Инструментом решения многих государственных проблем является программа.
Целевая программа – это совокупность направлений действий, увязанных в пространстве, по времени, содержанию, ресурсам, исполнителям, ориентированных на достижение единой цели в ходе решения масштабной проблемы общества. Программа социально-экономического развития страны представляет собой комплексную систему целевых ориентиров развития общества и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения. Отличие программ от планов состоит в том, что первые обычно формулируются в терминах направлений по достижению программной цели, представляемых конкретное поле деятельности для исполнителей, и состоят из блоков планов.
Разработка целевой программы использует такие принципы как рациональность, подотчетность и адекватность условиям осуществления. Их достижение предполагает использование:
— учета политической, социальной, правовой, экономической и административной составляющей,
— выгодности осуществления программы по сравнению с начальным состоянием явления,
1 Целевые параметры планирования
— разработки ориентиров для контроля достижения целей по отрезкам времени,
— составления сметы расходов (бюджета),
— корректировки доходов и расходов в процессе выполнения программы,
— учета форс-мажорных обстоятельств.
Государственные целевые программы классифицируются:
1) по направленности развития – вещественные, информационные, совмещенные,
2) по степени включения внешних связей – внешние и внутренние,
3) по уровню территориального деления – государственные, субъекта РФ, местные,
4) по производственно-хозяйственному признаку – общие, отраслевые, региональные,
5) по продолжительности – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные,
6) по охвату целей – одноцелевые и многоцелевые.
7) По признаку объектов, на которые распространяется действие программы: региональные и территориальные, отраслевые, программы развития ресурсного потенциала, производственные и маркетинговые, внешнеэкономические, организационно-управленческие программы.
Структура целевой программы включает в себя следующие основные блоки:
— целевой (определение системы целей и целевых задач),
— исполнительный (разработка системы направлений для мероприятий),
— ресурсный (выявление необходимых ресурсов и поиск их источников),
— организационный (организация разработки и выполнение программы).
Разработка типовой целевой программы включает следующие этапы последовательности:
- Анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами
- Определение целей и задач с выделением генеральной линии и характеристикой подпрограмм в составе программы
- Обоснование мероприятий отдельных подпрограмм, сроков их исполнения, содержания и поиск исполнителей
- Расчет потребности в ресурсах, выявление источников и способов их получения, обоснование финансирования
- Выбор организационных форм управления разработкой и осуществлением контроля за реализацией программы. Составление плана-графика ее выполнения
- Оценка эффективности программы в целом, в том числе подпрограмм и крупных мероприятий
- Обобщение сводных показателей программы, то есть ее индикаторов
На целевую программу составляется паспорт, который включает в себя: наименование программы,
1С:ERP Урок 1. Общие сведения о прикладном решении
— основание для ее разработки, наименование заказчика, ссылку на основного разработчика программы,
— исполнителей и соискателей, цели и задачи ее исполнения, сроки реализации, объемы и источники финансирования, ожидаемые конечные результаты, систему организации контроля.
Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и проведения органами управления системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей устранения, подавления, смягчения возникшей проблемы.
Программно-целевому планированию и управлению свойственны следующие черты:
— четкая постановка и систематизация целей, которых надо достичь, чтобы решить проблему, представление их в виде дерева целей и задач,
— переход от совокупности системно организованных целей и задач к системе целереализующих действий, мероприятий, проведение которых ведет к ослаблению или снятию проблем,
— установление средств, ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий в заданные сроки, и источников поступления ресурсов,
— задействование организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных мер, контроля за их исполнением и обеспечением со стороны органов управления.
Признаки целевых экономических программ: программность, целеориентированность, комплексность, ресурсообеспеченность, результативность.
В странах с централизованно управляемой экономикой наблюдается тяготение к директивным, распорядительным формам государственного программно-целевого планирования. В странах со смешанной, переходной экономикой за центральными органами власти сохраняются полномочия установления круга программных проблем, определения целевых установок программного комплекса, утверждения принятых к исполнению целевых программ. В странах с развитой рыночной экономикой государственные целевые программы инициируются и принимаются государственными органами, финансируются из средств государственного бюджета, реализуются на основе государственных заказов и контрактов организациями разных форм собственности.
Организация разработки и управления реализацией государственных целевых программ предусматривает:
- Наличие государственного заказчика программы в лице государственного органа, наделенного полномочиями распределения бюджетных и иных средств, выделяемых на программу, и формирования задания на разработку программы
- Назначение разработчиков программы в лице проектных, исследовательских организаций, привлекаемых заказчиком для подготовки участников программы
- Формирование заказчиков дирекции целевой программы, осуществляющей оперативное управление, координацию действий участников программы
- Принятие решений о разработке и утверждении проекта программы высшими органами государственной исполнительной власти.
Принципиальная схема разработки целевой программы
Тема 7 Планирование закупок (поставок) продукции (работ, услуг) для государственных нужд и
Поделиться с друзьями:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Генерация страницы за: 0.009 сек. —>
Источник: studopedia.su
1С:Управление целевыми программами
«1C:Управление целевыми программами» — программный продукт, предназначенный для автоматического планирования, утверждения, наблюдения за реализацией (мониторинга), а также оценки эффективности программ: целевых (на различном уровне — от федеральных до ведомственных или муниципальных) и адресных инвестиционных.
Эффект внедрения:
- Сокращение времени на создание критериев оценки;
- Сокращение времени на согласование программ;
- Быстрая оценка инвестиций проекта;
- Построение наглядного мониторинга исполнения проектов;
- Быстрое формирование различной отчетности.
- Система индикаторов и критериев оценки (создание системы показателей итогов исполнения программ; формирование критериев, подкритериев оценивания результативности и эффективности, которые используются на этапах реализации инвестиционных проектов и целевых программ);
- Разработка концепции (отражение основных целей программы, описание ее задач, мероприятий и ресурсов, необходимых для реализации; экспертиза концепции — оценивание с помощью набора комплексных критериев; утверждение, отправка на доработку или отклонение концепции при помощи интегрированной системы визирования);
- Разработка и утверждение программ (возможность разработки программ группой с применением механизма детальных документов; встроенный механизм визирования действующих программ, а также возможность их корректировки; определение значимости целей программы, ее мероприятий и показателей);
- Мониторинг, отчетность, оценка (создание системы мониторинга исполнения программ, сбор и сведение отчетов исполнителей программ; оценивание результативности и эффективности программ);
- Оперативный мониторинг (наблюдение за текущим состоянием рабочей системы – отражение сведений о документах, которым в ближайшее время необходимо уделить внимание)
- Анализ исполнения (анализ исполнения программ на этапе финансирования; анализ исполнения в пункте показателей мероприятий).
Источник: ric-1c.ru
Презентация на тему Целевые программы как инструмент государственного управления
закон
Региональный уровень
● Закон Пермского края «О бюджетном процессе в
Пермском крае»
● Постановление Правительства Пермского края
Муниципальный уровень
● Постановление администрации муниципального
образования Пермского края
Слайд 4Классификация целевых программ
по уровню реализации: ●
федеральные ● региональные ● муниципальные по принадлежности: ● ведомственные ● межведомственные по срокам
реализации: ● краткосрочные ● среднесрочные ● долгосрочные
Слайд 5Классификация целевых программ
по функциональной ориентации:
● социальные
предусматривающие меры
социальной поддержки населения, а также структурные преобразования
в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.
● экологические
направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий
● инновационные
обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства
● научно-технические
связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники, которые основаны на достижениях фундаментальных исследований, с решением прикладных проблем в науке, технике, технологии
● фундаментальные
исследования, направленные на получение фундаментальных основ науки
Слайд 6Базовые принципы разработки целевых программ
● легитимность
● нормативность
● реальность
● вариативность
● конкретность целей и
задач
● контролируемость
● ответственность
Слайд 7Процесс формирования целевых программ
● отбор проблемы
● формирование «дерева»
целей
● определение потребности в ресурсах
● разработка модели программы (мероприятия)
● выбор
критериев оценки
Слайд 8Критерии отбора проблем для решения программно-целевым методом
соответствие приоритетным направлениям социально-
экономического развития
устойчивость (долговременность) результата
реализации программы
● достижимость поставленных задач в установленный
срок
● возможность концентрации ресурсов
Слайд 9Типовая структура целевой программы
Слайд 10Разделы целевой программы
● Паспорт
● Общие положения (объект, предмет регулирования
и сфера действия целевой программы)
● Обоснование
необходимости решения проблемы программно- целевым методом
● Цели и задачи
● Целевые показатели
● Контрольные точки
● Система программных мероприятий
● Механизм реализации
● Оценка ожидаемых результатов
● Источники финансирования
● Финансово-экономическое обоснование
Слайд 11Целевые программы, реализуемые в Пермском крае
программы
● Краевые целевые программы
● Долгосрочные целевые программы
● Ведомственные целевые программы
Слайд 12Расходы на государственные программы Пермского края в
2016 году
Слайд 13Целевые программы в системе документов стратегического планирования
Пермского края
Устав Пермского края
Закон ПК «О планировании
социально-экономического развития Пермского края»
Программа
социально-экономического развития края
Сценарные условия
(краткосрочный прогноз)
Бюджет Пермского края
Указ губернатора
«О целях, задачах и целевых показателей деятельности Правительства края»
Кодификатор
целей и задач социально-экономического развития края
План
действий Правительства края
(целевые программы, проекты, мероприятия)
Слайд 14Инициаторы разработки и реализации целевых программ в Пермском
крае
ведомственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти
государственные программы – руководитель исполнительного органа государственной власти края, Аппарата Правительства и Администрации губернатора Пермского края
Слайд 15Источники финансирования целевых программ в Пермском крае
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Федеральный
бюджет
Краевой бюджет
Местный бюджет
Внебюджетные источники
Слайд 16
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ — степень достижения результатов
программы по отношении к плановым показателям
ПРОГРАММЫ – соотношение результатов, достигнутых вследствие реализации программы, и финансовых затрат, связанных с её реализацией
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ – систематическое наблюдение за ходом реализации целевых программ с целью оценки, контроля и прогнозирования эффективности использования средств бюджета края, а также достижения целевых показателей
Слайд 17Критерии оценки реализации целевой программы в Пермском крае
●
степень достижения плановых целевых показателей программы
● соотношение плановых и фактически произведенных расходов на реализацию программы
Источник: thepresentation.ru