9 преимущества спортивно ориентированной программы дисциплины физическая культура для студентов

1 ФГБОУ ВО «Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

В статье представлены анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении. Раскрывается проблематика внедрения в рамках системы физического воспитания студентов высших учебных заведений современных физкультурно-оздоровительных технологий.

Представлены результаты педагогического наблюдения за использованием физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе, заключающихся в определении, теоретическом обосновании, экспериментальной проверке организационно-педагогических условий в качестве необходимых и достаточных. В работе конкретизированы психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки, которые могут быть задействованы в физкультурно-оздоровительных технологиях, включая те, которые: базируются на использовании различных видов двигательной активности аэробной направленности; носят анаэробный характер и насыщены силовыми упражнениями; представлены технологиями оздоровительно-рекреационного направления (в русской редакции – «разум и тело», в английской редакции – «mind основаны на синтезе всех перечисленных выше направлений. Предложенные направления будут способствовать достижению эффективных результатов в связи с расширением двигательной активности в процессе физкультурно-оздоровительных занятий со студентами в зависимости от уровня общего здоровья, индивидуальных особенностей, физической подготовленности, половых различий, мотивационных задач и прочее. Полученные в процессе педагогического наблюдения результаты свидетельствуют о разрешении образовательных, учебных, тренировочных, воспитательных задач.

ТЕОРИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА 2022 | РАЗБОР ЗАДАНИЙ | ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

физическое воспитание
оздоровительная физическая культура
физкультурно-оздоровительные технологии
учреждение высшего образования

1. Тихонов А.М., Кечкин Д.Д., Полякова Т.А. Физическая культура: проблемы и перспективы // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2–1. С. 31–43.

2. Никитушкин В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии. М.: Юрайт, 2020. 246 с.

3. Карабанова О.Н., Озеров А.А., Миронов А.Г. Оздоровительная направленность как важнейший принцип технологии физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–2. С. 105–107.

4. Мелешкова Н.А., Борисова М.В., Мусохранов А.Ю. Влияние информационных технологий на здоровье человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166).

С. 154–159.

5. Борисова М.В., Мусохранов А.Ю., Новиков С.А., Андреев М.А. Необходимость использования фитнес-технологий на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 17–21.

Урок физической культуры- нестандартные методики

6. Здравоохранение в России – 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_34/Main.htm (дата обращения: 23.09.2020).

7. Борисова М.В., Мусохранов А.Ю., Сидорова Н.А. Использование элементов фитнес направлений на занятиях по физической культуре, и их психосоматическое влияние на студенток, отнесенных к специальной медицинской группе // Современный ученый. 2018. № 1. С. 6–8.

В словарях определение понятия «физическое воспитание» толкуется по-разному. Под ним понимается воспитание с целью укрепления здоровья человека и правильного его физического развития; одна из разновидностей воспитания в целом, представляющая собой организованный процесс всестороннего развития физических способностей, направленный на формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений человека, подчиненных общим закономерностям общественного развития, зависящим от материальных условий жизни и всей культуры общества. Основой системы физического воспитания студентов высших учебных заведений (далее – вуз) являются обязательные учебные занятия в рамках учебной дисциплины «Физическое воспитание». Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. На современном этапе вузы получили право выбора из числа существующих вариантов обучения и воспитания, а также наделены возможностью по своему усмотрению конструировать новые вариативные учебные и рабочие программы, разрабатывать и апробировать новые технологии, представляющие собой в аспекте физического воспитания в том числе такое направление деятельности, как внедрение в учебный процесс физкультурно-оздоровительных технологий.

Цель исследования состоит в изучении, анализе и обобщении данных научно-методической литературы, педагогического наблюдения по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования составляют данные научно-методической литературы и материалы педагогического наблюдения по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. В ходе работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения научно-теоретических и практико-прикладных данных, педагогического наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе главной особенностью всей системы образования является то, что оно находится в состоянии постоянного обновления с учетом тенденций глобализации, информатизации и цифровизации всех общественных связей, то есть требует инновационного мышления и действий каждого педагога. Это соответствует одному из главных направлений современной концепции физического воспитания, заключаясь в направлении результатов этого воспитания на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта на основе реализации новых подходов, средств, технологий. Одной из составляющих этого направления, педагогической, является использование мер и средств оздоровительной физической культуры, а именно – физкультурно-оздоровительных технологий. Использование таковых технологий в практике работы вузов представляет собой физкультурно-оздоровительную деятельность в сфере физической культуры в целом, способствует эффективному формированию у студентов грамотного отношения к себе, своему телу, а также формированию потребности мотивационной сферы, осознанию необходимости укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни, физического совершенствования [1].

Использование физкультурно-оздоровительных технологий представляет собой одно из значимых направлений инновационной деятельности вузов в сфере физической культуры и спорта, соответствуя современной концепции системы физического воспитания. Рассмотрим сущность оздоровительной физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности, представляющих собой объединяющую роль ключевых понятийных конструкций нашего исследования в контексте применения таковых технологий в профессиональной деятельности преподавателей вузов.

«На современном этапе развития образования преподавателей волнует проблема низкого уровня двигательной активности студентов, уровень физического развития, отсутствие знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни» [4].

Тем временем ситуация с состоянием здоровья студентов становится все хуже и хуже год от года. К примеру, «количество студентов, которые из-за состояния здоровья были освобождены от занятий по предмету «Физическая культура», увеличилось почти в четыре раза с 12 % до 47 %, что нами было выяснено посредством рассмотрения данных медицинского осмотра учащихся первого, второго и третьего курсов, проведенного в 2016–2017 учебном году, и полученная динамика позволяет говорить о сохранении подобной тенденции среди студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова» [5]. Учитывая данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [6], свидетельствующие об отрицательной динамике снижения здоровья студенческой молодежи, физкультурно-оздоровительная деятельность должна быть приоритетной в профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания в вузах.

Если проводить классификацию физкультурно-оздоровительных программ по направленности физической нагрузки, то на сегодняшний день существуют три разновидности программ физкультурно-оздоровительных занятий в зависимости от состояния здоровья, физического развития каждого студента и возможности распределения его в одну из медицинских групп: подготовительную, основную (спортивного совершенствования) или специальную.

Читайте также:
Как посмотреть программы установленные на компьютере

В первом случае предполагается использование упражнений аэробного характера, которые выполняются непрерывным методом в течение 10–30 мин с интенсивностью 60–70 % от максимального потребления кислорода (далее – МПК). Считается, что наиболее эффективными являются аэробные упражнения низкой или умеренной интенсивности, то есть такие нагрузки, в исполнении которых задействованы 2/3 мышц. Во втором случае физкультурно-оздоровительные занятия предусматривают использование упражнений силового и скоростно-силового характера, с интенсивностью нагрузки до 80–85 % от МПК, а интервалы работы составляют от 15 с до 3 мин и чередуются с периодами отдыха такой же продолжительности. Эти физкультурно-оздоровительные программы и занятия проводятся с помощью кругового метода, непосредственно используемого для развития двигательных качеств. В третьем случае в программах используется комплексный подход, предусматривающий использование различных упражнений.

Ученые в сфере физической культуры и спорта считают, что оптимальной структурой занятий оздоровительной направленности является такая, в которой выделяют три части: подготовительную, основную, заключительную [2]. Соответственно, в структуру физкультурно-оздоровительной программы входят следующие компоненты: разминка; аэробная часть; силовая часть; компонент развития гибкости (стретчинг); заключительная часть. В заключительной части занятия чаще всего используются упражнения на восстановление, дыхательные упражнения, в частности это касается популярных на сегодня методик психофизической регуляции, а также дыхательной гимнастики из восточных оздоровительных систем. Обязательным условием цикла занятий с использованием физкультурно-оздоровительных технологий является мониторинг развития физических качеств, веса, процентного содержания мышечной, костной, жировой тканей тела, а также осанки, развития опорно-двигательного аппарата.

Исходя из указанного, физкультурно-оздоровительные технологии можно определить как рациональный способ целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса, в основу которого положены разновидности двигательной деятельности, направленные на получение максимально возможного оздоровительного эффекта, реализацию потребности человека в движении, здоровье и бережном отношении к нему через сознательное регулирование физической активности.

В массовой физкультурной практике преподавателей кафедры физического воспитания, особенно при большом количестве студентов, используются простые общепринятые методы: наблюдение за дыханием и пульсом, цветом кожи, объемом потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности, физиологическими изменениями в результате занятий и приростом физических качеств [4].

При такой организации образовательного и тренировочного процессов важную роль играет самоконтроль действий, включающий не только механическое повторение движений, его внешнюю форму, но и контроль тех, кто занимается, по состоянию своих мышц: какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения? Формы самоконтроля существенно дополняют полученную преподавателем информацию и облегчают выбор срочных решений в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Кроме того, самоконтроль предполагает самостоятельное оценивание студентами готовности к действию, анализ самочувствия, самооценку уровня нагрузки.

Основываясь на указанном, отметим, что контроль преподавателя физического воспитания за физкультурно-оздоровительной деятельностью студентов вузов при этом должен быть всесторонним. Педагогическая деятельность преподавателя физического воспитания в вузах предусматривает использование физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания студентов. Задачами являются: содействие всестороннему гармоничному развитию; формирование мнения о систематических занятиях физическими упражнениями в течение всей жизни; совершенствование спортивного мастерства студентов, занимающихся традиционными видами спорта; удовлетворение биологической потребности в движении, развитии, укреплении и совершенствовании здоровья, формировании знаний, двигательных умений и навыков, правильной осанки, гибкости и некоторых свойств (компонентов) телосложения; воспитание координационных, силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости.

Результатом использования физкультурно-оздоровительных технологий должно быть достижение цели, которая заключается в том, чтобы реализовать возможности оптимального физического развития, всестороннего совершенствования физических качеств в сочетании с воспитанием духовных и морально-волевых качеств студентов. При регулярном использовании физкультурно-оздоровительных технологий различных направлений наступает пролонгированный оздоровительный эффект, повышается мотивация к регулярным физическим оздоровительным нагрузкам в течение всей жизни, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни в целом; корректирует, восстанавливает и развивает функциональные возможности организма; укрепляет и сохраняет здоровье в целом.

Названия и краткое описание физкультурно-оздоровительных программ и занятий представлены в таблице.

Направления и программы физкультурно-оздоровительных технологий

Примеры практических занятий*

Источник: science-pedagogy.ru

Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий Радаева Светлана Викторовна

Радаева Светлана Викторовна. Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Радаева Светлана Викторовна; [Место защиты: Краснояр. гос. пед. ун-т]. — Томск, 2008. — 180 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-13/95

ГЛАВА 1. Анализ социально-педагогических проблем формирования физической культуры студентов в вузе 11

1.1. Социализирующая роль физической культуры в процессе учебной и повседневной деятельности студенческой молодежи 11

1.2. Формы организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе 14

1.3. Анализ современного состояния физического воспитания студентов 21

1.4. Педагогические технологии в системе физического воспитания студентов в вузе 34

Заключение по 1 главе 41

CLASS ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 4 CLASS 3

2.1 .Организация исследования 43

2.2. Методы исследования 44

ГЛАВА 3. Спортивно-ориентированные технологии физического воспитания студентов 56

3.2. Теоретическое обоснование компонентов экспериментальных технологий 61

3.2.1. Спортивно-ориентированная программа по технологии, основанной на занятиях бодибилдингом 61

3.2.2. Спортивно-ориентированная программа по технологии, основанной на занятиях плаванием 69

3.2.3. Спортивно-ориентированная программа по технологии, основанной на занятиях аэробикой и шейпингом 75

3.2.4. Спортивно-ориентированная программа по технологии, основанной на занятиях общей физической подготовкой 83

Заключение по 3 главе 91

ГЛАВА 4. Экспериментальная проверка эффективности спортивно-ориентированных технологий в физическом воспитании студентов 94

4.1. Реализация спортивно-ориентированных технологий через учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов 95

Заключение по 4 главе 154

Практические рекомендации 158

Введение к работе

Актуальность. Одной из причин недостаточной эффективности
образовательно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в
вузах нефизкультурного профиля является несовершенство традиционной
системы организации физкультурно-спортивной деятельности;

Ограниченность и- моральное старение форм организации учебного процесса предопределили недостаточную эффективность дисциплины «Физическая культура» в реализации жизненно важных задач, стоящих перед физкультурными подразделениями высшей школы. С одной стороны, традиционные педагогические технологии, применяемые в большинстве вузов, как правило, из-за слабо развитой физкультурно-спортивной инфраструктуры не решают в полной мере проблем оптимизации физической подготовленности, функционального состояния и формирования потребностно-мотивационной сферы студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями (Л.И.

Лубышева, 1992; В.Г. Шилько, 2005 и др.). С другой стороны, обязательный курс физического воспитания в объеме 408 часов ограничивает возможность проведения академических, занятий чаще двух раз в неделю (4 часа), что требует повышения интенсивности и эффективности воздействия на студентов для поддержания на оптимальном уровне физической и умственной работоспособности в течение всего периода обучения в вузе (В.К. Бальсевич, 2002 и др.).

Читайте также:
Как действует программа кэшбэк путешествия

Анализ научной и учебно-методической литературы, результаты многолетних исследований (в течение 15 лет) на кафедре физического воспитания и спорта в Томском государственном университете по разработке и внедрению в учебный процесс педагогических технологий инновационной направленности выявил устойчивую тенденцию снижения уровня развития физических качеств (особенно выносливости) и увеличения численности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденных от занятий физическим воспитанием к 3-му курсу обучения.

Сложившаяся ситуация и предопределила объективную необходимость поиска новых путей дополнительных форм занятий физическими упражнениями, которые способствовали бы оптимальному удовлетворению физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов на основе применения спортивно-ориентированных технологий, как в структуре учебного расписания (в учебное время), так и в свободное от учебного труда время (внеучебное время, включая праздничные и выходные дни).

Таким образом, важной научной и практической задачей сегодня является оптимизация двигательной активности студенческого контингента с использованием различных форм организации учебного процесса по физическому воспитанию (учебная и внеучебная формы) в связи с неразработанностью данной проблемы на концептуально-теоретическом, конструктивно-технологическом и методико-прикладном уровнях.

Традиционно сложившаяся в вузе система физического воспитания, ориентированная в большей степени на реализацию задач общеразвивающей направленности (ОФП) в рамках учебного расписания, ограничивает возможности удовлетворения физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов и формирования у них мотивационно-ценностных установок к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Сказанное выше и предопределило выбор темы диссертационного исследования: «Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий».

Для удобства изложения мы используем понятия «учебная форма организации занятий физическим воспитанием» и «внеучебная форма организации занятий физическим воспитанием».

Учебная форма — занятия физическими упражнениями в режиме учебного времени организации физкультурно-спортивной деятельности.

Внеучебная форма — это реализация обязательного курса физического
А воспитания в свободное от основных занятий время, в том числе в выходные

и праздничные дни.

Объект исследования: образовательный процесс физического воспитания студентов в вузе нефизкультурного профиля.

Предмет исследования: спортивно-ориентированные технологии физического воспитания студентов в вузе нефизкультурного профиля.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность физического воспитания студентов нефизкультурного вуза в учебное и внеучебное время с использованием спортивно-ориентированных технологий.

, Гипотеза исследования: физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза будет эффективным, если разработать и реализовать спортивно-ориентированные технологии на основе популярных видов спорта (аэробика, шейпинг, бодибилдинг, плавание), что позволит у студентов сформировать мотивационно-ценностные установки к регулярным занятиям физическими упражнениями, повысить уровень развития основных физических качеств и способствовать улучшению их здоровья.

В соответствии с целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить социально-педагогические проблемы физической культуры
и физического воспитания студентов в вузе.

2. Разработать и методологически обосновать спортивно-
ориентированные технологии физического воспитания студентов
нефизкультурного вуза на основе популярных видов спорта среди
молодежи: аэробики, шейпинга, бодибилдинга и плавания.

3. В педагогическом эксперименте проверить эффективность
разработанных спортивно-ориентированных технологий физического
воспитания студентов нефизкультурного вуза в учебное и внеучебное время.

Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. Был использован следующий комплекс научно-исследовательских, спортивно-педагогических и психологических методов.

  1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
  2. Беседы и интервью со студентами.
  3. Тестирование общей физической подготовленности.
  4. Антропометрические измерения.
  5. Физиологические методы оценки уровня здоровья.
  6. Анкетирование (оценка мотивационной сферы).
  7. Педагогический эксперимент.
  8. Методы математической статистики. Методологической основой и теоретической базой исследования

основные положения теории и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин [7], В.К. Бальсевич [9], В.М. Зациорский [66], Л.П. Матвеев[101, 105, 133] и др.);

современные представления об организации спортивной тренировки (Ю.В. Верхошанский [34, 35], В.М. Зациорский [66], Л.П. Матвеев [103, 104 ], В. М. Платонов [138], Н.А. Фомин [149] А.И. Завьялов и

концепция формирования физической культуры личности

(В.К. Бальсевич [12, 15], Л.И. Лубышева [97, 98] и др.);

современные теории организации образовательного процесса на основе педагогических технологий (В.П. Беспалько [22], В.И. Богомолов [27], Г.К. Селевко [131], В.Г. Шилько [152, 153] и др.);

современные педагогические концепции и технологии физического воспитания студентов (Н.А. Алексеев [2], СВ. Барбашов[20], Г.Н. Пономарев [122], В.В.Пономарев, В.В. Сериков [132] Л.К Сидоров, А.П. Матвеев и др.);

концепция физкультурно-спортивной мотивации (Г.Д. Бабушкин [8],
.Р.А. Пилоян[110]идр.).

Научная новизна исследования:

1. Теоретически обоснованы и методически разработаны основные
компоненты учебно-образовательного процесса в вузе нефизкультурного
профиля, способствующие общему развитию личности студента.

2. Теоретически обоснованы и содержательно наполнены основные
компоненты спортивно-ориентированных технологий популярных в
студенческой среде видов спорта.

3. Предложенные спортивно-ориентированные технологии
физического воспитания студентов наиболее популярных видов спорта
среди молодежи (аэробика, шейпинг, бодибилдинг, плавание), проводимые
во внеучебное время позволяют с одной стороны, компенсировать
недостаточный уровень развития вузовской физкультурно-спортивной
инфраструктуры, с другой — реализовать интересы и потребности студентов
к регулярным занятиям по физическому воспитанию.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволили расширить и углубить знания основных положений педагогической системы физического воспитания студентов различных форм обучения, реализация которых предполагает использование современных спортивно-ориентированных технологий, применяемых с целью приобщения молодежи к ценностям физической культуры и формирования у них осознанной необходимости участия в физкультурно-спортивной деятельности по дисциплине «Физическая культура» в учебное и во внеучебное время.

Практическая значимость определяется тем, что разработаны учебные программы по предложенным технологиям, составлен и внедрен в учебный процесс план-график реализации программ по семестрам, разработан курс лекций, материалы которого используются студентами для написания рефератов по избранным направлениям двигательной активности. Опубликованы практические рекомендации по применению спортивно-ориентированных технологий в учебное и во внеучебное время

для преподавателей физического воспитания вузов, колледжей, учителей; общеобразовательных школ, гимназий и т. д.

Апробированы и внедрены в учебный процесс специальные «книжки, посещаемости» студентов, обучающихся по дисциплине «Физическая культура» во внеучебное время; в этих книжках фиксируются основные показатели двигательной активности (посещаемость занятий, участие в ; спортивно-массовых мероприятиях, участие в соревнованиях различного 1 уровня и т.д.), а по окончании каждого учебного семестра подводятся итоги..

Основные положения, выносимые на защиту

1. Традиционно сложившаяся система физического воспитания в вузах
нефизкультурного профиля ограничивает возможности удовлетворения
физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов и
формирования у них мотивационно-ценностных установок к регулярным
занятиям физическими упражнениями.

2. Разработанные экспериментальные технологии по физическому
воспитанию (аэробика, шейпинг, бодибилдинг и плавание) позволяют в
оптимальном объеме удовлетворить двигательные потребности студентов,
способствуют развитию основных физических качеств, укреплению
здоровья и формированию осознанной необходимости участия в
физкультурно-спортивной деятельности. Организация учебного процесса-с
использованием спортивно-ориентированных технологий позволила за три
года занятий достоверно (р Физическое воспитание студентов нефизкультурного вуза на основе спортивно-ориентированных технологий

Читайте также:
Как уменьшить размер видео на компьютере без программ

Источник: www.dslib.net

Особенности методики физического воспитания студентов в учебных отделениях

Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе в начале учебного года на основании ряда объективных показателей распределяются в три учебных отделения: основное, специальное и спортивное.

1. Результаты медицинского обследования (при поступлении в вуз, а также на каждом курсе в начале учебного года). После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья и физического развития студента и зачисляет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

2. Уровень физической и спортивно-технической подготовленности. Он определяется преподавателями физического воспитания на первых занятиях на основе контрольных тестов и некоторых нормативов вузовской программы по физическому воспитанию. Учитываются также результаты собеседования, позволяющие выявить интересы и желания студента.

На основе этих критериев каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Основное отделение. В это отделение зачисляются все практически здоровые студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.

Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП. Кроме того, студенты совершенствуются в профессионально-прикладной физической подготовке.

Занятия носят преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50%, интенсивность нагрузки по частоте сердечных сокращений колеблется в пределах 130-160 ударов в минуту. В методике проведения занятий важное значение приобретает реализация принципа доступности и постепенного повышения требований.

Предпочтение отдается средствам, обеспечивающим всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Акценты делаются на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности как базы для развития всех остальных физических качеств. Внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности.

В зависимости от уровня физической и технической подготовленности студентов внутри отделения выделяются группы по 12-15 человек на 1 преподавателя. Такая насыщенность дает возможность преподавателю уделять достаточное внимание индивидуальному подходу при дозировании физической нагрузки и ведении воспитательной работы, что в целом будет способствовать решению поставленных задач.

При проведении учебного процесса преподаватели в полной мере руководствуются как общими, так и методическими принципами, применяя преимущественно строго регламентированные, а также игровые методы.

Студенты, успешно выполняющие программные и нормативные требования, могут по желанию переводиться в отделение спортивного совершенствования.

Специальное отделение комплектуется из студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа). Учебная группа (от 8 до 10 человек на 1 преподавателя) формируется обязательно с учетом, прежде всего, характера заболевания, а также физических возможностей и половой принадлежности студентов.

— укрепление здоровья и закаливание организма;

— повышение уровня общей физической работоспособности;

— возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии или ликвидация остаточных явлений после заболеваний;

— приобретение необходимых и допустимых (с учетом заболеваний) профессиональноприкладных двигательных умений и навыков.

Таким образом, направленность учебных занятий носит ярко выраженный оздоровительно-восстановительный характер. По мере возможности следует также решать задачи, связанные с выполнением общевузовской программы по физическому воспитанию. Студенты отделения занимаются физической культурой в обязательном порядке на протяжении всех лет обучения в вузе в объеме 4 часа в неделю (допустимо 4 раза по 1 часу).

Согласно научно обоснованным рекомендациям в вузовской практике, студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы — «А», «Б», «В» и лечебную.

Группа «Б» формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. Соответственно широко используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.

В группу «В» входят студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому здесь преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.

Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам. Как правило, занятие ведет специалист по лечебной физической культуре, имеющий дополнительное медицинское образование. Студенты осваивают на занятиях доступные им разделы учебной программы.

Таким образом, практически во всех четырех группах специального отделения основными средствами выступают гимнастические упражнения, строго дозируемые ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, возможны подвижные и отчасти спортивные игры (в зависимости от характера врачебных ограничений). Широко используются комплексы дыхательных и корригирующих упражнений для устранения морфофункциональных отклонений. Все студенты углубленно изучают теоретические аспекты медицинского характера, а также приобретают умения самоконтроля.

В методическом плане физическая нагрузка во всех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная плотность невысока, отдых между порциями нагрузки должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.

В отделении осуществляется углубленный врачебно-педагогический контроль не менее трех раз в год. Студенты, имеющие заболевания обратимого характера, восстановившие здоровье и получившие достаточную физическую подготовку, переводятся в основное отделение.

Отделение спортивного совершенствования формируется из спортсменов-разрядников и студентов с хорошей общей физической подготовленностью. Учебные группы (численностью от 6 до 15 человек) комплектуются по видам спорта, половой принадлежности и спортивному разряду. Объем учебных часов также зависит от уровня спортивной квалификации и колеблется от 6 часов (для новичков, III и II разрядов) до 12 часов (для мастеров спорта). Перворазрядники и кандидаты в мастера спорта занимаются по 8 часов в неделю.

Учебно-тренировочные занятия направлены на совершенствование спортивного мастерства на основе всесторонней общей физической подготовки в объеме требований вузовской программы и соответствующей спортивной классификации. Кроме того, занятия ориентированы на достижение достаточной профессионально-прикладной физической подготовленности.

Вследствие этого спортивные занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки, таких, как цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др. С учетом двухсеместрового режима работы вузов тренировочный процесс планируется в форме полугодичных или сдвоенных циклов таким образом, чтобы повышенные нагрузки и ответственные соревнования не совпадали с периодами экзаменационных сессий.

Для студентов высших спортивных разрядов могут быть предусмотрены индивидуальные графики выполнения вузовской программы. В этих графиках возможны соответствующие разрешения для выезда на тренировочные сборы, крупные внутренние и международные соревнования, а также академические отпуска. Для студентов-спортсменов высших разрядов могут быть предусмотрены льготы, позволяющие им тренироваться по планам подготовки соответствующих команд с учетом российского и международного календаря соревнований.

Источник: xn--80aqqdgddhbb4i.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru