Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание».
Модерация — одна из антропоцентричных категорий языка, которая имеет статус самостоятельной функционально-семантической категории в современном английском языке. Она соотносится с такими понятиями, как оценочная модальность, языковая картина мира, прагматика и имеет статус метаоценки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Модерация — метод в бизнес-тренинге, позволяющий группе выработать новое понятие с едиными критериями, одинаково понимаемыми ипринимаемыми каждым участником тренинга. В ходе тренинга тренер создает вместе с группой единый язык общения. Чтобы снять противоречия между пониманием и принятием ключевых понятий тренер, пользуется модерацией. Модерация позволяет мыслительные процессы, обычно скрытые от внешнего наблюдателя, сделать наглядными и внешне наблюдаемыми. Также модерация позволяет свернутый во времени процесс мышления развернуть и представить в виде последовательности этапов, что очень важно в обучении.
Термины
Модерация – это формат групповой работы, позволяющий участникам рассмотреть выбранную тему или ситуацию с разных сторон, выработать решение и определить порядок его реализации.
Модерация — способ систематического, структурированного ведения заседания с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встреч (конференций, семинаров).
Стратегические модерации – это содержательная работа над вопросами, связанными с разработкой, переоценкой или актуализацией стратегии организации.
Таким образом, модерация соотносится с оценочной модальностью,
поскольку она по существу есть проявление субъективизма. Модерация
соотносится с соответствующей ей суперкатегории оценки в целом, являясь метаоценкой, при этом образуя иерархичные подсистемы как оппозитивного характера, типа модерация . немодерация, которая представлена категорией интенсивности, так и неопозитивного характера, типа модерация -градуальность проявления признака. С концептуальной точки зрения модерация противостоит русскоязычной категории «чуждости», которая основана на жестком противопоставлении двух миров «свой-чужой», в то время как модерация является остранением от «своего» и «чужого».
Модерация категория глубинная. И как все «скрытые» категории она
является антропоцентричной, скажем «точкозрительной». Аномальная проба и системный анализ- это главные стратегии ее «распаковки». Именно через такие стратегии и актуализируется вся система норм «человеческого контекста».
Задачами такой модерации могут быть:
— Формирование стратегического Видения;
— Совершенствование партнерской модели акционеров;
— Анализ внешней ситуации, оценка возможностей развития организации;
— Корректировка стратегических целей в соответствии с внешними изменениями в сфере деятельности организации (рынок, общественность и т.д.);
Термины маркетинга. Должен знать каждый! Маркетинговые термины.
— Анализ ресурсов развития организации.
Участниками стратегических модераций как правило являются руководители общественных и коммерческих организаций (бизнес-партнеры, акционеры, владельцы, топ-менеджмент).
Модерация в свою очередь способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена коллектива, без лишних потерь рабочего времени.
Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочее заседание и во все фазы рабочего процесса. Таким образом обеспечивается оптимальное использование идей и энергии членов группы и гарантируется, что за счет перераспределения заданий все делают общее дело.
Принципы работы модерации:
— систематичность (каждое отдельное действие логически следует за другим);
— структурированность (каждый раздел работы рационально делится на части);
— прозрачность (исключаются манипуляции любого рода).
Такая совместная работа доставляет удовольствие. А работа, приносящая удовольствие, приводит к хорошим результатам.
Цели и задачи модерации редко могут быть сформулированы с
предельной четкостью, количество участников и продолжительность взаимодействия практически не ограничивается, и никто из создателей не имеет достаточно сильной мотивации и возможностей для исполнения всех функций модератора.
Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся на форуме информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения.
Модерация требуется там, где люди стремятся достигнуть общей цели в командной работе, проектной группе, в ходе круглого стола или какой-то иной встречи.
Значение компетентных модераторов для организации невозможно переоценить.
- Классическими предпосылками модерации служат ситуации, в которых группе или команде предстоит совместное достижение результатов. Вот некоторые типичные примеры. Группе представили новый проект, организационную структуру или решения, и появляется удобный случай это обсудить.
- На круглом столе хотят проанализировать проблему и принять верные решения.
- Необходимо уточнить задачу проектной группы и сформулировать четкую цель с планированием времени и этапов работы.
- Команда хотела бы произвести четкое распределение рабочих заданий по конкретному проекту.
