелкая моторика развита на низком уровне. Замедлен темп психических процессов, их подвижность и переключаемость слабая.
Внимание неустойчивое, наблюдается снижение концентрации, избирательности и распределения внимания, повышена отвлекаемость и утомляемость. Продуктивный период внимания составляет 15 — 20 минут. Память имеет неустойчивый характер, преобладает кратковременная, зрительная память, вербальный материал запоминается с трудом. У детей недостаточно сформированы основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация), преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление нарушено . Отмечаются трудности в организации поведения и деятельности. Уровень учебной мотивации средний.Навыки самообслуживания сформированы достаточно.
Количество учащихся в группе – 12-15 человек.
Уровень программы, объём и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа разноуровневая: первое полугодие – стартовый уровень, второе полугодие – базовый.
Объём программы – общее количество часов по программе – 72.
Срок реализации программы –программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения – очно-дистанционная.
Режим занятий — занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу или один раз в неделю по 2 академических часа.
Особенности организации образовательного процесса
Для обеспечения возможности освоения учащимися адаптированной программы применяется сетевая форма взаимодействия с основной общеобразовательной школой.
Для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся в образовательном процессе используются ресурсы школы, в том числе ее материально-техническая база.
Адаптированная программа реализуется в отдельном классе. Состав группы постоянный.
Программа предусматривает различные формы проведения занятий: практические занятия, творческие проекты, лабораторные работы, мастер-классы, соревнования, экскурсии, беседы, конкурсы.
Формы организации учащихся на занятии: групповая, фронтальная. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Большая часть занятия отводится на практическую работу. Через каждые 15 минут проводятся динамические паузы. В начале каждого занятия особое внимание уделяется вопросам безопасной работы с режущим инструментом, клеем, бумагой.
Отрабатываются приемы работы с различными инструментами и материалами. Систематически актуализируются ранее сформированные знания и умения. Используются преимущественно позитивные средства стимуляции деятельности и поведения учащихся
Цель программы
Создание условий для творческого и личностного развития учащихся с ОВЗ через овладение навыками технического конструирования, обеспечение успешной социализации в обществе.
Задачи программы
- научить учащихся работать с чертежными и рабочими инструментами;
- научить учащихся моделировать и конструировать изделия, макеты в соответствии с их физическими и психическими возможностями;
- научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, картоном и пластилином;
- научить безопасной работе инструментами и приспособлениями, предусмотренными в программе;
- обучить поиску дополнительной информации из доступных источников
- формировать стремление сделать – смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при изготовлении различных поделок;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- формировать умение работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
- воспитывать уважение к народным культурным ценностям и национальной культуре.
Источник: www.uchmet.ru
Адаптированная дополнительная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья художественной направленности «Мастерилка»
Мир творчества, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки.
Программа «Мастерилка» вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
1. Программа построена с учетом «Концепции модернизации дополнительного образования», «Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ (с изменениями на 2018-2019 год)
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»» .
1. Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19.;
2. Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»;
4. Письмо Минобрнауки РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающегося в УВП в условиях модернизации образования»;
5. Письмо Минобрнауки РФ от 23.03.2000 № 27/90-6 «О псих.-мед.-пед. консилиуме образовательного учреждения»
6. Новая редакция федеральных требований к образовательным программам (от 11.12.2006).
Программа дополнительного образования детей с ОВЗ — это совместная деятельность; сотворчество, которое помогает детям с ограниченными возможностями здоровья вхождению в социум. В процессе подобной деятельности формируется то, что современная наука называет отношенческим результатом. Важно, чтобы нуждающиеся в помощи, верили в свои возможности и реализовывали их, а те, кто способны помочь, понимали, что важны не слова жалости, а «отношения на равных» и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Модульная адаптированная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность, которая обладает целым рядом уникальных возможностей для распознавания, развития общих и творческих способностей, для обогащения внутреннего мира обучающихся.
Программа имеет художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании детей с ОВЗ. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерилка»– рассчитана на 1 год обучения, 72 часа, учащихся в возрасте 9 лет.
Данная программа рассчитана на 72 часов в год обучения (общее количество часов – 72 часа). Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 2 занятия продолжительностью 30 минут каждое с перерывом 15 минут.
Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности, а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.
Программа «Мастерилка» посвящена работе с бумагой. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов).
Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой — складывание, вырезание, плетение — не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. На занятиях в процессе создания декоративных изделий обучающиеся используют и на практике применяют знания, полученные на школьных уроках по изобразительному искусству, технологии, математике.
Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.
Актуальность . Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и развивает интерес к творческой деятельности.
В процессе деятельности развивается:
— Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
— Сенсорное восприятие, глазомер;
— Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца);
— Художественные способности и эстетический вкус;
— Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
— Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
— способствует овладению навыками культуры труда, усидчивости и добросовестности, что особенно важно для обучения в школе.
Новизна п рограммы для детей с ограниченными возможностями здоровья» опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Творческая реабилитация — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Вполне очевидно, что дети, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются .
Необходимо помнить, что дети-инвалиды – это дети «особой заботы». Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Данной программы заключается работа с разными материалами, большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится .
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в ребенке интерес к творчеству
Инновационность программы: В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.
Инновационная педагогическая технология – это системный процесс целенаправленного воздействия на обучаемого, направленный на удовлетворение всей совокупности его потребностей. Современные педагогические технологии характеризуются тем, что:
- обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;
- обогащают представление преподавателей и обучающихся об образовательной деятельности;
- формируют компетенции у будущих специалистов; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях;
- являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;
- ориентированы на стимулирование творческого потенциала обучающихся.
Адресат программы: Программа рассчитана для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, возрастная категория – 9 лет, имеющего различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающего минимальными знаниями в области художественной направленности.
Объем программы: 1 год, 72 учебных часа, необходимых для освоения программы, запланировано на весь период обучения.
Форма обучения: индивидуальная
· Художественная направленность ;
Формы организации деятельности:
Кроме того, предусмотрено активное участие в подготовке и проведении акций, мероприятий, участие в конкурсах разного уровня. Занятия по программе проводит педагог дополнительного образования.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью два академических часа с перерывом 15 минут.
Общее кол-во учебных часов в год: 72 часа , по 2 часа в неделю , 36 учебных недель.
Уровень программы: базовый.
Цель программы – Создание коррекционно-воспитывающей среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание социально-педагогической помощи данной категории обучающихся.
Личностные:
Сформировать эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознанность своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества ; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
Развить способности к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Сформировать навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Способствовать формированию у обучающегося определенного уровня знаний и умений в соответствии с его физиологическими и психологическими особенностями.
Метапредметные:
Развить умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
Сформировать желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства;
Сформировать мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Сформировать способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные:
Развить понимание и значение искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей и их отличительные особенности.
Сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности, характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Источник: znanio.ru