1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 1.1. Общая характеристика Стандарта 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 1 . 2. Стандарт включает в себя требования к 2 : 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансововым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
Внедряем и используем Федеральные адаптированные общеобразовательные программы
3. Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. 4. Стандарт учитывает особые образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. 1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2 Часть 3 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Стандарт является основой объективной оценки качества начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и соответствия образовательной деятельности образовательной организации установленным требованиям. 6. Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей различных категорий обучающихся с ТНР составляет 4 (5) лет. 7. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. 8. В настоящем Стандарте используются следующие сокращения:
ФГОС НОО | – | федеральный государственный образовательный | ||
стандарт начального общего образования; | ||||
НОО | – начальное общее образование; | |||
ООП | – основная образовательная программа; | |||
АООП | – | адаптированная | основная | общеобразовательная |
программа; | ||||
АООП НОО | – | адаптированная | основная | общеобразовательная |
программа начального общего образования; | ||||
ОВЗ | – ограниченные возможности здоровья; | |||
ТНР | – тяжелые нарушения речи. |
2.2. Назначение Стандарта 1. Стандарт начального общего образования обучающихся с ТНР обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности. 2. Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения обучающимися с ТНР качественного начального общего образования;
Вебинар: «Процедура разработки адаптированной образовательной программы обучающихся с ТНР…
единства образовательного пространства Российской Федерации 3 ; максимального расширения охвата обучающихся с ТНР младшего школьного возраста образованием, отвечающим их возможностям и особым образовательным потребностям; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования обучающихся с ТНР; государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения 4 ; вариативности содержания образовательных программ начального образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся с ТНР 5 ; духовно-нравственного развития обучающихся с ТНР на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; демократизации системы образования и деятельности образовательных организаций, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся с ТНР, использования различных форм организации образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательной организации; разработки критериальной оценки результатов освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, 3 Пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4 Пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 5 Пункт 3 части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями 6 ; разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ТНР (включая одаренных детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 4. Стандарт является основой для: разработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР; разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся 7 ; определения требований к условиям реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ТНР, в том числе адаптированной основной общеобразовательной программы, разработанной на основе индивидуального учебного плана; определения требований к результатам освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования; определения нормативов финансового обеспечения реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ТНР (в том числе на основе индивидуального учебного плана); формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации; 6 Часть 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 7 Часть 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения 8 ; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с ТНР. 8 Часть 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены рядом позитивных и негативных факторов: влиянием позитивных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями речи, которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое развитие ребенка и его обучаемость; широким внедрением ранней логопедической помощи на основе ранней диагностики детей группы риска по возникновению речевой патологии; повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы; возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития. В связи с этим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественном изменении контингента обучающихся. Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми средствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению явлений школьной дезадаптации. Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у школьников, множественными нарушениями языковой системы в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами.
Источник: studfile.net
Для составления АООП использовались программы:
— «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.
АООП ДОУ построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств, дает возможность формировать у них основные психические процессы.
Целью АООП ДОУ является построение системы коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими тяжелые нарушения речи в возрасте от 5 до 7 лет, интеграция действий специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития обучающихся и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Основные цели АООП:
— обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
— сохранение единства образовательного пространства относительно уровня дошкольного образования;
— создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
— повышение социального статуса дошкольного образования.
Задачи АООП ДОУ:
— охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, в том числе их эмоционального благополучия;
— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
— обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
— преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
— создание благоприятных условий развития обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
— обеспечение вариативности и разнообразия содержания программы, организационных форм дошкольного образования, возможности использования деятельности различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Одной из основных задач АООП является овладение обучающимися самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. Программа предусматривает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника.
Основой АООП ДОУ является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с нарушениями речи. Это достигается за счет использования комплекса коррекционно-развивающих методик с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей.
Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития обучающихся. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
АООП реализуется на протяжении 2 лет и направлена на коррекцию нарушений и разностороннее развитие обучающихся с 5 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
АООП ДОУ состоит из трех разделов: целевой, содержательный, организационный и дополнительный.
Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку, цели, задачи программы, принципы и подходы к ее формированию, характеристики, значимые для разработки программы, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи, а также планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров).
Организационный раздел содержит: описание материально-технического обеспечения АООП, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, режим дня, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, перечень необходимых материалов для организации коррекционной работы с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи.
Дополнительный раздел АООП содержит: краткую презентацию адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми нарушения речи.
Источник: sad107kursk.ru
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)
В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой
Практика, предусмотренная образовательной программой
Практика не предусмотрена
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
При реализации образовательной программы используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей тяжелыми нарушениями речи МАДОУ д/с № 60 города Тюмени разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, .
Программа для детей с тяжелыми нарушениями речи реализуется в группах общеразвивающего вида в условиях инклюзивного образования в которых воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи от 3-х до 5-ти лет.
Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, — воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
В Программе предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Программа включает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Информация об учебном плане
Учебный план организованной образовательной деятельности МАДОУ д/с № 60 города Тюмени, разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и СП 2.4.3648-20
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)
Направления коррекционно — развивающей работы, используемые в программе:
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально — оценочному значению слов;
- формированию умений правильно составлять простые и сложные распространенные предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачей по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование предпосылок к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
В программе представлен мониторинг для выявления и получения информации о речевых проблемах детей.
Отдельно в программе обозначен блок работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Информация о календарном учебном графике
Годовой календарный учебный график МАДОУ д/с № 60 города Тюмени, режим работы учреждения: пятидневная рабочая неделя, 12 часовое пребывание детей (07.00-19.00)
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса
«Программа воспитания и обучения детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи» под ред. Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной;
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.
- Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
- Годовой календарный учебный график
- Учебный план
Источник: detsad-60.ru
Лопатина Л.В. (ред.) Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Программа представляет собой адаптированную примерную основную образовательную программу для дошкольных образовательных организаций, в которых получают образователь-ные услуги дети с тяжелыми нарушениями речи. Программа адресована педагогическим ра-ботникам дошкольных образовательных организаций: учителям-логопедам, педаго-гам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и другим специалистам.
Она ока-жет существенную помощь родителям, воспитывающим детей с недоразвитием речи. Материалы программы могут быть использованы в диагностических целях при отборе детей (ПМПК) в группы для дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими детьми, а также в специализированные группы или в специализированные образовательные организации (ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.). Кроме того, возможно применение материалов программы специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей и при разработке образовательной программы для детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи.
Много полезной информации, необходимой в их будущей работе, почерпнут учащиеся педагогических колледжей, студенты факультетов дошкольного воспитания и коррекционной педагогики вузов, слушатели курсов повышения квалификации работников образования.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Цель и задачи реализации «Программы».
Принципы и подходы к формированию «Программы».
Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы».
Планируемые результаты освоения «Программы».
Содержательный раздел.
Введение в раздел.
Первая ступень обучения (Младший дошкольный возраст).
Вторая ступень обучения (Средний дошкольный возраст).
Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст).
Организационный раздел.
Первая ступень обучения (Младший дошкольный возраст).
Вторая ступень обучения (Средний дошкольный возраст).
Третья ступень обучения (Старший дошкольный возраст).
Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды.
Список рекомендуемой литературы.
Сведения об авторах.
Источник: www.studmed.ru