- Команде перед принятием важного решения необходимо встретиться и обсудить все аспекты.
- Команда хочет собрать, обобщить и взвесить все идеи по поводу нерешенного вопроса и в итоге разработать проект его решения.
- Два отдела должны найти выход из длительного конфликта.
- Команда руководителей отделов хочет понять типичные причины несогласованности действий своих подразделений и устранить их навсегда.
- Команда руководителей среднего и высшего звеньев хочет выработать годовую стратегию дальнейшей деятельности компании.
Что нужно для проведения успешной модерации?
Модерация не панацея и не волшебное средство. Модерация – определенный принцип действия, с помощью которого Вы соберете команду, сможете систематизировать энергию и идеи для работы над общими целями. Для этого требуются определенные условия. Важнейшее условие – достоверность и доверие, оказывающие влияние на культуру управления и общения. Проявляется это следующим образом.
- Сотрудники должны быть в полной мере информированы о поводе, цели, основании и ожидаемых результатах работы, а также о пользе, которую принесет работа.
- Вся важная информация должна быть доступна сотрудникам.
- Совместная работа и общение в процессе модерации не должны блокироваться и тормозиться из-за иерархичности, субординации в коллективе. Должен быть гарантирован свободный и открытый обмен мнениями.
- Во время совместной работы предпочтение отдается качеству аргументов, а не иерархическому статусу человека, их выдвигающего.
- Особую ценность имеет принцип доверия: что сказано, то остается
- принципиальным в процессе модерации.
Обязанности модератора
Модератор должен играть роль посредника. Он оказывает помощь команде в постановке цели и ее эффективном достижении. Модератор может быть приглашен на заседание со стороны, а может быть выбран из сотрудников коллектива специально для проведения модерации.
Какой позиции и взглядов должен придерживаться модератор? В идеале это должна быть совокупность таких качеств, как хладнокровие, оптимизм, способность действовать, с одной стороны, и толерантность — с другой. Но важнейшими качествами идеального модератора являются честность и открытость. Эти качества – основа доверия со стороны коллектива. Когда Вы искренни как модератор и завоевываете доверие участников, Вы, даже совершая ошибки, способны справиться со сложными ситуациями.Итак: будьте самим собой, не притворяйтесь, не играйте никакой роли — это залог успешной модерации.
Ключевые слова: модерация, точка зрения, аппроксимация, недооценка, поглотитель шока.
На наш взгляд, модерация как субкатегория оценки может рассматриваться двупланово: как категория логики и как лингвистическая категория. В традиционной логике модерация противопоставляется категорическим суждениям, в которых предикат утверждается или отрицается при исключении каких-либо альтернатив.
А в логической концепции Л.Заде, на которую ссылается в одной из своих работ Дж. Лакофф, модерация соотносится с лингвистической переменной (fuzzy set) в том смысле, что как модерация, так и лингвистическая переменная не вписываются в двухместную логику, поскольку охватывают не только ложь и истину, но и разнообразные градации типа «скорее ложно, чем истинно», «до некоторой степени истинно».
Как лингвистическая категория модерация характеризуется, во-первых, универсальностью смысла, общего для многих языков, например, приблизительная номинация, риторика хезитации, стилистика и социолингвистика речевого поведения, и, во-вторых, идиоэтничностью интерпретационного компонента. Каждый язык имеет в своем арсенале языковые средства манифестации модерации, но не в каждом языке универсальность смысла подтверждается категориальным статусом.
Связь между оценкой и модерацией осуществляется через участие последней в квалификативной структуре высказывания. Такая связь, на наш взгляд, способствует выполнению указательно-дейктической и субъективно-оценочной функции. Модерация характеризуется признаками как абсолютной оценки (хорошо, плохо), так и сравнительной (лучше, хуже, равноценно, предпочитается).
Но если основная сфера значений суперкатегории оценки связана с признаками «хорошо-плохо», то сфера значений модерации обусловлена рядом специфических факторов содержания и условия общения, то есть возникает из прагматического компонента среды, фиксируясь в системе языка. Учитывая тот факт, что оценка является особого рода отношением говорящего к номинации, мы рассматриваем модерацию как своего рода точку зрения на действительность.
Таким образом, модерация соотносится с оценочной модальностью, поскольку она по существу есть проявление субъективизма. Модерация соотносится с соответствующей ей суперкатегории оценки в целом, являясь метаоценкой, при этом образуя иерархичные подсистемы как оппозитивного характера, типа модерация . немодерация, которая представлена категорией интенсивности, так и неопозитивного характера, типа модерация . градуальность проявления признака.
С концептуальной точки зрения модерация противостоит русскоязычной категории «чуждости», которая основана на жестком противопоставлении двух миров «свой-чужой», в то время как модерация является остранением от «своего» и «чужого». Модерация категория глубинная. И как все «скрытые» категории она является антропоцентричной, скажем «точкозрительной». Аномальная проба и системный анализ . это главные стратегии ее «распаковки». Именно через такие стратегии и актуализируется вся система норм «человеческого контекста». Общая рабочая структура процесса модерации
Подобно спектаклю модератором составляется сценарий, который охватывает разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:
- формирование и рассылка повестки дня митинга участвующим экспертам
- постановка и ознакомление с правилами работы
- постановка ключевых вопросов
- структура (последовательность действий)
- подбор техник модерации
- формат визуализации
3. Заключительный этап
- фиксация и представление результатов.
Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.
Некоторые методы и техники модерации
Таким образом, вы, вероятно, определили, что техники модерации являются лишь одним из элементом процесса модерации, но все же какие они есть и в чем их особенность? Приступим!
- «мозговой штурм» – несмотря на всеобщее ощущение известности этого метода, важно: после набора идей, переходя в стадию анализа – иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой! Также сообщу о разновидностях этого метода: — двойной прямой; обратный прямой, круговой, по принципу «635».
- «карточный опрос» — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.
- «mind-mapping» или метод «корней дерева» — планирование необходимых действий по проекту, где от «ствола дерева» расходятся «корни» или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».
- «схема анализа проблемы» — анализ причин и последствий существования основной проблемы. Пример визуализации:
- «вспышка» — обзор мнений участников, например, при анализе «проблемного поля»;
- «многопозиционный опрос» — метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.
Базовые правила поведения модератора
Как уже было указано в отличиях при проведении митинга и тренинга-семинара, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается, отмечу лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:
То, что не решает проблем не достойно внимания и времени, тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?
Проблемы, которые решает модерация
- нечеткости решений и отсутствия ответственных (чего так часто не хватает на стратегических сессиях, разработке новых концепций и идей развития бизнеса);
- отсутствия корпоративной культуры (успех правильно модерированного рабочего собрания влияет на дальнейшую совместную работу в группах, повышает желание участников рассматривать все идеи и полярные точки зрения, принимать их и использовать в работе);
- недостатка мотивации персонала:
- каждый не просто информирован, а принимает посильное участие в принятии решения, опираясь на совместные разработки;
- модерация нацелена на устранение факторов снижающих мотивацию, а именно: монологов руководителей и других сотрудников, отклонений и отступлений от темы, а также личных нападений и других проявлений борьбы за власть топ-менеджеров, мешающих конструктивным решениям;
- процесс и результат модерации очень схож с коучингом, цель
- которого развитие понимания (осознания) и ответственности, как выбора авторства идей и действий.
Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития – был приглашен независимый модератор, который помогал тренерам и менеджерам прийти к общему решению (что уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?). При подготовке к процессу модерации, ведущему важно собрать необходимую информацию и, совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.
Проведение модерации является мощным якорем, вехой, точкой отсчета.
Модерация затрагивает мыслительные процессы. Если в группе есть активные участники, которые не склонны к анализу, предпочитают действие, то важно во время модерации уделить им больше внимания, пусть именно они ведут записи на карточках и клеят их. Если таких участников большинство, важно проводить модерацию быстро, не углубляться в споры и разногласия. При этом тренер скоростью своей речи и жестами задает быстрый темп, в котором проходит работа.
Во время модерации недопустимо вялое поведение и тихий голос тренер,
т.к. он может потерять группу, сделать процессы неуправляемыми. Тренеру важно быть бдительным и максимально включенным в каждого участника, чтобы вовремя почувствовать накопившуюся в группе усталость.
Говоря о задачах, необходимо отметить, что очень часто они понимают как синоним цели, например: «Задача — поставленная цель, которую стремятся достигнуть».
Однако существует и другое, отвечающее нашим потребностям определение:
Задачи — координированная и систематизированная серия элементов работы, используемых для достижения результатов.
