Кодификатор 1.3.1, 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4, 1.3.5/3.1. Уровень сложности В, 2 балла.
Время выполнения — 45 минут.
Первый важный момент. Почти все годы существования экзамена задания даются для исполнителя «Робот», в конце-концов узаконенного в документации. Средой написания могут быть КуМир и учебная среда Исполнители с сайта К.Ю.Полякова. В качестве языка программирования используется диалект ШАЯ (школьного алгоритмического языка).
«При отсутствии учебной среды исполнителя «Робот» решение задания 15.1 записывается в простом текстовом редакторе». (Методические рекомендации. 2020, Рособрнадзор от 16.12.2019 №10-1059)
Алгоритм действий для КуМир
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь.
6. Благотворитель.
Резюме. Для тех, кто начинает знакомство с этим исполнителем, но понял суть и набор команд, даже 30 минут — слишком много. Владеющему программой нужно 5–10 минут. Для кого выделено столько времени, лично мне непонятно.
Задание 15. Исполнители КуМир | Информатика ОГЭ 2022 | Умскул
Да, описание Робота в задании на целую страницу ориентировано на тех, кто его в глаза не видел 🙂
Задания
Не надо считать задачи убогими. Для многих из них существуют «примитивные» и «красивые» решения.
-
Демо 2020 [проект] – 2022 (15). На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединён с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны.
Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у её левого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота [гм, хотелось бы увидеть версии размещения Робота — чушь в задании, Робот может иметь только конкретное размещение.] (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены, кроме клетки, в которой находится Робот перед выполнением программы. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок [выше]).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.
Сохраните алгоритм в файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Разбор 15.1 задания | ОГЭ по информатике 2022
Доступ к размещенным в этом месте материалам ограничен и предоставляется следующим категориям:
1. Студент I/II курса ВХК РАН. 2. Бывший студент ВХК РАН. 3. Подготовка к ОГЭ. 4. Подготовка к ЕГЭ. 5. VIP-пользователь. 6. Благотворитель.
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно над ступенями лестницы, спускающейся слева направо. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее вертикальной стены и выше горизонтальной стены и прилегающие к ним. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки внутри коридора и возвращающий Робота в исходную позицию.
Напишите для робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее стены и прилегающие к ней. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию.
Напишите для робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные ниже стены и прилегающие к ней.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно выше горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить клетки, показанные на рисунке справа.
Источник: it-mda.ru
Как написать программу в PascalABC Net для выполнения задания 15.2 ОГЭ
статья по информатике и икт (9 класс)
Уважаемый 9-классник, сдающий в 2020 г. ОГЭ по информатике, если ты решил для себя, что программирование прошло мимо тебя и не планируешь даже пытаться написать программу, то еще не всё потеряно.
Смею надеяться, что прочитав последующее и потренировавшись как следует, ты научишься и напишешь программу, и получишь свои 2 балла за неё.
1. Рассмотрим одну из задач.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму двузначных чисел, оканчивающихся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают
30 000. Программа должна вывести одно число — сумму чисел, оканчивающихся на 4.
Из условия понятно, что каждое число последовательности (обозначим его а ) должно быть введено. Для этого в программе должен быть оператор ввода а: Readln(a); Как вариант, организовать ввод а в программе можно и так: Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
Далее нужно проверить, удовлетворяет ли введенное число необходимым условиям (число двузначное и оканчивается на цифру 4). Если условия выполняются, то такое число добавляем к сумме (обозначим сумму S) с помощью оператора S := S + a . Проверку выполнения условий осуществляет условный оператор IF следующим образом:
Если хоть одно из условий не выполняется, оператор после слова THEN не будет работать, т.е такое число к сумме не добавится.
Пояснение к условию a mod 10 = 4: с помощью операции mod определяется целый остаток от деления а на 10. Аналогично можно проверить, оканчивается ли число а на 1, 2, 3, . 9.
Итак, мы получили фрагмент программы для ввода и обработки каждого числа из последовательности.
Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
С помощью оператора цикла с заданным числом повторений (оператор FOR) можно организовать ввод и обработку всех чисел последовательности, количество которых программа получает на вход. Это означает, что количество чисел (обозначим N ) должно быть введено с помощью оператора ввода Readln( N ); Как вариант, организовать ввод N в программе можно и так: Write (‘Введите количество чисел: ‘); Readln(N); Это нужно сделать в самом начале программы (после слова BEGIN).
Оператор цикла FOR организует повторение фрагмента программы (ввод и обработка одного числа) с помощью переменной цикла (обозначим её i ). Первоначально i принимает значение 1 и фрагмент выполняется первый раз, затем значение i увеличивается на 1 и для i=2 фрагмент выполняется второй раз, и т.д. Когда i примет значение N фрагмент выполнится последний раз.
FOR i := 1 to N do
Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
Осталось добавить, что для определения правильного результата суммы «подходящих» чисел, начальное значение переменной S должно быть обнулено: S := 0; Этот оператор должен находиться в программе перед оператором цикла.
Нужно вспомнить также, что программа на Паскале состоит из заголовка, раздела описаний всех используемых переменных и раздела операторов. Последним в разделе операторов должен быть оператор вывода результата . Вот как может выглядеть правильно написанная программа.
Var N, a, S, i : integer;
Write (‘Введите количество чисел: ‘); Readln(N);
FOR i := 1 to N do
Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
Writeln (‘Сумма чисел, двузначных и оканчивающихся на 4, = ‘, S);
В условие задачи есть еще некоторые данные, а именно: » Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа (натуральные) не превышают 30 000″. Это означает, что в программе можно выполнять проверку на допустимость вводимых данных: N
2. Вот еще похожая задача из Демо-версии 2020г.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел , кратных 4, но не кратных 7 . Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4, но не кратных 7.
Составление алгоритма для решения этой задачи мало чем отличается от предыдущей. Обратите внимание на различия: они подчеркнуты.
Var N, a, K , i : integer;
Write (‘Введите количество чисел: ‘); Readln(N);
FOR i := 1 to N do
Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
IF ( a mod 4 = 0 ) AND ( a mod 7 <> 0 ) THEN K := K + 1;
Writeln ( ‘Количество чисел, кратных 4, но не кратных 7= ‘, K);
3. Рассмотрим еще одну задачу, в которой количество введенных чисел неизвестно. В этом случае надо использовать оператор цикла с условием (например, REPEAT . UNTIL ).
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чётных чисел, кратных 9. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чётных чисел, кратных 9.
Var a, K : integer;
Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
IF ( a mod 2 = 0 ) AND ( a mod 9 = 0 ) THEN K := K + 1;
Writeln (‘Количество четных чисел, кратных 9, = ‘, K — 1 );
Здесь есть «подводный камень»: когда мы вводим для а значение 0. Ноль удовлетворяет условиям ( 0 mod 2 = 0 и 0 mod 9 =0), и количество чисел К увеличивается лишний раз на 1. Решить эту проблему можно, если, например, вывести в результате К – 1.
4. Может встретиться задача определения максимального ( MAX ) или минимального ( MIN ) значения а , удовлетворяющего некоторым условиям. Например.
Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 3 и оканчивающееся на 7. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести: максимальное число, кратное 3 и оканчивающееся на 7.
До обработки каждого из чисел в цикле (REPEAT в данном случае) переменной MAX необходимо присвоить начальное значение. Оно должно быть таким, чтобы первое же вводимое число а оказалось больше MAX. Например, MAX := 0; Натуральные числа начинаются с 1, и первое же наше а окажется >MAX. Можно также использовать MAX := -10; или MAX := — 1;
Если число а окажется >MAX и для него выполняются необходимые условия, такое а нужно сохранить в переменной МАХ , т.е. MAX := a;
IF (a > MAX) and (a mod 3 = 0) and (a mod 10 = 7) THEN MAX := a;
Var a, MAX : integer;
Write (‘Введите число: ‘); Readln(a);
IF (a > MAX) and (a mod 3 = 0) and (a mod 10 = 7) THEN MAX := a;
Writeln (‘Максимальное число, кратное 3 и оканчивающееся на 7, = ‘, МАХ);
При поиске минимального числа а , удовлетворяющего условиям задачи 4, начальное значение MIN должно быть, наоборот, таким, чтобы первое же а оказалось меньше. Например, MIN := 30001; Оператор IF будет следующим:
На этих страницах, конечно, не рассмотрены все возможные варианты формулировок задач. Но с этого можно начинать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса «Русский язык ЕГЭ: успешное выполнение задания С»
Программа элективного курса создана на основе критериев оценивания задания с развернутым ответом Демонстрационного варианта ЕГЭ 2013 г. Русский язык, 11 класс, составленного на основе Федерально.
Тема: «Анализ выполнения заданий части С и типичные ошибки, допускаемые обучающимися в процессе выполнения задания С8. Методические рекомендации по их устранению»
Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для сам.
Пособие по подготовке к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку — заданий на словообразование
Данное пособие предназначено для подготовки к выполнению заданий В3-В14 на ОГЭ и В11-В16 на ЕГЭ по английскому языку –заданий на словообразование : описание алгоритма выполнения заданий, подгото.
Подготовка к ЕГЭ • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.
Подготовка к ЕГЭ выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул Задачи на выво.
тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык
подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ 11 КЛАСС РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ: ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 класса составлена на основепрограммы элективного курса «Работа с историческими документамиРешение задания 12 «Выполнение алгоритмов для исполнителя» ЕГЭ-2021 по информатике с помощью программы на PascalABC.Net (версия 3.8)
Для решения задания 12 по теме «Выполнение алгоритмов для исполнителя Редактор» можно использовать математический способ решения, а также написать программу на одном из языков программиров.
Источник: nsportal.ru
Тренировочные варианты ОГЭ по информатике
Подборка тренировочных вариантов ОГЭ по информатике из разных источников для подготовки к экзамену в 9 классе.
Тренировочные варианты ОГЭ по информатике
Тренировочная работа №1 Статград ОГЭ 2023 | Варианты 1-2 / Критерии / ответ |
Варианты 3-4 / Критерии / ответ | |
Доп. файлы | |
Демонстрационный вариант 2023 года ФИПИ | |
Демонстрационный вариант 2022 года ФИПИ | |
Демоверсия ОГЭ по информатике 2021 | |
Досрочный вариант ОГЭ 2020 | → вариант 1 | ответы | критерии → вариант 2 | ответы | критерии → доп. файлы |
Инструкция по выполнению работы ОГЭ 2023 по информатике
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом; часть 2 содержит 5 заданий, которые необходимо выполнить на компьютере. На выполнение работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий, но рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 30 минут, на выполнение заданий части 2 – 2 часа (120 минут).
Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде числа, слова, последовательности букв или цифр.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Результатом выполнения каждого из заданий 13–15 является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланке ответов № 1 был записан под правильным номером.
Связанные страницы:
Источник: vpr-ege.ru