12 статей это программа чего

ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ

Zw?lf Artikeln) швабских крестьян — наиболее распространенная обобщенная программа крест. требований во время Крестьянской войны 1524-25 в Германии. «Д. с.» были составлены и напечатаны в марте 1525 во время переговоров руководителей Христ. объединения крест. лагерей в Верх. Швабии с Швабским союзом.

Умеренные руководители верхнешвабских крестьян привлекли для составления «Д. с.» проповедника Шаппелера из Меммингена, радикального ученика У. Цвингли. В «Д. с.» и во введении к ним говорится о мирных намерениях крестьян, о том, что они желают смягчения феод. гнета в соответствии с «божеств. правом». Требуя отмены малой десятины, ст.

2 признает обоснованность большой десятины и желает лишь ее более справедливого использования; в ст. 4 признается законность повинностей, основанных на существующих феод. док-тах; в ст. 6 и 7 выражается просьба об облегчении поборов и барщины, но не о полном их упразднении. В др. статьях выдвигается требование свободного пользования общинными угодьями.

О чем молчат историки. Секрет царевны Софьи.

Решительно составлены требования об отмене крепостного состояния крестьян (ст. 3) и посмертного побора (Todfall) (ст. 11). Умеренный тон «Д. с.» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на к-рый рассчитывали их авторы. Широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «Д. с.» (касавшиеся самых злободневных вопросов крест. жизни) с революц. тактикой «Статейного письма». «Д. с.» сделалась фактически общей программой антифеод. борьбы.

Публ.: Aus dem sozialen und politischen Kampf. Die zw?lf Artikel der Bauern. hrsg. v. A. G?tze und L. E. Schmitt, Halle, 1953; в рус. пер. — Хрестоматия по истории ср. веков, т. 3, М., 1950, с. 122-26.

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Смирин М. M., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая Крест. война, 2 изд., М., 1955; Baumann F. L., Die zw?lf Artikel der oberschw?bischen Bauern, 1525, Kempten, 1896; его же, Die oberschw?bischen Bauern, im M?rz 1525 und die 12 Artikel, Kempten, 1871; Stern A., Uber die zwjlf Artikel der Bauern, Lpz., 1868.

M. M. Смирин. Москва.

Найдено научных статей по теме — 2

Этнотипология Ф. М. Достоевского в поэме А. Блока «Двенадцать». Статья 1

Юрьева Ольга Юрьевна, Трошин Андрей Сергеевич

На примере анализа образа двенадцати красноармейцев показывается, насколько полно в поэме А. Блока «Двенадцать» воплотились этнотипологические открытия Ф. М.

Этнотипология Ф. М. Достоевского в поэме А. Блока «Двенадцать». Статья 2

Юрьева Ольга Юрьевна

В статье показано, что сложность, противоречивость отношения Блока к религии, к Христу явственно перекликаются с исканиями Достоевского и его героев.

Источник: interpretive.ru

Одесса | Netpeak Talks #5: Как сформировать команду маркетинга | Евгений Лата

12 статей это программа чего

«ДВЕНАДЦАТЬ СТАТЕЙ» (Zwölf Artikeln) швабских крестьян — наиболее распространенная обобщенная программа крестьянских требований во время Крестьянской войны 1524-1525 годов в Германии. «Двенадцать статей» были составлены и напечатаны в марте 1525 года во время переговоров руководителей Христианского объединения крестьянских лагерей в Верхней Швабии с Швабским союзом. Умеренные руководители верхнешвабских крестьян привлекли для составления «Двенадцати статей» проповедника Шаппелера из Меммингена, радикального ученика У.

Цвингли. В «Двенадцати статьях» и во введении к ним говорится о мирных намерениях крестьян, о том, что они желают смягчения феодальный гнета в соответствии с «божественным правом».

Требуя отмены малой десятины, статья 2 признает обоснованность большой десятины и желает лишь ее более справедливого использования; в статье 4 признается законность повинностей, основанных на существующих феодальных документах; в статьяъ 6 и 7 выражается просьба об облегчении поборов и барщины, но не о полном их упразднении. В других статьях выдвигается требование свободного пользования общинными угодьями. Решительно составлены требования об отмене крепостного состояния крестьян (статья 3) и посмертного побора (Todfall) (статья 11). Умеренный тон «Двенадцати статей» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на который рассчитывали их авторы. Широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «Двенадцати статей» (касавшиеся самых злободневных вопросов крестьянской жизни) с революционной тактикой «Статейного письма». «Двенадцать статей» сделалась фактически общей программой антифеодальной борьбы.

M. M. Смирин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА — ДВИН. 1963.

Двенадцать статей

«12 статей». Требование о введении «божественного права» сделалось в Верхней Швабии, как и в других местах, охваченных Крестьянской войной, общим требованием всех восставших.

Однако в крупных крестьянских лагерях, возникавших в районах городов Кемптена, Кауфбейрена, Меммингена, Бибераха, Ульма, Лейпгейма и у Боденского озера, не было единства в понимании сущности «божественного права». В то время как революционеры толковали его в духе «Статейного письма» — как требование устранения всех господ,— сторонники умеренной тактики, находившиеся под влиянием швейцарского реформатора Цвингли, понимали под лозунгом «божественного права» лишь требование смягчения существующих феодальных тягот и упразднения крепостного состояния крестьян. Пропаганда умеренной тактики имела успех у зажиточных крестьян и многих руководителей. Массы же бедного крестьянства, так же как и городской плебс, жадно слушали революционные речи сторонников Мюнцера.

Читайте также:
Реферальная программа ржд что это

Внутренняя борьба в крестьянских лагерях в Верхней Швабии, имевшая свои корни в социальной разнородности восставшей массы, препятствовала их согласованным действиям и ослабляла их в борьбе с господами и со Швабским союзом, приступившим к собиранию военных сил для подавления восстания. И даже после того, как в начале марта 1525 г. три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение», не было достигнуто единства в вопросе о понимании «божественного права». Главные руководители «Христианского объединения», придерживавшиеся умеренной тактики, вступили в переговоры со Швабским союзом о перемирии, которого добивались господа с целью выигрыша времени и завершения своей военной подготовки. Но крестьянские массы действовали в духе «Статейного письма», разрушали дворянские замки и монастыри, устанавливали контакты с городскими низами и разоблачали вероломные планы Швабского союза.

Как мы видим, «12 статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни, являвшихся объектом многовековой борьбы. Этим в первую очередь объясняется большое распространение их среди восставших крестьян и превращение в общую для всех слоёв крестьянства программу.

Однако мирный тон «12 статей» и содержавшиеся в них оговорки не произвели в восставшей массе того эффекта, на который рассчитывали их авторы. Наоборот, широкие слои крестьян сочетали конкретные и популярные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма», которой они по-прежнему придерживались, не считаясь с заключённым руководителями «Христианского объединения» перемирием и не признавая его. Расчёты руководителей Швабского союза и господ на внутренний распад крестьянских лагерей не оправдались. «12 статей» сделались фактически общей программой антифеодальной борьбы. Открытые военные действия стали неизбежными.

В этой напряжённой обстановке многое зависело от положения в городах, которое внушало феодалам немалую тревогу. Плебейские массы открыто высказывали свои симпатии крестьянам и помогали им. Поступавшие в Швабский, союз сведения о настроениях городских низов убеждали его руководителей в том, что городские власти сами не справятся с положением, что дальнейшие успехи революционных крестьян могут привести в движение и средние слои горожан. Руководители опасались за судьбу самого Швабского союза, которому грозил распад в случае отпадения городов.

Сознавая опасность сложившейся ситуации, руководители Швабского союза решили форсировать события, поскольку они убедились, что время работает на крестьян: в крестьянские лагери прибывают всё новые и новые силы; всё больше усиливается связь крестьян с городскими низами. В начале апреля 1525 г. командир войск Швабского союза Георг Трухзес, нарушив заключённое с умеренными крестьянскими руководителями перемирие, внезапно напал на крестьянский лагерь у Лейпгейма, близ Ульма. Разбив здесь крестьян, Трухзес двинул свои регулярные силы против плохо вооружённых и организационно не связанных между собой главных крестьянских лагерей Верхней Швабии. Преимущества войск Швабского союза в вооружении и военной организации были очевидны. И всё же расчёты Трухзеса покончить с крестьянами одним ударом не оправдались.

Вероломное нападение Трухзеса на Лейпгеймский лагерь вызвало новую мощную волну революционных выступлений крестьянских масс, которые вышли далеко за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда, распространяясь по всей Средней Германии. Отдельные отряды революционных крестьян оказывали Трухзесу ожесточённое сопротивление. В горных районах Трухзес вынужден был прибегать к длительной позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному признанию, опасность военной катастрофы.

Но Трухзес стремился использовать не одни только военные преимущества своих регулярных войск. Значительное внимание он обратил на то, чтобы деморализовать крестьян переговорами с руководителями отдельных отрядов, противопоставлять одни отряды другим и действовать всюду обманом, шантажом и предательством.

В этом Трухзесу помогали те крестьянские руководители из зажиточных слоёв, которым, по словам Энгельса, «было что терять». Они прислушивались к увещеваниям Трухзеса и шли на переговоры с ним, внося этим в ряды крестьян разложение и деморализацию. Трухзес смог, кроме того, использовать доверчивость крестьян и их неспособность действовать длительное время большими массами.

Решающее значение имела также позиция городов. Не только власти верхнешвабских городов, лицемерно взявшие на себя вначале роль посредников между господами и крестьянами, но и часть городского бюргерства оставила крестьян в самый тяжелый для них момент, а в ряде случаев — прямо помогала Трухзесу. Только плебейские массы городов не участвовали в этом предательстве.

Разбив в конце апреля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян, Трухзес направился на север — в сторону Франконии и Тюрингии, где создавались новые очаги движения.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 178-180.

Далее читайте:

Публикации:

Aus dem sozialen und politischen Kampf. Die zwölf Artikel der Bauern. hrsg. v. A. Götze und L. E. Schmitt, Halle, 1953; в рус. пер. — Хрестоматия по истории ср. веков, т. 3, М., 1950, с. 122-26.

Источник: www.hrono.ru

Крестьянская война в Верхней Швабии. Программа «Двенадцать статей».

Революционная пропаганда распространялась анабаптистами – учениками Мюнцера – и в других. районах Южной и Западной Германии, прежде всего в Верхней Швабии, где близ городов Ульма, Кемптена и у Боденского озера образовались крупные крестьянские отряды. В этих отрядах велась также пропаганда умеренности и мирной тактики, исходившая от сторонников цюрихского реформатора Цвингли.

Читайте также:
Hyundai finance что это такое кредит по программе

Пропагандисты обоих направлений призывали крестьян добиваться «божественного права», причем каждое из них понимало это право по-своему: революционеры – как требование устранения всех господ, а сторонники умеренной тактики – лишь как требование смягчения существующих феодальных тягот и отмены крепостного права. Зажиточные крестьяне и большинство руководителей придерживались мирной тактики, масса же беднейшего крестьянства в отрядах жадно слушала проповеди сторонников Мюнцера.

В начале марта 1525 г . в городе Меммингене три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение». Несмотря на достигнутое представителями отрядов соглашение об уставе «Объединения», вопрос о понимании «божественного права» остался открытым.

Умеренные руководители начали переговоры со Швабским союзом и заключили перемирие, на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьянские массы, поощряемые революционной пропагандой в духе «Статейного письма», разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов.

В кругах руководителей объединенных отрядов Верхней Швабии была составлена сводка крестьянских требований, обобщенных на основе «божественного права» в его умеренной трактовке. Так возникла ставшая знаменитой программа «12 статей». Как во введении, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении не только к смягчению феодального гнета.

Требуя отмены малой десятины, статья 2 признает обоснованность большой десятины при условии, что она будет использована на общественные нужды. Очень важными являются статьи 4, 5, 10, в которых крестьяне требуют возвращения общинных угодий (леса, луга, рыбные ловли и т. д.). Статьи эти доказывают, что экспроприация общинных угодий шла в Германии в XV и XVI вв. полным ходом.

В статьях 6 и 7 крестьяне просят лишь облегчения многочисленных поборов и барщины, но не их полного устранения. Более решительно сформулирована статья 3 об отмене крепостного состояния крестьян.

Статья II требует безоговорочной отмены посмертного побора (Todfall), происхождение которого связано с крепостным состоянием. «12 статей» получили большое распространение среди восставших крестьян, были напечатаны и сделались их официальной программой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом.

Крестьянские массы сочетали конкретные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом— «12 статей», несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы. Для настроения крестьянской массы характерны действия Лейпгеймского отряда, расположившегося недалеко от города Ульма на Дунае.

Заняв все дороги, этот отряд расставил посты и вербовал в свои ряды всех крестьян округи. Бойцы из Лейпгеймского отряда не желали считаться с условиями заключенного руководителями «Христианского объединения» перемирия с господами. 28 марта 1525 г . крестьяне из расположившегося близ города Бибераха лагеря пришли в Гегбахский женский монастырь.

Осмотрев монастырские запасы зерна, они заявили аббатиссе, ссылаясь на положения Евангелия о равенстве всех людей, что излишки зерна надо не продавать, а раздавать нуждающимся, и тут же стали грузить зерно на подводы и увозить. Этот эпизод показывает, как сильно зазвучало крестьянское требование равенства.

В последние дни марта 1525 г . во время «перемирия» в Верхней Швабии все замки и монастыри оставались под угрозой, а многие из них были вынуждены сдаться осаждавшим их крестьянам. Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах. Правда, власти верхнешвабских городов были на стороне господ.

Однако по признанию самих властей «простой люд» городских общин симпатизировал крестьянам и оказывал им помощь.—Руководители Швабского союза выражали опасение, что дальнейшие успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, что даже городские власти захотят использовать ситуацию в своих интересах, а это означало бы начало распада самого Швабского союза и подрыв мощи всей княжеско-феодальной системы. Убедившись в том, что дальнейшее развитие событий ведет к консолидации сил крестьян и городских низов, руководители Швабского союза нарушили перемирие и напали на крестьянские отряды Верхней Швабии.

Возглавлявший военные силы Швабского союза Георг Трухзес рассчитывал внезапным нападением внести в ряды крестьян раскол и подорвать силу их сопротивления. Расчет Трухзеса оказался ошибочным.

Возмущение крестьян, вызванное этим вероломным актом, создало благоприятную почву для революционной пропаганды и явилось предпосылкой нового общего подъема массовых революционных действий, распространившихся за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда по всей Средней Германии. Отдельные отряды крестьян оказывали Трухзесу ожесточенное сопротивление.

В горных районах, недоступных для рыцарской конницы, Трухзес вынужден был перейти к позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному выражению, близость военной катастрофы. Спасло его лишь то, что ему удалось деморализовать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и, действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу апреля 1525 г . основные силы верхнешвабских крестьян были разбиты, после чего Трухзес смог направить свои войска на север в сторону Франконии и Средней Германии, где создавались новые очаги движения.

Читайте также:
Программа opengl что это

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

12 статей это программа чего

Home Европа Германия Все про Германию История Германии. Великая крестьянская война. Программа «Двенадцати статей».

Весной 1525 г. в г. Меммингене собрались руководители крестьянских отрядов, принявшие после долгого обсуждения и споров мюнцеровского крыла с умеренными программу крестьян — «Двенадцать статей».
Преамбула «Двенадцати статей» связывает выступление крестьянства с идеями реформации, подчеркивая, что права крестьян основываются только на евангелии, и, если восставшим докажут ошибочность этого положения, они разойдутся по домам. Первая статья тоже пронизана идеей бюргерской реформы: священник должен избираться, а не назначаться (что равносильно требованию отмены феодальной иерархии церкви), и его деятельность должна основываться на «писании», а не на «предании».

Остальные статьи свободны от церковных требований (но ссылки на евангельские тексты в изобилии имелись почти во всех статьях). Выдвигается требование отмены крепостного права, смертного побора, возвращения альменд (если они не куплены «честным путем»), причем характерно, что признается право частной собственности на пруд, тогда как рыба в проточной воде принадлежит всем. Выдвигается принцип кодификации права и равенства всех перед судом. Программа требует отмены малой десятины (со скота), как введенной в противоречии с библией (по которой скот создан богом на потребу всем людям), но согласна с большой десятиной (с зерна), лишь если она справедливо собирается и расходуется.
Программа проникнута духом умеренности и соглашения. Несмотря на это, ее значение огромно. «Двенадцать статей», отпечатанных в виде маленьких книжек, были манифестом крестьян, они провозглашали конкретные задачи борьбы и были своего рода программой-минимумом. В то же время в «Двенадцати статьях» не ставится вопрос ни о ликвидации помещичьего землевладения, ни о разделе земель среди крестьян.

Источник: vseprostrany.ru

«Двенадцать статей» – главный программный документ крестьянской войны.

В начале марта в городе Меммингене обрались руководители отрядов с целью выработать общие программные требования. Руководитель одного из отрядов кузнец, убежденный лютеранин, выступавший против насильственных действий за мирное решение крестьянских проблем путем переговоров с властями, поручил подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным людям.

Первым таким человеком стал цвинглианский проповедник, вторым — подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов. Эти люди составили главный программный документ Крестьянской войны — «Двенадцать статей». В марте 1525 г. статьи были напечатаны и за время Крестьянской войны этот документ переиздавался 24 раза.В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители «12 статей» стремились продемонстрировать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочисленными ссылками на Евангелие.

Требования «Двенадцати статей»:

Право выбора общиной своего священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет «большой десятины», с зерна, платить которую они были согласны.

Отменить «малую десятину» со скота «ибо Господь Бог сотворил скот для того, чтобы люди бесплатно пользовались им»

Отмена личной несвободы и крепостного права.

Отменить дворянские привилегии на рыбную ловлю и охоту, ибо Бог дал человеку «…власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде».

Разрешить безвозмездно пользоваться лесом для топлива и строительства.

Сократить, хотя и не отменить вовсе, барщину.

Отвлечение крестьян на отработки должно быть в удобное для него время, не должно наносить ущерб ведению его хозяйства и не превышало бы заключенных договоров.

Размер арендной платы за землю не должен разорять крестьянина.

Отвергался произвол судов в назначении новых штрафов. Им предлагалось при вынесении наказаний опираться на прежний писаный закон.

Возвратить общинам незаконно захваченные у них земли.

Отменить посмертный побор обижающий беззащитных вдов и сирот.

«Общее решение»: Выражена готовность оступить от той статьи, которая противоречит Святому писанию.

«Двенадцать статей» были приняты тремя отрядами, которые решили составить общее «Христианское объединение». Правда, единое командование военной силой при этом не было создано, отряды лишь извещали друг друга о своих действиях и планах.

Объединение повело переговоры со Швабским союзом и между сторонами было заключено перемирие.Однако в апреле 1525 г. восставшие нарушили перемирие захватами замков и монастырей и казнями священников и дворян. Командующий Швабского союза к этому времени закончил перевооружение войска союза и его пополнение наемниками на деньги, предоставленные Фуггерами.

Нанеся неожиданный удар по крестьянам, правительственные войска одержали первую значительную победу. Сказалась неопытность крестьян в военном деле, не раз проявлявшаяся и позже. После первых же залпов артиллерии они начинали разбегаться. Швабский союз сочетал разгром отрядов восставших по частям с дипломатией и компромиссами.

В апреле 1525 г. в Вейнгартене был заключен мирный договор с одним из самых крупных отрядов в 12 тысяч человек. Повстанцы обязались быть послушными господам, если их жалобы будут рассмотрены и никаких наказаний за участие в восстании не последует. Вейнгартенский договор позволил войскам Швабского союза двинуться во Франконию, где восстание вступило в свою высшую фазу.

Источник: sci.house

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru