«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы ( http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 )
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» ( http://zhit-vmeste.ru/ )
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»
Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
· развитие инклюзивного образования;
· создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
· создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
· формирование доступной среды.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
· люди с временным нарушением здоровья,
· люди старших возрастов,
люди с детскими колясками и т.п
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Требования к организации временного режима для детей -инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Временной режим образования для детей -инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.
Сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающимися с ОВЗ и детей — инвалидов составляют 4 года (1- 4 классы), 5-9 классы – 5 лет,10-11 классы- 2 года.
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность учебной недели –5 дней в 1-4 классах, 5-11 классы – 6 дней. Обучение проходит в одну смену.
2. Наличие оборудованных учебных помещений для детей -инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Лица с ОВЗ и дети — инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
Для обеспечения доступа в здание школы детей — инвалидов и детей с ОВЗ на входе установлен пандус, рядом со школой ( 20 м) расположена остановка для автотранспорта.
3. Информация об условиях питания (наличие оборудованной школьной столовой) для детей -инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе функционирует школьная столовая на 40 посадочных мест. Приготовление пищи производится поваром пищеблока. Рацион питания сбалансированный, разнообразный. Для детей с ОВЗ организовано двухразовое бесплатное (завтрак и обед) питание. Выполняются инструкции по технике безопасности, рабочие места содержатся в чистоте, правила и сроки хранения продуктов соблюдаются.
4. Организация охраны здоровья детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе созданы условия охраны здоровья для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: организуются профилактические осмотры, контроль питания, организация противоэпидемических и профилактических мероприятий, организация иммунопрофилактики.
5. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе созданы условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся детей -инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В школе обеспечен доступ к электронным образовательным ресурсам детям — инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1. Федеральные образовательные ресурсы
1.2 Сайты учреждений образования федерального уровня
Приоритетные национальные проекты:
1.3 Федеральные информационно — образовательные ресурсы
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» интегрирует и систематизирует сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей, а также предоставляет свободный доступ с использованием технологий сети Интернет к собственным электронным научно-образовательным ресурсам: библиотеке полнотекстовых учебных и методических материалов, каталогу образовательных интернет-ресурсов, новостным лентам образовательной тематики, глоссарию терминов, охватывающему все предметные области образования и педагогической науки.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) представляет собой крупнейшее интернет-хранилище русскоязычных электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов.
Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и представляет для них единую современную технологическую платформу.
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» входит в систему федеральных образовательных порталов и нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.
Содержит информацию об интернет-ресурсах в области образования, ссылки на законы, стандарты и документы, регламентирующие образовательную деятельность. Является интегрирующим элементом системы федеральных образовательных порталов и выполняет общесистемные функции по каталогизации и поиску образовательных ресурсов, по публикации актуальной нормативной, справочной и новостной информации для системы российского образования в целом. Разработчик — ГНИИ ИТТ «Информика».
Портал обеспечивает открытый доступ к ресурсам по физике, химии, биологии и математике. Разработчики — Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики, МГУ, МФТИ, Санкт-Петербургский электротехнический институт, Челябинский госуниверситет.
C истема «Информационно-образовательная среда открытого образования» (ИОС ОО) предназначена для обеспечения населения образовательными услугами через Интернет с использованием единого информационно-справочного обеспечения и единых технологий получения образовательных услуг в различных учебных заведениях. Она состоит из множества серверов, оснащенных типовым программным комплексом «Виртуальный университет» и взаимодействующих между собой по единым для всей системы правилам. Разработчик — Российский государственный институт открытого образования (РГИОО).
«Медиа С D от «Кирилла и Мефодия» http :// edu . km . ru /
Описания программных продуктов компании для образования и самообразования. Консультации, аннотации, рассказы об опыте применения. Прайс-лист. Адреса представительств » Vschool . ru » — виртуальная школа Кирилла и Мефодия http :// vip . km . ru / vschool / demo / education . asp ? subj =292
3. Конференции, конкурсы, олимпиады
4. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги
5. Ресурсы для дистанционных форм обучения
6. Информационная поддержка Единого государственного экзамена
7. Ресурсы для абитуриентов
В школе отсутствуют специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Условия охраны здоровья обучающихся
в том числе детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в МКОУ Чилековской СШ
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ Чилековская СШ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся , детей — инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания обучающихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи.
В школе созданы условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой.
Организации питания обучающихся.
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
• предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием ( холодильным), инвентарём;
• предусмотрены помещения для приёма пищи (40 посадочных мест);
• разработан и утверждён порядок приема пищи учащимися (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
На основании пунктов 15—17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказа Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» школа создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий.
Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
На основании Указа Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и письма Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и областных спортивных мероприятиях. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д.
Профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ.
Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. Также классными руководителями ежегодно проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения.
Система обеспечения безопасности учащихся во время пребывания в школе.
Формируется и достигается комплексная безопасность школы в процессе реализаций следующих направлений:
• работа по антитеррористической защищённости и противодействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);
• Информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);
• Пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
• Электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).
— Официальный сайта школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
— Инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий.
Источник: chilekovo-school.ru
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, — презентация
Презентация на тему: » СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ,» — Транскрипт:
1 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕБЕНКА С ОВЗ Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.
2 ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Баранова Ю.Ю., Солодкова М.И., Яковлева Г.В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа. ФГОС / Ю.Ю.
Баранова и др. – М.: Просвещение, Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ // Альманах, Дополнительная литература 1. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Под ред. М.С. Староверовой. – М.: Владос, Караулова Е.В.
Педагогическая технология преодоления системного недоразвития речи с учетом формирования эмоциональной сферы у дошкольников с функциональными нарушениями зрения / Е.В. Караулова // «Специальное образование»: науч.-метод. Журн. – Екатеринбург, С Интернет-ресурсы 1. Сайты Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ www/edu-open.ru, www/inclusive-edu.ru 2. Государственное автономное учреждение города Москвы Московский центр качества образования
3 Понятие адаптированной образовательной программы Появилось впервые в ФЗ «Об образовании» 2012 г., это обусловлено тем, что там же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ. (ст. 11, п 6).
4 Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах 1. Программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ. 2. Адаптированной основной общеобразовательной программе. 3. Адаптированной образовательной программе, разрабатываемой с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
5 Программа коррекционной работы в образовательном учреждении В соответствии с п ФГОС начального образования должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и (или) с инвалидностью и оказание помощи детям этой категории в усвоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: выявление особых образовательных потребностей; осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи; возможность освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. Коррекционная программа предусматривает создание специальных условий воспитания и обучения.
6 Адаптированная основная образовательная программа Это образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, то есть образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. (ФЗ, ст.2, п.п. 28)
7 Адаптированная образовательная программа (АОП) Это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью, разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ.
10 Структура адаптированной образовательной программы может включать несколько модулей: 1. Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы организации обучения. 2. Адаптированные программы изучаемых предметов. 3. Программы психолого-педагогической поддержки (программа логопедической работы, программа работы психолога, программа работы дефектолога (тифлопедагога) – индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности, включение специфических учебных предметов, необходимых для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика».
11 Трудности у обучающихся 1. В определении цвета, формы, размера предметов, формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов у слепых и слабовидящих создает потребность в формировании адекватных зрительных образов. 2. Потребность в навыках пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макро пространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики. 3. Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, плохое запоминание букв, цифр (сходных по написанию), формировании навыков письма (в том числе на основе шрифта Брайля). 4. Трудности в анализе, синтезе, сравнении, обобщении. 5. Полное или частичное выпадение зрительной памяти и др.
12 Ориентиром для составления адаптированной образовательной программы Могут быть образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов, а также специализированные учебники для школ этих видов, соответствующая методическая литература. Содержание учебных пособий для обучения обучающихся с нарушением зрения и с сохранным интеллектом практически не отличается от содержания таких же пособий для обычных учащихся, однако в оформлении учебников и учебных пособий имеется определенная специфика (тексты в учебниках для слепых напечатаны рельефно- точечным шрифтом по системе Луи Брайля и снабжены рельефными рисунками, чертежами, схемами; для слабовидящих используются адаптированные цветные иллюстрации – отсутствуют мелкие детали и выделены четко контуры изображений).
13 Специальные технические средства Информация о возможном оснащении компьютерными обучающими программами можно получить на сайте
14 Алгоритм индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей обучающегося с нарушением зрения 1. Подготовительная работа к приему в общеобразовательную организацию («День открытых дверей»; информация о социальных условиях обучающегося; наличие или отсутствие ранней помощи; уровень необходимой компетентности родителей и др.). 2. При поступлении в инклюзивный класс (на основе заключения ПМПК для данного ребенка составляется АОП и заключается договор между школой и родителями (законными представителями) обучающегося о характере предоставляемых образовательных и коррекционно-образовательных услуг, формах и способах участия родителей в процессе обучения и воспитания ребенка с нарушением зрения и ориентировочных результатах инклюзивного обучения).
16 продолжение 5. Коррекционная направленность всего учебного процесса на (примере начальных классов): русский язык, развитие речи — изучение системы Луи Брайля и плоскопечатной системы – Гебольд; в математике – системы математического кодирования – Марбургская и ВОС, чтение рельефных чертежей; в музыке – нотная грамота; в изобразительном искусстве – система чтения рельефного рисунка; в географии – работа с рельефными картами и глобусом и т.д. расширение представлений незрячих детей о внешнем мире; Формирование умений выделять элементарные сигнальные признаки предметов (осязание, обоняние).
17 продолжение 6. Применение наглядных методов требует организации наблюдения (материал на ощупь). 7. Выполнение практических работ и опытов в инклюзивном обучении целесообразно проводить парами или «бригадами», в которых присутствует смешанный состав обучающихся (взаимопомощь). 8. Принимая во внимание быструю утомляемость учащихся с нарушением зрения, необходимо чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом – работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с компьютером и т.п.
Источник: www.myshared.ru
Дети с ОВЗ, что за диагноз
Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и тд. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у малышей возникает масса трудностей, в том числе, психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители.
Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, когда требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем успешнее можно считать реализацию задач государства в отношении таких граждан.
Что такое ОВЗ?
Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.
Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:
— неумение испытывать уверенность в себе.
Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.
В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:
1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;
2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;
3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;
4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.
Комбинированные группы ОВЗ
В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:
— при необходимости дополнительно консультируют родителей;
— психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;
— с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;
— адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.
Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.
Категории детей с ОВЗ
Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:
— задержку психического развития;
— нарушения опорно-двигательного аппарата;
— проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);
— аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;
— речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;
— слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;
— комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.
Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.
Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.
Возможности детей с ОВЗ
Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:
1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.
2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.
3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.
4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу.
При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.
5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).
Сопровождение детей с ОВЗ
Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как:
— диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;
— подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;
— собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.
Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.
Школы для детей с ОВЗ
Многие современные школы стремятся работать на принципах инклюзивного образования, то есть для удобства и самостоятельности детей с ограничениями по здоровью обустраиваются и оборудуются классы. Обучение происходит по адаптированным программам, причём ребёнку с ОВЗ со стороны учителей должно предоставляться особое внимание без ощущения своей ущербности, слабости.
Специальную работу проводят и со здоровыми школьниками — их учат адекватно общаться с особыми детьми, принимать их ограничения и тд. Таким образом стремятся создать комфортную обстановку в классе, повысить образовательный уровень и мотивацию к усвоению материала.
Дети ОВЗ в детском саду
Так как особые группы в детсадах стали создаваться недавно, не все понимают, о чём идёт речь. Дело в том, что теперь право на обучение детей с ОВЗ вместе со всеми подлежит строгой защите, поэтому родители выбирают, где их ребёнок получит основные знания:
— в обычном классе;
— в специальном коррекционном садике (или группе);
— в группе у специалиста, знающего принципы инклюзивного образования.
Последний вариант предпочтительнее, так как интеграция нездорового ребёнка к обычным сверстникам происходит грамотно. В частности, для дошколят с особенностями создаётся безбарьерная образовательная среда, гарантирующая равенство со всеми, но не отменяющая сопровождение специалистов (психологов, медиков), оценку уровня адаптации и взаимовлияния одних детей на других.
Работая с детьми с ОВЗ, особенное внимание уделяют:
— физическому воспитанию по индивидуальному плану, в котором есть различные упражнения, в том числе, направленные на коррекцию дефектов;
— познавательному интересу, позволяющему стимулировать интерес ребёнка к познанию мира с ориентировкой на его особенности (заторможенность, излишняя активность и пр);
— социальной коммуникации – так как сложности с общением и самооценкой есть даже у малышей с ограниченными возможностями, педагоги дополнительно развивают их социальные навыки, уверенность, способность взаимодействовать со сверстниками.
НОДА — что это в ОВЗ?
Расшифровывается понятие, указанное в подзаголовке, как нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Большинство детей с такой проблемой в состоянии учиться в обычных школах, если двигательные нарушения позволяют это делать.
Важно создать условия для обучения и жизни, чтобы ребёнок имел возможность делать всё сам (и перемещаться тоже). Но если школа не доступна, обучают на дому или дистанционно.
Отметим, что часть детей имеет диагноз ДЦП, поэтому аномалиям со стороны опорно-двигательного аппарата нередко сопутствуют проблемы в интеллектуальной сфере. По итогу им необходимо обучение с учётом присутствующих ограничений.
Если НОДА спровоцированы органическими повреждениями мозга, специалисты могут выявить у ребёнка сложности с речью, мышлением, восприятием. При этом нарушения интеллекта будут тем сильнее, чем раньше возникло поражение органа.
В целом дети с НОДА могут иметь особенности поведения, к примеру:
— высокую эмоциональную возбудимость;
— чрезмерная эгоистичность, инфантильность;
— руководство исключительно эмоциями удовольствия;
— нежелание подчиняться требованиям и правилам коллектива.
Усилия специалистов при работе с такими детьми направлены на адаптацию их поведения согласно установленным нормам, рамкам. Например, ребёнок учится соблюдать правила, уважать окружающих и держать свои эмоции под контролем.
Оформление статуса и льготы при ОВЗ
Чтобы войти в число льготников, необходимо сначала получить статус ОВЗ. Данный процесс подразумевает:
— обращение к лечащему врачу за подтверждением особенностей у ребёнка и получением направления на медкомиссию;
— прохождение осмотра у каждого рекомендованного специалиста, где фиксируются ограничения, мешающих нормальному усвоению программы обучения (врачи выдают соответствующие справки);
— присвоение особого статуса.
Итоговую справку выдают только на государственной психолого-медико-педагогической комиссии. Справка актуальна в течение одного календарного года и не даёт никаких пособий, материальных благ малышу и его родителям (официальным представителям).
При этом детям с ОВЗ положены различные льготы, а именно:
— возможность обучаться по инклюзивной программе;
— безвозмездное питание в столовой учебного заведения;
— бесплатная дефектологическая, психологическая, логопедическая помощь;
— дополнительное время при сдаче выпускных экзаменов в школе.
Чем отличается рёбенок с ОВЗ от ребёнка-инвалида?
Хотя в широком смысле все инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, не любое ОВЗ даёт право на установление инвалидности и получение преференций. То есть обозначенные понятия — это не одно и то же.
К примеру, дети-инвалиды не в состоянии обслуживать себя сами, испытывают большие проблемы с обучением, передвижением и тд. Их жизнедеятельность сильно ограничена. А дети с ОВЗ, несмотря на недостатки в здоровье, могут обучаться в спецусловиях.
Кроме того, статус ОВЗ подтверждается справкой из ПМПК, а инвалидность — федеральной медико-социальной экспертизой. Есть разница и в льготах: дети-инвалиды получают денежные выплаты (пенсию и не только), а обладатели ОВЗ могут рассчитывать только на особое обучение.
ФГОС в отношении детей с ОВЗ
Указанная аббревиатура расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. Имеются в виду особые требования, предъявляемые к российским учебным заведениям с целью создания преемственности и единства различных обучающих программ.
Как отмечалось выше, образовательную программу для детей с ОВЗ строят по принципу доступности в плане получения знаний, причём по соответствию ФГОСам. Речь идёт о федеральных стандартах ОВЗ, где представлены рекомендации, касающиеся обучения детей с ограничениями по здоровью.
ФГОСы требуют от ДОУ и школ:
— создания безбарьерной среды;
— написания и применения обучающих спецпрограмм;
— реализации комплексного подхода к ученикам в индивидуальном порядке;
— реализации психолого-педагогических условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей детей с нарушениями.
Работать по ФГОС ОВЗ могут в учебных заведениях, осуществляющих инклюзивные программы. Здесь, как и в привычных заведениях, следуют принципам гуманизма, индивидуальности. Для обычных садов и школ действуют стандартные ФГОСы.
Также благодаря ФГОСам, перевод ребёнка (здорового или с ОВЗ) из одного садика в другой (или из школы в школу) должен пройти без особых сложностей. Но в случае с особыми детьми важно, чтобы в новом учреждении работали воспитатели и учителя, прошедшие подготовку.
В заключение ещё раз отметим, что ранняя педагогическая, психологическая, медицинская поддержка детей с ОВЗ (а их достаточно много), обеспечивает им успешную социальную адаптацию. У большинства таких граждан даже при инвалидности есть возможность учиться и взаимодействовать со сверстниками. Кстати, от отношения здоровых взрослых и детей к особенным членам общества качество социализации тоже зависит. Поэтому не последнее значение имеет психолого-педагогическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями можно достичь толерантности и высоких результатов в разных сферах, включая, процесс обучения.
Источник: doorinworld.ru