12 статей это программа

Революционная пропаганда распространялась анабаптистами – учениками Мюнцера – и в других. районах Южной и Западной Германии, прежде всего в Верхней Швабии, где близ городов Ульма, Кемптена и у Боденского озера образовались крупные крестьянские отряды. В этих отрядах велась также пропаганда умеренности и мирной тактики, исходившая от сторонников цюрихского реформатора Цвингли.

Пропагандисты обоих направлений призывали крестьян добиваться «божественного права», причем каждое из них понимало это право по-своему: революционеры – как требование устранения всех господ, а сторонники умеренной тактики – лишь как требование смягчения существующих феодальных тягот и отмены крепостного права. Зажиточные крестьяне и большинство руководителей придерживались мирной тактики, масса же беднейшего крестьянства в отрядах жадно слушала проповеди сторонников Мюнцера.

В начале марта 1525 г . в городе Меммингене три главных отряда Верхней Швабии образовали «Христианское объединение». Несмотря на достигнутое представителями отрядов соглашение об уставе «Объединения», вопрос о понимании «божественного права» остался открытым.

Война заканчивается всесторонним унижением

Умеренные руководители начали переговоры со Швабским союзом и заключили перемирие, на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отрядов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьянские массы, поощряемые революционной пропагандой в духе «Статейного письма», разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов.

В кругах руководителей объединенных отрядов Верхней Швабии была составлена сводка крестьянских требований, обобщенных на основе «божественного права» в его умеренной трактовке. Так возникла ставшая знаменитой программа «12 статей». Как во введении, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении не только к смягчению феодального гнета.

Требуя отмены малой десятины, статья 2 признает обоснованность большой десятины при условии, что она будет использована на общественные нужды. Очень важными являются статьи 4, 5, 10, в которых крестьяне требуют возвращения общинных угодий (леса, луга, рыбные ловли и т. д.). Статьи эти доказывают, что экспроприация общинных угодий шла в Германии в XV и XVI вв. полным ходом.

В статьях 6 и 7 крестьяне просят лишь облегчения многочисленных поборов и барщины, но не их полного устранения. Более решительно сформулирована статья 3 об отмене крепостного состояния крестьян.

Статья II требует безоговорочной отмены посмертного побора (Todfall), происхождение которого связано с крепостным состоянием. «12 статей» получили большое распространение среди восставших крестьян, были напечатаны и сделались их официальной программой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом.

Крестьянские массы сочетали конкретные требования «12 статей» с революционной тактикой «Статейного письма». Таким образом— «12 статей», несмотря на их умеренный тон, получили значение программы антифеодальной борьбы. Для настроения крестьянской массы характерны действия Лейпгеймского отряда, расположившегося недалеко от города Ульма на Дунае.

12-ти шаговая программа.

Заняв все дороги, этот отряд расставил посты и вербовал в свои ряды всех крестьян округи. Бойцы из Лейпгеймского отряда не желали считаться с условиями заключенного руководителями «Христианского объединения» перемирия с господами. 28 марта 1525 г . крестьяне из расположившегося близ города Бибераха лагеря пришли в Гегбахский женский монастырь.

Осмотрев монастырские запасы зерна, они заявили аббатиссе, ссылаясь на положения Евангелия о равенстве всех людей, что излишки зерна надо не продавать, а раздавать нуждающимся, и тут же стали грузить зерно на подводы и увозить. Этот эпизод показывает, как сильно зазвучало крестьянское требование равенства.

Читайте также:
Программа чтобы печатать двумя руками

В последние дни марта 1525 г . во время «перемирия» в Верхней Швабии все замки и монастыри оставались под угрозой, а многие из них были вынуждены сдаться осаждавшим их крестьянам. Нарастание революционного настроения наблюдалось и в городах. Правда, власти верхнешвабских городов были на стороне господ.

Однако по признанию самих властей «простой люд» городских общин симпатизировал крестьянам и оказывал им помощь.—Руководители Швабского союза выражали опасение, что дальнейшие успехи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горожан, что даже городские власти захотят использовать ситуацию в своих интересах, а это означало бы начало распада самого Швабского союза и подрыв мощи всей княжеско-феодальной системы. Убедившись в том, что дальнейшее развитие событий ведет к консолидации сил крестьян и городских низов, руководители Швабского союза нарушили перемирие и напали на крестьянские отряды Верхней Швабии.

Возглавлявший военные силы Швабского союза Георг Трухзес рассчитывал внезапным нападением внести в ряды крестьян раскол и подорвать силу их сопротивления. Расчет Трухзеса оказался ошибочным.

Возмущение крестьян, вызванное этим вероломным актом, создало благоприятную почву для революционной пропаганды и явилось предпосылкой нового общего подъема массовых революционных действий, распространившихся за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда по всей Средней Германии. Отдельные отряды крестьян оказывали Трухзесу ожесточенное сопротивление.

В горных районах, недоступных для рыцарской конницы, Трухзес вынужден был перейти к позиционной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трухзес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его собственному выражению, близость военной катастрофы. Спасло его лишь то, что ему удалось деморализовать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и, действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу апреля 1525 г . основные силы верхнешвабских крестьян были разбиты, после чего Трухзес смог направить свои войска на север в сторону Франконии и Средней Германии, где создавались новые очаги движения.

Ограничение

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник: studfile.net

Всеобщая история. Германия. Крестьянская война.1524-1525.

Крестьянская война в Германии в 1524–1525 годах вошла в историю как самое крупное народное выступление в Европе XVI веке.

Территория: Священная Римская империя, разрозненные части Германии: Швабия, Франкония, Тюрингия; Швейцария, Эльзас (Франция) Зальцбург и Тироль (Австрия) и др.

  • борьба против гнёта светских и духовных феодалов.,
  • ликвидация политической раздробленности.
  • усиление реакции о стороны феодалов,
  • захват общинных угодий,
  • увеличение поборов крестьян (барщины и оброка),
  • ограничение личной свободы крестьян,
  • обнищание крестьянства и городского плебса, вызванное процессом «первоначального накопления капитала».

Плебс – это представитель простого нарда.

Состав участников и их цели.

  • требовало возвращения захваченных дворянами общинных земель,
  • сокращение оброка и барщины,
  • уничтожение личной зависимости крестьян,
  • отмена церковной детины.
  • объединение германских земель,
  • сделать императора реальной главой объединённой Германии.

Вождь народного движения – Томас Монцер.

Призывал к созданию на основе общности всех имуществ «царства Божьего на земле», выступал против власти дворян, за народовластие, уравнительство.

  • «Статейное письмо» Мюнцера и его сторонников, в котором всем дворянам предлагалось отказаться от своих привилегий и начать жить и трудиться как обычные люди. «Вся власть должна быть отдана трудовому народу».
  • программа «12 статей».
  • Хейльброннская(Гейльброннская) программа, выгодная рыцарству. Составлена в городе Гейльбронне (Хейльбронн)для предполагавшегося съезда представителей крестьянских отрядов и вы­ра­жав­шая ин­те­ре­сы не толь­ко кре­сть­ян­ст­ва, но и бюр­гер­ст­ва, а так­же ры­цар­ст­ва. Про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла ряд пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на ог­ра­ни­че­ние про­из­во­ла кня­зей и уси­ле­ние вла­сти императора: вве­де­ние об­ще­им­пер­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, еди­ной мо­не­ты, уни­фи­ка­цию сис­те­мы мер и ве­сов, от­ме­ну внутренних та­мо­жен­ных по­шлин, се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных иму­ществ в поль­зу рыцарства и др. Однако съезд не состоялся, так как в ию­не 1525 года кре­сть­ян­ские от­ря­ды бы­ли раз­би­ты.
  • отмена личной зависимости крестьян,
  • возврат общинной собственности,
  • ликвидация церковной деятельности,
  • ограничение барщины, оброка,
  • разрешение каждой деревне самостоятельно выбирать себе священника,
  • отмена второстепенных повинностей,
  • сокращение арендной платы.
Читайте также:
Какая программа лучше перспектива или планета знаний

Хроника событий.

  • 26 мая 1524 г. Начало восстания, выступление в Форхейме, успешное: на сторону крестьян перешла община города, бургомистр и солдаты.
  • Выступление в Нюрнберге, толпу крестьян г разогнали при помощи пушек.
  • Лето 1524 г. — центром восстания стал город Штюлинген. Повстанцев возглавил бывший солдат Ганс Мюллер.
  • В городе Вальдсгут крестьяне объединились с горожанами и создали Евангельское братство. Они решили, что будут платить налоги только императору Священной Римской империи.
  • Еще более радикальными стали требования сторонников проповедника Томаса Мюнцера. Они предлагали объединения христиан в братство для борьбы с духовными и светскими властями.
  • Начало 1525 года – восстание перекинулось на регион Альгой на границе современной Австрии и Германии.
  • Апрель 1525 года- Георг фон Вальдбург начал боевые действия против повстанцев.
  • Другой противник восставших – ландграф Филипп Гессенский.
  • Июнь 1525 года – победа над повстанцами в Тюрингии.
  • Осень 1525 года – восставшие потерпели поражение на территории Германии.
  • Весна 1526 года — восставшие потерпели поражение на территории в Австрии.

Исторические личности.

Лидеры восставших:

Томас Мюнцер, Яков Рорбах, Флориан Гайер, Готфрид фон Берлихинген, Михаэль Гайсмайр.

Командующие войсками Священной Римской империи: Георг фон Вальдбург, Филипп I Гессенский.

  • разрозненность,
  • недостаточная организованность выступлений крестьян,
  • неумение всех слоёв оппозиции подняться над местными интересами,
  • переход богачей на сторону феодалов во главе с Мартином Лютером, который жестко осудил действия восставших, назвав их «разбойничьими шайками».
  • Гибель большого количества повстанцев. Численность восставших крестьян достигала 300 тыс. Около 100 тыс. из них погибло.
  • Разгром повстанцев не только на территории Священной Римской империи, но и Австрии.

Значение.

Это была первая попытка в Германии свергнуть феодальный строй революционным путём.

  • увеличение поборов с крестьян,
  • усиление личной зависимости крестьян от феодалов,
  • усиление власти феодалов.

Источник: poznaemvmeste.ru

Политические проекты периода Крестьянской войны в Германии

История бренда BMW

1. Политические проекты периода Крестьянской войны в Германии

«12 статей», «Статейное письмо»,
«Гейльброннская программа»
Прохорова Мария
Рябошапка Ирина
Савина Ксения
Шиловская Полина

2. Томас Мюнцер (ок.1490-1525)

Крестьянская
война (15241526) – пик
революционной
борьбы

3. «12 статей» (1525)

Относительно умеренные и
конкретные требования:
Необходимость
выборности и
сменяемости духовных
лиц общинами
Обязательность отмены
крепостного права
Уменьшение размера
податей, оброков и
барщины
Устранение произвола в
управлении и судах и т.д.
Титульный лист «Двенадцати статей»

4. «Двенадцать статей» — манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, часть требований крестьян в борьбе за свои права.

5.

В этой статье авторы призывают отменить законы, согласно которым простым
людям было запрещено свободно ловить дичь, птицу и рыбу. При выдвижении
этого требования, авторы опирались на цитату из книги Бытия:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;
мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и
владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким
животным, пресмыкающимся по земле
В пятой статье составители призывают отменить установления, согласно
которым простым людям запрещалось свободно пользоваться лесами:
«В-пятых, отягощены мы также и с использованием леса. Ибо наши господа
присвоили исключительно себе все леса… И когда деревенский человек в чёмлибо нуждается, то должен покупать за двойные деньги. Вот наше мнение:
леса, освоенные, но не купленные мирянами или клириками, должны снова
перейти в руки всей общины. Община подобающим образом распоряжается,
чтобы каждый по нужде мог брать себе безвозмездно в дом для топлива, а
также, когда понадобится плотничать, однако, с ведома выбранных на то
общиною людей»
Шестая статья посвящена барщине. Следует отметить, что составители не
требуют её отмены, но выступают лишь против чрезмерных поборов

Читайте также:
Программы вакцинаторы это в информатике

6.

В этой статье говорится о взаимоотношениях господина и крестьянина.
Отныне, крестьянин получает землю от своего господина и владеет ею на
основании соглашения с господином. Господин не имеет права требовать
от крестьянина какой-либо дополнительной работы и не должен ни к чему
его принуждать, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений
пользоваться землёй. Однако, здесь же оговаривается, что «если
господину потребуется служба, то крестьянин должен более других быть
для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от
которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за
подобающую плату».
7
8
9
Восьмая статья посвящена оброку. Как и в случае с барщиной в
шестой статье, составители не требуют отмены оброка, но призывают
господ пересмотреть земли и установить оброк по справедливости
«так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый
работник достоин платы своей»
В девятой статье составители высказывают своё недовольство
действующими штрафами:
«Мы чрезмерно отягчены большими штрафами, ибо постоянно вводят
новые постановления и наказывают нас, не соображаясь с делом, а по
вражде или угодливости. Наше мнение таково: наказывать нас по старым
писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу»

7.

В десятой статье составители высказывают своё
недовольство незаконным присвоением лугов и пашен.
Авторы заявляют, что хотят вернуть их в общее
пользование.
10
Одиннадцатая статья посвящена отмене «посмертного побора,
который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как
правило присовокуплялся и побор «за допуск» к наследству.
11
12
«Мы никогда не потерпим и не позволим, чтобы против Божьей чести
и правды у вдовы и сирот отнимали их достояние… И те, которые
должны были бы защищать и охранять нас, обдирали бы и обчищали
нас, и будь у них больше прав, они отняли бы и всё остальное. Этого
Бог больше не потерпит, это должно быть устранено совершенно».
Двенадцатая статья, названная «Общим решением» подводит
итог всему вышеизложенному. Составители утверждают, что
это их окончательное мнение, и что всё, написанное выше —
основывается на священном писании. Документ заканчивается
словами «мир Христов да будет со всеми вами».

8. «Статейное письмо» (1525)

9. «Гейльброннская программа»

(Авторы: Вендель Гиплер и Фридрих Вейганд)
Преобразования, направленных на ограничение
произвола князей и усиление власти
императора:
Введение общеимперского законодательства,
единой монеты
Унификация системы мер и весов
Отмена внутренних таможенных пошлин
Секуляризация церковных имуществ в пользу
рыцарства
Возможность выкупа феодальных повинностей
за взнос
Съезд в Гейльбронне не состоялся

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru