23 первые программы психологии как самостоятельной науки в вундт

Создатель первой программы психологии как самостоятельной науки. Начинал с исследований восприятия, развивая идеи о психологии как экспериментальной науке. Со школы Вундта начинается история психологии как самостоятельной науки.

Наряду с экспериментом рассматривает как метод анализ продуктов человеческого духа.

К началу 1860-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода: экспериментальный и культурно-исторический.

1874 год, «Основания физиологической психологии»: объект – ощущения и простейшие чувствования. Имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и должны объясняться как физиологией, так и психологией.

С 1875 г. – работа в Лейпцигском университете. В 1879 г. там создал первую психологическую лабораторию, на базе которой через 2 года был создан Институт экспериментальной психологии. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпе, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж. Н.Н.

Коротко: Вундт Психология Наука

Ланге и др.

Труды: 1896 г. – «Очерки психологии»; 1911 г. – «Введение в психологию»; С 1900 г. – 10-томная «Психология народов» (до 1920 г.).

Основал журнал «Психологические исследования» (ранее «Философские исследования»)

Критиковал прежние представления о предмете психологии как науки о душе и о внутреннем опыте. По Вундту, пси — наука о непосредственном опыте. Объект и субъект неразделимы в опыте, т.к. объект представляется субъектом. Сомнение независимости существования объективного мира от субъекта.

По Вундту, опыт может рассматриваться с двух точек зрения:

1. опосредованный опыт: берется в отвлечении от познающего субъекта, направлен на выявление связей объективных явлений (естествознание), познание внешнего мира;

2. непосредственный опыт: рассмотрение в отношении к субъекту, включая те свойства, которые ему приписываются субъектом (психология), познание внутреннего мира.

Психология показывает содержания опыта в том виде, в саком он дан субъекту.

Объектом изучения остается сознание (объективные явления – поведение, деятельность – исключены: изучение не того, как человек является извне, а как он дан самому себе), предметом становится непосредственный опыт.

Методы: экспериментальный не отменяет самонаблюдения, позволяя сделать последний более точным. Эксперимент Вундт понимает ограниченно — как психофизический и психофизиологический, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию эффекта. В эксперименте не допускалось общение между экспериментатором и испытуемым.

Область изучения сужается до простейших психических процессов – ощущений, представлений, ассоциаций, времени реакции. Вундт использовал психофизические методы (Фехнер), измерение реакции. Интроспекция.

Исследование ВПФ требует других методов. По Вундту: анализ продуктов человеческого духа (язык, мифы, обычаи). Противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии психологию народов. (Это разделение двух психологий – один из кирпичей открытого кризиса!).

Фундаментальная психология. № 10. Вильгельм Вундт. Психология без души

Дуализм психологической программы:

·физиологическая (экспериментальная) психология: цели, методы, темы исследований;

Вундтовская программа предполагала последовательное решение 3 задач:

1) разложение опыта на составные части (элементарные составляющие),

2) изучение связей между ними,

3) выявление законов душевной жизни.

1 задача:разделение на познавательную и эмоционально-мотивационную сферу.

Сознание (к-рое отождествлял с психикой, отрицая наличие БСЗ) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Это ощущения и чувства.

К основным элементам сознания относил также чувства. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет 3 измерения: удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм.

Введение апперцептивной связи пошатнуло авторитет ассоцианизма – до этого ассоциации представлялись универсальным механизмом.

Один из пунктов критики: атомизм (изучение отдельных элементов – ощущений и чувствований). Вундт старался преодолеть его. Рассматривал сложные качества как несводимые к сумме их частей.

Был противником функционализма: рассматривал психические функции как результат единого механизма ассоциаций.

2 задача: Учение о связях между элементами сознания.

Пассивные связи – ассоциации, активные связи – апперцепция. Характеристика ассоциативного процесса как пассивного, протекающего без активного участия субъекта. Ассоциации делятся на одновременные и последовательные. Одновременные – слияние, ассимиляция-диссимиляция, компликация. Последовательные – узнавания и воспоминания.

За ними скрывается восприятие и память.

Кроме ассоциативного, описывал апперцептивный процесс (ассоциации могли объяснить процессы восприятия, памяти, но их не хватало для объяснения мышления), который протекал при активном участии сознания. Апперцепция – особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании.

Мышление и воображение – функции апперцепции. Из всей совокупности перцептируемых (находящихся в сознании) элементов, апперцепция выделяет объект, который начинает восприниматься более ясно и отчетливо. Апперцепция, направленная на выбор между 2 основаниями в процессе подготовки действия есть воля. Понятия апперцепции, внимания и воли сближаются.

3 задача: Учение о законах психической жизни.

Попытка выявить собственно свойства психического мира в отличие от физиологических механизмов психических процессов (называет их самостоятельной психической причинностью). Это качественно своеобразная сторона психики человека, не сводимая к законам природы.

К важнейшим законам он относил:

— закон творческого синтеза: слиянии элементов с образованием нового, свойства которого принципиально отличны от прежних и необъяснимы по аналогии с исходными (сложные психические явления не сводятся к сумме их составляющих). Противоречит элементаризму.

— закон психических отношений: зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса (все элементы связаны между собой и каждый зависит от связи с другими). Н.: мелодии и отношения, в которых находятся между собой отдельные тона.

— закон контраста: если элементы сознания связаны отношениями контраста, они воспринимаются более яркими. Распространял на эмоциональную сферу: противоположности усиливают друг друга (например, после горя даже небольшая радость кажется значительной).

Читайте также:
Где в программе openoffice изменить ориентир страницы

— закон гетерогенности целей: при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив (в процессе достижения цели возможно порождение новых целей как побочных продуктов).

Масштабность программы – от простейших ощущений до проблем культуры.

Вундт механически совмещает рационалистические и эмпирические идеи (эклектика). Ассоциации от эмпиризма, апперцепция от рационализма.

У Вундта нет общепсихологической теории. Структурализм, элементаризм и сенсуализм.

Психология народов. Задача изучения индивидуального сознания методом проникновения в продукты духовного развития.

Психология – это наука об исследовании психики, а не о решении практических задач.

Источник: megalektsii.ru

Первые программы психологии как самостоятельной науки

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832—1920). Свои исследования он начал в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке.

В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных» Вундт наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования называет анализ продуктов человеческого духа. Эти идеи наметили задачу развитой им впоследствии психологии народов.

Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода — экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки.

Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению и имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и потому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическая психология есть психология экспериментальная.

Начиная с 1875 г. Вундт действовал в Лей-пцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года был создан Институт экспериментальной психологии, с самого начала превратившийся в международный центр по подготовке психологов. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпс, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), Э. Скрипчур, Д. Эыджелл, Ст. Холл (Америка), В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, Н, Н. Ланге (Россия) и др. Так сложилась школа Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.

Подвергнув критическому анализу прежние понимания предмета психологии (как науки о душе и о внутреннем опыте), Вундт определяет психологию как науку о непосредственном опыте. Объект и субъект выступают в неразрывном единстве: всякий объект является представляемым объектом (Vorstellungsobjekt). Этот термин играет у Вундта ту же роль, что и «нейтральные элементы» у Маха: за неразрывностью субъекта и объекта в опыте лежит идеалистический тезис, ставящий под сомнение независимое от субъекта существование объективного мира. По характеристике С. Л. Рубинштейна, Вундт направил психологию по пути махистской ее переориентации.

Поскольку все науки изучают одни и те же предметы, но с разных точек зрения, постольку «нельзя допустить никакого принципиального различия между психологическими и естественнонаучными методами». Поэтому в психологии также должны использоваться экспериментальные методы, «имеющие целью осуществить точный анализ психических процессов, подобный анализу, предпринимаемому естествознанием в применении к явлениям природы». Эксперимент не отменяет самонаблюдения, оно остается единственным прямым методом в психологии. Объективные явления — поведение, деятельность — Вундт исключал из психологии. «Человек сам — не как он появляется извне, но как он дан непосредственно себе самому» является собственно проблемой психологии. Эксперимент лишь позволяет сделать самонаблюдение более точным.

Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент областью простейших психических процессов — ощущений, представлений, времени реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций и психического развития требует других методов. В качестве таковых Вундт считал анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных — на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.

Психологическая система Вундта включала изучение элементов (ощущений и чувствований), анализ связей между элементами и продуктов этих связей, исследование законов душевной жизни. В этой программе отчетливо выступает атомизм Вундта, характерный для ассоциативной психологии: простейшие элементы, сенсорные по своей природе, первичны, сложные образования вторичны.

Однако Вундт борется с крайностями ассоцианизма: в продуктах ассоциаций он обращает внимание на возникновение нового качества, не сводимого к сумме свойств исходных элементов. Все ассоциации Вундт подразделяет на одновременные и последовательные, которые в свою очередь имеют несколько форм: одновременные существуют в форме слияния, ассимиляции — диссимиляции и компликации, последовательные — узнавания и воспоминания.

За этими видами ассоциаций скрываются восприятие и память. Вундт борется с функционализмом старой психологии и рассматривает их как результат единого механизма ассоциаций. При этом ассоциации характеризуются как пассивный процесс, который протекает без активного участия субъекта.

В психологии Вундта нет субъекта, нет личности: «. все психическое— это непрестанная смена явлений, постоянное возникновение и созидание. Нигде эти факты действительной душевной жизни не нуждаются в другом субстрате для своего истолкования, кроме того, который дан в нас самих». Кроме ассоциативных, Вундт различает апперцептивные связи.

Они складываются при активном участии сознания. Апперцепция — это особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании.

Из всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перцепируемых, апперцепция, или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания — апперципируется. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля.

Читайте также:
Цирк на цветном Новая программа отзывы

Вундт сближает понятия апперцепции, внимания и воли и даже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются апперцептивные сочетания представлений. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется: ее источник в самом сознании.

Последним разделом психологии Вундта является учение о законах психической жизни. В них отражается попытка выйти за рамки описания, выявить собственные свойства субъективного мира — их Вундт называет самостоятельной психической причинностью в отличие от физиологических механизмов психических процессов.

Источник: studopedia.su

26. Психологическая система В.Вундта. Историческая роль В.Вундта в развитии психологии.

Создатель первой программы психологии как самостоятельной науки . Начинал с исследований восприятия, развивая идеи о психологии как экспериментальной науке. Со школы Вундта начинается история психологии как самостоятельной науки.

Наряду с экспериментом рассматривает как метод анализ продуктов человеческого духа.

К началу 1860-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода: экспериментальный и культурно-исторический .

1874 год , «Основания физиологической психологии»: объект – ощущения и простейшие чувствования. Имеют как физиологическую, так и психологическую сторону и должны объясняться как физиологией, так и психологией.

С 1875 г. – работа в Лейпцигском университете. В 1879 г. там создал первую психологическую лабораторию , на базе которой через 2 года был создан Институт экспериментальной психологии. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, О. Кюльпе, А. Киршман, Э. Мейман, К. Марбе, Т. Липпе, Ф. Крюгер (Германия), Э. Титченер (Англия), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж.

Н.Н. Ланге и др.

Труды : 1896 г. – «Очерки психологии»; 1911 г. – «Введение в психологию»; С 1900 г. – 10-томная «Психология народов» (до 1920 г.).

Основал журнал «Психологические исследования» (ранее «Философские исследования»)

Критиковал прежние представления о предмете психологии как науки о душе и о внутреннем опыте . По Вундту, пси — наука о непосредственном опыте . Объект и субъект неразделимы в опыте , т.к. объект представляется субъектом. Сомнение независимости существования объективного мира от субъекта.

По Вундту, опыт может рассматриваться с двух точек зрения:

1. опосредованный опыт : берется в отвлечении от познающего субъекта, направлен на выявление связей объективных явлений (естествознание), познание внешнего мира;

2. непосредственный опыт : рассмотрение в отношении к субъекту, включая те свойства, которые ему приписываются субъектом (психология), познание внутреннего мира.

Психология показывает содержания опыта в том виде, в саком он дан субъекту.

Объектом изучения остается сознание (объективные явления – поведение, деятельность – исключены: изучение не того, как человек является извне, а как он дан самому себе), предметом становится непосредственный опыт.

Методы : экспериментальный не отменяет самонаблюдения, позволяя сделать последний более точным. Эксперимент Вундт понимает ограниченно — как психофизический и психофизиологический, направленный на планомерное изменение материального раздражителя и объективную регистрацию эффекта. В эксперименте не допускалось общение между экспериментатором и испытуемым.

Область изучения сужается до простейших психических процессов – ощущений, представлений, ассоциаций, времени реакции. Вундт использовал психофизические методы (Фехнер), измерение реакции. Интроспекция.

Исследование ВПФ требует других методов. По Вундту: анализ продуктов человеческого духа (язык, мифы, обычаи). Противопоставил индивидуальной экспериментальной психологии психологию народов. (Это разделение двух психологий – один из кирпичей открытого кризиса!).

Дуализм психологической программы:

· физиологическая (экспериментальная) психология: цели, методы, темы исследований;

Вундтовская программа предполагала последовательное решение 3 задач :

1) разложение опыта на составные части (элементарные составляющие),

2) изучение связей между ними,

3) выявление законов душевной жизни.

1 задача: разделение на познавательную и эмоционально-мотивационную сферу .

Сознание (к-рое отождествлял с психикой, отрицая наличие БСЗ) состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации , образуют представления, отражающие объективную действительность. Это ощущения и чувства .

К основным элементам сознания относил также чувства. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет 3 измерения : удовольствия-неудовольствия , напряженности-расслабленности , возбужденности-успокоения . Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля , и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название волюнтаризм .

Введение апперцептивной связи пошатнуло авторитет ассоцианизма – до этого ассоциации представлялись универсальным механизмом.

Один из пунктов критики: атомизм (изучение отдельных элементов – ощущений и чувствований). Вундт старался преодолеть его. Рассматривал сложные качества как несводимые к сумме их частей .

Был противником функционализма: рассматривал психические функции как результат единого механизма ассоциаций .

2 задача: Учение о связях между элементами сознания .

Пассивные связи – ассоциации, активные связи – апперцепция. Характеристика ассоциативного процесса как пассивного, протекающего без активного участия субъекта . Ассоциации делятся на одновременные и последовательные. Одновременные – слияние, ассимиляция-диссимиляция, компликация. Последовательные – узнавания и воспоминания. За ними скрывается восприятие и память.

Кроме ассоциативного, описывал апперцептивный процесс (ассоциации могли объяснить процессы восприятия, памяти, но их не хватало для объяснения мышления), который протекал при активном участии сознания . Апперцепция – особая функция сознания, которая проявляется в активности субъекта и внешне выражается во внимании. Мышление и воображение – функции апперцепции. Из всей совокупности перцептируемых (находящихся в сознании) элементов, апперцепция выделяет объект, который начинает восприниматься более ясно и отчетливо. Апперцепция, направленная на выбор между 2 основаниями в процессе подготовки действия есть воля. Понятия апперцепции, внимания и воли сближаются.

Читайте также:
Прекращена работа программы modern setup host при обновлении

3 задача: Учение о законах психической жизни .

Попытка выявить собственно свойства психического мира в отличие от физиологических механизмов психических процессов (называет их самостоятельной психической причинностью). Это качественно своеобразная сторона психики человека, не сводимая к законам природы.

К важнейшим законам он относил:

— закон творческого синтеза: слиянии элементов с образованием нового, свойства которого принципиально отличны от прежних и необъяснимы по аналогии с исходными ( сложные психические явления не сводятся к сумме их составляющих ). Противоречит элементаризму.

— закон психических отношений: зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса ( все элементы связаны между собой и каждый зависит от связи с другими ). Н.: мелодии и отношения, в которых находятся между собой отдельные тона.

— закон контраста: если элементы сознания связаны отношениями контраста, они воспринимаются более яркими . Распространял на эмоциональную сферу: противоположности усиливают друг друга (например, после горя даже небольшая радость кажется значительной).

— закон гетерогенности целей: при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив ( в процессе достижения цели возможно порождение новых целей как побочных продуктов ).

Масштабность программы – от простейших ощущений до проблем культуры.

Вундт механически совмещает рационалистические и эмпирические идеи (эклектика). Ассоциации от эмпиризма, апперцепция от рационализма.

У Вундта нет общепсихологической теории. Структурализм, элементаризм и сенсуализм.

Психология народов. Задача изучения индивидуального сознания методом проникновения в продукты духовного развития.

Психология – это наука об исследовании психики, а не о решении практических задач.

  • ПОМОЩЬ СО СТУДЕНЧЕСКИМИ РАБОТАМИ
  • Психология труда
  • Психофизиология
  • Патопсихология
  • Психодиагностика
  • МЕТОДОЛОГИЧ. ОСНОВЫ
  • Педагогика
  • История психологии
  • ПСИХ.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • Психопомощь Детям
  • История психологии
  • Пси помощь семье
  • Психологическая служба
  • РЕЛИГИЯ
  • 1. Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Методологические принципы историко-психологического познания. Понятие о категориальном анализе (М.Г. Ярошевский).
  • 2. Условия, закономерности и детерминанты развития научных психологических знаний. Проблема периодизации истории психологии.
  • 3. Учение о душе и психических процессах в античном атомистическом материализме (Демокрит, Эпикур, Лукреций).
  • 4. Психологические аспекты учения о душе в философии Платона.
  • 5. Личность и психологические воззрения Сократа. Сократическая беседа.
  • 6. Проблема аффектов в античной психологии (Аристотель, стоики).
  • 7. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях.
  • 8. Представления Аристотеля о познавательных и движущих способностях души, о действии и поступке.
  • 9. Вклад античных врачей в учение о душе.
  • 10. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период поздней античности (неоплатонизм, Аврелий Августин).
  • 11. Состояние психологического знания в Средние века.
  • 12. Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVIвв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии.
  • 13. Становление эмпирического подхода в философии Ф.Бэкона.
  • 14. Декарт: психофизическая проблема, учение о душе, учение о теле, психофизиология страстей души. Дуал.изм Декарта
  • 15. Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б.Спинозы о человеке. Психология аффектов
  • 16. Психофизическая проблема в учениях Декарта и Спинозы: сравнительный анализ.
  • 17. Понятие об опыте, по Дж.Локку. Психология как наука о внутреннем опыте. Учение о простых и сложных идеях. Образование сложных идей: обобщение, ассоциация идей.
  • 18. Исторический смысл полемики Г.Лейбница с Дж.Локком.
  • 19. Становление эмпирической психологии во Франции в XVIIIв. (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Д.Дидро, Ж.Ж.Руссо).
  • 20. Становление ассоциативной психологии в XVIIIв. (Дж.Беркли, Д.Юм, Д.Гартли). Развитие ассоциативной психологии в XIXв. (Т.Браун, Дж.Милль, Дж.Ст.Милль, А.Бэн, Г.Спенсер).
  • 21. Рациональная и эмпирическая психология Хр.Вольфа, ее критика И.Кантом. Психологические идеи И.Канта
  • 22. Психологическая мысль в России в XVIII в.
  • 23. И.Ф.Гербарт как основатель немецкой эмпирической психологии.
  • 24. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
  • 25. Значение эволюционной концепции Ч.Дарвина для психологии.
  • 26. Психологическая система В.Вундта. Историческая роль В.Вундта в развитии психологии.
  • 27. Психология акта Ф.Брентано. Развитие идей Ф.Брентано в психологии.
  • 28. Структурная психология Э.Титченера.
  • 29. Психологическая концепция У.Джеймса. Роль У.Джеймса в становлении функционализма. 3
  • 30. Функционализм. Значение функционализма для становления прикладной психологии.
  • 31. Метод интроспекции в историческом освещении (В.Вундт, Э.Титченер, Вюрцбургская школа).
  • 32. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.
  • 33. Исследования мышления в вюрцбургской школе.
  • 34. Программа построения психологии И.М.Сеченова. Полемика И.М.Сеченова с К.Д.Кавелиным.
  • 35. Эволюция психологических взглядов В.М.Бехтерева. Развитие идей В.М.Бехтерева в Петербургской психологической школе (А.Ф.Лазурский, В.М.Мясищев, Б.Г.Ананьев).
  • 36. Направления русской психологии конца XIX – начала XXвв.
  • 37. История возникновения психологии индивидуальных различий. Исследования Ф.Гальтона.
  • 38. Становление прикладной психологии (последняя четверть XIX — начало XXвв.) и ее значение для развития психологической науки. Важнейшие области приложения психологии: педагогика, экономическая жизнь, медицина.
  • 39. Методологический кризис в психологии (начало XX в.). Анализ кризиса (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).
  • 40. Бихевиоризм Дж.Уотсона.
  • 41. Направления необихевиоризма. Радикальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера. Теория А.Бандуры и бихевиоризм.
  • 42. Становление и этапы развития психоанализа З.Фрейда. История психоанализа в России.
  • 43. Аналитическая психология К.Юнга.
  • 44. Индивидуальная психология А.Адлера.
  • 45. Психологическая концепция французской социологической школы.
  • 46. Направления неофрейдизма (К.Хорни, Э.Фромм).
  • 47. Описательная и понимающая психология (В.Дильтей, Э.Шпрангер).
  • 48. Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия
  • 49. Отечественная психология 20-х гг. XXв.
  • 50. Психологические взгляды Г.И.Челпанова.
  • 51. Реактология К.Н.Корнилова.
  • 52. Этапы научного творчества Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
  • 53. Становление и варианты деятельностного подхода в психологии (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).
  • 54. Вехи научной биографии и основные положения психологической теории С.Л.Рубинштейна.
  • 55. Этапы научной биографии А.Н.Леонтьева. Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева.
  • 56. Научная биография, основные понятия психологической концепции П.Я.Гальперина.
  • 57. .Этапы развития отечественной психологии в XX в. Научные школы советской психологии.
  • 58. Важнейшие направления мировой психологии второй половины XXв. (когнитивная психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, логотерапия В.Франкла).

Источник: psymsuotvety.jimdofree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru