1 целевые программы что это такое

Комплексные целевые программы и проекты – организационная форма целеполагания

Организационной формой целеполагания являются комплексные целевые программы и проекты.

Понятие «программа» близко к понятию «проект». Поэтому нередко программно-целевое управление называют управлением по проекту. Однако синонимичное употребление этих терминов обоснованно тогда, когда речь идет о крупном проекте, имеющем, как правило, национальное значение. В этих случаях складывается целая отрасль научного знания – система управления проектами, в рамках которой изучаются основы управления проектированием, создание модели управления проектом, фазы его разработки и реализации, ресурсного и кадрового обеспечения и т.п.

В собственно же программно-целевом управлении проект выступает как структурный элемент крупномасштабной программы национального характера. Он конкретизирует программу, содержит более подробный перечень и характер работ, необходимых для достижения цели. Программа – комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей.

Управление и финансирование целевых программ

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам.

Общегосударственные программы – программы достижения крупных общенациональных целей, охватывающих все сферы общественной жизни.

Функциональные программы – многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей.

Региональные и муниципальные программы – программы, разрабатываемые в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

В свою очередь, каждая из типов программ содержит подтипы, различающиеся по определенным признакам, связанным с целями, объемом, глубиной преобразований, уровнями, на которых программа разрабатывается.

Особое место занимают научно-технические программы. Как и любые другие комплексные программы, они содержат совокупность мероприятий, предусматривающих достижение определенных целей (научные открытия, создание новых образцов техники, новых технологий и т.д.).

В комплексной научной программе должны содержаться ответы на вопросы:

– какова главная цель программы;

– кто, каким путем и в какие сроки будет ее реализовывать;

– какие ресурсы требуются для реализации программы и каковы источники их поступлений;

– кто, где, когда и как именно будет использовать результаты реализованной комплексной программы.

Общими чертами всех программ, независимо от их содержания, объема и т.д., являются:

– их направленность на цель, на конечный результат, будь то результат хозяйственный, политический, научно-технический и т.д.;

– наличие в программе системы не только количественных, но и качественных показателей;

– объединение в определенных организационных рамках под общим руководством и управлением всех организаций, исполнителей, независимо от их ведомственной и территориальной принадлежности, от самого начала до окончания работ;

В Перевальском районе выполняется реализация государственной целевой программы

– четкое распределение прав, обязанностей и ответственности между всеми организациями, исполнителями;

– строгая и четкая координация и увязка функций организаций, звеньев как различных уровней (по вертикали), так и одного уровня (по горизонтали);

– гибкая система управления, отвечающая особенностям программы, максимально приближенная к исполнителям.

Еще одна особенность программ, может быть, и не всех, но народнохозяйственных, общегосударственных обязательно, состоит в том, что они носят межотраслевой, межведомственный характер, позволяющий преодолеть местничество, ведомственность, которые отрицательно сказываются на народном хозяйстве.

Программно-целевой подход выражает объективную диалектику единства компонентов социальной системы, подчиненность, согласованность частей с целым. Крупные народнохозяйственные и социально-политические цели, цели общесистемные являются направляющим и организующим началом в функционировании и развитии отдельных компонентов экономики, в решении конкретных задач.

Одним из вариантов программно-целевого подхода является мультипликационный (умножающий, увеличивающий) подход к управлению. Мультипликационный эффект – целостный, интегральный эффект, превышающий эффект нововведения какой-либо одной части системы.

Суть этого подхода состоит в том, что эффект, полученный в результате одного нововведения в технике и технологии, производстве, управлении и т.д. в силу системности общества, производства при соответствующей организационной работе порождает цепную реакцию, распространяется по всей системе, увеличивая эффективность системы в целом. Этот подход применим не только в производстве, но и в социальной жизни, культуре.

Главная идея мультипликационного подхода состоит в том, чтобы выявить и оценить не только эффект нововведения как такового, но и интегральный, системный эффект, то есть эффект, учтенный в рамках всей системы. При этом речь должна идти не только об экономическом, но и о социальном, идеологическом, экологическом эффекте.

Мультипликационные программы ставят своей целью не только создание новшества, но и его широкое распространение в системе.

Программно-целевой подход историчен, конкретен. Нет такого подхода вообще, безотносительно к конкретно-историческому обществу на определенной ступени его развития, к конкретному виду управления.

Читайте также:
Futuron что это за программа и нужна ли она

Принятию программы предшествует длительная и сложная подготовка. Эта предварительная работа включает две стадии – подготовительную и предварительную.

На подготовительной стадии осуществляется выбор проблемы, решаемой программой, очерчиваются возможные границы, масштабы проблемы. В результате в органы управления представляется проблемная записка, на основе которой принимается решение о предварительной разработке программы.

На предварительной стадии глубоко анализируется состояние программы, подготавливаются исходные задания по ее разработке. Здесь точно очерчивается общественная потребность, определяются главная цель и совокупность крупных подцелей, устанавливаются целевые нормативы и варианты укрупненных мероприятий по достижению целей, потребные ресурсы, ориентировочные сроки и ответственные исполнители. На этой стадии осуществляются прогнозные расчеты – целевые и экстраполяционные, определяются границы и структура программы, составляется программа работ по организации разработки и реализации программы, обсуждается возможная система управления программой.

После проведения этой предварительной работы разрабатывается целевая программа.

Разработка программы ведется поэтапно. Поначалу, как правило, осуществляется целевая разработка (структуризация исходной цели, построение «дерева целей»). В результате обрисовывается комплекс функционально выраженных подцелей программы с оценками относительной важности каждой подцели и количественно выраженными целевыми нормативами, разрабатываются варианты комплексов объективно выраженных целей, при этом цели оформляются в виде функционально или объективно выраженных потребностей, которые удовлетворяются в случае достижения основной цели.

В целом проектирование и создание комплексов (комплексных программ) предполагает:

– определение возможных альтернатив;

– выделение ресурсов, необходимых для достижения цели;

– проектирование и создание системы управления и организации комплекса;

– создание механизма функционирования и управления комплексом.

Программно-целевое управление содержит стадии:

– познавательную, информационную – изучение ситуации, настоящего и, возможно, будущего состояния системы, выявление проблем, ресурсов и перспектив – это предцелевая стадия;

– целевую – формулирование главной цели, ее расчленение на подцели, строительство «дерева целей»;

– практически-стратегическую – выработка стратегии реализации цели, разработка и описание мероприятий, средств и путей осуществления стратегии, достижения цели;

– организационную – создание системы как совокупности организаций, необходимых для достижения цели, реализация программы, формирование органа управления системой организаций, участвующих в программе;

– реализационно-практическую – осуществление программы системой соответствующих организаций;

– результирующую – подведение итогов.

Реализационно-практическая стадия обязательно содержит перечень мер, которые следует принять для реализации поставленной цели. Причем исключительно важно скоординировать и субординировать эти мероприятия.

Весьма ответственной и трудной задачей является сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта. В решении этой задачи при условии полной или частичной сравнимости альтернатив различают два подхода. Первый – сравнение по конечным результатам. Этот подход внешне весьма заманчив, но практически трудно реализуем. Второй – сравнение на базе ресурсов.

Этот подход достаточно рационален и часто используется на практике.

Для того чтобы избежать ошибок при выборе альтернатив в условиях большой неопределенности, иногда идут параллельными путями к достижению одной цели. Правда, это дорогостоящее дело. Однако бывают программы, предусматривающие достижение целей настолько важных для общества (скажем, оборонные программы), что общество вынуждено идти на дополнительные затраты.

Поиск альтернатив, их оценка и выбор – область управления, где меньше всего возможна формализация. Это область творческой работы человека, и, прежде всего, человека-руководителя. В то же время нельзя недооценивать формальные методы и средства. Наоборот, системный подход, в том числе и такие его формы, как комплексная целевая программа, создает широкие возможности для применения математических методов и электронно-вычислительной техники.

В самом деле, целевую программу можно представить в виде системы матриц, по горизонтали которых располагаются исполнительские организации, а по вертикали – поставленная цель или этапы ее достижения. На основе теории матричного исчисления и с использованием ЭВМ можно анализировать и синтезировать состояние дел, принимать рациональные решения относительно сроков и ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).

Разрабатываются директивный (на весь срок реализации программы) и календарные (по видам отдельных работ и срокам их выполнения) сетевые графики. В календарных графиках программа в целом и ее крупные блоки, выделенные в матрицах, расчленяются на частичные мероприятия и операции, которые осуществляются исполнительскими группами и отдельными исполнителями по операционным планам. Результаты реализации сетевых графиков на основе теории графиков и сетей могут быть обработаны на ЭВМ с точки зрения опять-таки сроков и ресурсов. Эти результаты регулярно сообщаются вышестоящим органам, руководству программы и исполнительским организациям, которые в случае необходимости корригируют процесс реализации программы.

Для выполнения этой работы создаются специальные информационные центры, оснащенные ЭВМ, набором периферийной и терминальной техники и обслуживаемые квалифицированным персоналом. Таким образом, управление реализацией программы можно вести в автоматизированном режиме, что позволяет руководству, избавившись от мелких текущих дел, вести творческую работу.

Читайте также:
Capture что это за программа и нужна ли она

Обобщая вышеизложенное, сформулируем следующие выводы:

1. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной, или генеральной, цели.

2. Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Особое место в их ряду занимают научно-технические программы и проекты, которые предусматривают создание новых идей, ноу-хау, новых технологий и образцов техники.

3. Сегодня программно-целевой метод управления является очень распространенным во всем мире и во многом определяющим среди других. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное и финансовое обеспечение.

Источник: 3ys.ru

Понятие целевой программы

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

  • · характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  • · основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

перечень программных мероприятий;

  • · обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  • · механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • · оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:

  • · специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • · достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • · измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • · привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ».

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Читайте также:
Программа фреесофт для чего

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Источник: studwood.net

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

(entitlement program) Американский термин, обозначающий программу государственных расходов, получатели средств по которой имеют законодательно закрепленное право на соответствующие выплаты. Таким образом, правительство не может по своему усмотрению решать, кто должен получать средства в рамках данной программы; стоимость программы заранее не устанавливается и не может быть ограничена политическим решением без соответствующего принятия конгрессом поправок к программе. Наличие крупномасштабных целевых программ, таких, как программы социального обеспечения и медицинского обслуживания «Медикэр», резко осложняет решение проблемы ограничения совокупных бюджетных расходов, поскольку все сокращения расходов могут касаться только нецелевых разделов бюджета.

Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

комплекс объединенных одной генеральной целью научных исследований, опытно-конструкторских работ, производственно-технологических и организационных мероприятий, охватывающих ряд стадий процесса «исследование — производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

Источник: slovaronline.com

Основные этапы программно-целевого планирования

Процесс программно-целевого планирования предусматривает следующие этапы.

  • 1. Разработка стратегических (генеральных) целей.
  • 2. Определение конкретных, детализированных целей, достижение которых необходимо для достижения стратегических целей, на заданный период планирования (2, 5, 10 лет).
  • 3. Определение путей и средств их достижения.
  • 4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

К числу проблем, которые приходится решать, относятся:

  • • распределение ограниченных ресурсов при программно-целевом планировании;
  • • адаптация к внешней среде;
  • • внутренняя координация деятельности;
  • • систематическая подготовка и переподготовка персонала. Практика показала, что применение программно-целевого планирования при управлении компанией позволяет приблизить плановые показатели к фактическим и обеспечить успешное развитие объекта управления на планируемый период.

Широкое применение программно-целевое планирование находит при государственном стратегическом планировании. Разрабатываются государственные целевые программы по важнейшим направлениям деятельности. Государственные целевые программы разрабатываются в регионах. На начало 2012 г. было утверждено и выполняется 17 государственных программ города Москвы. Разработке государственных программ предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития на соответствующие периоды.

Классификация и примеры целевых программ

По содержанию целевые программы подразделяются:

  • • на социально-экономические — решение проблем социального характера и благосостояния населения;
  • • научно-технические — решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники;
  • • производственно-экономические — решение крупных межотраслевых народнохозяйственных проблем;
  • • территориальные — решение комплексных проблем освоения новых территорий и других задач регионального развития;
  • • экологические — решение проблем экологического характера.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Паспорт государственной программы.

II. Характеристика текущего состояния.

III. Приоритеты политики Правительства Москвы в сфере реализации государственной программы. Цели, задачи и индикаторы государственной программы.

IV. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы и подпрограмм государственной программы.

V. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования.

VI. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы.

VII. Обоснование объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной подпрограммы.

VIII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

IX. Методика оценки эффективности и результативности государственной программы.

XII. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012—2016 гг.».

XIII. Подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012—2016 гг.».

XIV. Подпрограмма «Москва — инновационная столица России» на 2012-2016 гг.».

XV. Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012—2016 гг.».

XVI. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы и их значениях по годам реализации.

XX. Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями города Москвы по государственной программе.

XXII. Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов бюджета города Москвы, федерального бюджета и юридических лиц на реализацию целей государственной программы.

Использование программно-целевого планирования — эффективный инструмент стратегического управления как при управлении отдельной компанией или корпорацией, так и при государственном управлении отдельным регионом, муниципальным образованием, страной в целом.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru