МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Ï Ð Î Ã Ð À Ì Ì À ДЛЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Утверждено Министерством образования Республики Беларусь МИНСК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
 процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.  процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза. Для каждого занятия планируются задания и упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-дефектоло- га (учителя-логопеда) представлено в программных разделах: «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи», «Формирование произносительной стороны речи», «Обучение грамоте» (4-й год обучения). Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи: M коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением; M актуализация и закрепление речевых навыков, социальнобытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
Разработка адаптированной образовательной программы для детей и обуч. с тяжелыми нарушениями слуха
Воспитатель осуществляет работу по созданию сенсорной базы, необходимой для формирования понятий у детей. В процессе экскурсий, прогулок, наблюдений, игр воспитатель вырабатывает у детей умение наблюдать, сравнивать объекты и явления окружающей жизни, обобщать полученную информацию. Работа воспитателя по развитию речи может предшествовать занятиям учителя-дефектолога, обеспечивая необходимую познавательную или мотивационную базу для формирования рече- вых умений, либо может проводиться после логопедических занятий с целью закрепления полученных знаний. Режим дня и сетка занятий учителя-дефектолога (учителялогопеда) и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционноразвивающих задач. При планировании занятий учитель-дефектолог (учитель-ло- гопед) и воспитатель учитывают тематический принцип отбора
Недостаточный запас речевых средств у детей с тяжелыми нарушениями речи длительное время не позволяет им активно включаться в речевое общение. Важнейшей задачей является формирование речевой активности, вызывание желания и необходимости пользоваться словом как средством общения.
На начальном этапе обучения поощряются импульсивные детские высказывания: звукоподражание, слово, словосочетание, предложение. Детей учат использовать звукоподражания; употреблять побудительную форму речи: выражать просьбу или предложение одним словом (дай, надень), затем — словосочетанием è предложением.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
Постепенно детей учат правильно называть объекты окружающего мира, используя звукоподражания и слова несложной слоговой структуры, употреблять простые предложения в побудительной и повествовательной форме; в общении пользоваться ситуативной речью как по побуждению взрослых, так и по собственной инициативе. На 2-м году обучения уточняются и обогащаются знания детей, устанавливаются более тесные связи между предметами è явлениями окружающей действительности.
Продолжается работа по развитию понимания речи, формированию умений слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать свои просьбы, составлять словосочетания, простые предложения, согласовывать слова в них. На 3-м году обучения наряду с накоплением словаря решается задача активизации слов в различных ситуациях.
Освоение детьми значений слов осуществляется путем показа соответствующего объекта, сопоставления с другими словами, составления словосочетаний и предложений с изученным словом, подбора антонимов, синонимов и др. Продолжается работа по формированию умения отвечать словосочетаниями, фразами, употребляя слова в правильной грамматической форме; закреплению умения составлять различные синтаксические конструкции. Большое внимание уделяется обучению детей рассказыванию (пересказу, составлению рассказов по сюжетной картине è ò. ä.). На 4-м году обучения дети учатся правильному использованию в речи основных грамматических категорий, упражняются в словоизменении (по родам, числам, падежам) и словообразовании. Закрепляется умение составлять различные типы предложений, употреблять слова в определенной последовательности. Продолжается обучение рассказыванию (составлению рассказов
Источник: studfile.net
Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Копица, Н. В. Специфика организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. В. Копица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48021/ (дата обращения: 27.12.2022).
В настоящее время увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны: инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития): неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка. Ребенку с таким диагнозом требуется помощь логопеда, дефектолога психолога. Ученые и педагоги сходятся во мнении, что образовательная деятельность в группе детей с ТНР должна стоится с учетом индивидуальных особенностей детей и рекомендаций учителя-логопеда.
В статье Е. Ф. Архиповой представлены рекомендации по построению образовательной траектории для детей с диагнозом ТНР, особое внимание педагог уделяет методики организации занятий с этой категорией детей [1]. Рабочая образовательная программа должна строиться на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с ТНР под ред. Н. В. Нищевой [3].
Педагоги обращают внимание на организацию системной работы с дошкольниками и школьниками с диагнозом ТНР. Так, в работе А. Н. Блягоз описана роль логопункта, задачами которого являются преодоление и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей [2].
Сотрудничество воспитателя и логопеда и родителей, с одной стороны — устраняет нарушенные речевые функции, а с другой — развивает функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Дети с ТНР испытывают трудности в коммуникации, поэтому важно грамотно организовать образовательную деятельность. Данная статья посвящена описанию эффективных упражнений при организации образовательной деятельности по познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
Математика в умственном развитии детей имеет огромное значение. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Дети начинают лучше планировать свою деятельность, последовательнее и точнее излагают мысли.
Но обучение математике детей дошкольного возраста будет не эффективно без использования игр. На занятиях по математике можно использовать дидактическую игру «Математический пазл», которая помогает закрепить порядковый счет. Воспитанник складывает картинку и попутно закрепляет порядковый счет.
Еще одним эффективным упражнением, которое развивает пространственную координацию, закрепляет представление о геометрических фигурах, развивает внимание и память ребенка, учит работать по схеме, является упражнение с палочками. Ребенку предлагается сложить рисунок из палочек сначала по схеме, а потом придумать самому.
Для закрепления порядкового счета можно использовать стихотворения А.Усачева «Числа выстроились в ряд» и «Сова». Повторение заученного стихотворения нужно сочетать с работой на числовой прямой. Ребенок проговаривает строчку и показывает соответствующую цифру. Этот прием помогает детям легко восстановить в памяти визуальный образ цифры.
При объяснении задания необходимо избегать многословия и дополнительных комментариев, поскольку это затруднит понимание сути. Речь должна быть простая, четкая и понятная. Не нужно использовать достаточно богатый репертуар заданий, поскольку постоянное переключение с одной учебной задачи на другую может утомить ребенка.
Нужно соблюдать охранительный режим и включать в занятие физминутки и упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Для этого необходимо делать массаж, используя шарики су-джок, кольца и карандаши.
Для достижения положительных предметных результатов по математике в группе ТНР необходимо осуществлять любые виды работ на основе практических действий и постоянной систематической работы по коррекции речевых нарушений. Например, при счете предметов рекомендуется называть не только число, но и сам предмет: одна конфета, две конфеты.
Таким образом, отрабатывается навык согласования существительного с числительным. Формирование счетных операций осуществляется поэтапно: предметные действия с конкретными предметами с помощью воспитателя, потом самостоятельные действия с опорой на наглядность и громкую речь, потом выполнение математических действий в речевом плане. Полезным упражнением для детей с ТНР является составление задачи с опорой на картинку. При выполнении этого упражнения очень важно, чтобы ребенок четко и правильно сформулировал условие задачи, поставил вопрос и ответил на него.
На занятиях важно также уделять внимание формированию умения ориентироваться на плоскости. Для развития этого важного навыка можно играть с детьми в следующие игры: «Назови соседей». Для детей выстраивается ряд предметов, и ребенок должен назвать соседей того или иного предмета. «Кто где находится». Воспитатель просит найти тот или иной предмет и сказать, где он расположен на листе бумаги.
Игровые упражнения помогают детям лучше усвоить материал и расширить словарный запас, поэтому на познавательном занятии большую часть занимают игровые технологии. Например, дидактическая игра «Найди и опиши». При организации этой игры нужно обязательно следить за речью, дополнять однословные ответы ребенка, просить повторить полное предложение.
Очень популярна в нашей группе игра «Добль», направленная на развитие быстроты реакции и внимания. В ходе игры дети сравнивают две карточки с предметами и называют одинаковые. Победил тот, кто собрал больше всего карточек. Еще одна логическая игра «Барабашка», направленная на развитие логики, цветового восприятия и представления о форме предмета.
Ребенок играет с двумя типами карт — карты на совпадение и карты на несовпадения. Переключение с одной игровой ситуации на другую способствует тренировки мобильности мозга.
Для того чтобы навык у детей сформировался, необходимо регулярно играть в игры, а также просить детей объяснить свои игровые действия, то есть игра должна провоцировать ребенка говорить. Достаточно часто применяется игра «Подбери по смыслу». После того, как ребенок сложил дорожку из карточек, воспитатель произносит начало предложения и просит ребенка закончить.
Большую роль в формировании связной речи играют сами занятия по развитию речи. На этих занятиях используются артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить и натренировать мышцы, скороговорки и чистоговорки, направленные на закрепление артикуляции поставленного звука, а также игры по развитию речи.
- Упражнение на развитие дикции. Чистоговорки. Это упражнения необходимо выполнять в движении. Именно сочетая речь и движение, дети учатся контролировать себя. Например: Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. // Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. //Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.
Поработав с готовыми образцам, дети могут сами включится в процесс сочинения чистоговорок. Педагог задает ритм и называет слог, к которому подбирается походящая стихотворная строчка. Например: су-су- В дом я сало принесу, со-со-со На дороге колесо. Это развивает чувство ритма, дикцию и обогащает речь ребенка.
Упражнение на внимание. Игра проводится в кругу. Дети по очереди передают друг другу слово, добавляя к нему еще одно по принципу ассоциативной связи. Например: дом, мама, папа, комната и. т.д. Упражнение способствует расширению словарного запаса, памяти, внимания и развивает чувство партнера.
Еще одно упражнение на внимание «Давайте познакомимся». Ребенок называет свое имя и сопровождает красивым жестом, а его сосед должен повторить имя и жест и сам представиться. Еще один вариант этой игры — детям раздаются карточки с фруктами или овощами. Сначала каждый называет предмет, изображенный на карточке, а потому по кругу каждый ребенок составляет предложение со словом на карточке у соседа. Например, у Саши апельсин и т. д.
Упражнение на развитие эмоциональной сферы. Наша речь сопряжена с эмоциями, ребенок может запомнить слово или фразу, только эмоционально пережив и прочувствовав ее. Ведущие психологи и специалисты по нейролингвистики сейчас всерьез говорят о развитии эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.
На занятиях детям предлагается рассказать стихотворение, меняя эмоциональную тональность. Таким образом, ребенок начинает осознавать роль эмоций, учится выражать свое эмоциональное состояние через слово. Например, стихотворение «Наша Таня громко плачет». Для этого упражнения можно выбирать маленькие по объему стихи, хорошо знакомые детям.
Нельзя обойти вниманием организацию театральной деятельности в группе ТНР. Театральная деятельность — эта самая плодотворная площадка для развития речи ребенка, обогащения словарного запаса, знакомства с многообразием интонационных конструкций и возможностями выражения эмоций в речи.
В нашей группе мы подготовили театральную композицию на основе стихотворного текста на примере произведения К.Чуковского «Муха-Цокатуха». Для театральной постановки по произведению педагог выбирает небольшой отрывок, с которым знакомит всех детей. Сначала текст произведения разучивается и дополняется жестами.
Для небольшого отрывка можно подобрать интересное вступление. Например, жест, иллюстрирующий полет насекомого и его озвучивание. Такое вступление будет вводить зрителя в разыгрываемую детьми сказку. Слова можно произносить хором и соло, при этом важно добиваться от детей правильного и красивого произношения реплики. При разыгрывании небольшого отрывка можно использовать прием передачи ключевого слова во фразе по цепочке, что даст возможность поучаствовать в постановке всем ребятам.
Таким образом, создав театральную партитуру стихотворного текста, можно организовать эту деятельность в группе, превратив знакомство с произведением К.Чуковского в интересную игру.
Занятия, построенные на игровых технологиях, помогают развивать память, внимание, ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требуют от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Кроме того, они способствуют совершенствованию речевых навыков, что актуально для детей с ТНР.
- Архипова Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО. Рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования // https://cyberleninka.ru/article/v/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo
- Блягоз А. Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи //https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-razvitiya-rechi-uchaschihsya-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. — СПб., 2016, 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, внимание, игра, небольшой отрывок, образовательная деятельность, порядковый счет, дидактическая игра, словарный запас, стихотворный текст.
Источник: moluch.ru
Специальные образовательные условия для детей с тяжелыми нарушениями речи
Включение ребенка с речевыми нарушениями в образовательную организацию будет эффективным при наличии кадровых, материально-технических, учебно-методических и финансово-экономических условий. Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АОП, на основе которой выстраивается образовательная программа для данного ребенка с нарушением речи.
Кадровое обеспечение.
В штате образовательной организации, в которую принят для обучения ребенок обязательно должны быть учитель-логопед (по специальности «Логопедия») и педагог-психолог, которые имеют высшее профессиональное педагогическое образование.
Лица, имеющие высшее педагогическое образование по другим специальностям, направлениям и профилям должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.
При необходимости в образовательный процесс для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи возможно временное или постоянное подключение тьютора и ассистента (помощника).
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом установленного образца.
При недостаточном кадровом ресурсе образовательная организация может реализовать сетевое взаимодействие с ППМС-цент- рами, ресурсными центрами на базе СКОУ или ПМС-центрами на основе договорных отношений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), или эпизодической — по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка.
Материально-технические условия.
В структуре материально-технического обеспечения процесса образования детей с ТНР должна быть отражена специфика требований к средствам комфортного доступа к образованию. В образовательной организации должны иметься логопедический кабинет и кабинет психолога. Логопедический кабинет должен быть оснащен видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.
Каждый класс должен быть обеспечен партами, регулируемыми в соответствии с ростом обучающихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что создает возможность поддерживать правильную позу. Каждый учебный класс должен быть оборудован рабочими местами с компьютерами. С учетом потребностей детей с ТНР необходимо применять такие невербальные средства коммуникации, как специально подобранные предметы: графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы); электронные средства (видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры «GoTalk», планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.). Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной коммуникации у обучающихся, для которых она при их применении становится доступной.
Каждый учитель должен иметь возможность проводить уроки в соответствии с современными требованиями информатизации образовательной организации, используя видео- и аудио технику.
Учебно-методическое условия.
В соответствии с законодательно закрепленными нормами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», СанПиН, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и др.), а также локальными актами образовательной организации устанавливаются методические основы образование детей с нарушениями речи.
В процесс обучения детей включаются специальные предметы коррекционно-лингвистического курса (входящие в состав специально разработанных программ), которые направлены на преодоление недостатков устной и письменной речи учеников с ТНР. Используется гибкое варьирование двух компонентов — академической и жизненной компетенции путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.
Учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка с ТНР, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п., требует реализации индивидуального дифференцированного подхода к его обучению.
Используется щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок. В середине каждого урока рекомендуется проводить физкультурную минутку, направленную на снятие общего мышечного напряжения и коррекцию осанки детей для ослабления зрительного напряжения и активизации зрительной системы.
Совместно со специалистами медицинского профиля и педаго- гами-психологами важно раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития. В соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте обязательна систематическая коррекционно-логопедическая помощь. При этом необходимо взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей.
Образовательная организация должна предусмотреть возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курсов, использования их коррекционно-развивающих возможностей в минимизации речевых нарушений и активизации коммуникативных навыков обучающихся, а также вариативности: взаимозаменяемости/сокращения/увели- чения академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов.
С учетом речевых нарушений следует использовать индивидуально ориентированные специфические приемы и методы логопедической коррекции: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом — система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием — методы нормализации темпо-ритмической организации речи для детей с ОН Р — формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода. При этом требуется выбрать индивидуальный темп обучения; с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелых нарушений речи). Важна особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания с более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок.
За счет расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, формирования навыков коллективной и ин- дивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия осуществляются профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации.
Важным направлением является психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением речи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу. Для этого организуются партнерские отношения с родителями, их максимальное привлечение к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу.
При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.
Источник: studref.com
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
не предусмотрено ФГОС
Дистанционные образовательные технологии
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»
Источник: xn—108-43d3dhx2g.xn--p1ai