Своими словами это можно сформулировать так: цель как образ желаемого результата включает в себя задачи как последовательность действий, этапы, направленные на его достижение.
Модерация — инструмент, который полностью ориентирован на достижение конкретных результатов и дает сильный позитивный эффект, позволяющий участникам ощутить собственную причастность к процессам принятия решений.
Западноевропейская модель методической техники модерации позволяет достаточно четко и в короткие сроки подобрать рациональные методы для решения конкретных задач, объединить участников, побудить к совместной выработке путей решения проблемы, и, подвести их к переносу найденного решения на практическую платформу.
Описанные возможности позволяют применять этот инструмент не только в тренингах, но и для решения других комплексных и сложных задач: например, при проведении совещаний (что успешно используется во многих компаниях).
Итак, модерация – это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.
Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.
Источник: studfile.net
Модератор. Модерация — это технология групповой работы, в которой с помощью различных техник создаются благоприятные условия для принятия эффективного решения в группах
Модерация — это технология групповой работы, в которой с помощью различных техник создаются благоприятные условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой и, зачастую, разными взглядами на рассматриваемую проблему.
В качестве обобщенной цели модерации может выступать организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников.
Рабочий процесс модератора протекает с использованием методов визуализации, верба-лизации, презентации и обратной связи.
Модератор — ведущий процесса модерации, с нейтральной позицией и знанием предметной области.
Модератор должен:
а) обеспечить рабочий процесс:
· Выдать инструкцию на работу и мотивировать участников (что делаем / зачем)
· Обеспечить выполнение (контроль и корректировка)
· Управлять темпом работы
· Использовать альтернативные способы достижения результатов для ускорения/замедления темпа
б) обеспечивать коммуникацию участников
· Подбирать стиль общения, оценивая качества и роли участников,
· Держать фокус на заданной теме (все вовлечены в обсуждение)
· Противостоять троллингу или использовать его во благо
· Обеспечить оптимальное психологическое состояние (например, смех для снятия барьеров)
· Владеть предметом (знать терминологию предметной области, иметь базовые представления)
· Отбирать качественные предложения (фильтр – симулякры, релевантность)
· Помогать формулировать кратко и емко, сохраняя суть.
Ведущий и модераторы несут полную ответственность за процесс и за результат – это не техническая, а содержательная роль.
Если группы работают над разными темами, то основная ответственность за результат – у модераторов (только они знают мнение участников).
Сценарий работы модераторов в группах
Такт 1
Начните с объяснения правил работы. Покажите стартовую карту, объясните термины тренда и технологии, покажите связи. Предъявите группе один образец заполнения карточки. Объясните горизонты, в которых будет выполняться работа.
Общее время такта:
Итоги такта:
Присвоение правил работы.
Такт 2
До начала заполнения карточек «раскачайте» группу, запустите обсуждение предложенных трендов и технологий (15 мин). Переведите группу в режим критики и коррекции, а также генерации новых карточек трендов, актуальных сейчас в теме их приоритетного направления и конкретных критических технологий. На первом такте достаточно 5-8 наиболее значимых трендов.
Поскольку тренды наиболее сложны для формулировки, разрешите группе доработать свои предложения в конце рабочей сессии. Заведите формат голосования по карточкам в случае «залипания» группы на обсуждение конкретных предложений. Постарайтесь в начале или середине работы определить лидера, который сможет подготовить от имени группы доклад по основным результатам работы.
Общее время такта:
Итоги такта:
В стартовом году карты (2012) размещены 6-10 трендов, все участники опробовали технологию заполнения карточек, группа понимает разницу между трендом и технологией и принципы связи между сущностями, размещены 15-20 технологий, группа умеет быстро голосовать за предложения, так же возможно определение докладчика по итогам такта.
Такт 3
Приведите группе пример формата, связанного с конкретной технологией. Объясните разницу между форматом и технологией. Потренируйтесь в формулировке формата (и продукта, и услуги). Разместите на карте форматы рядом с технологиями.
Далее участники предлагают свои карточки (возможна индивидуальная или групповая работа: генерация — 5-7 минут, по 1-2 карточки от каждого, и в итоге по 4-6 избранных карточек от группы). Далее такт обсуждения и размещения на карте– 20-30 минут.
Общее время такта:
Итоги такта:
На карте (2012-2030) размещены 10-20 форматов. Участники присвоили технологию связи форматов и технологий.
Такт 4
После завершения первого цикла формирования карты обратитесь к получившимся на карте кластерам сущностей (связки «тренд-технология-формат»). Обозначьте каждый получившийся кластер с позиции перспективного рынка. В случае недостаточности информации доформулируйте недостающие карточки трендов (тенденций в обществе), технологий (векторов развития науки и промышленности) и форматов (продуктов и услуг, удовлетворяющих конкретного потребителя).
Общее время такта:
Итоги такта:
На карте обозначено 5-10 перспективных рынков, доразмещено 5-15 дополнительных карточек трендов, технологий и форматов.
Такт 5
Предложите описать технологические угрозы, связанные с каждым из обозначенных рынков, способные уничтожить или ослабить этот рынок с учетом трендов, технологий и форматов, включенных в него. Участники формулируют карточки угроз самостоятельно, голосуют и размещают их, «приклеивая» к рынку. Отметьте, что «повисших» угроз на этой карте не должно быть. Модератор должен удерживать планку технологических угроз, не допуская (или допуская в крайнем случае) организационно-управленческие угрозы.
Общее время такта:
Итоги такта:
Под каждый обозначенный перспективный рынок участниками предложено 1-3 технологические угрозы.
Такт 6
Группа готовит доклад. Фокус доклада – наиболее перспективные рынки и угрозы. Остальное участники смогут прочитать на самой карте. Доклад делает представитель группы (не модератор). Группа переносит карту из своего рабочего пространства в общий зал и делает доклад, ссылаясь на нее.
На подготовку доклада есть 20-25 мин, включая кофе-брейк. После докладов руководитель программы дает задание на перерыв.
Общее время такта:
Итоги такта:
Выявлены ключевые рынки и угрозы, участники разделили общие направления развития и доложили их в качестве единого мнения группы.
Такт 7
Перерыв. В ходе перерыва участники в индивидуальном порядке могут разместить свои критичные комментарии (в формате карточек трендов, технологий, форматов, угроз) на чужих отраслевых картах.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
НЕМНОГО О МОДЕРАЦИИ И МОДЕРАТОРЕ
Термин «модерация» происходит от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание» [39, с. 111].
«Методам модерации чуть более сорока лет. И по сравнению с постулатами марксизма или фрейдизма они не испытали на себе еще такого общественного внимания и тем более критики, поэтому энтузиасты модерации испытывают восторг и воодушевление от положительных результатов в своей практике» [38, с. 9].
Подробный анализ теории и практики модерации — дело ближайшего будущего, а в настоящее время целостное представление об этом феномене в литературе отсутствует.
В 1960-е годы модерация разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью различных рабочих техник создаются условия для принятия эффективного решения в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему, разного численного состава.
Первые публикации о методах модерации относятся к 80 годам: «Идеи модерации» (К. Klebert, E. Schreder, W. G. Straub).
Цель модерации — это достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников.
Таким образом, модерация может пониматься как:
§ направляемый структурированный процесс интеракции в группах с помощью вербализации и визуализации;
§ активное участие всей команды в достижении конкретного результата».
Модерация рассматривается как один из видов сопровождения персонала наряду с консультированием, супервизией, профессиональным тренингом. Все виды сопровождения выполняют ряд функций: обучающая, консультационная, психотерапевтическая, коррекционная, адаптационная [27, с. 298—299], однако каждый из них имеет свои особенности.
М. Н. Певзнер и О. М. Зайченко считают, что модерация — это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника. В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих работника к принятию профессионально грамотного решения за счет реализации его внутренних возможностей. Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала специалиста. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится социально значимым, то есть приемлемым в коллективе.
В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики:
§ сосредоточена на конкретной проблеме;
§ ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;
§ исключает формальный контроль и оценку;
§ содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;
§ создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности.
Отличительные черты модерации заключаются в следующем:
§ В отличие от профессионального тренинга модерация не связана с поэтапным обучением и формированием отдельных компетенций специалистов.
§ В отличие от консультирования модерация в основном использует внутренние ресурсы (синергетический эффект групповой работы), в то время как при консультационном взаимодействии используется как внутренний потенциал клиентов, так и профессиональные советы и рекомендации консультанта. Кроме того, предполагается, что модератор, в отличие от консультанта, не обязательно является специалистом в конкретной профессиональной области.
§ В отличие от супервизии модерация не связана с «лечением профессиональных болезней» и исправлением профессиональных ошибок, то есть психотерапевтическая и коррекционная функции в модерации выражены неярко. Кроме того, супервизия является интегративным вариантом, включающим в себя: модерацию, консультирование, диагностирование и разрешение профессиональных конфликтов, содействие в развитии и саморазвитии как организации в целом, так и отдельных работников, формирование дополнительных компетенций.
Технологическая сторона модерации напрямую связана с выполнением ряда условий:
§ численный состав рабочей группы — от 4 до 12 человек;
§ нейтральная позиция модератора;
§ размеры комнаты должны позволять участникам групповой работы свободно передвигаться, и в то же время хорошо видеть визуализированный материал;
§ рабочий процесс протекает с использованием базовых процессов, таких как визуализация, вербализация, презентация, обратная связь.
Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Ситуация модерации не предполагает традиционных явлений классно-урочной системы: «подиума» (учительский стол и доска), «монолога» учителя, реципиентов (ученики-слушатели) и т. п.
В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора.
МОДЕРАТОР
Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего интернет-конференции. В Ватикане модератор был лицом, который указывал на самые существенные положения в речах папы.
Функция модератора — помочь обучаемому специалисту «раскрепоститься», выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
Важную роль в процессе групповой работы играет сам модератор. Содержание деятельности модератора напоминает собой некую свернутую модель наставника в процессе овладения участниками способами групповой работы.
Авторитет к модератору приходит в ходе подтверждения обоснованного прогноза групповой работы, применения обдуманных технологий решения групповой задачи, постановки и решения аргументированных вопросов в демократической обстановке.
Модерация требует от ведущего сохранения нейтральной позиции, особенно недопустимы оценка и эмоциональная характеристика участников и результатов групповой работы, потому что они нарушают доверительную атмосферу процесса коммуникации.
Модератор поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки); задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана.
Важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты групповой работы.
Модератор должен иметь знания в области модерации той или иной проблемы, но совсем не обязательно, чтобы он был высококвалифицированным специалистом, у которого заранее готово решение.
Модератор — авторитет процесса, а не содержания. Поэтому он должен обладать высоким уровнем социальной компетенции: он должен легко устанавливать социальные контакты, учитывать распределение социальных ролей в группе, понимать групповую динамику, управлять процессом межличностного взаимодействия.
Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности — это позволит им избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют. При организации работы группы модератор играет роль своеобразного «катализатора» общественного мнения.
Важным моментом работы модератора является составление протокола групповой работы, в котором визуально отражаются процесс решения проблемы и наиболее значимые результаты групповой работы.
Модератор должен быть готов выполнить функцию «ресурсного центра», способного восстановить и обновить этот ресурс. Для этого он может задать нужный вопрос, активизировать участников сменой деятельности, просто пошутить и т. д. Такого рода действия характеризуют модератора как «катализатора», ассистента в процессе продвижения группы в проблемной области.
Если модератор согласен взять на себя роль «катализатора» процесса принятия группового решения, то он должен:
§ беспокоиться и заботиться о методическом и инструментальном сопровождении развития группового мнения;
§ ориентироваться в ситуации и находить выход из трудных положений, импровизировать;
§ мобилизировать творческую энергию группы: провоцировать и обнаруживать скрытые конфликты;
§ выявлять механизмы образования аутсайдеров группы («козлов отпущения») и способствовать изменению данной ситуации;
§ отслеживать изменения настроения участников группы и побуждать их к рефлексии;
§ избегать конфликтных ситуаций, связанных с конкуренцией в области специальных знаний и компетенций; избегать обострения личностных взаимоотношений;
§ отказываться от использования готовых решений;
§ побуждать участников коммуникации к осуществлению обратной связи, содействовать тому, чтобы они делились своими мнениями, ощущениями, переживаниями;
§ способствовать саморазвитию и самообновлению группы.
Модератор:
§ не руководитель группы в иерархическом смысле, а проводник коммуникации, способствующий открытости и обмену;
§ занимает нейтральную позицию в коммуникации;
§ стремится к соблюдению дружеских отношений в группе и совместным согласованным действиям;
§ методический помощник с функциями катализатора.
Источник: megaobuchalka.ru