Методика развития речи – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием процессов речевого развития подрастающего поколения и разработкой методологии развития речи ребенка, закономерностей организации образовательной деятельности для этого.
Методика развития речи, будучи отдельной научной отраслью, имеет:
- Объект исследования. Методика исследует речевое развитие ребенка раннего и дошкольного возраста, особенности становления речи детей на разных возрастных этапах.
- Предмет методики. Предметом методики развития речи выступают процессы речевого становления ребенка, особенности и закономерности формирования речевых навыков.
- Функциональную роль. Она сводится к выполнению двух групп функций:
- Теоретические функции – обеспечение теоретических основ деятельности по речевому развитию подрастающего поколения. Методика формирует теорию реализации образовательной деятельности, ориентированной на речевое развитие детей;
- Технологические функции – формулирование методологии и технологии реализации речевого развития воспитанников. Методики определяет продуктивные приемы и методы речевого развития и их практическое применение.
- Принципы реализации речевого развития. В развитии речи предполагается опора на общедидактические принципы и методические принципы организации обучения. К основным принципам методики развития речи относится принцип связи сенсорного, интеллектуального и речевого развития ребенка, коммуникативного подхода в развитии речи, опоры на различные виды детской деятельности, формирования осознанного отношения к языковой деятельности, воспитание «чувства языка», мотивации речевой деятельности, одновременного развития всех сторон речи и создания условий активной речевой практики в образовательном процессе.
Чат педагогов
Про этапы развития речи у ребёнка
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Следует, также отметить, что методика развития речи имеет психологическую основу реализации. Она предполагает учет психических параметров развития ребенка и опора на теорию развития речи и речевой деятельности при разработке программ речевого развития и методов обучения речевым навыкам.
Функциональная роль методики развития речи как научного знания, предполагает реализацию основных функций методики на следующих уровнях:
«Научные основы методики развития речи»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Методологические основы развития речи
В качестве методологии развития речи используются положения материалистической философии о языке, как:
- средстве общения;
- способе социального развития подрастающего поколения;
- продукте общественно-исторического развития;
- способе связи речевой деятельности с мыслительным процессом.
Данные основы необходимы для понимания сущности развития речи, особенностей ее формирования в разные возрастные периоды. Эти данные позволяют выработать основы педагогической деятельности, воздействия на речевое развитие ребенка.
Лекция «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста как научная и учебная дисциплина»
Язык выступает объектом исторического развития общества. Он формируется в ходе этапов развития общества и отражает традиции народа, особенности культурного развития на определенном этапе развития общества. Язык является важным условием существования человеческого общества.
Язык, лежит в основе человеческого общения. Посредством него реализуется социальное взаимодействие, которое стимулирует развитие личности.
Социальное общение и взаимодействие – ведущий фактор речевого развития. В ходе общения происходит сознательное усвоение ребенком речи. Ребенок не запоминает фразы механически, а придает им смысловую основу только в процессе общения.
Характеризуя язык в качестве средства общения происходит его рассмотрение с коммуникативной точки зрения – он обладает коммуникативными функциями. Это задает основы использования коммуникативного подхода в формировании речи дошкольников.
Также, методика развития речи опирается на роль развивающего образовательного пространства, в котором находится ребенок, и в котором формируется его речь. Воздействие окружающей среды стимулирует речевое развитие. Потому, она наполняется определенными компонентами, в ней создаются ситуации общения и используются специальные методы и приемы организации коммуникативного взаимодействия воспитанников.
Языковая деятельность тесно связана с мыслительными процессами. Язык выступает средством выражения мыслей личности, тогда как речь помогает эту мысль сформулировать, при применении специальных речевых средств. Это обуславливает в речевом развитии ребенка использование приемов развития и активизации мыслительных процессов организма.
Развитие речи предполагает формирование ее содержательной стороны. Лексическое наполнение речи тесно связано с умственным развитием ребенка, с его ознакомлением с окружающим миром. При этом, познание окружающего мира реализуется через язык, который стимулирует формирование мыслительной деятельности.
Источник: spravochnick.ru
Программа развития речи в детском саду
Программа развития речи детей определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки, которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе, предусматривает воспитание определенных качеств личности.
Программа построена с учетом важнейшего положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; главных дидактических принципов — систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается прохождение на каждом возрастномэтапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания; материал соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).
Примерные вопросы для анализа программы:
1. Задачи развития речи в разных возрастных группах, их сравнение, выяснение преемственности и усложнения (по разделам «Задачи воспитания»).
2. Программа ознакомления с окружающим и словарной работы. Расширение круга представлений об окружающем. Усложнение требований к словарю детей. Программа овладения детьми прилагательными, числительными, обобщающими существительными, перечень слов для обозначения цвета, величины, формы, пространства и времени.
3. Программа воспитания звуковой культуры речи. Требования к звукопроизношению, дикции, качествам голоса, выразительности речи. Воспитание фонетического слуха как новая задача в старшей и подготовительной к школе группах.
4. Программа воспитания разговорной речи. Навыки речевого общения.
5. Программа обучения рассказыванию. Сравнение видов детских рассказов и их качества.
6. Программа ознакомления с художественной литературой. Перечень умений, навыков, способностей, формируемых при восприятии художественных произведений и в работе с книгой. Усложнение характера и увеличение количества художественных произведений, предназначенных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Истоки с овременных программ находятся в первых программных документах детского сада. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 30-х гг. делался на работе с книгой и картинкой. С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.
В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной группе (впервые выделенной) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте.
«Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983—1984) является основой разработки современного содержания обучения. В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и построена на основе деятельностного подхода (требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы). Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.
Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык».
Впервые задачи развития речи и ознакомления с окружающей жизнью даны отдельно, «с учетом того, что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование выразительных средств, сравнений, определений, овладение элементами, словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим, что оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инсценировки, драматизации и др.)»1.
В программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.
Прослеживается и перспективность развития речи детей (на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем).
Программа детского сада имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах.Богатый словарь, умения ясно, точно выражать мысли, пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения и овладения всеми учебными предметами.
В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются вариативные программы. Среди них «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Развитие» (науч. рук. Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.
Ушакова).
В программе «Радуга» учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. В средней группе поставлена самостоятельная задача подготовки к обучению грамоте, в старшей и подготовительной— обучения чтению1.
В программе «Детство» выделены разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга», которые содержат для каждой группы характеристику задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. В конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены, содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.
Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам1.
В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.
Источник: studopedia.info
Научные основы программы развития речи и ее структура кратко
Система работы по развитию речи в детском саду с учётом возрастных особенностей.
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания.
В методике развития речи наблюдалась известная односторонность в постановке задач перед детским садом. Основное внимание методистов было обращено на использование детской художественной литературы.
Методика развития речи – это педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду [4, с. 68].
Основная задача методики разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности
Методика развития речи дает ответ на такие основные вопросы [2, с. 93]:
1) чему учить (какие речевые умения воспитывать у детей);
2) как учить (какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи, при каких условиях
3) почему именно так учить (какими данными теории и практики обосновываются предлагаемые способы развития речи).
Связь МРР с другими науками языкознание психология психолингвистика дошкольная педагогика анатомия физиология детская литература методика обучения русскому языку в начальной школе.
На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) размещены проекты более чем двадцати программ дошкольного образования. Каждая из рекомендованных программ разработана в соответствии со всеми необходимыми требованиями образовательного стандарта, формулирует задачу по становлению речевой культуры дошкольников, при этом имеет свои особенности по масштабу содержательной части и приоритетной направленности.
Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы разрабатывается педагогами дошкольного учреждения на основе одной из комплексных или парциальных программ и утверждается заведующей детского сада.
Составители комплексных программ придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм, т. е. обучение, воспитание и развитие осуществляются во всех направлениях, способствуя всестороннему и гармоничному развитию воспитанников [2, с. 96].
В парциальных программах акцент делается на одно направление в обучении и воспитании ребёнка. При таком подходе перед педагогом будет стоять задача реализации грамотного комбинирования нескольких узких целевых программ.
Примерная программа является апробированной моделью реализации образовательного процесса, которая рекомендована профессиональным экспертным сообществом для применения.
Педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций могут самостоятельно рассмотреть тот или иной проект примерной программы дошкольного образования.
Кроме того, в основу программы положены данные психологии в смежных наук об овладении ребенком устной речью и особенностях его познавательной деятельности, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях [2, с. 100].
Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал имеет сложную структуру, так как соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, быт, занятия и др.).
Программа развития речи создана с учетом, главных дидактических принципов – систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности; в ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (т. е. прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания).
Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каждое общее требование программы воспитатель должен научиться конкретизировать.
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой) [4, с. 70].
Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами.
Итак, ведущей задачей педагогической работы воспитателей детского сада является формирование у воспитанников высокого уровня владения родным языком. Развитая речь – необходимое условие гармоничной социализации, комфортного психического самочувствия, выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми, достижения отличных результатов в учёбе.
В программе содержатся три раздела: целевой, содержательный и организационный раздел. Соответственно в каждом разделе две части — обязательная часть и часть формируемая участниками образовательного процесса.
Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками.
Синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
– обогащение словаря детей, перевод слов в активную речь;
– обучение обозначению словами некоторых признаков предметов;
– формирование умения обозначать словами свои и чужие действия;
– развитие произносительной стороны речи;
– совершенствование диалогической речи как средства общения.
развитие диалогической речи;
создание условий для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
обогащение словаря детей;
формирование грамматического строя речи;
развитие произносительной стороны речи;
развитие предпосылок связанной речи.
развитие умения отвечать на вопросы и задавать их;
упражнение дошкольников в умении поддерживать беседу;
обогащение словаря детей;
развитие фонематического слуха;
формирование грамматического строя речи;
формирование связанной речи;
закрепление навыков речевого этикета;
подготовка детей к обучению монологическим типам речи;
формирование умения составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых сказок.
– развитие способностей к выражению своих мыслей;
развитие смысловой стороны речи;
формирование видовых, родовых и отвлеченно- обобщенных понятий;
развитие навыков анализа и синтеза предложений;
развитие и совершенствование связанной речи;
подготовка к освоению письменных форм речи;
обучение основам связанных монологических высказываний.
Средства развития речи:
1. Игровая деятельность
2. Познавательно-исследовательская деятельность;
3. Совместная деятельность педагога с ребенком;
4. Непосредственно образовательная деятельность;
5. Индивидуальная работа;
6. Чтение художественной литературы;
7. Культурная языковая среда [6].
Для авторского замысла было значимо, что социализация предполагает не только адаптацию ребенка к социуму, усвоение готовых норм и форм социальной жизни, способов взаимодействия с объектами материальной и духовной культуры, но и выработку совместно со взрослым собственного социально-личностного опыта и ценностных ориентаций, определяющих поведение и деятельность дошкольника [5].
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Реализованные в программе принципы гуманизации и культуросообразности дошкольного образования, обусловливают развитие дошкольника в процессе активного взаимодействия с культурой. Это отвечает присущей современным образовательным системам стратегической цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.
В развитии связной речи важным становится реализация в обучении детей взаимосвязи диалогической и монологической речи.
Младший возраст – освоение разговорной речи.
Средний возраст – развитие инициативности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей типам монолога.
Старший дошкольный возраст – работа над развитием творческой речевой деятельности ребёнка и выразительности его речи, развитие индивидуальных способностей, воспитанием интереса к речи как особому объекту познания.
В словарной работе выделяются несколько взаимосвязанных направлений работы: обогащение словаря новыми словами, уточнение его и активация.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется правильному употреблению слов, обозначающих действия, качества и свойства, названия некоторых материалов, растений, некоторых домашних и диких животных. В этом могут помочь творческие упражнения, отгадывание описательных загадок [ 5 ] .
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по активизации в словаре названий предметов и материалов, живых существ и среды их обитания.
В старшем дошкольном возрасте проводится работа, направленная на формирование умения осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые понятия. Дети осваивают слова, связанные с дифференцированием цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый).
В подготовительной к школе группе дети знакомятся с метафорой.
Содержание работы по освоению грамматически правильной речи определяется авторами программы тремя направлениями: морфологией, синтаксисом, словообразованием.
В младшем дошкольном возрасте дети учатся осваивать структуру простого предложения, пользоваться системой окончаний для выражения рода, числа, падежа, времени, использовать слова с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности.
В средней группе дети свободно пользуются простыми предложениями (полными, распространенными, с однородными членами). Рассказывая о сюжетных картинах, употребляют сложноподчиненные предложения.
В старшем дошкольном возрасте, наряду с развитием умения конструирования разных типов простых предложений (полных, распространенных, с однородными членами) и употребления некоторых типов сложных синтаксических конструкций, обращается внимание детей на подбор речевых форм, адекватных определённому контексту.
Центральная направленность в работе по освоению звуковой культуры речи, — воспитание правильной, выразительной и чёткой речи.
Младшие дошкольники овладеют умением слышать и воспроизводить звуковой образ слова, воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием.
В среднем дошкольном возрасте задачи усложняются в части овладения произношением трудных звуков (свистящих, шипящих, [л], [р]), а так же самостоятельного регулирования интонации и силы голоса в зависимости от содержания высказывания [5].
К старшему дошкольному возрасту акцент в работе смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительной речи. Воспитателям рекомендуется побуждать детей читать стихи и пересказывать литературные произведения с разным ритмом речи и интонации, пользоваться логическим ударением.
Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2010. –111 с.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина — М.: Владос, 2013. – 456 с.
- Методика организации словарной работы с детьми старшего дошкольного возраста в доу
- Лист термометрии образец в детском саду
- Функции коллективного договора кратко
- Успехи современной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями кратко
- Эпоха петра 1 кратко презентация
Источник: obrazovanie-gid.ru