Путин заявил о согласовании всех программ интеграции России и Белоруссии
По итогам встречи президента России Владимира Путина и белорусского президента Александра Лукашенко в Кремле согласованы все 28 союзных программ, в рамках которых предусмотрено создание единого рынка нефти и нефтепродуктов, газа и электроэнергии. Кроме того, главы государств договорились гармонизировать финансовое, налоговое, трудовое и социальное законодательство, заявил Путин в ходе пресс-конференции. Об этом сообщил корреспондент «Ведомостей».
«Сегодня хотел бы с удовлетворением отметить, что согласованы все 28 программ. Завтра имеется в виду одобрить их на заседании совета министров Союзного государства в Минске, после чего они будут вынесены на утверждение Высшего государственного совета Союзного государства, заседание которого планируется провести до конца текущего года», — сказал Путин. Он пояснил, что окончательная дата зависит от графиков двух глав государств, которые требуется согласовать. Лукашенко ранее говорил, что союзные программы могут быть подписаны в октябре или в ноябре.
Экспертно-медийный форум: «Союзное государство: экономическая интеграция – задачи развития»
«Ряд из них направлен на гармонизацию налогового и таможенного законодательства двух наших стран. В частности, предусмотрено подписание соглашения об общих принципах взимания косвенных налогов, внедрения системы [налогового] администрирования в рамках Союзного государства. Цель — чтобы была видна структура цены товара», — сказал Путин.
Путин рассказал об ожидаемых по итогам встречи с Лукашенко договоренностях
«Также определены ориентиры формирования общей денежно-кредитной политики, осуществление валютного регулирования, интеграция национальных платежных систем и создание общего платежного пространства в рамках Союзного государства», — сказал Путин. По его словам, это поможет добросовестной конкуренции, эффективному реагированию на риски отмывания денег и финансирования преступной деятельности, включая терроризм, а также нарастит деловую активность России и Белоруссии на финансовом рынке.
«Достигнуты договоренности и по весьма чувствительным для белорусской стороны вопросам, связанным с ценообразованием на российские энергоносители. Цена для Белоруссии на российский природный газ на 2022 год сохранится на уровне текущего года При этом до 1 декабря 2023 года будет подписан документ о создании объединенного рынка газа в рамках Союзного государства. Кроме того, предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии», — сказал Путин.
Позже он уточнил, что «на 2022 год цена газа для Белоруссии — $128,5 за тысячу кубов [газа]». По словам Путина, также не будет индексироваться цена по долларовой инфляции.
Российский президент также анонсировал выработку единого подхода в области законодательства о трудовых отношениях в Союзном государстве, охраны труда, занятости, соцстрахвоания и пенсий, а также поддержки семей с детьми. Путин подчеркнул, что реализация всех 28 союзных программ должна стать шагом к интеграции, которая была предусмотрена еще союзным договором 1999 г. Это, как отметил Путин, должно придать «импульс к росту экономик двух стран, увеличению производительности труда, послужит интересам крупного, среднего и малого бизнеса». Российский президент добавил, что российский и белорусский бизнес получит новые возможности для роста путем создания совместных предприятий, за счет чего увеличит свои экспортные возможности. Путин заверил, что для всех граждан России и Белоруссии будут созданы равные возможности и созданы условия для повышения уровня жизни.
Совмин Союзного государства одобрил 28 программ по интеграции. Панорама
Путин также сказал, что общий объем кредитов, который Россия предоставит Белоруссии, с сентября текущего года до конца 2022 года составит $630-640 млн.
Лукашенко, подводя итоги встречи, отметил, что единой валюты в Союзном государстве не будет, так как по рекомендации Банка России и Национального банка Белоруссии этот вопрос отложили в связи с неготовностью стран к подобному шагу. По словам Путина, для того, чтобы ставить вопрос об общей валюте, нужно сначала сблизить макроэкономическую политику Центробанка и Банка Белоруссии, о чем говорится, в том числе, в согласованных союзных программах.
Кроме того, Путин сообщил, что Россия снимает все коронавирусные ограничения на авиасообщение с Белоруссией. По его словам, до пандемии «у нас в неделю было свыше 200 рейсов — 201 рейс был в неделю, а сейчас 36». Вряд ли сообщение восстановится за два дня, но восстановление пойдет быстро, считает Путин.
Во время прошлого визита Лукашенко в Россию в середине июля белорусский лидер встретился с Путиным в Санкт-Петербурге. Как позже пояснили в пресс-службе Лукашенко, в результате переговоров Минск и Москва завершили работу над союзными программами по налогам и таможне и нашли окончательное решение спора о налоговом маневре в области нефтепереработки. В Кремле тогда же анонсировали, что цены на газ для Минска в 2022 г. сохранятся на уровне этого года.
Источник: www.vedomosti.ru
28 программ союзного государства что это
При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.
Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.
Свидетельства о регистрации СМИ:
Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);
ИА № ФС77-51367 от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Настоящий ресурс содержит материалы 18+
Источник: regnum.ru
Путин и Лукашенко на заседании Высшего госсовета утвердили 28 союзных программ
МИНСК/СЕВАСТОПОЛЬ, 4 ноября. /ТАСС/. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал интеграционный декрет, утверждающий 28 союзных программ с Россией.
Показать ещё
До этого документ был завизирован президентом России Владимиром Путиным. «Я вижу, ваша подпись под декретом стоит, всех членов Высшего государственного совета. Если вы не против, я подпишу декрет. Но отвечать будем все, не только я», — сказал Лукашенко.
Мероприятие с участием лидеров проходило по видеосвязи. По его итогам также была утверждена новая военная доктрина, концепция миграционной политики Союзного государства и другие решения. Госсекретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев представил лидерам подготовленные документы, после чего участники заседания одобрили их утверждение. Они будут подписаны позднее в рабочем порядке.
Как сообщается на сайте Кремля, в перечень утвержденных документов вошло и постановление о присуждении премии Союзного государства в области науки и техники. Ранее в пресс-службе президента РФ отмечали, что награда будет вручаться впервые, получить ее смогут российские и белорусские ученые и специалисты.
Помимо этого одобрено постановление об итогах торгово-экономического сотрудничества РФ и Белоруссии за 2020 год и январь — июнь 2021 года, а также резолюция «О выполнении решений Высшего государственного совета Союзного государства».
О документах
Документы подготовлены для экономической интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Например, декрет охватывает 28 интеграционных отраслевых программ, которые направлены на унификацию законодательств двух стран в различных областях экономики, выравнивание условий для бизнеса, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства. Также в числе целей — формирование и реализация общей промышленной и сельскохозяйственной политики.
Подготовка же новой Военной доктрины Союзного государства, как ранее отмечал министр обороны РФ Сергей Шойгу, стала следствием военных угроз, а также политического и экономического давления со стороны западных стран. По словам руководителя Минобороны РФ, в таких условиях проведение согласованной военной политики, сотрудничество в развитии вооруженных сил, повышение уровня слаженности боевой выучки, а также взаимное использование объектов военной инфраструктуры приобретают для России и Белоруссии особую актуальность.
Реализация союзных программ
Лукашенко попросил членов Высшего госсовета Союзного государства и правительств Белоруссии и РФ обеспечить практическую реализацию союзных программ. «Нами утвержден масштабный пакет интеграционных документов. Они нацелены на укрепление экономического потенциала двух стран. Я прошу членов ВГС, правительств и парламентов, Постоянного комитета [Союзного государства] обеспечить в рамках своей компетенции практическую реализацию союзных программ и принятых решений», — сказал Лукашенко на заседании Высшего госсовета.
По его словам, через 25 лет с момента подписания договора об образовании сообщества Белоруссии и России стороны «делают очередной важный шаг на пути союзного строительства». Лукашенко отметил, что отдельная тема в союзном строительстве — защита интересов граждан. Белоруссия и Россия, подчеркнул он, достигли самых весомых результатов именно в проведении согласованной социальной политики, обеспечивающей достойную жизнь и свободное развитие человека.
Путин в свою очередь заявил, что подписанные по итогам заседания Высшего государственного совета Союзного государства интеграционные документы — это серьезный шаг, который не связан с внутриполитической ситуацией внутри стран, но нацелен на процветание людей. «Те договоренности, которые были достигнуты нашими правительствами в предыдущий период времени и которые мы сегодня формализовали, подписывая документы, ради которых собрались — это серьезный шаг вперед, и он абсолютно не связан с внутриполитическими повестками в наших странах», — заявил Путин.
Он подчеркнул, что этот шаг «связан с необходимостью эффективно функционировать <. >экономикам и создавать конкурентоспособные преимущества для того, чтобы повышать эффективность <. >работы, которая в конечном итоге направлена на повышение благосостояния наших граждан».
Глава российского государства поблагодарил Лукашенко и правительства двух стран за проделанную «сложную, многовекторную» работу. Путин сделал особый акцент на том, что на фоне потерь, связанных с распространением коронавируса, в экономике, в социальной сфере во всем мире одним из инструментов выхода из этого кризиса и наиболее эффективным инструментом его преодоления считается объединение усилий расположенных близко друг от друга стран, которые идут по пути кооперации своих усилий в области экономики в целом, в области отдельных отраслей производства, ищут решения в том числе путем интеграции.
«Это происходит во всем мире в юго-Восточной Азии, в Африке, в Южной Америке, в Центральной и Северной Америке — везде, в том числе и в Европе», — отметил Путин, посетовав, что «по многим направлениям этой интеграции мы на постсоветском пространстве отстаем». «Мы не используем в полной мере те возможности, те конкурентные преимущества, которые достались нам со времен Советского Союза. Имею ввиду общую инфраструктуру, общую энергетику, русский язык, который является объединяющим и позволяет нам легко общаться друг с другом. Но по линии строительства Союзного государства мы продвинулись, конечно, дальше, чем по другим трекам», — заявил Путин.
Российский лидер отметил, что такая разноскоростная интеграция в той или иной степени присуща практически всем интеграционным объединениям. «Ничего здесь особенного нет. И то, что мы продвинулись вперед, Александр Григорьевич сказал, говорит только о том, что мы подаем хороший пример нашим партнерам в ЕАЭС, в других структурах на постсоветском пространстве», — заключил Путин.
Источник: tass.ru
Программы союзной интеграции Белоруссии и России – что о них известно?
Процесс интеграции Белоруссии и России идет со второй половины 1990-х годов. На протяжении более чем двух десятилетий Минск и Москва неоднократно подходили к вопросу о необходимости его интенсификации, однако каждый раз находились моменты, которые мешали сторонам двигаться дальше.
Последняя попытка была предпринята в конце 2018 года, когда Белоруссия и Россия создали двусторонние рабочие группы, приступившие к разработке «дорожных карт» по интеграции. Последние в минувшем году превратились наконец в 28 союзных программ. Данные документы, как и Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства (СГ) на 2021–2023 годы были одобрены 10 сентября прошлого года в Минске на заседании союзного Совмина. 4 ноября их утвердили лидеры двух государств, что должно было ознаменовать новый этап белорусско-российской интеграции.
Вместе с тем по прошествии уже нескольких месяцев после утверждения базовых документов остаются неясными механизмы их реализации. Известно только то, что стороны планируют принять более 400 актов и двусторонних соглашений, которые и должны будут начать практический этап по углублению интеграции. Сами же союзные программы, которые были опубликованы еще осенью прошлого года, представляют собой лишь некий список направлений для гармонизации общей социально-экономической и гуманитарной политики Белоруссии и России с краткой расшифровкой. Тем не менее по нему можно сделать определенные заключения о том, в каком направлении будет двигаться интеграция двух стран.
Условно 28 союзных программ можно разделить на несколько основных тематических блоков. При этом стоит заметить, что политическая сфера, на которой ранее настаивали в России, из обсуждения была убрана, что стало настоящей уступкой Москвы Минску. Теперь речь идет только об экономике и финансах, а также социальной и культурной отраслях сотрудничества. Как отмечал ранее Александр Лукашенко, по сути, Россия и Белоруссия приступают к «перезагрузке совместного экономического пространства».
В первую очередь обращает на себя внимание блок финансов, в который вошло самое большое количество программ – с 1-й по 9-ю. Причем практически все они говорят о запланированной гармонизации финансовой и банковской деятельности, в том числе за счет создания единого законодательного поля двух стран. В частности, 1-я программа предусматривает «синхронизацию стратегического управления в части макроэкономической политики и формирования официальной статистической информации». Во 2-й говорится о гармонизации «денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования», в 3-й – «валютного регулирования и валютного контроля», 4-й – «требований в области обеспечения информационной безопасности в финансовой сфере», 5-й – «норм регулирования кредитных и некредитных финансовых организаций, финансового рынка в целом, включая создание единых принципов страхования вкладов», 6-й – «требований в сфере противодействия отмыванию денег и финансового терроризма», 8-й – «требований в области защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также предотвращения недобросовестных практик на финансовом». Определенным исключением из числа программ в финансовой сфере стала 7-я, где заявляется не о гармонизации, а о стремлении провести «интеграцию национальных платежных систем, систем передачи финансовых сообщений и расчетов, системы быстрых платежей».
Все вышеперечисленные документы на сегодня носят общий характер и не включают в себя описания механизмов их реализации и сроков выполнения. Есть только упоминание о том, что в сфере сближения денежно-кредитной политики Центробанк России и Национальный банк Белоруссии до декабря 2022 года заключат соглашение, а также приступят к сближению законодательства в некоторых областях, в том числе в сфере открытия банковских счетов, проведения валютных операций и требования к «репатриации валютной выручки». Исходя из этого, можно сделать вывод, что стороны запланировали решить в ближайший год самые насущные проблемы, а создание единой денежно-финансовой системы СГ является делом отдаленной перспективы. Темы введения единой валюты Союзного государства и общего эмиссионного центра нет пока даже в планах.
Следующим блоком является торговля, которой посвящены 9-я – 12-я программы. Сюда входят планы по созданию «информационных систем контролирующих органов двух стран по прослеживаемости товаров», интеграции систем по маркировке товаров и систем, контролирующих ветеринарный и фитосанитарный контроль. Кроме того, запланировано подписание договоров об общих принципах налогообложения по косвенным налогам, единой системе администрирования косвенных налогов и создании нового консультативного органа СГ – Комитета по налоговым вопросам. Планируется, что все это позволит избежать дополнительной налоговой нагрузки на резидентов двух стран, а также упростит контроль за происхождением и транзитом товаров, следующих по территории Союзного государства. Однако и в этом случае никаких конкретных сроков и мероприятий в документах нет.
Далее следует блок, связанный с транспортом, куда включены 13-я и 14-я программы. В данном случае речь идет о том, о чем Минск и Москва уже не первый год ведут дискуссию, в том числе и в рамках Евразийского экономического союза. В частности, заявляется о планах по интеграции информационных систем транспортного контроля и созданию специального программного обеспечения для обмена данными. Кроме того, предполагается унифицировать регулирование всего транспортного рынка СГ, создать равные тарифы и снять имеющиеся на сегодня ограничения в сфере железнодорожных и авиационных перевозок. При этом автомобильному транспорту в случае реализации планов больше не нужно будет получать разрешения для осуществления своей деятельности в другой стране, а внутренний водный транспорт будет ходить под флагами и Белоруссии, и России, придерживаясь разработанных в будущем общих правил.
Наиболее существенные изменения ждут союзные страны в сфере энергетики, чему посвящены программы с 15-й по 18-ю. Здесь самым важным, в первую очередь для Белоруссии, является согласование создания объединенного газового рынка, что уже дало возможность Минску получать в 2022 году российское топливо по прошлогодней цене – $128,5 за 1 тыс. кубометров. Здесь же прописано, что стороны должны до 1 декабря 2023 года определить и подписать «принципы функционирования и регулирования объединенного рынка газа» и назначить сроки их внедрения для «сближения условий хозяйствования в газовой сфере».
Кроме того, запланировано создание объединенных рынков нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии. Правда, и в этот раз сроки реализации данных планов не указываются, хотя известно, что стороны готовы принять для этого определенные международные договоры и гармонизировать национальное законодательство. Таким образом, сегодня известны только основополагающие принципы дальнейших действий Белоруссии и России, однако их реализации на практике будет предшествовать долгий процесс переговоров.
Оставшиеся с 19-ю по 28-ю программы охватывают разнообразный пласт двухсторонних отношений как в области экономики, так и социально-гуманитарного сотрудничества. В частности, 19-я предполагает формирование единой агарной политики, в том числе снятие всех барьеров и приведение к единому знаменателю законодательств России и Белоруссии. В 20-й указывается на создание единой промышленной политики, а также на устранение всех ограничений в этой отрасли, увеличение двустороннего товарооборота и создание совместных предприятий. В 21-й программе планируется оформить единые правила в сфере государственного заказа и закупок, в том числе дать возможность при госзакупках в России использовать белорусские банковские гарантии, о чем уже не первый год просят в Минске.
Дополнительно, согласно 22-й программе, до 31 декабря текущего года планируется разработать единые нормы защиты прав потребителей в СГ, а по 23-й – установить общие правила конкуренции. В 24-й программе предполагается гармонизировать законодательство и иные требования в области регулирования торговли и общепита, а 25-я должна наконец решить вопросы функционирования единых рынков связи и информатизации, а также отменить роуминг в Союзном государстве.
Три оставшиеся программы затрагивают сферу бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, туристическую деятельность, а также реализацию единой политики в социально-трудовой сфере. При этом в первом случае запланировано не только создание единых информационных баз, унификация отчетности и прочее, но и «совместный выход хозяйствующих субъектов на международные рынки капитала», а также доступ «заинтересованных лиц к финансовой отчетности хозяйствующих субъектов». Белоруссия и Россия также планируют создать единые правила в сфере трудовых отношений и охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, а также при осуществлении поддержки семей с детьми. Однако, какие конкретные действия Минск и Москва будут проводить в этих отраслях, пока также неизвестно.
В целом же, если провести анализ имеющейся на сегодня информации о 28 союзных программах, то следует отметить следующее. Данные документы по своему характеру являются рамочными и описывают в общих чертах направления дальнейшего сотрудничества двух стран. Их главным достоинством является то, что они подчеркивают и закрепляют стремление Минска и Москвы и дальше идти по пути интеграции.
При этом наиболее важные и неотложные вопросы стороны решают здесь и сейчас, а потому многие из них были вынесены за пределы утвержденных программ. В частности, Концепция миграционной политики и обновленная Военная доктрина СГ были приняты отдельно, а сфера обороны и вовсе не упоминается в интеграционных программах. Это означает, что утвержденные союзные программы, хоть и ознаменовали новый этап развития СГ, пока остаются все теми же «дорожными картами», которые предполагают согласование планов дальнейшего сближения Белоруссии и России, но не гарантируют их реализацию на практике. Странам предстоит еще долгая и кропотливая работа, результатом которой и должно стать полноценное Союзное государство.
Источник: www.ritmeurasia.org