В процедурную часть социологической программы не входит такой элемент как

Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа.

В качестве структурного элемента области эмпирической социологии, обозначенной как методология анализа данных, выделена: восходящая стратегия анализа (проверки описательных гипотез; поиск эмпирических закономерностей, начиная с простых и заканчивая сложными для формирования новых гипотез).

Следует особо остановиться на использовании пары понятий: восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегии анализа. Что касается просто пары понятий “восходящая стратегия и нисходящая стратегия”, то она используется в эмпирической социологии в разных контекстах. Например, для обозначения выборочной стратегии в исследовании.

Если сбор информации осуществляется по так называемому методу “снежного кома”, то это пример восходящей выборочной стратегии. Такая стратегия используется обычно для изучения латентных социальных групп (наркоманов, скрытых алкоголиков и т. д.). С нисходящей выборочной стратегией мы сталкиваемся при формировании выборки, исходя из структуры генеральной совокупности. Это является типичным для изучения общественного мнения. Разумеется, в рамках одного и того же исследования одновременно могут использоваться как нисходящая, так и восходящая стратегии формирования выборки.

Что такое: Программа социологического исследования?

Такую пару терминов можно использовать и для характеристики логики исследовательского процесса в целом, а именно для обозначения двух подходов к изучению социальной реальности. Мы их обозначили как статистическую и гуманитарную традиции (подходы, парадигмы) в эмпирической социологии. Известно, что латентные социальные группы, в отличие от других, целесообразнее изучать по восходящей стратегии, т. е. не только стратегия формирования выборки носит восходящий характер, но и все исследование в целом построено по восходящей стратегии изучения таких групп.

Пара “восходящая стратегия анализа данных и нисходящая стратегия анализа данных” составляет основу для формирования в социологическом исследовании логики анализа данных, логической схемы анализа. Социолог выбирает стратегию анализа данных исходя из специфики своего исследования (цели, задачи, гипотезы). Рассмотрим несколько исследовательских ситуаций.

Предположим, у социолога нет четко обозначенных гипотез ни описательного, ни объяснительного характера. Разумеется, в расплывчатой форме они всегда существуют.

Ведь социолог, желая “взглянуть” на социальную реальность через призму какого-то подхода, отвечает на вопросы “Что изучать? ” и “Зачем и для достижения каких целей изучать? ”. Отсутствие четкости в гипотезах требует определенной стратегии при работе с эмпирическим материалом. Сначала социолог в “мешке” с информацией наводит “косметический” порядок и ищет простые эмпирические закономерности.

Их можно назвать и регулярностями. Прежде всего он выделяет сами эмпирические индикаторы, если их нет. С этой ситуацией мы сталкиваемся при работе с текстовой информацией. Мы с вами выделяли элементарные обоснования и элементы в контексте применения метода неоконченных предложений. Первые из них и являлись эмпирическими индикаторами.

Лекция 2 Программа социологического исследования 2 1 Методологическая часть программы

При работе с биографиями людей, с текстами полуформализованных и свободных интервью естественным образом появляется необходимость в анализе, условно говоря, “поведения” отдельно взятого эмпирического индикатора. Затем возникает потребность в анализе совместного “поведения” двух эмпирических индикаторов, в анализе их взаимосвязей. Таким образом, логика анализа эмпирии строится по восходящей (от частного к общему) стратегии. Начальный этап такой стратегии ѕ первичный анализ / первичная обработка данных.

Социолог, исходя из восходящей стратегии, последовательно ищет ответы на вопросы, такие как: не объединяются ли эмпирические индикаторы в какие-то группы, а объекты ѕ в классы. К примеру, похожие в определенном смысле объекты представляют собой некий класс, а взаимосвязанные между собой эмпирические индикаторы могут образовать некую группу. Вполне возможно, что объекты, отнесенные к одному и тому же формальному классу, являются однотипными. А группа эмпирических индикаторов может интерпретироваться как некий специфический социальный фактор.

У социолога могут быть четко обозначены гипотезы исследования. В этом случае логика анализа может строиться как в рамках восходящей, так и нисходящей стратегий. Выбор стратегии зависит от характера гипотез и от того, какими априорными знаниями (знания, имевшиеся до проведения исследования) располагает исследователь. Допустим, что источником эмпирической информации является индивид; техника сбора данных жестко структурирована; в исследовании проверяются только описательные гипотезы. Тогда также необходимы восходящие, от частного к общему, стратегии анализа.

В отдельно взятом социологическом исследовании возможно сочетание восходящей и нисходящей стратегий анализа. Та и другая стратегии могут быть реализованы на практике с помощью одних и тех же методов, приемов, способов “обработки” информации. Например, к таковым относятся так называемые методы математической статистики (это такая область математической науки, которая в определенной мере как бы обслуживает науки, работающие с эмпирическим материалом) и методы многомерного анализа. Сюда включаются и такие методы, применение которых теоретически может быть необоснованно. В том смысле, что закономерности, полученные для выборки, нельзя распространить (перенести) на всю генеральную совокупность.

Читайте также:
Программа для звука ас3

Программа социологического исследования — один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методолгическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.

Задачи — отдельные части исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени как действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов и т.п.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта исследования — это » моделирование» исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза задает направлению исследованию, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу. Можно выделить несколько типов гипотез. Во-первых, основные (центральные) и выводные (гипотезы следствия). Они логически взаимосвязаны, но различаются по степени обобщенности.

Во-вторых, с точки зрения задач исследования — основные и неосновные. В-третьих, по степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те оперируются в ходе исследования. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез.

В-четвертых, по содержанию предположений о предметной области проблемы -описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — предположения о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами объекта. Объяснительные гипотезы относятся к предположению о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.

Основные требования к формулировке гипотез:

· не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяемая;

· не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

· должна быть проста;

· должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в соответствии их с целями и задачами исследования, которые имеют ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т.е. описание способа сбора, обработки и анализа социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности. Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании — репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов в целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т.е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации — наблюдение, анкетирование и т.п. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, карточки наблюдения и т.д.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких прикладных компьютерных программ.

Читайте также:
Программа не видит msvcr100 dll

Источник: lektsia.com

Тема 6 Система основных понятий (категориальный аппарат) исследования политических процессов

6.1 Понятие «политический процесс» как базовое при научном анализе политической действительности.

6.2 Субъекты политических процессов.

6.3 Категории «политическая деятельность» и «политические отношения».

6.4 Политические процессы и политические институты.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит своеобразие социологических методов исследования по сравнению с другими формами социальных исследований?

2. В чем заключаются недостатки и преимущества социологических опросов?

3. Какие из наиболее характерных ошибок допускаются в процессе проведения социологических исследований?

4. Для чего необходимы шкалы? Для получения какого типа информации подбирается тот или иной вид шкал?

5. Как обеспечить репрезентативность при проведении массовых опросов?

6. Как составить анкету? Какие правила необходимо учитывать при её составлении?

7. Что такое социометрический опрос? В чем заключаются его главные особенности?

8. Перечислите основные ошибки в проведении массового социологического опроса?

9. Какую роль в социологических исследованиях играет процедура шкалирования?

10. В чем заключаются процедурные отличия в проведении массовых и экспертных опросов? В каких случаях используются тот или иной способ опроса?

11. Что делает использование социологических методов составной частью системного подхода в управлении?

12. Какая информация служит основной для составления социоматрицы?

13. Какие виды групп можно выделить на основе социометрического опроса?

14. Каких целей и результатов можно достичь путем проведения социометрических опросов?

15. Приведите основные виды социометрических критериев. В чем заключается роль социометрического критерия?

16. Охарактеризуйте основные типы социограмм.

17. Что дает использование социометрического индекса? Что можно измерить с помощью социометрического индекса?

18. Как подобрать эксперта? Какими качествами он должен обладать?

19. В каких случаях целесообразно использование экспертных опросов?

20. Чем с точки зрения технологии отличается процедура проведения экспертного опроса от массового?

21. Что следует принимать во внимание при проведении итогов экспертной оценки?

22. В чем принципиальное отличие метода Дельфы от других методов экспертной оценки?

23. Почему при принятии решений оценка экспертов в настоящее время ценится гораздо выше, чем оценка по группе количественных показателей?

24. В каких управленческих ситуациях вообще целесообразно использование методики Дельфы?

Задания для СРС:

1. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть?

а) разработка рабочего плана;

б) интерпретация и операционализация понятий;

в) обоснование выборки;

г) разработка схемы сбора и анализа исходных данных.

2. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента?

3. Какой метод экспертной оценки применяется для анализа процессов с использованием аналогов?

б) синектический метод;

в) эвристического прогнозирования;

4. Какой социометрический критерий лежит в основе вопроса «С кем из членов группы Вы хотели бы работать над данной программой?»

5. Какой метод опроса целесообразно использовать для выявления электоральных предпочтений в обществе?

а) фокусированное интервью;

б) телефонный опрос;

в) массовый опрос;

г) почтовый опрос.

6. Какой из нижеперечисленных процедур нет в процедурной части программы социологического исследования?

а) формулировка проблемы;

б) разработка рабочего плана исследования;

в) обоснование выборки;

г) разработка схемы сбора и анализа исходных данных.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3 (2 часа)

1. Какую альтернативу (таблица 3) следует избрать в соответствии с требованиями методики Дельфы?

Таблица 3 Попарное сравнение признаков в экспертном опросе

Соотношение параметров Эксперты ∑ баллов Средняя оценка
Х1 и Х2
Х1 и Х3 1,6
Х1 и Х4
Х2 и Х3 0,2
Х2 и Х4 1,4
Х3 и Х4

2. Самостоятельно подберите данные и проведите расчет коэффициента конкордации при анализе конкретной управленческой ситуации. Придумайте условия для такой задачи.

3. Составьте варианты номинальной, ранговой и интервальной шкал.

4. Рассчитайте групповые индексы исследуемой организации при помощи таблицы 4. Охарактеризуйте результаты тестирования. Дайте характеристику каждому из семи участников группы. На основе приведенных в матрице данных постройте социограмму.

Таблица 4 Схема обоснования выборочной совокупности,

используемая при опросе профессорско-преподавательского

Уровень квалификации Данные о параметрах квоты в генеральной совокупности Число человек, подлежащих отбору по выделенному признаку
Абсолютное число %
Профессор
Доцент
Ассистент
Аспирант
Итого

Тема 7 Особенности исследования политических процессов (основные методологические подходы)

7.1 Основные этапы разработки методологии исследования политических процессов.

7.2 Структура политического знания.

7.3 Теория политической модернизации.

7.4 Теологический, натуралистический, социоцентрический и культурологический подходы к изучению политических явлений и процессов.

7.5 Рационально-критические подходы к исследованию политических явлений и процессов. Модели политического конфликта и политического консенсуса.

7.6 Социологические методы анализа политических процессов.

7.6.1 Методы сбора данных.

7.6.2 Методы анализа полученных данных.

7.7 Методы экспертных оценок.

Контрольные вопросы:

1. В каких случаях целесообразно использование социальных технологий?

Читайте также:
Геоглобус программа для военных системные требования

2. Что такое модель? Каким свойствам она должна соответствовать?

3. В каких случаях и для каких целей используется имитационное моделирование?

4. Охарактеризуйте подход Дж. Форрестера к построению динамических моделей.

5. Как построить модель?

6. Что означает понятие «принцип моделирования»? Какие принципы Вы можете назвать?

7. Каковы цели научного программирования?

8. Чем отличаются деловые игры от организационно — деятельностных игр?

9. При использовании каких методов реализуется функция программирования?

10. Как организовать процесс программирования?

11. Что такое технологии программирования? С помощью каких инструментов эти технологии могут быть реализованы?

12. Чем режим программирования отличается от функций моделирования и принятия решений?

13. Что такое декомпозиция целей? В каких случаях целесообразно использовать этот метод?

14. На каких доводах основано предположение, что система управления станет более эффективной, если руководители среднего звена будут участвовать в её проектировании?

15. При каких обстоятельствах руководитель высшего уровня сталкивается с необходимостью выбора альтернатив модели системы формирования решений?

16. Как обеспечить сопоставимость альтернатив при принятии управленческих решений?

17. Почему с точки зрения системного подхода выгодно проводить личные встречи лиц, принимающих участие в решении проблемы? При каких обстоятельствах такие встречи нежелательны?

18. В чем суть морфологического метода? В каких случаях его обычно применяют?

19. Почему морфологический анализ принято относить к инструментальным методам?

20. Какие способы количественной оценки риска Вы знаете? При помощи каких показателей можно составить представление о величине риска в реализации какого-либо мероприятия?

21. Каковы главные критерии эффективного решения?

22. Что такое «рингишо»? На что нацеливает использование этого метода?

Задания для СРС:

1. Какой процесс нельзя смоделировать?

· динамика фонда заработной платы;

2. Каких моделей нет вообще?

3. Характер какой функции имеет рост численности населения на вновь осваиваемой территории?

4. Характер какой функции имеет природообразующая деятельность человека?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №4 (6 часов)

1. Разработайте критерии принятия решения для следующих стратегических целей:

· открытие частного колледжа;

· выбор помещения для прачечной;

· организация частного детского сада.

2. Составьте морфологический ящик для исследования проблем пассажирского транспорта в крупном городе.

3. Составьте условия задачи на оценку риска. Произведите необходимые расчеты и объясните полученные результаты.

4. Произведите анализ среды интересующей Вас отрасли с помощью методики SWOT.

Таблица 5 метод SWOT

Возможности Угрозы
Сила
Слабость

5. Произведите ту же операцию с использованием таблицы профиля среды.

Таблица 6 Таблица профиля среды

Факторы среды Важность для отрасли Влияние на организацию Направленность влияния Степень важности
А В С Д=АхВхС

Факторы А, В и С определяются посредством экспертной оценки по соответствующим шкалам:

1) А = (3 – большая, 2- умеренная и 1 – слабая);

2) В = (3 – сильное, 2 – умеренное, 1 –слабое, 0 – отсутствие влияния);

30 С = (=1 – позитивная; -1 – негативная)

6. Постройте теоретико-игровые модели наиболее крупных конфликтов в последние годы.

7. Опишите проблемную ситуацию, разрешение которой требует использование метода «рингишо». Постарайтесь обосновать целесообразность его использования.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .

Источник: studopedia.org

Контрольные упражнения

Самостоятельно подберите данные и проведите расчет коэффициента конкордации при анализе конкретной управленческой ситуации.

Придумайте условия такой задачи. 3.

Составьте варианты номинальной, ранговой и интервальной шкал. 4.

Рассчитайте групповые индексы исследуемой организации при помощи табл. 3.4. Охарактеризуйте результаты тестирования. Дайте характеристику каждому из семи участников группы. На основе приведенных в матрице данных постройте социограмму. 5.

Какой элемент социологической программы не входит в ее процедурную часть?

а) разработка рабочего плана;

б) интерпретация и операционализация понятий;

в) обоснование выборки;

г) разработка схемы сбора и анализа исходных данных.

6. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста рес- пондента?

а) номинальная; б)порядковая;

7. Какой метод экспертной оценки применяется для анализа про- цессов с использованием аналогов?

б) синектический метод;

в) эвристического прогнозирования;

8. Какой социометрический критерий лежит в основе вопроса «С кем из членов группы Вы хотели бы работать над данной программой?»

9. Какой метод опроса целесообразно использовать для выявления электоральных предпочтений в обществе?

а) фокусированное интервью;

б) телефонный опрос;

в) массовый опрос;

г) почтовый опрос.

10. Какой из нижеперечисленных процедур нет в процедурной части программы социологического исследования?

а) формулировка проблемы;

б) разработка рабочего плана исследования;

в) обоснование выборки;

г) разработка схемы сбора и анализа исходных данных.

Источник: uch.click

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru