это образовательная программа,
адаптированная для обучения
воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи) с учетом особенностей
их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и
обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию
указанных лиц (№273 –ФЗ гл.1 ст.28),
разрабатываемая, утверждаемая и
реализуемая:
3. Задачи по реализации Программы
охрана и укрепления физического и психического здоровья детей с
нарушениями речи, в том числе их эмоционального благополучия;
создание благоприятных условий развития детей с речевыми нарушениями в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
объединение обучения, воспитания и коррекции в целостный образовательный
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
формирование общей культуры личности детей с речевыми нарушениями, в
том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
4. Задачи по реализации Программы
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
создание условий для устранения речевых недостатков у дошкольников
старшего возраста с общим недоразвитием речи и выравнивания их речевого и
психофизического развития, всестороннего гармоничного развития;
предупреждение возможных трудностей в усвоении общеобразовательной
программы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших
дошкольников, и обеспечения равных стартовых возможностей воспитанников
при поступлении в школу;
обеспечение эмоционального
содержания образования и
образовательного процесса;
освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с
возрастными нормативами.
благополучия посредством интеграции
организации взаимодействия субъектов
5. Виды детской деятельности для реализации задач Программы
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды
игры
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира
и экспериментирования с ними)
восприятие художественной литературы и фольклора
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал
изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах)
двигательная (овладение основными движениями)
6. Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы
полноценное проживание ребенком с ТНР всех этапов детства,
обогащение (амплификация) детского развития
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка с ТНР
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка с
ТНР полноценным участником (субъектом) образовательных отношений
поддержка инициативы детей с ТНР в различных видах деятельности
сотрудничество детского сада с семьей
приобщение детей с ТНР к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка с ТНР в различных видах деятельности
возрастная адекватность дошкольного образования
учет этнокультурной ситуации развития ребёнка с ТНР
принцип междисциплинарного подхода
7. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. С
целью определения уровня развития ребенка и определения
дальнейшего образовательного маршрута может проводиться
педагогическая диагностика воспитателем и учителем-логопедом в
форме наблюдения за детьми во время образовательной и
самостоятельной деятельности с фиксацией полученных
результатов в специальном журнале. Эти результаты используются
только для планирования индивидуальной коррекционноразвивающей работы с ребенком и дальнейшего планирования
образовательного процесса.
8. Особенности осуществления образовательного процесса: области, выделенные в содержании Программы
9. Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ТНР
своевременное обследование детей;
рациональное составление расписания фронтальных,
подгрупповых и индивидуальных форм коррекционноразвивающей деятельности;
планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
наличие программного обеспечения и в соответствии с ним
планов фронтальных форм коррекционно-развивающей
деятельности;
оснащение процесса необходимым оборудованием и
наглядными пособиями;
совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими
специалистами и родителями.
Источник: ppt-online.org
Адаптированная программа с тяжелыми нарушениями речи – что это?
Сегодня мы продолжим тему речевых нарушений. И поговорим о том, что такое адаптированная программа с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Согласно российским законам, дети с установленными ТНР обладают ограниченными возможностями здоровья. А значит, должны обучаться в детсаду по адаптированной программе.
Полезная литература для тех, кто работает с детьми с ТНР
Для начала – пара полезных пособий, которые я нашла в книжных интернет-магазинах. Они призваны помочь логопедам, воспитателям, педагогам, родителям в коррекционной работе. Некоторые развивают речь, другие направлены на формирование физической и двигательной активности ребенка.
Сначала несколько вариантов общих программ и конспектов:
- «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР» . Обоснованная, целостная модель обучающего процесса для работы с детсадовцами 3-7 лет. Можно брать и пользоваться.
- Сборник «Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам НОО обучающихся с ТНР» . Еще один взгляд на учебную программу деток с особенностями речи.
- «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с ТНР» . Если прошлых двух изданий недостаточно, можно рассмотреть этот вариант.
Далее пойдем от общего к частному:
- «Формирование звукопроизношения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» – о том, как поставить согласные звуки.
- «Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи» – полезное прикладное пособие о том, какие есть особенности при работе с плохо говорящими детками. О том, как «настроить» правильное произношение, обогатить словарный запас.
- Пособие «Решение коррекционных задач в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» . Книжка 2-в-1: одновременно и коррекционная работа, и знакомство с предметами народного быта, расширяющее кругозор.
Ребенка с нарушениями речи обязательно развивать физически. С помощью музыки, работы над дыханием, гимнастики, разных упражнений и игр. Это действительно помогает улучшить состояние здоровья, кровообращение в организме, повысить заинтересованность малыша в занятиях. И, конечно, поставить артикуляцию, научить слушать. Пара хороших пособий об этом:
- «Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3-7 лет» . О том, как создать оптимальные условия для укрепления систем организма. Без этого педагогический процесс будет неполным
- «Коррекция двигательных и речевых нарушений у детей с ТНР методами физического воспитания» . Конспекты занятий с примерами разнообразных игр, музыкальных и других занятий.
Что такое адаптированная программа. Принципы составления
Ранее уже вышло несколько статей на тему речевых проблем у дошкольников. О ТНР у детей и необходимости работать с ними можно почитать здесь. «Вкусная» статья о корректирующей артикуляционной гимнастике со сладостями – здесь. Сегодня продолжим тему. Побеседуем о том, что собой представляет адаптированная программа обучения деток с ТНР. А также как она составляется и что в нее входит.
Как я уже писала, адаптированная программа – та, по которой с конкретным ребенком (детьми) будут заниматься в конкретном учебно-воспитательном заведении. Что учитывается при ее составлении?
Четыре важные вещи:
- Примерная программа по преодолению речевого недоразвития, утвержденная Минобразования. Чаще не одна, а сразу несколько. Примерных программ – великое множество. Есть под редакцией Нищевой, Филичевой, Вераксы и других авторов. Из них выбирается все самое нужное и полезное.
- Опыт коррекционно-компенсирующей работы в данном дошкольном учреждении.
- Потребности и возможности воспитанников. В том числе возрастные, по состоянию здоровья, способности концентрировать внимание и т.д.
- Инновационные технологии.
Адаптированная программа допускает вариативность. То есть темы и наполненность занятий могут меняться в зависимости от потребностей учеников. Такой откорректированный вариант называется рабочей программой педагога. Как видите, документации много, но вся она необходима.
Состав адаптированной программы должен соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) дошкольного образования. В документе должны быть следующие разделы и подразделы:
- Постановка коррекционных задач. Среди последних – адаптация детей с ТНР, рекомендации родителям, психолого-педагогическая помощь ребенку по индивидуальному плану и т.д.
- Основные направления работы.
- Средства, через которые будет формироваться говорение и слушание ребенка. Это называется фонетико-фонематическая (слушательная) и лексико-грамматическая (говорительная) стороны.
Отражаются в программе и прочие моменты. Традиционно, это актуальность составления документа (важность правильной речи), особенности и принципы программы. Надо прописать запланированные результаты к определенному возрасту. А также саму последовательность образовательной и развивающей работы. Это самое важное.
Документ получается длинным, до 100 страниц в ворде.
Что еще важно знать?
Согласно российскому закону об образовании, ТНР причисляют к ограниченным возможностям здоровья (ОВЗ). Все дети с ОВЗ должны в детском саду обучаться по адаптированной программе. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) может дать рекомендации и направить ребенка:
- В комбинированную (инклюзивную) группу ДОО. Тогда он будет обучаться по адаптированной образовательной программе (АОП).
- В компенсирующую группу. Тогда он будет учиться по адаптированной основной образовательной программе (АООП).
Тут речь заходит об инклюзивном образовании. Обучение деток с нарушениями речи в обычных детсадах и школах – это именно оно. Процесс адаптации такого ребенка в ДОУ часто сложен. И нам сложно. Нам работать и работать над тем, чтобы научиться помогать адаптировать и социализировать малышей с особенностями.
Кстати, наиболее распространенная категория малышей с ОВЗ в ДОО – именно дети с ТНР. С алалией, афазией, дизартрией, тяжелым заиканием, общим недоразвитием речи. К сожалению, сейчас это не редкость.
Если малыш с ТНР посещает обычный садик, то адаптированная программа действует наравне с общей развивающей. То есть ребенок ходит на занятия со всеми детьми по общей программе. Однако ему уделяется дополнительное внимание по коррекционной. Чем больше успехов будет в детсаду, тем больше вероятность, что маленький человечек адаптируется.
При составлении адаптированной программы и проведении занятий важно помнить один момент. Нужно поддерживать детскую инициативу, заинтересовывать и развивать познавательные интересы ребенка. Сказать просто, сделать сложнее. Для ребенка с ТНР эти занятия – труд, он устает и изматывается. Конечно, играют роль опыт педагога, практика, педагогическое чутье.
В качестве заключения…
По сути, адаптированная программа – как курс для космического корабля. Она описывает, куда идти и как идти. А логопед или преподаватель – капитан, следующий «космическим картам» (помните песню «14 минут до старта»?). Как он поведет, так далеко корабль долетит. Но результат зависит и от корабля, правильно выбранного курса, помощников капитана.
Коррекционные программы составлялись всегда. Во времена советского образования тема ТНР хорошо прорабатывалась. Задача современных педагогов – учесть накопленную практику. Но создать программу, которая учтет современные достижения.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Источник: metodbv.ru
Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Проведение коррекционных занятий по программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) — важная составляющая образовательного процесса специальных учебных заведений, учебно-реабилитационных центров, интегрированных и инклюзивных классов для детей с ЗПР, которая призвана способствовать целенаправленному совершенствованию языковых, речевых и социально-коммуникативных умений и навыков в указанной категории детей.
Развитие детей с тяжелыми нарушениями речи
Тяжелые речевые дефекты (детская афазия, моторная и сенсорная алалия), вызванные локальными впечатлениями головного мозга, сопровождаются специфическими особенностями формирования интеллектуальной деятельности ребенка. Это проявляется в диспропорциональном развитии некоторых высших психических функций (вербального и невербального мышления, зрительной и слухоречевой памяти, состоянии импрессивной и экспрессивной речи) и в снижении темпов психического развития в целом.
Формирование речевых навыков в дошкольных заведениях
Для устранения дефектов была разработана специальная образовательная программа для детей с ТНР.
Коррекция тяжелых нарушений речи
Направления коррекционного обучения на подготовительном этапе:
- действия по упорядочению ряда анализаторов — слухового, зрительного, смыслового, двигательного, речедвигательного;
- программы различных видов деятельности (предметная, творительная, изобразительная);
- развитие слухоречевой памяти, слухового внимания и контроля;
- развитие умственных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации предметов (на невербальном, а в дальнейшем и вербальном материале);
- развитие кинестетического анализа в процессе репродуктивного воспроизведения звуков речи с опорой на зрительное восприятие артикуляции;
- организация наблюдений ребенка за разными сторонами речи (морфологической, синтаксической, просодической, произносительной, интонационной) и практическое выделение слов, грамматических морфем, фонем в процессе восприятия речи.
Основной этап. На этом этапе проводится формирование экспрессивной речи.
- Формирование экспрессивного словаря путем соотнесения имеющихся у ребенка звуковых образов слов с движениями с опорой на зрительное восприятие и кинестетические ощущения. В дальнейшем развитие звукового анализа слова с использованием названых опор и параллельное обучение ребенка грамоте.
- Формирование грамматических стереотипов словоизменения и парадигм склонения.
- Сочетание звуков в слоги, слов в слова, слова в структурные предложения.
- Развитие качественной связной речи.
Значение сенсорного развития
Подготовка детей к школе включает:
- Расширение знаний и представлений об окружающей среде.
- Развитие активной познавательной деятельности.
- Развитие интеллектуальных умений анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации предметов на вербальном материале, который предъявляет педагог.
- Увеличение объема импрессивного вещания за счет расширения: смысловой структуры слова и его понятийной соотнесенности, его синтаксического значения, уточнения семантики грамматических морфем и разных типов синтаксических конструкций.
- Обучение элементарным математическим знаниям, изобразительной деятельности, конструированию по специальным методикам.
- Подготовка к овладению грамотой.
Логопедическая работа с ТНР
Основная задача адаптированной программы для логопедической группы с тяжелыми нарушениями речи направлена на проведение коррекционной и развивающей работы с детьми, учитывая их особенности развития. Работа проводится в нескольких направлениях:
- коррекция;
- профилактика;
- развитие детей.
Логопед после проведения психологической диагностики определяет причину и уровень нарушения речи. После чего подбирает ряд специальных заданий, которые позволят построить правильную словообразную деятельность.
Работа проводится в 5 направлениях:
- «Речевое» – пополнение словарного запаса, тренировка фонематического восприятия, формирование правильного речевого строя и прочее;
- «Познавательное» – мышление, внимание, память;
- «Художественно-эстетическое» – привлечение музыкальных, художественных произведений.
- «Социально-коммуникативное» – навыки общения и работы в коллективе за счет применения игровых форм деятельности;
- «Физическое» – моторика, мимическая мускулатура, речевое и физиологическое дыхание.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Методики при тяжелых нарушениях речи
Для достижения поставленных задач при тяжелых нарушениях речи используются специальные методики:
- словесные;
- практические;
- наглядные.
Методики работают только при комплексном подходе. Начальный этап коррекции подразумевает проведение практических и наглядных методик, с минимальным привлечением словесной.
Упражнения для детей с ТНР
Дефектологи-логопеды в работе часто используют упражнения для детей с кинетическим песком. Занятия могут проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой.
Организация обучения детей направлена на выполнения следующих задач:
- развитие разных форм моторики;
- стимуляция развития речи по слогам;
- связное речевое развитие;
- постановка правильного произношения звуков;
- развитие представлений о фонетике;
- стимулирование постановки диафрагмального дыхания.
Среди самых популярных упражнений:
- «Необыкновенные следы» – надавливание пальцами, ладошками и кулачками на песок для имитации следов разных животных.
- «Что под песком» – выбирается яркая тематическая картина, засыпается тонким слоем песка, ребенок должен набрать воздух через нос, и выдохнуть ртом, сдувая песок с поверхности картины.
- «Спрячь ручки» – ребенок должен спрятать ладошки в песок в период, когда слышит определенное слово, звук, слог.
- «Клад» – в чаше с песком прячутся разнообразные фигурки, необходимо найти их и классифицировать по характеристикам.
Такие упражнения являются самыми эффективными в период обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Задания для детей с ТНР
Все занятия в процессе образования детей с ТНР проводятся в игровой форме, а для того, чтобы сконцентрировать внимание, сохранить их интерес и минимизировать уровень утомляемости проводится частая смена игровой деятельности.
Использование зеркала в занятиях
Продолжительность занятия обычно варьируется от 10 до 25 минут. Для максимального достижения успеха недостаточно работы педагогов и логопедов, необходимо дополнительно дома создавать развивающую среду и выполнять тщательно все «домашние задания».
Задания для детей дефектолог подбирает индивидуально. При ТНР проводятся следующие направления занятий по коррекции:
- память, наблюдательность, внимание;
- связная речь;
- словарный запас;
- артикуляционный аппарат;
- логоритмика;
- мелкая моторика;
- дыхательная гимнастика.
АООП для школьников с тяжелыми нарушениями речи
АООП – адаптированная основная образовательная программа.
Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи для дошкольников направлена на решение следующих стратегических и тактических задач:
- совершенствование навыков слушания (понимание) текстов диалогического и монологического характера;
- формирование навыков ведения диалога;
- развитие монологической речи путем упражнения в построении произведений-рассказов, произведений-описаний;
- упражнения в подробном и выборочном пересказе текстов разных стилей и жанров речи;
- развитие умений целостного восприятия, понимания и интерпретации текстов;
- присвоение ценностных ориентаций в общении.
АООП для детей с ТНР – отзывы
Основная часть отзывов взята с форума https://www.u-mama.ru/forum/kids/schoolboy/198256/.
Положительные | Отрицательные |
Сын до 3 лет молчал, пошли в сад и начали работать усиленно с логопедом по индивидуальной программе, было все: и домашние задания, и требования по обеспечению специальной развивающей среды, а мы, как родители, все упорно выполняли. Сейчас сынуля учится в 5 классе, и он спокойно выражает свои мысли словесно, ведет диалог и правильно строит речь. На данный момент, существуют уже мало заметные проблемы, но мы над ними работаем. (Ника) | Если работа по адаптированной программе не проводилась в дошкольном возрасте, в школе просто нереально решить речевые дефекты. Речевые основные навыки формируются у детей до 6 лет. Так что большинство родителей должны просто смириться, если ничего не предприняли до этого возраста (Юлия) |
У нас и в саду ввели логопедические групповые занятия, а с проблемными детками работают дополнительно индивидуально. И старшая дочь говорит, что у них в школе тоже начали практиковать. Она сейчас в 7 классе, и все они с удовольствием выполняют задания по сурдологии, упражнения с мимикой и дыханием. Подобного рода занятия полезны не только для детей с ЗПР, но и для здоровых, так как современная молодежь часто не может два слова связать, хотя физических проблем с речью они и не имеют. (Софья) | Каждая речевая задержка в обязательном порядке сопровождается и психологической, следовательно, просто занятий с логопедом-дефектологом будет очень мало, необходимо дополнительно задействовать занятия с психоневрологом и медикаментозную терапию. (Ольга) |
Применение разных методик, проведение интересных занятий и упражнений позволяет ребенка не просто увлечь (что очень сложно при диагнозе ЗПР), но провести эффективную коррекционную работу даже при тяжелой форме речевого дефекта. Единственное, у нас еще не все учебные заведения к данной практике готовы, но на любое новшество необходимо время. (Лидия Степановна) | Важно правильно подобрать учебное заведение, которое проводит логопедическую комплексную коррекционную работу, хотя таких учебных заведений сейчас крайне мало. Надеемся, что на детей с ЗПР наконец начнут активнее обращать внимание. (Рита) |
У нас в старшей садиковской группе 10 детишек с разными формами речевой задержки. У нас лично тяжелая, но дочурка уже через 4 месяца занятий начала демонстрировать успехи, пока только сопровождая жесты определенными звуками и отдельными слогами – но это уже огромнейший шаг. Да и работа в такой небольшой группе тоже намного плодотворнее, чем нахождение в специальном заведении (проходили на занятия год, и без существенных достижений) (Лилия) |
Вывод
ООП для детей с ТНР позволяет проводить коррекцию не только речевых навыков, но и психологических отклонений и физиологических, так как работа проводится комплексная с задействованием разнообразных форм и методик, начиная с дошкольного возраста.
Видео — Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Видео — Проведение коррекционной работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
Источник: autizmy-net.ru
Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т. С. Овчинникова
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Технология реализации педагогического мониторинга в дошкольных группах комбинированной направленности
К вопросу разработки адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
Специфика разработки адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДОО
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Исследование психолого-педагогической готовности работников дошкольной образовательной организации к работе в условиях инклюзивного образования
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи»
1. Логинова Е.Т. Формирование профессиональных компетенций у студентов укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» // Развитие профессиональных компетенций студентов педагогического и психологического направлений в условиях разноуровневой подготовки в университете: материалы Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конф. / под ред. Р.А. Самофала. — Череповец: ЧГУ, 2015.
2. Горбик Е.О. Актуальные вопросы организации системы высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014.
Т. С. Овчинникова
Теоретическое обоснование проектирования адаптированной общеобразовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи
С введением закона об образовании и внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) наметились существенные изменения стратегии и тактики организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО), направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. ФГОС ДО поставил перед педагогами новые задачи организации образовательного процесса в ДОО, решение которых позволит обеспечить:
• доступность и диверсификацию образовательных услуг для всех категорий детей, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• вариативность содержания образования на основе индивидуализации и дифференциации образовательных программ;
• реализацию требований к организации полифункциональной образовательной среды согласно образовательным потребностям воспитанников, обучающихся в ДОО.
Новые социальные условия, изменение контингента детей, высокий процент детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности делает актуальным поиск наиболее эффективных, экономически целесообразных направлений осуществления образовательного процесса в дошкольных учреждениях.
Согласно ФГОС ДО одним из документов, регламентирующих деятельность ДОО (помимо лицензии), является образовательная Программа, разрабатываемая педагогами ДОО. В статье 99 закона «Об образовании в РФ» провозглашено: «Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных организациях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе по специально для них разработанным адаптированным программам. ».
В практике коррекционно-педагогической работы с детьми ОВЗ традиционно используются коррекционные программы, составленные для детей одной из категорий дизонтогенеза. В настоящее время для обеспечения полноценного образовательного процесса в группах компенсирующей и комбинированной направленности необходима адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) как нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Введение ФГОС ДО и разработка АООП ДО — сложный и многоплановый процесс. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к его введению, научное и методическое сопровождение, включающее консультирование всех субъектов образовательного процесса.
При проектировании АООП в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) первостепенное значение имеют:
• организация профессиональной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений речи у воспитанников;
• единое образовательное пространство «ДОУ — семья», организация интегрированного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, специалистов, родителей).
Приоритетной деятельностью ДОУ в группах для детей старшего дошкольного возраста с ТНР является обеспечение детям равных стар-
товых возможностей для дальнейшего успешного обучения в школе, поэтому адаптация ООП согласно п. 1.6 ФГОС ДО осуществлялась в целевом, содержательном и организационных разделах ПООП.
Цель АООП: создание оптимальных образовательных и коррекци-онно-развивающих условий, максимально обеспечивающих развитие дошкольников с ТНР различного генеза, их позитивную социализацию, личностное развитие, развитие творческих способностей с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей, подготовка к жизни в современном обществе, обеспечение готовности к школьному обучению.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, определяемых ФГОС ДО и адаптированных для организации деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития.
Задачи организации образовательной деятельности (ФГОС ДО)
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
2. Обеспечение равных стартовых возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
6. Формирование общей культуры детей, ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.
8. Участие в развитии социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение развития детей, их мотивации и способностей на интегративной основе с учетом культурного и исторического наследия.
Задачи организации образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития
1. Одновременная целенаправленная психолого-педагогическая помощь.
2. Адаптация содержания образовательной деятельности в пяти образовательных областях (в непрерывной непосредственной, совместной, самостоятельной деятельностях).
4. Использование специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка (логоритмика и пр.).
5. Осуществление рефлексивного контроля за уровнем освоения воспитанниками АООП на всех этапах ее реализации.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
6. Обеспечение педагогических условий для реализации АООП (кадры, среда, материально-техническое обеспечение).
7. Координация и активное участие в решении образовательных задач всех субъектов образовательного процесса.
8. Обеспечение качества образования на всех уровнях оценки (внешняя оценка родителями, администрации, внутренняя — самооценка педагогами ДОУ).
Программа сформирована на основе ключевых подходов дошкольной педагогики и психологии: культурно-исторического, личностного, системного и деятельностного.
Сложность адаптации программы заключалась в определении методологии, соответствующей основополагающим постулатам общей и коррекционной педагогики. При организации образовательной деятельности в ДОО компенсирующего вида, согласно АООП, необходимо согласовывать общеразвивающие и коррекционные принципы обучения.
❖ полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
❖ построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
❖ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
❖ сотрудничество организации с семьями;
❖ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
Коррекционные принципы: структурно-системный, комплексности,
дифференциации, концентризма, последовательности, коммуникативности, минимизации, индивидуализации, интенсивности.
При разработке АООП ДОО учитывались специфика контингента воспитанников, региональные и климатические условия осуществления образовательной деятельности.
Так, специфические характеристики организации и комплектования ДОУ: определение учебно-методического комплекса (УМК) во всех образовательных областях только для детей старшего дошкольного возраста; разработка разноуровневой дифференцированной комплексной образовательной деятельности в соответствии с этиопатогенезом дошкольников и их специфическими характеристиками.
Национально-культурные особенности реализации АООП выражались в необходимости отражения в содержании познавательно-речевого развития вопросов истории и культуры Санкт-Петербурга, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает маленького петербуржца.
Учет климатических условий реализации АООП выражался в активном включении мероприятий, направленных на оздоровление детей и предупреждение их утомляемости, поскольку климатические условия Северо-Западного региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные игры.
В содержательном разделе АООП представлены:
• описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
• описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, мотивов и интересов;
• описание модулей коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР различного генеза, описывающих образовательную деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей, предусмотренную программой.
Одна из сложнейших задач индивидуализации и дифференциации обучения — согласование педагогических условий потребностям и возможностям контингента воспитанников:
• выбор технологий и методов обучения и воспитания, адекватных для дошкольников с ТНР;
• обоснование педагогических условий, максимально позволяющих решить коррекционные задачи развития речи детей и подготовки их к обучению в школе;
• учет структуры дефекта и механизма нарушений при определении направлений дополнительной коррекции, необходимой для получения большего эффекта комплексной коррекционной работы, которые представлены технологиями коррекционных специфических мероприятий вариативной части ООП.
Образовательный процесс осуществляется в разных формах образо-
вательной деятельности (в непрерывной, совместной и самостоятельной).
В организационном разделе АООП показаны:
■ механизм организации совместной образовательной деятельности в различных речевых ситуациях, который определяет личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми;
■ система сопровождения и система педагогического мониторинга, которые решают вопросы оценки успешности воспитанников;
■ организация педагогических условий, обеспечивающих потребность детей в игре;
■ механизм инициации самостоятельности детей и формирования культурных практик, который выражается в сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
■ формы работы с семьей как необходимого условия для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
1. Об образовании: закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
2. Об образовании в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 г. № 461-83.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ от 17 окт. 2013 г. № 1155.
Источник: cyberleninka.ru