1.1. Программное обеспечение. Основные этапы решения задач на эвм. Жизненный цикл программного средства
Программа — упорядоченная последовательность команд компьютера для решения задачи. Программное обеспечение (sowtware) – совокупность программ обработки информации и документов, необходимых для их эксплуатации.
Программное обеспечение принято по назначению подразделять на базовое, системное, прикладное и инструментальное.
ПО распределяется на несколько уровней. Каждый вышележащий уровень повышает функциональность системы
- Базовое ПО отвечает за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами и, как правило, программные средства входят непосредственно в состав базового оборудования и хранятся в специальных микросхемах ПЗУ. Программы записываются в микросхемы ПЗУ на этапе производства и не могут быть изменены в процессе эксплуатации (хотя возможнаперепрошивка такого ПО при помощи программатора).
- Системное ПО – переходный. Программы обеспечивают взаимодействие прочих программ компьютерной системы с программами базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением (драйверы). Совокупность программного обеспечения системного уровня образует ядро операционной системы компьютера.
- Служебное ПО (сервисы, утилиты) – автоматизация работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы. Для расширения и улучшения функций системного ПО.
- Прикладное ПО – комплекс прикладных программ, с помощью которых на рабочем месте обеспечивается выполнение конкретных задач.
- Постановка задачи:
- сбор информации о задаче;
- формулировка условия задачи;
- определение конечных целей решения задачи;
- определение формы выдачи результатов;
- описание данных (их типов, диапазонов величин, структуры и т. п.).
- Анализ и исследование задачи, модели:
- анализ существующих аналогов;
- анализ технических и программных средств;
- разработка математической модели;
- разработка структур данных.
- Разработка алгоритма:
- выбор метода проектирования алгоритма;
- выбор формы записи алгоритма (блок-схемы, псевдокод и др.);
- выбор тестов и метода тестирования;
- проектирование алгоритма.
- Программирование:
- выбор языка программирования;
- уточнение способов организации данных;
- запись алгоритма на выбранном языке
- программирования.
- Тестирование и отладка:
- синтаксическая отладка;
- отладка семантики и логической структуры;
- тестовые расчеты и анализ результатов тестирования;
- совершенствование программы.
- Анализ результатов решения задачи и уточнение в случае необходимости математической модели с повторным выполнением этапов 2-5.
- Сопровождение программы:
- доработка программы для решения конкретных задач;
- составление документации к решенной задаче, к математической модели, к алгоритму, к программе, к набору тестов, к использованию.
- каскадная модель (70-85 г.г.);
- спиральная модель (86-90 г.г.).
Источник: studfile.net
1.1.3.1 Введение в управление проектами. Жизненный цикл проекта
Жизненный цикл разработки. SDLC (2020)
Тема 2. 2. Жизненный цикл программного обеспечения (Этапы подготовки и решения задач на ЭВМ)
На ЭВМ могут решаться задачи различного характера, например, научно-инженерные задачи, задачи разработки системного программного обеспечения, обучения, управления производственными процессами и т. д. В процессе подготовки и решения на ЭВМ научно-инженерных задач можно выделить следующие этапы:
— математическое описание задачи;
— выбор и обоснование метода решения;
— алгоритмизация вычислительного процесса;
— решение задачи на ЭВМ и анализ результатов.
В задачах другого класса некоторые этапы могут отсутствовать, например, в задачах разработки системного программного обеспечения отсутствует математическое описание.
Перечисленные этапы связаны друг с другом. Например, анализ результатов может показать необходимость внесения изменений в программу, алгоритм или даже в постановку задачи. Для уменьшения числа подобных изменений необходимо на каждом этапе по возможности учитывать требования, предъявляемые последующими этапами. В некоторых случаях связь между различными этапами, например, между постановкой задачи и выбором метода решения, между составлением алгоритма и программированием, может быть настолько тесной, что разделение их становится затруднительным.
Описанный выше процесс решения задачи на ЭВМ может быть рассмотрен как жизненный цикл программного обеспечения, решающего эту задачу. В этом случае для обозначения этапов жизненного цикла программы в литературе обычно используют другую терминологию, приведенную ниже.
Жизненный цикл программного обеспечения включает в себя шесть этапов:
— тестирование, оптимизация и отладка;
Рассмотрим эти этапы подробнее.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Презентация на тему Жизненный цикл программы или этапы решения задач
основные этапы.
На примере задачи о нахождении длины и площади окружности рассмотреть ключевые моменты решения задач:
— постановка задачи;
— построение математической модели;
— составление блок схемы;
— написание листинга программы с помощью системы программирования Borland C++ Builder;
— тестирование программы.
Результат исследования – запуск программы на выполнение.
Слайд 4Основные этапы решения задач
Слайд 5 Решение задач включает следующие этапы, часть из
которых осуществляется без участия ЭВМ.
1. Постановка задач:
сбор информации о задаче;
формулировка условия задачи;
определение конечных целей;
описание данных.
2. Построение математической модели.
3. Построение алгоритма:
выбор формы записи алгоритма (блок-схема, табличная и др.);
запись алгоритма.
4. Программирование:
выбор языка программирования;
выбор способа представления данных;
запись алгоритма на выбранном языке;
выбор тестов и методов тестирования.
5. Тестирование:
проверка работоспособности программы.
Слайд 66. Отладка:
анализ результатов тестирования;
устранение ошибок, совершенствование программы.
7. Сопровождение программы:
доработка программы для решения
конкретных задач;
составление документации к использованию.
Алгоритм — это последовательность действий, приводящих решению поставленной задачи.
Программа – одна или несколько последовательностей связанных команд (инструкций), которые, будучи выполнены компьютером, реализуют определенную функцию или операцию.
Язык программирования — совокупность средств, предназначенная для описания алгоритмов, реализуемых в программах ЭВМ.
Тестирование устанавливает факт наличия ошибки.
Отладка выясняет её причину.
Слайд 7Постановка задачи:
Написать программу вычисления длинны окружности и
площади круга.
— длина окружности
S — площадь круга
радиус не может иметь отрицательное значение
Описание математической модели задачи:
Слайд 8Построение алгоритма в виде блок – схемы
Программирование:
Выбор
языка программирования
Программа написана в интегрированной среде разработки
приложений Borland C++ Builder, базирующаяся на объектно-ориентированном расширении языка С++
Выбор способа представления данных
Слайд 93. Листинг программы
#include
#pragma hdrstop
#include
#include
«Radius_.h»
//—————————————————————————
#pragma package(smart_init)
#pragma resource «*.dfm»
TForm1 *Form1;
//—————————————————————————
__fastcall TForm1::TForm1(TComponent* Owner)
: TForm(Owner)
>
//—————————————————————————
void __fastcall TForm1::Button1Click(TObject *Sender) // щелчок по кнопке Вычислить
float r; // радиус
float L; // длина окружности
float S; // площадь круга
if ( (Edit1->Text).Length() == 0) // проверим, введены ли данные в поле Радиус
MessageDlg («Надо ввести радиус», mtInformation, TMsgDlgButtons() Text) .Length() == 0)
Edit1->SetFocus();
return;
>;
r=StrToFloat (Edit1->Text); // получить данные из поля ввода
L=2*M_PI*r; // вычислить длину окружности
S=M_PI*r*r; // вычислить площадь круга
// вывести результаты
Label3->Caption=»Длина окружности:» + FloatToStrF(L,ffGeneral,7,2);
Label4->Caption=»Площадь круга:» + FloatToStrF(S,ffGeneral,7,2);
>