3 организация и этапы составления программы

Этапы и организация разработки государственной программы достаточно подробно прописаны в соответствующих нормативных и методических документах. Поэтому выделим только некоторые принципиальные моменты данного процесса в работе с целевыми программами.

Инициаторами необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица. При этом должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития РФ; направления структурной и научно-технической политики; прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов; результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны; внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.

Неправильное целеполагание, размытость целей, излишняя их политизированность и абстрактность, как правило, становятся одними из основных причин неудач при реализации программы. Главным критерием правильности выделения объекта программного воздействия является его адекватность поставленной цели, поскольку объект — эго то, что должно измениться при достижении программной цели.

Проектирование / Разработка программы. Этапы создания программы. Блок-схема и псевдокод.

Министерство (ведомство) — ответственный исполнитель программы организует ее разработку, распределяя и согласовывая задания программы между ее соисполнителями и отдельными участниками. Ответственный исполнитель осуществляет управление процессом осуществления программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы, координирует деятельность участников и соисполнителей.

Государственная программа включает:

— федеральные целевые программы, реализуемые в соответствующей сфере социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия;

Тем самым, можно отметить, что каждая государственная программа представляет собой иерархию трех подуровней:

  • 1) программа — виды деятельности, направленные на достижение социально значимой цели;
  • 2) подпрограммы — виды деятельности, направленные на решение задач в рамках программных целей;
  • 3) мероприятия — конкретные работы и услуги, выполнение которых необходимо для достижения поставленных задач (рис. 12.2).

Подуровни программм

Рис. 12.2. Подуровни программм

В программе необходимо обеспечить увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач. На ближайшие после начала программы 1—2 года должны быть конкретизированы программные мероприятия, их финансирование, составлен бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованием.

Как составить Рабочую Программу тренировок за 5 Минут

Объективность оценок и повышение доверия общества к программному методу в значительной степени определяются наличием процедур независимой экспертизы проектов программ. Однако ответственные исполнители, как правило, весьма неохотно привлекают к экспертизе своих решений независимых экспертов. Обычно отсутствуют документы, определяющие, в каких случаях проводится независимая экспертиза, каковы цели и задачи такой экспертизы, каким образом подбираются независимые эксперты, каковы гарантии обеспечения их независимости в ходе проведения экспертизы. В некоторых случаях спорадическое проведение независимой экспертизы подчинено исключительно задаче перекладывания ответственности за принятые решения, перенаправления возможной критики в адрес независимых экспертов. Поэтому чрезвычайно велика актуальность расширения спектра акторов, участвующих как в разработке, так и реализации пакетов государственных программ. Мировая практика свидетельствует,

что включение экспертного знания в процесс составления и мониторинга в значительной степени расширяет возможности оценивания рисков реализации программ, и оперативного своевременного реагирования на них системы управления программой.

Обращают на себя внимание методологические проблемы, возникающие при формировании государственных программ. Так, нередко нечеткими остаются формулировки задач: зачастую они охватывают чрезмерно большой спектр проблем, представляются как исполнение функции в определенной отрасли, неочевидна возможность их решения в рамках конкретной государственной программы. То же можно сказать и о показателях, далеко не всегда позволяющих ясно представить степень практического решения поставленной задачи. Исследователи отмечают актуальность создания научно-обоснованного механизма определения приоритетов использования бюджетных ресурсов; отсутствие количественно и качественно измеряемых целей и ожидаемых результатов; неопределенность процедур проведения мониторинга результативности программ [1] .

Материалы нормативных и методических документов содержат требования к формулировкам целей, задач, структуре государственных ироірамм и показателям результатов, имеющих общий характер. Обобщенный характер целей негативно сказывается на программах вне зависимости от уровня их разработки, так как не позволяет увидеть ожидаемые ориентиры программной деятельности. Особенно страдают в этом случае участники программ, для которых существенное значение имеет конкретизация их роли в реализации государственной программы. Если учесть, что число соисполнителей и участников программы велико, то размытость целей не позволяет скоординировать деятельность по выполнению программы, что приводит к неэффективности программных расходов. Между тем с переходом к программному бюджету должны существенно расшириться бюджетная самостоятельность и ответственность министерств по управлению государственными финансами в рамках государственных программ, которым следует обладать правом самостоятельно определять структуру расходов, позволяющую достигать целей программы.

Читайте также:
Система развивающих занятий которая позволяет решить заявленные в программе цель и задачи это

Особенно остро указанные методологические проблемы проявляются на региональном уровне. Отсутствие информации об участии субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц в реализации государстве иных нроірамм отрицательно сказывается на переходе к программному бюджету. Указанная проблема порождает неопределенность полномочий ответственных исполнителей и соисполнителей государственных программ, вызывает трудности при согласовании их деятельности по разработке и исполнению государственных программ.

Опыт показывает, что успешному внедрению программного подхода мешают технические сложности: несогласованность государственных программ между собой, отсутствие стимулов для ведомств участвовать в «чужих» программах, задержки в размещении показателей в Единой межведомственной информационно-статистической системе, непрозрачное распределение ответственности. Проведенная специалистами экспертиза проектов государственных программ выделила три основные ошибки, допущенные при их разработке: не определена или не обоснована общественная значимость программы; отсутствует описание ожидаемого конечного результата; целевые показатели не привязаны к определенному результату [2] .

  • [1] См.: Ходырев А. А. Оптимизация программно-целевого бюджетирования в городе Москве. URL: sdo.rea.rU/cde/conference/5/viewFiles.php (дата обращения: 11.11.2014).
  • [2] Управление по результатам — итоги и новые возможности / под ред. В. Н. Южакова и Е. И. Добролюбовой. М. : Фонд «Центр стратегических разработок» ; Центр экономического и финансового консалтинга ; Статут, 2010.

Источник: studme.org

Все о Process Mining от ProcessMi

Все о технологии Process Mining — кейсы, термины, решения и аналитика. Российский и зарубежный опыт от группы экспертов ProcessMi

Построение бизнес-процессов компании и этапы разработки бизнес-процесса

Построение бизнес-процессов компании

Прежде чем построить бизнес-процесс, в первую очередь компаниям необходимо разработать схему, которая отражала бы его главную идею и принципы работы.

Трудность построения бизнес-процессов оправдана эффективными результатами. Чего пытаются достичь, начиная создание БП:

— сформированная модель БП способствует его глубокому изучению, выявлению сильных или уязвимых мест;
— построение бизнес-процессов улучшает взаимосвязь между его отдельными элементами.

Каждый этап построения бизнес-процессов получится удачным в том случае, если вы отлично понимаете свой бизнес и разбираетесь в нем, можете отличить, какие конкретно цепочки действий с какой целью необходимы. Требуется подробная информация с перечислением всех действующих на предприятии БП.

Построение требует простоты: чем больше заголовок, труднее описание, тем менее понятным получится БП. Нужно назвать и описать процесс доступно и логично, дать краткую, но глубокую характеристику. Так можно ускорить навигацию, когда процессов много.

Общий подход

Грамотная структура упрощает взаимодействие с бизнес-процессами и их реализацию. Перед тем, как начать строить БП, важно проверить и убедиться, что структура достаточно улучшена. Это можно сделать, следуя следующим рекомендациям:

  • создавайте не слишком масштабные бизнес-процессы, разделяя их на логические составляющие. Лучше, если на одной диаграмме будет расположено около десяти компонентов. В случае, когда процесс сложный, необходимо реализовать отдельные элементы как микропроцессы и наладить между ними связь;
  • главный поток БП необходимо выстраивать на одном уровне, остальные – в ответвлениях;
  • выстраивая процесс, контролируйте, чтобы максимальное число потоков размещалось по направлению в одну сторону;
  • для параметров БП не желательны сложные названия. В случае, когда параметр ни в чем не задействован, его можно можно смело удалять.

Этапы построения

Выстраивать бизнес-процесс возможно в следующем порядке:

  1. Первоначально необходимо обозначить границы. Тот или иной процесс начинается и заканчивается событием. Поэтому нужно определить их – первый шаг и последний.
  2. Изобразите блоки процесса, выстройте их в том порядке, в котором они должны выполняться. Нужно понимать, что на данном этапе для схемы предпочтительней простой вид.
  3. Начинайте усложнять схему. Это можно сделать при помощи добавления различных сценариев развития событий.
  4. Распределите обязанности. При построении БП необязательно участие в схемах сотрудников каких-либо конкретных должностей. Важна роль, которая может выполняться разными специалистами.
  5. Обозначьте программы и базы данных, которые были использованы.
  6. Без подробностей укажите все ресурсы и набор инструментов, используемые в бизнес-процессах.
  7. Отметьте, как или за счет чего конкретный бизнес-процесс связан с остальными.
  8. Протестируйте готовую модель.
Читайте также:
Программа чтобы писать с большой буквы

Какой должна получиться схема БП

Завершением построения бизнес-процессов является определение точной и грамотной схемы. Она должна отображать следующее:

  • с чего начинается процесс и чем заканчивается;
  • к каким еще процессам он имеет отношение, что между ними общего;
  • кто и какие операции выполняет;
  • при помощи каких инструментов осуществлялось построение;
  • какими должны быть показатели, чтобы процесс считался удачным.

Хорошо построенная схема должна быть информативной и понятной. По ней должно быть видно, как процесс протекает на самом деле. Бизнес начнет приносить прибыль только при наличии правильно выстроенных бизнес-процессов, которые являются стратегией при достижении желаемых результатов.

Источник: processmi.com

12 шагов построения системы ХАССП на предприятии

Этапы разработки и внедрения ХАССП. Обучение персонала и сертификация СМБПП.

Основные этапы разработки системы ХАССП (HACCP)

12 шагов построения ХАССП — это обязательные задачи, которые нужно выполнять предприятиям пищевой промышленности и общественного питания при разработке и внедрении системы менеджмента пищевой безопасности, основанной на принципах ХАССП.

Построение системы ХАССП начинается с подготовительного этапа, в ходе которого определяются ответственные за разработку и внедрение системы менеджмента пищевой безопасности сотрудники организации, описываются сырье и готовая продукция, а также разрабатывается блок-схема производственного процесса.
Далее производится анализ производственного процесса, выявляются “узкие места”, которые несут в себе наибольшие риски для безопасности готовой продукции и разрабатываются мероприятия по контролю за соблюдением технологии в процессе приготовления пищевой продукции.
Вся полученная информация фиксируется документально, после чего устанавливаются меры по верификации (перепроверке) системы ХАССП, которые позволяют обеспечить ее эффективное функционирование.
Для того, чтобы работа системы менеджмента пищевой безопасности была стабильной, проводится обучение персонала, в рамках которого сотрудники получают знания по работе в соответствии с принципами ХАССП.

Прохождение всех этапов построения системы ХАССП документируется путем получения сертификации по одному из российских или международных стандартов. Сертификация является добровольной, но в то же время наличие сертификации — это документальное подтверждение того, что организация придерживается высоких стандартов качества в работе и выпускает безопасную для потребителей продукцию.

Внедрение ХАССП (HACCP) помогает:

Повысить качество и безопасность готовой продукции

Минимизировать количество ошибок и несоответствий, путем их своевременного предупреждения

Распределить ответственность среди руководителей и персонала

Получить уверенность при прохождении проверок и аудитов

Интегрировать систему менеджмента качества с отраслевыми системами

12 шагов построения системы ХАССП на предприятии

Создание рабочей группы ХАССП

Первый этап — формирование группы из сотрудников компании, которые будут отвечать за разработку и внедрение системы ХАССП, а также обеспечивать ее последующее стабильное функционирование. Рабочая группа ХАССП формируется из персонала предприятия и назначается приказом высшего руководства. В нее должны входить квалифицированные и компетентные сотрудники: специалисты из разных подразделений компании, которые обладают обширными знаниями о разных областях деятельности предприятия.

Определение области распространения системы ХАССП

Область распространения системы ХАССП — это зона ответственности, в рамках которой компания-производитель должна обеспечивать безопасность производимой продукции. Область распространения определяется и утверждается руководством организации. Она включает в себя этапы жизненного цикла продукции, а также производимые компанией товары и оказываемые услуги. Обеспечение их безопасности и станет целью при разработаке и внедрении системы управления пищевой безопасностью на основе принципов ХАССП.

Разработка политики в области безопасности пищевой безопасности

Политика в области безопасности пищевой продукции — это тезисное изложение тех обязательств, которые берет на себя организация для обеспечения безопасности выпускаемой пищевой продукции. Политика должна быть такой, чтобы ее можно было реализовывать и применять на практике. Также политика должна соответствовать требованиям законодательства и учитывать ожидания потребителей. Политика в области пищевой безопасности определяется и утверждается руководством организации.

Описание сырья и готовой продукции

К сырью относятся ингредиенты, пищевые добавки и тароупаковочные материалы. Информация о сырье должна включать в себя следующие сведения обо всех компонентах, которые используются при производстве продукции: наименование и нормативно-техническая документация (НТД), которой они соответствуют (тех. регламенты, ГОСТы, ТУ и т. д.). Информация о готовой продукции должна содержать в себе: НТД, по которому она производится (ГОСТ, ТУ, ТТК); требования безопасности, отличительные признаки, условия хранения и срок годности, а также имеющиеся ограничения по безопасному потреблению продукции (способ потребления, наличие аллергенов, ограничения по возрасту и т. п.).

Читайте также:
1 что такое редактирование и компиляция программы

Разработка блок-схем производственных процессов

После определения того, что и из чего производит компания, нужно задокументировать то, как она это делает. Для этой цели используются блок-схемы — схематичное отображение производственного процесса в формате “от входа к выходу”, то есть от начального этапа производства до стадии готового продукта. Общая блок-схема производственного процесса составляется путем объединения отдельных блок-схем, которые могут составляться для определенных продуктов, групп продукции, производственных линий и цехов.

Анализ рисков и установление критических контрольных точек

На этом этапе проводится анализ всех этапов производства. В ходе анализа необходимо выявить и задокументировать все опасные факторы — потенциальные риски, которые могут повлиять на безопасность продукции. Методом экспертной оценки для каждого из выявленных опасных факторов определяется вероятность возникновения и тяжесть последствий, после чего разрабатываются меры по предупреждению их возникновения — предупреждающие действия (ППУ и ОППУ). Опасные факторы с высокой вероятностью возникновения и тяжелыми последствиями, относят к критическим контрольным точкам (ККТ). Выявление ККТ осуществляется с помощью дерева принятия решений.

Определение значений для ККТ

Для каждой ККТ нужно определить значения, за пределы которых она не должна выходить. Таким образом отделяются допустимые и недопустимые показатели определенных величин, например, температуры. Самым очевидным практическим примером может служить температура приготовления определенного блюда, которая должна находиться в диапазоне от 80 до 85 градусов. Соответственно, значения в 79 (и менее) и 86 (и более) выходят за рамки допустимых значений — критических пределов. Соблюдение установленных критических пределов обеспечивает безопасность продукции на тех этапах, стадиях, процедурах, которые были ранее определены как ККТ.

Разработка системы мониторинга

Система мониторинга — это запланированные регулярные действия по измерению критических пределов для ККТ. Разработка систем мониторинга позволяет контролировать соблюдение предельных значений, которые установлены для критических контрольных точек, своевременно выявлять отклонения от нормы, принимать меры по устранению выявленных несоответствий и получать информацию для совершенствования системы менеджмента безопасности. Периодичность мониторинга устанавливается группой ХАССП в соответствии с нормативными документами, результаты мониторинга фиксируются документально.

Определение корректирующих действий

Корректирующие действия — это меры, которые нужно предпринять для устранения выявленных в ходе мониторинга ККТ несоответствий. Таким образом обеспечивается исключение рисков или их снижение до допустимого уровня. Корректирующие действия для каждой из ККТ необходимо разработать, утвердить и задокументировать заранее.

Также нужно установить сотрудников, ответственных за их исполнение. Корректирующие действия должны быть доведены до автоматизма, поэтому очень важно провести качественное обучение ответственных за их выполнение лиц. Примеры корректирующих действий: дополнительная обработка продукта, наладка оборудования, отбраковка продукции, переработка продукции.

Составление плана ХАССП

План ХАССП — это сводная информация по ККТ и мероприятиям в отношении них. План ХАССП оформляется в форме рабочих листов ХАССП, каждый из которых отражает информацию для конкретной критической контрольной точки.

Также для обеспечения эффективной работы системы ХАССП необходимо разработать процедуры регулярной верификации (перепроверки) системы ХАССП, которые нужны для оценки ее актуальности и эффективности ее работы. Пример процедуры верификации — внутренние аудиты. Другим важным моментом является создание и принятие процедур управления документацией. Документация — это основа системы ХАССП. Поэтому очень важно определить порядок утверждения, публикации, передачи и ведения документации.

Обучение персонала работе в соответствии с принципами системы ХАССП — один из важнейших этапов внедрения ХАССП. Сотрудники должны быть осведомлены о том, какие цели преследует организация в области обеспечения безопасности продукции. Также важно, чтобы каждый сотрудник знал зону своей ответственности и обязанностей по обеспечению безопасности производимой пищевой продукции. Пройденные сотрудниками обучения должны быть зафиксированы документально, после каждого обучения необходимо проводить проверка знаний для оценки эффективности обучения.

Сертификация ХАССП является документальным подтверждением того, что организация внедрила систему менеджмента пищевой безопасности на основе принципов ХАССП и поддерживает ее стабильное функционирование. Сертификация является добровольной, но в то же время наличие сертификации СМБПП по одному из российских или международных стандартов дает предприятиям ряд преимуществ: повышение доверия со стороны потребителей, улучшение репутации в глазах деловых партнеров и государства, возможность работать с крупными торговыми сетями и поставлять продукцию в другие страны.

Источник: garantx.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru