Кукушкина О.И. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
Никольская О.С. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
Малофеев Н.Н. Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва
Концепция специального дифференцированного стандарта образования детей с ОВЗ является основой для разработки структуры основной образовательной программы для каждой категории детей.
Поскольку цель образования детей с ОВЗ едина – введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства — то и структура основной образовательной программы должна быть единой, хотя результаты образования могут и должны различаться по уровню достижений.
- Знания о языке речевая практика и речевое творчество;
- Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество;
- Естествознание: знания о мире и практическое взаимодействие с окружающим; практика повседневной трудовой деятельности.
- Обществознание: знания о человеке в социуме – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением; практика трудового взаимодействия.
- Искусство: знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества;
- Физическая культура: знания о человеке, своих возможностях и ограничениях – практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования.
В структуре основных образовательных программ, устанавливаемых СФГОС, легко прослеживается как соответствие ФГОС, так и специфика. В первом варианте СФГОС это совпадение наиболее полное, для других вариантов (2,3,4) часть образовательных областей рассматривается более дифференцированно. Для детей с ОВЗ, ориентированных на 2.3.4. варианты СФГОС, необходимо разделение и более подробное рассмотрение в качестве самостоятельных областей обществознания и естествознания. Те образовательные области, которые выделяются в ФГОС как самостоятельные (духовно-нравственное развитие и технология) для ребенка с ОВЗ должны быть представлены в начальной школе на более конкретной и предметной основе в области обществознания и естествознания.
Рабочие программы как структурный элемент основной образовательной программы»
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение придается развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
“Академический” компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Структура основной образовательной программы начального общего и основного общего образования
Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться лишь непосредственно “здесь и сейчас”. В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из шести содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение “ведет” за собой развитие.Подчеркнем, что этот принцип един для всех вариантов стандарта, включая третий и четвертый, ориентированных на нецензовый и даже индивидуальный уровень образования.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку — может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования.
Таким образом, специальный образовательный стандарт, в вариантах 2.3.4., фиксируя семь образовательных областей, представленных в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру основной образовательной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Вариативность соотношения этих компонентов стандарта и возрастание доли жизненной компетенции в вариантах, не предполагающих освоение ребенком цензового образования, в значительной мере отражает соотношение общих и особых образовательных потребностей в полиморфной группе детей с ОВЗ.
Сквозными для всех вариантов стандарта являются содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции, в то время как результаты обучения варьируются в зависимости от варианта СФГОС.
Язык и речевая практика
- Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
- Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Развитие вкуса и способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.
Математика и применение математических знаний
- Овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
- Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)
- Развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни.
Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром
- Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире,
- Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Обществознание – практика жизни в социуме
- Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
- Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях. Практическое освоение социальных ритуалов и форм этикета, соответствующих возрасту и полу ребенка, элементарных трудовых умений и накопление опыта продуктивной трудовой деятельности во взаимодействии с другими людьми;
- Развитие стремления к достижениям в учебе, поиску друзей, способности к организации личного пространства и времени (учебного и свободного), стремления задумываться о будущем. Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества
- Накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.), и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.
- Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства.
- Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т.д.,), освоение элементарных форм художественного ремесла.
Физическая культура
- Овладение ребенком с ОВЗ основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья. Поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умением включаться в доступные и показанные подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна;
- Формирование умения следить за своим физическим состоянием и отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование стремления к максимально возможной для данного ребенка физической независимости.
Применительно к третьему и четвертому вариантам специального образовательного стандарта нецензового уровня, где все более выраженным является индивидуальный подход к определению содержания образовательной программы, обязательным является активный поиск избирательных способностей и даже избирательной одаренности ребенка. Опора на выявленные избирательные способности при формировании содержания индивидуальной программы образования является условием продвижения ребенка в социальном развитии и, возможно, последующей профессионализации в доступных для него пределах.
Предполагается, что при разработке стандарта образования каждой категории детей с ОВЗ выделенные образовательные области должны формироваться в соответствии с особыми образовательными потребностями и включать в себя необходимые специфические разделы обоих компонентов, и диапазон требований к результатам освоения содержания образования должен различаться соответственно с возможностями детей разных категорий и их индивидуальными особенностями.
Список литературы
- 1. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2002. — № 5. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-5/rebenok-s-
- 2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поко
- 3. Малофеев Н.Н. Дифференциация уровней и вариантов [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО. – 2010. — № 14. – Электр. Ст. – Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-fede
Источник: alldef.ru
4) общие подходы к организации внеурочной деятельности.
задачи; особенности уровня НОО; новообразования характерные для младшего школьного возраста.
Планируемы результаты освоения ООП
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов ООП НОО;
2) являться основой для разработки ООП НОО
3) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения.
структура планируемых результатов; универсальные учебные действия: личностные и метапредметные; планируемые результаты по предметам.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП
2) ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов НОО и формирование УУД;
3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов;
4) предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;
5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов; итоговая оценка выпускника.
Программа формирования УУД у обучающихся на ступени НОО
3)характеристики различных видов УУД;
4) задачи формирования различных видов УУД;
5)описание преемственности программы формирования УУД при переходе от ДОУ К НОО
функции УУД; особенности, основные направления и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; условия, обеспечивающие развитие УУД у обучающихся; методика и инструментарий оценки успешности освоения и применения обучающимися УУД.
Программы отдельных учебных предметов, курсов, программы курсов ВД
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
3) тематическое планирование.
Программа духовно-нравственно развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
1)создание системы воспитательных мероприятий;
2) формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
3)формирование у обучающегося активной деятельностной позиции;
4) перечень планируемых результатов воспитания.
Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; основные направления и ценностные основы; виды деятельности, формы занятий и методы организации деятельности; модель организации работы; принципы и особенности организации; основные технологии; критерии и показатели эффективности деятельности.
Программа формирования экологической культуры, здорового безопасного образа жизни
1) цель, задачи и результаты деятельности, а также описание ценностных ориентиров;
2) направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению безопасности и формированию экологической культуры обучающихся;
3) модели организации работы, виды деятельности и формы занятий;
4) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;
5) методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов;
Программа коррекционной работы
2) систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, мониторинг динамики развития детей;
3)описание специальных условий обучения и воспитания;
4) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников организации;
5)планируемые результаты коррекционной работы.
цель и задачи программы; принципы формирования программы; направления работы; этапы реализации программы; условия реализации программы.
Учебный план НОО
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся;
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
цели организации внеурочной деятельности; примерный календарный учебный график, который определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций.
Система условий реализации ООП
1)описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, а также учебно-методического и информационного обеспечения;
2)обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами;
3)механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий;
4)сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
5)контроль за состоянием системы условий.
Компонент, добавленный на основе соотношения примерной ООП НОО и ФГОС НОО:
1)основы разработки Примерной ООП НОО;
2) краткая характеристика разделов.
Источник: nsportal.ru
Содержание и структура ООП Содержание и структура ООП Разработка основной образовательной программы основного общего образования 1. — презентация
Презентация на тему: » Содержание и структура ООП Содержание и структура ООП Разработка основной образовательной программы основного общего образования 1.» — Транскрипт:
1 Содержание и структура ООП Содержание и структура ООП Разработка основной образовательной программы основного общего образования 1
3 3 Содержание и структура ООП Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года 1897 Вводится в массовую практику с 2015/2016 учебного года Вводится по мере готовности с 2012/2013 учебного года I. Введение
5 ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие -опирается на системно-деятельностный подход; -определяет 3-х компонентные результаты освоения образовательной программы (Т 1, Т 2, Т 3 ); -продолжает линию на развитие внеурочной деятельности; -отдаёт приоритет воспитанию личности гражданина России 5 Содержание и структура ООП
6 ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие требования к результатам освоения основной образовательной программы Содержание и структура рабочей программы педагога 6 Содержание и структура ООП ФГОС НООФГОС ООО Владеет основами умения учиться Умеет учиться, осознаёт важность образования и самообразования Освоение универсальных учебных действий (УУД) Способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике Умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность Готовность строить индивидуальную образовательную траекторию
7 Особенности введения ФГОС ООО необходимо: разработать и утвердить основную образовательную программу основного общего образования; привести в соответствие с требованиями ФГОС нормативную базу (Устав, локальные акты, документы, регламентирующие установление заработной платы работников, в том числе стимулирующие выплаты); внести изменения в должностные инструкции сотрудников, имеющих отношение к введению стандарта; обеспечить наличие кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 7 Содержание и структура ООП
8 Устав 8 Содержание и структура ООП 1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий. 3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.
9 При подготовке к введению ФГОС ООО для педагогов важно научиться (или усовершенствовать умения): 9 Содержание и структура ООП планировать 3-х компонентные результаты освоения образовательной программы; разрабатывать рабочую учебную программу, программу внеурочной деятельности; проектировать и анализировать урок в соответствии с требованиями ФГОС; подбирать (разрабатывать) задания, упражнения для формирования универсальных учебных действий; составлять контрольно-измерительные материалы для диагностики предметных и метапредметных результатов; отслеживать личностные достижения учащихся; использовать в работе цифровые образовательные ресурсы; применять методы обучения, обеспечивающие достижение результата через деятельность учащихся.
11 Система оценки достижения планируемых результатов основного общего образования 11 Содержание и структура ООП -общие положения; -особенности оценки личностных результатов; -особенности оценки метапредметных результатов; -особенности оценки предметных результатов; -система внутришкольного мониторинга (ВШМ); -итоговая оценка выпускника; — оценка деятельности образовательного учреждения.
12 Личностные результаты 12 Содержание и структура ООП Объекты оценки Содержание оценки Методы оценки Сформированность основ гражданской идентичности Знания: истории России и родного края, социально- политического устройства и государственных символов, положений Конституции, прав и обязанностей гражданина, о народах и национальностях России, о своей этнической принадлежности. Ценностные установки: любовь к Родине и чувство гордости за неё; уважительное отношении к истории, культуре и народам России и других стран; положительное принятие своей этнической принадлежности.
Поведение: толерантность в отношении людей других национальностей, участие в общественно-полезной деятельности, добросовестное отношение к своим обязанностям. 1. Внешняя оценка: внешние неперсонифицированные мониторинговые процедуры, цель которых – оценка не ученика, а эффективности воспитательной деятельности ОУ.
2. Внутренняя оценка: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опросы. 3. Данные о достижении учащимися отдельных личностных результатов могут использоваться только в интересах их личностного развития с учётом требований психологической безопасности. С согласия учащихся некоторые результаты (например, участие в школьном самоуправлении, общественно-полезной деятельности, взаимодействие с социальным окружением и др.) могут быть отражены в портфолио ученика. По запросу учащихся и их родителей (или по согласованию с ними) возможно психолого-педагогическое консультирование по вопросам личностного развития с учётом достижений и проблем конкретного учащегося. Готовность к переходу к самообразованию, в том числе готовность к выбору направлений профильного образования Прилежание и ответственность за результаты обучения Сформированность учебно-познавательных мотивов и основ учебной деятельности Интерес к изучаемым областям знаний и видам деятельности Умение делать осознанный выбор своей образовательной траектории Сформированность основ социальных компетенций Готовность и способность участвовать в школьном самоуправлении Выполнение норм и требований школьной жизни Следование общепринятым моральным нормам Умение вести диалог и разрешать конфликты Опыт социальных и межличностных отношений Правосознание
13 13 Метапредметные результаты Содержание и структура ООП Объекты оценки Содержание оценки Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии (регулятивные УУД) Целеполагание, в том числе постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную Установление целевых приоритетов Самостоятельный анализ условий достижения целей Планирование путей достижения целей, выбор наиболее эффективных Выбор средств достижения целей Принятие решений в проблемной ситуации Планирование времени и контроль за ним Контроль и оценка достижения целей по ходу и по результату выполнения действий Корректировка действий по ходу и по результату достижения целей Способность к сотрудничеству и коммуникации (коммуникативные УУД) Умения: — работать в группе (определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать); — формулировать и аргументировать собственное мнение, координировать свою позицию с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; — устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; — отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; — задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, своих чувств, мыслей и мотивов; — владеть устной и письменной речью; — строить монологическое контекстное высказывание Опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми
14 14 Содержание и структура ООП Способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции (познавательные УУД) Навыки работы с информацией: — расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; — систематизация, сопоставление, анализ, обобщение и интерпретация информации; — выделение главной и избыточной информации, смысловое свёртывание и представление информации в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов) Умения: — работать с понятиями – давать определения, выделять видовые и родовые признаки, обобщать, ограничивать, осуществлять их сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии; — устанавливать причинно-следственные связи; — строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); — строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; — объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. ИКТ- компетентност ь обучающихся Умения: — обращаться с устройствами ИКТ; — фиксировать изображения и звуки; — создавать письменные сообщения; — создавать графические объекты; — создавать музыкальные и звуковые сообщения; — создавать, воспринимать и использовать гипермедиасообщения; — использовать устройства ИКТ для коммуникации и социального взаимодействия; — поиска, хранения, анализа и математической обработки информации; — моделирования и проектирование с помощью устройств ИКТ
16 16 Содержание и структура ООП Предметные результаты Объекты оценки Содержание оценки Методы оценки Достижение учащимися планируемых результатов по отдельным предметам, курсам. Способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно- практические задачи с использованием универсальных и специфических для каждого учебного предмета учебных действий с учебным материалом. 1. Достижение планируемых результатов оценивается в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля, внешних и внутренних оценочных процедур. 2. Внутренняя оценка осуществляется: — каждым учителем-предметником с использованием контрольно- измерительных материалов по предмету; — в ходе внутришкольного мониторинга (внутришкольного контроля). 3. Итоговая внешняя оценка осуществляется в ходе государственной итоговой аттестации.
17 17 Программа воспитания и социализации Содержание и структура ООП В отличие от подобной программы начальной школы здесь появляются новые направления духовно-нравственного развития и воспитания, изменяются ценностные установки тех направлений, которые имели место в 1-4 классах. Новые аспекты связаны с: — воспитанием у обучающихся социальной ответственности и компетентности; — подготовкой к сознательному выбору будущей профессии; — формированием семейных ценностей; — укреплением нравственных убеждений; — развитием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. При этом системообразующей ценностью остаётся духовно- нравственное развитие личности гражданина России (формирование российской гражданской идентичности)
18 18 Программа коррекционной работы Содержание и структура ООП Цели: — оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям); — осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ
20 20 Организационный раздел Содержание и структура ООП Учебный план Система условий реализации ООП 1. Описание кадровых условий 2.Финансово-экономические условия 3.Материально-технические условия 4.Психолого-педагогические условия 5.Информационно-методические условия 6. План обеспечения недостающих условий
21 Раздел 1. Пояснительная записка Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы Раздел 3. Учебный план Раздел 4. Примерная программа формирования универсальных учебных действий Раздел 5. Примерные программы учебных предметов Раздел 6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Раздел 7. Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Раздел 8. Примерная программа коррекционной работы Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов Портрет выпускника Заключение. Литература. Содержание и структура ООП 21
22 Портреты выпускников 22 Содержание и структура ООП Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Источник: www.myshared.ru