Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной «сверху», страна обретет второе дыхание. Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-экономического развития страны на основе использования новейших достижений научно-технического прогресса. Провозглашая курс на ускорение, М.С.
Горбачев надеялся с минимальными затратами за счет «скрытых резервов» в короткий срок добиться подъема экономики. Однако все попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики были обречены на провал.
Первые три года перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения развития общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию. Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути. На фоне ухудшающейся с каждым днем экономической ситуации впервые был поставлен вопрос о политической реформе общества.
Была провозглашена политика гласности — открытое обсуждение острых проблем экономики и политики на страницах средств массовой информации. После десятилетий запретов и искажений информации «для народа» на страницы печати были буквально выплеснуты все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития социалистического общества. Эта лавина информации привела в шок значительную часть населения страны.
Перестройка и распад СССР. Часть 1.
Результатом политики гласности было пробуждение общественного сознания значительной части населения страны. Интерес людей к политике был настолько велик, что стал неотъемлемой частью жизни в тот период времени. За выступлениями делегатов XIX партконференции КПСС, проходившей летом 1988 г . и транслировавшейся по радио и телевидению, следила буквально вся страна.
В повестку дня этой конференции был поставлен вопрос об изменении политической структуры общества. Политической целью перестройки была провозглашена передача власти от КПСС Советам. Однако преобладание на конференции консервативно настроенных сил («агрессивно-послушного большинства») и стремление сохранить контроль аппарата КПСС над развитием событий не позволили принять исторических решений, которые изменили бы судьбу страны. Вместо этого была предложена, а затем внесена в Конституцию новая громоздкая, недемократическая структура дублирующих друг друга высших органов государственной власти — Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР.
А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XX века
“НУЖНЫ НОВЫЕ, КАЧЕСТВЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ”
Главный политический итог послеапрельского периода – изменение всей общественной атмосферы, начавшаяся материализация идей обновления, нарастающая поддержка советским народом курса партии на перестройку.
Но означает ли это, что всюду и полным ходом происходят сдвиги в лучшую сторону, что революционные преобразования стали необратимыми?
Нет, не означает. Если мы хотим оставаться на почве реальности, то должны признать: этого пока не произошло, товарищи. Мы еще не преодолели глубинных причин торможения, не везде подключили, а в чем-то и не выработали механизмы обновления. Дееспособность многих партийных организаций еще не на уровне задач перестройки. Нужны новые, качественные перемены в нашем развитии, а это требует кардинальных решений, активных и инициативных действий.
Перестройка в СССР: причины, цели, результаты
Перед нами сегодня много сложных вопросов. Но какой из них ключевой? ЦК КПСС считает, что таким вопросом является реформа нашей политической системы.
Центральный Комитет изложил свою платформу в Тезисах к конференции. В них не ставилась задача дать на все готовые ответы. Мы рассчитывали, что в ходе обсуждения возникнут новые идеи и предложения, которые могут быть учтены конференцией. И тогда ее решения будут действительно результатом коллективного творчества всей партии и народа.
Таким образом, политический прицел нашей конференции — в духе ленинских традиций и опираясь на накопленный опыт, всесторонне и критически осмыслить период после апрельского Пленума ЦК и XXVII съезда КПСС, обогатить стратегию и конкретизировать тактику наших преобразований, определить пути, формы и методы работы, которые обеспечили бы неуклонное развитие и необратимость перестройки.
Из выступления М.С. Горбачёва на открытии XIX Всесоюзной конференции КПСС, 28 июня 1988 г.
“ИСКЛЮЧИТЬ ЭЛИТАРНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ”
По политической системе. Здесь считаю главным, чтобы действовал такой механизм в партии и обществе, который исключал бы ошибки, даже близко подобные прошлым, отбросившие страну на десятилетия, не формировал «вождей» и «вождизм», роздал подлинное народовластие и дал для этого твердые гарантии.
Предложение в докладе о совмещении функций первых секретарей партийных комитетов и советских органов для делегатов оказалось настолько неожиданным, что здесь рабочий, выступая, говорил, что «ему это пока непонятно». Я как министр скажу: мне тоже. Для осмысления нужно время. Это слишком сложный вопрос. А затем я, например, предлагаю провести по этому вопросу всенародный референдум. (Аплодисменты.)
Некоторые предложения по выборам: они должны быть общими, прямыми и тайными, в том числе секретарей, Генерального Секретаря ЦК, снизу доверху из состава бюро в областях или Политбюро, тоже выбранных всеми коммунистами таким же путем и как бы делать два тура выборов)… Ввести четкие ограничения пребывания в этих органах, в том числе да Политбюро, по возрасту до 65 лет. Отсчет по срокам ввести с предыдущих выборов, а по возрасту — с текущего года…
Все сказанное, а не предложенная некоторыми двухпартийная система, по моему мнению, и будет определенной гарантией против культа личности, который наступает не через 10—15 лет, а зарождается сразу, если имеет почву. Думаю, нам уже сейчас надо остерегаться этого, так как пренебрежение ленинскими принципами за прошедшие годы и так много бед принесло народу. Должны быть жесткие преграды, установленные Уставом или законом.
Считаю, что некоторые члены Политбюро, виновные как члены коллективного органа, облеченные доверием ЦК и партии, должны ответить: почему страна и партия доведены до такого состояния? И после этого сделать выводы — вывести их из состава Политбюро. (Аплодисменты.) Это более гуманный шаг, чем, критикуя посмертно, затем перезахоронить!
Да, мы гордимся социализмом и гордимся тем, что сделано, но нельзя кичиться этим. Ведь за 70 лет мы не решили главных вопросов — накормить и одеть народ, обеспечить сферу услуг, решить социальные вопросы. На это и направлена перестройка общества, но идет она с большим торможением, а значит, каждый из нас недостаточно трудится, недостаточно борется за нее.
Но также одной из главных причин трудностей перестройки является ее декларативный характер. Объявили о ней без достаточного анализа причин возникшего застоя, анализа современной обстановки в обществе, без глубокого анализа в разрезе истории допущенных партией ошибок и упущений. И как результат перестройки — за 3 года не решили каких-то ощутимых реальных проблем для людей, а тем более не добились революционных преобразований.
И об открытости в партии. В партии должно быть нормальным явлением многообразие мнений (это ведь не унификация). И наличие отличного мнения меньшинства не разрушит, а укрепит единство партии. Партия для народа, и народ должен знать все, что она делает. Этого, к сожалению, нет.
Должны быть и подробные отчеты Политбюро и Секретариата (кроме вопросов, содержащих государственную тайну), это знание и жизни, и биографии руководителей, и чем они занимаются, и сколько получают, и какие результаты у каждого руководителя верхнего эшелона на его участке. Это и регулярные выступления по телевидению, это и результаты приема в партию, обобщение писем трудящихся в ЦК и так далее. В общем, это должна быть вся партийная социология о моральном здоровье руководителей партии и государства. Она должна быть для всех открытой, а не тайной.
Разложение верхних слоев в брежневский период охватило многие регионы, и недооценивать, упрощать этого нельзя. Загнивание, видимо, глубже, чем некоторые предполагают, и мафия, знаю по Москве, существует определенно.
Вопросы социальной справедливости. Конечно, по-крупному, на социалистических принципах, они у нас решены. Но остались некоторые вопросы, которые не решаются, вызывают возмущение людей, снижают авторитет партии, пагубно действуют и на темпы перестройки.
Мое мнение. Должно быть так: если чего-то не хватает у нас, в социалистическом обществе, то нехватку должен ощущать в равной степени каждый без исключения.» (Аплодисменты.) А разный вклад труда в общество регулировать разной зарплатой.
Надо, наконец, ликвидировать продовольственные «пайки» для так сказать, «голодающей номенклатуры», исключить элитарность в обществе, исключить и по существу, и по форме слово «спец» из нашего лексикона, так как у нас нет спецкоммунистов.
Думаю, что это очень поможет работать с людьми партийным работникам, поможет перестройке.
Из выступления 1-го секретаря Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцина на XIX Всесоюзной конференции КПСС, 7 июля 1988 г.
Опыт трех лет перестройки, революционного обновления страны, демократизация партийной и общественной жизни поставили в повестку дня необходимость глубокой реформы политической системы.
Советское государство родилось как орудие диктатуры пролетариата и на определенной стадии общественного развития превратилось в общенародное государство. Теперь задача состоит в том, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала этому понятию, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полным и действенным контролем.
Предстоящая реформа политической системы, по мнению конференции, призвана решить следующие задачи:
– открыть максимальный простор самоуправлению общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов;
– отладить механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике Советского государства;
– обеспечить условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепления их дружбы и равноправного сотрудничества на принципах интернационализма;
– радикально укрепить социалистическую законность и правопорядок, с тем чтобы исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить надежные гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению к обществу и государству;
– четко разграничить функции партийных и государственных органов в соответствии с ленинской концепцией роли Коммунистической партии как политического авангарда общества и роли Советского государства как организации и орудия власти народа;
– создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов социалистической демократии и самоуправления.
Реформа политической системы должна носить комплексный характер, охватить все ее звенья, осуществляться скоординированно в единстве с перестройкой в экономике и во всем обществе, причем в возможно короткие сроки.
2. Решающее направление реформы политической системы – обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране.
Из резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС “О демократизации советского общества и реформе политической системы”, 7 июля 1988 г.
РАСШИРЕНИЕ ПРАВ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК
Партийная конференция считает, что в рамках перестройки политической системы следует осуществить назревшие меры по дальнейшему развитию и укреплению советской федерации на основе демократических принципов. Речь идет прежде всего о расширении прав союзных республик и автономных образований путем разграничения компетенции Союза ССР и советских республик, децентрализации, передачи на места ряда управленческих функций, усиления самостоятельности и ответственности в сфере экономики, социального и культурного развития, охраны природы.
Одна из центральных задач – создавать условия для большей самостоятельности регионов, осуществлять такие формы сотрудничества, при которых каждая республика была бы заинтересована в улучшении конечных результатов своей хозяйственной деятельности как основы собственного благополучия, умножения общего богатства и могущества Советского государства. Радикальная экономическая реформа, процесс демократизации открывают широкий простор для оптимального сочетания интересов как национально-государственных образований, так и страны в целом. Надо поставить дело так, чтобы трудящиеся хорошо знали, сколько республика или область производит, каков ее вклад в экономику страны и сколько она получает. Заслуживает внимания идея перехода республик и регионов на принципы хозрасчета с четким определением их вклада в решение общесоюзных программ.
Важнейший принцип нашего многонационального государства – свободное развитие и равноправное использование всеми гражданами СССР родных языков, овладение русским языком, добровольно принятым советскими людьми в качестве средства межнационального общения. Следует создавать все условия, чтобы национально-русское двуязычие развивалось гармонично и естественно, с учетом особенностей каждого региона, было свободно от формализма. Проявлять больше заботы об активном функционировании национальных языков в различных сферах государственной, общественной и культурной жизни. Поощрять изучение языка народа, именем которого названа республика, проживающими на ее территории гражданами других национальностей, в первую очередь детьми и молодежью. Все это не должно противопоставляться демократическим принципам свободного выбора языка обучения.
Источник: histrf.ru
История24
1) На XIX всесоюзной конференции было принято решение о поэтапной политической реформе в СССР. В конце 1988 г. Верховный совет СССР принял проект этой реформы, согласно которой учреждался Съезд народных депутатов СССР. Непосредственным следствием решений, принятых на конференции, можно считать созыв I съезда народных депутатов СССР в 1989 г.
2) Горбачёв, выступая на конференции, объявил курс на отделение партийных органов от советских. Главным лозунгом политической реформы стал лозунг «Вся власть советам!». Таким образом, следствием XIX конференции можно считать стремительное падение роли КПСС в политической жизни страны. В более долгосрочной перспективе это приведет к отмене 6-й статьи Конституции СССР в 1990 г.
3) Одна из резолюция, принятых на XIX всесоюзной конференции — резолюция «О гласности». Политика гласности началась еще на рубеже 1986-1987 гг., однако принятие резолюции на уровне партийной конференции привело к усилению общественных дискуссий и открытости государства. Так, были опубликован текст секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа.
4) Конференция взяла принципиальный курс на демократизацию политической системы. На практике это проявилось, к примеру, в появлении альтернативных выборов в советские органы.
Источник: www.history24.ru
XIX Всесоюзная партийная конференция
С приходом к власти Михаила Горбачёва весной 1985 года в СССР началась перестройка. На начальном этапе она выражалась в ослабление цензуры для творческой среды и в социально-экономической политике «ускорения». Демократизация политической системы и политика гласности связаны с проведением в Москве 19 Всесоюзной партийной конференции КПСС 28 июня 1988 года в Москве.
Предыстория и открытие
На XIX съезде КПСС в октябре 1952 года участники констатировали, что нет потребности в созыве Всесоюзных партийных конференций и все вопросы можно решить на съезде партии или пленуме её Центрального комитета.
Весной 1966 года на XXIII съезде КПСС было принято решение о восстановлении в Уставе КПСС пункта, который давал Центральному комитету право на созыв партийной конференции.
В 1985–1987 годах политическая жизнь в СССР шла напряжённо, и следствием прошедшего на рубеже февраля-марта 1986 года XXVII съезда КПСС стал созыв XIX Всесоюзной партийной конференции. В доперестроечный период аналогичная конференция последний раз проходила в феврале 1941 года, когда партия называлась ВКП (б).
XIX Партконференция открылась в Москве 28 июня 1988 года и проработала недолго — всего три дня. Половину её делегатов составляли коммунисты в возрасте от 40 до 50 лет. Впервые с 1920-х годов делегатам было разрешено критиковать действия партийного руководства и высказывать своё мнение.
Итоги и последствия партконференции
На XIX Всесоюзной партийной конференции Михаил Горбачёв объявил о планах проведения реформы политической власти и разделения советских органов и партийных.
Делегаты приняли решение о проведении альтернативных выборов депутатов Советов всех уровней. Возможность выдвигать свои кандидатуры предоставлялась всем желающим.
Произошли изменения и в высшем законодательном органе власти — Верховном Совете СССР. Согласно новым правилам, он должен был избираться Съездом народных депутатов, 2/3 из них избирали сами граждане СССР. Оставшаяся треть депутатов, то есть 750 человек, должна была избираться общественными организациями, в том числе и КПСС. Законодательное оформление этой реформы произошло к концу 1988 года.
Из лиц, выступавших на конференции, запомнился Борис Ельцин, который ранее из-за критики в адрес Политбюро был освобождён от должности первого секретаря Московского горкома и обязанности кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС. Следствием конференции стало открытие в конце мая 1989 года I Съезда народных депутатов СССР и избрание председателем Верховного Совета Михаила Горбачёва.
На XIX Всесоюзной партийной конференции было принято пять резолюций: о гласности, правовой реформе, межнациональных отношениях, борьбе с бюрократией и о демократизации советского общества.
Что мы узнали?
XIX Всесоюзная партийная конференция прошла в Москве с 28 июня по 1 июля 1988 года. Её итогом стала демократизация политической жизни в СССР. Кратко говоря об итогах, фактически со следующего 1989 года в государстве началась эпоха свободы слова.
Источник: obrazovaka.ru